В настоящее время во внешкольном обучении выявилась явная тенденция снижения роли и значения Дворцов, Домов школьников и других учреждений в деле воспитания подрастающего поколения. Результаты подобной недооценки хорошо зарекомендовавших себя форм внешкольной работы трудно предсказуемы. Ребенок, лишившись возможности посещать занятия в интересном для него кружке, зачастую оказывается не в среде сверстников, увлеченных тем же делом, а в разношерстной компании, местом сбора которой нередко являются подвалы, подъезды, всевозможные «тусовки», где тон нередко задают лидеры с криминальными наклонностями или даже криминальным прошлым.
Необходимо не сокращать, а расширять сферу внешкольного охвата детей, отказаться от остаточного принципа в финансировании внешкольных учреждений, снисходительного подхода в определении профессионального уровня педагогических кадров, работающих в качестве методистов, лаборантов и руководителей кружков, все это чревато серьезными последствиями. Педагогическая общественность, властные структуры не должны оставлять без внимания проблему внешкольной занятости детей, не допускать на них аморального воздействия среды, придать внешкольному обучению и воспитанию приоритетное значение [1].
Внешкольная работа с учащимися проводится в свободное время детей. Основное ее назначение - формирование у детей познавательного интереса к различным областям знаний, воспитание социальной активности, потребности в различных видах деятельности, развитие талантов и способностей, пробуждение интереса к профессиям, непрерывное и последовательное воспитание качеств всесторонне развитой личности в процессе организации свободного от уроков времени.
Ведущую роль в повышении общеобразовательного уровня детей играет школа. Она закладывает основы знаний учащихся. Внешкольные учреждения углубляют и дополняют знания, полученные в школе. Они не могут и не должны дублировать школу, они выполняют образовательную функцию по-своему.
Внешкольную работу организуют и проводят руководители кружков совместно со школой, родителями и общественностью. Эта работа таит в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей, она способствует целенаправленной, содержательной организации свободного времени детей. Так как внешкольная работа менее регламентирована, чем учебная деятельность в школе, это дает возможность менять ее содержание, организационные формы и методы [2].
Комплексный подход к организации внешкольной воспитательной работы требует, чтобы педагог полнее и всесторонне использовал развивающие и воспитывающие функции различных видов деятельности детей. В первую очередь он организует познавательную деятельность кружковцев, воспитательная ценность которой заключается в том, что в ней удовлетворяются индивидуальные интересы учащихся к различным областям знаний, развиваются творческие способности детей, воспитывается любознательность, наблюдательность, происходит умственное воспитание и развитие школьников.
Личность руководителя кружка раскрывается в процессе реализации его знаний, умений, отношений с детьми, родителями, учителями и т. д. Наиболее рельефно она проявляется в методах его работы. Знания, умения, весь методический арсенал руководителя кружка реализуется через его личностные качества.
Формы внешкольной познавательной деятельности школьников, применяемые руководителем кружка по сравнению с учебным процессом школы, более разнообразны. Важной формой образовательной работы с подростками, мы считаем вечера вопросов и ответов. К таким вечерам мы готовим консультантов и сбор вопросов интересущих детей. В качестве консультантов привлекаются квалифицированные и авторитетные люди. Их ответы на вопросы подростков должны быть лаконичными, но аргументированными и убедительными с использованием ярких примеров, фактов, иллюстраций. Только в таком случае можно удовлетворить любознательность и пытливость подростков.
Периодическая информация о новостях жизни и науки, доводится через кружковые устные журналы. Их своеобразие состоит в том, что они проводятся регулярно через определенные интервалы времени. Их материал несет новую, свежую информацию в противном случае они не вызовут интереса у детей. Для таких встреч приглашаются ученые из Казахского Национального Университета, Института зоологии, Академии наук, практических работников зоопарка, зоокомбината.
Большой познавательный интерес проявляется у детей, когда проводятся клубы кинопутешествий. В начале года составляется программа, намечаются маршруты путешествий, заказываются кино- или видеофильмы, готовятся комментарии к ним, после просмотра в обязательном порядке проводится их обсуждение. В яркой, занимательной форме дети приобщаются к миру, получают ценные сведения по биологии, о разных странах мира, проникаются уважением к другим народам и государствам.
Особое место в жизни ребят занимают познавательные игры интеллектуального содержания, викторины, шарады, ребусы, кроссворды. Урок-игра «Море в комнате», уроки занимательной аквариумистики, занимательной ихтиологии, занимательной гидроботаники и т. д. Хорошо их использовать в сочетании с различным вечерами, КВНами и другими детскими праздниками. Интеллектуальные игры готовятся так, чтобы они были доступны ребятам, с учетом их уровеня знаний.
Немаловажную роль играет показ результатов деятельности кружковцев, то есть их публичные выступления с докладами, с рефератами на вечерах, празднике «День охраны окружающей среды», на конференциях МАН.
Элемент соревновательности, гласность, связанная с воздействием на личность общественного мнения, поощрения стимулируют творческую энергию кружковцев, дают определенный образовательный и воспитательный эффект, способствует вовлечению в кружковую работу новых ребят.
Успех трудовой деятельности зависит от организации, ибо один и тот же труд может иметь различный воспитательный эффект. Среди условий, усиливающих положительное отношение школьников к труду, можно отметить следующее: общественная значимость труда, сочетание общественной направленности труда с личными интересами ребят, взаимосвязь общественно-полезной деятельности с трудовым обучением и профориентацией, постепенное усложнение трудовых заданий, их посильность, сочетание добровольности и обязанности при выборе трудовых дел «Дворец - наш дом, мы - хозяева в нем» - под таким девизом проводится работа по организации самообслуживания, которое было введено во Дворце в целях улучшения трудового воспитания кружковцев. Самообслуживание предполагает уборку кабинетов, уход за комнатными растениями, аквариумами, террариумами, дежурство по Дворцу и многое другое.
Кружовцы изготовляют для кабинета различные наглядные пособия и материалы дидактического характера, проводят ремонт влажных и сухих препаратов, ремонт коллекций и гербариев, изготавливают и ремонтируют электроприборы, аквариумы.
Профориентация в кружке - один из видов совместной деятельности руководителя и кружковцев по ознакомлению с профессиями, по формированию психологической и нравственной готовности к труду в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями. Руководитель кружка проводит разнообразную профориеитационную работу. Заполнив «Анкету интересов», руководитель совместно с ребятами инициативной группы составляют план работы, проводят диспуты на темы выбора профессии, организуют экскурсии на предприятия (Алматинский рыбопитомник, зоопарк, лаборатории Национального университета, госрыбинспекцию), устраивают вечера интересных встреч с людьми труда (ихтиологами, рыбоводами, егерями).
За годы работы многие кружковцы поступили в высшие и средние специальные учебные заведения: Казахский Национальный Университет, Алматинский медицинский институт, Калининградский институт рыбного хозяйства, Астраханский институт рыбной промышленности, Владивостокский институт рыбной промышленности, Гурьевский морской рыбопромышленный техникум, Астраханское мореходное училище и т. д.
Одной из важных профессионально-педагогических обязанностей педагогов внешкольных учреждений является воспитание высокой экологической культуры у молодого поколения. Эта проблема встает сейчас особенно остро. Все чаще звучат слова «экологический кризис», «экологические последствия»... Руководитель кружка призван внести существенный вклад в изучение теоретических основ и закономерностей явлений природы, формирование диалектико-материалистического мировоззрения о единстве и взаимосвязи природа и общества.
При Республиканском Дворце школьников, отдел натуралистической работы является методическим центром по экологическому всеобучу школьников Республики. Руководители различных кружков отдела в работе по экологическому воспитанию кружковцев используют новые активные формы работы: защита рефератов; плакатов; конкурсы рассказов и стихов о природе; обсуждение кинофильмов, затрагивающих экологическую тему; рецензирование научно-популярной литературы; ролевые и деловые игры и др. В отделе организованы клубы любителей природы («Голубого» и «Зеленых» патрулей), профильные экоотряды; действуют экологические выставки «Природа глазами детей», выставки аквариумных рыб и террариумов, выставки поделок из природного материала; полевые экологические практикумы и выездные лагеря.
Одна из главных задач руководителя кружка, это - формирование у кружковцев экологических знаний и воспитание у них активной жизненной позиции в деле охраны природы.
Сформированный руководителями интерес к проблемам экологии, объединяет кружковцев в экспедиционный научно-исследовательский отряд. Кружковцы ежегодно выезжают в летние, весенние и зимние экологические экспедиции, в заповедники и заказники Республики, где ребята с интересом изучают природу родного края, проводят фенологические наблюдения, вносят практический вклад в дело охраны природы (очищают водоемы от зарастания и мусора; заготавливают солодковые веники для зимней подкормки диких животных; спасают молодь в отшнурованных водоемах в Ушаральском охотрыбхозяйстве - р. Или и т. д.).
Именно с позиций хозяйственного, бережного отношения к природе строится вся природоохранительная работа с кружковцами. Объектами ребячьей заботы и труда непосредственно в городе становятся водоемы и речки Теренкур, Малая и Большая Алмаатинки, Весновка, пруды Алма-Атинского рыбопитомника. Важное значение в экологическом воспитании приобрело прокладывание экологической тропы по речке Теренкур, где дети участвуют в настоящем труде, следят за чистотой берегов и дна реки, за поселившимися живыми объектами на этой территории, помогая им перезимовать холодные и голодные дни и др.
Руководитель кружка осуществляет воспитательную работу не в одиночку, а совместно со всеми учителями и семьями. Координация всей этой многообразной деятельности, придание ей организационного единства, подчинение определенному плану и общей цели - одна из важных задач руководителя кружка.
Взаимодействие - процесс встречный: классный руководитель и учитель биологии информируют руководителя о качествах личности учащихся, об успешности учения школьников по всем предметам, о событиях коллективной жизни, влияющих на учебную деятельность. Руководителю важно знать мнение учителей, их наблюдения и оценку качеств, умений и навыков своих воспитанников. Эта взаимная информация, подкрепляемая совместно проводимыми мероприятиями, служит необходимым условием успешности их совместных действий [3].
Таким образом, усилия внешкольного учреждения устремлены на целенаправленную и эффективную организации свободного времени детей.
Особенности деятельности учителя во внешкольных учреждениях заключаются в том, что работа руководителя кружка строится на принципе добровольности и свободном посещении детьми кружка по интересу; поскольку занятия проводятся с разновозрастным коллективом детей, следовательно, с неодинаковым уровнем познавательного интереса, руководитель планирует свои занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, использует более разнообразные формы и методы работы в развитии познавательного интереса у детей, ведет от начального увлечения к выбору будущей профессии школьника; сформировывает коллектив и организует его деятельность.
Литература:
1. Байдельдинова Г. К. Формирование научных интересов у школьников (через внешкольные детские учреждения). Автореферат кандидатской диссертации. - Алма-Ата, 1981.
2. Ерзунов В. И., Новосельцева Н.А, Федоров В. В. Клуб для подростка. - М.: Просвещение, 1986.
3. Хан Н. П., Байдельдинова Г. К. Педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителей. - Алма-Ата: Мектеп, 1984.