В статье осуществляется философский анализ проблемы изменения бытия и природы человека в эпоху разворачивающегося научно-технического прогресса. Полагается, что на смену биологической эволюции человека, которая подошла к своему пределу, приходит технологическая эволюция человека, в рамках которой и происходят дальнейшие изменения. Трансформация человека в киборга является перспективой будущего, инициированного нанотехнологиями. Подчеркивается опасность происходящих процессов, поскольку они способны разрушить уже имеющиеся у структуры бытия. Делается вывод, что человек должен сохранить равновесие и не потерять гармонию с миром.
Ключевые слова: нанотехнологии, постчеловек, виртуальная реальность, гаджет, киборг, техноэволюция человека.
Главное своеобразие современных попыток по изменению телесности человека от тех, которые совершались ранее, заключается в том, что в настоящее время технологии действительно достигли такого уровня своего развития, что уже способны реально модифицировать человека. Так, уже сегодня определенная часть населения носит в себе синтетические протезы и имплантаты: кардиостимуляторы, сердечные клапаны, коленные суставы, протезы бедра и др. Быстрое развитие науки порождает новые технологические возможности преобразования биологической организации человеческого тела. Следующим шагом в этом направлении будет радикальная трансформация человека. Уже очерчивается перспектива того, что во второй половине ХХI века вполне обыденным для людей станут приобретения более быстрых ног, слышащих ультразвук ушей, видящих радиоволны глаз и других искусственных органов. Указанная ситуация может быть охарактеризована как выход человека за свои собственные пределы. Есть все основания полагать, что эволюция человека переходит в новую фазу, связанную с его биологической трансформацией посредством высоких технологий.
Если обратиться к истории поисков человеческого духа по вопросу расширения предела своих возможностей, то можно заметить, что эта тема волновала человечество всегда. Желание человека преодолеть свои физические и ментальные ограничения, улучшить свое тело и сознание присутствует еще в донаучном мифологическом мировоззрении. Человеку-ограниченному противопоставляется мифологический герой (человек-безграничный), наделенный особыми качествами и уже способный нарушать физические законы этого мира. Основу религиозного мировоззрения составляет идея, что после смерти тела душа обретает новую внетелесную форму существования в другом нереальном мире, блаженствует или мучается, получив воздаяние по своим делам.
Возрождение характеризуется как эпоха творческой свободы и смелых дерзаний человека, эпоха новых талантливых людей («личностей-титанов»), стремившихся к богоравному человеческому творчеству. Так, Дж. Пико делла Мирандола одним из первых в европейской философской традиции высказывает идею о незавершенной и безгранично пластичной природе человека [1].
Эпоха Нового времени и век Просвещения отмечены пафосом научно-технического преобразования мира, тема улучшения тела человека и его сознания приобретает инструментальные, сциентистские и технократические мотивы.
В конце ХIХ века в своей теории основатель философии техники Э. Капп осуществляет масштабную экстраполяцию человеческого тела во внешний мир. Всю культуру в целом и технику, в частности, он рассматривает как продолжение человеческого тела и механическое подражание его различным органам: «Все средства культуры, будут ли они грубо материальной или самой тонкой конструкции, являются ничем иным, как проекциями органов» [2, с. 24]. Э. Капп исходит из антропологического критерия, фактически провозглашая человека центром мироздания, исходным пунктом и конечной целью всех свершений.
В начале ХХ века в работах русских космистов: В. И. Вернадского, В. Ф. Купревича, А. Л. Чижевского, А. П. Сухово-Кобылина, Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского Вселенная и человек предстают в рамках единой системы, эволюционирующей в Космосе, подчиненной общим универсальным принципам. Выдвигается идея активной эволюции человека: он призван преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Привлекает к себе особое внимание работа «Философия общего дела» Н. Ф. Федорова. Весь его труд пронизан верой в мощь науки и разума, в творческие силы человека. Мыслитель не сомневается, что наука достигнет такого уровня своего развития, когда человечество научится собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов», преодолеет болезни и достигнет бессмертия [3].
В конце ХХ начале ХХI веков тема технотрансформации человека находит свое оформление в философских системах трансгуманистов: А. А. Болонкина, Н. Бострома, И. В. Вишева, Г.Моравека, Г. Х. Рейнольдса, Ф. Фукуямы, Р. Эттингера. В трансгуманизме улучшение человеческого организма посредством использования технологических методов, выход за привычные пределы человеческого существования становятся целью. В концепциях трансгуманистов утверждается мысль, что в результате научно-технической революции на смену человеку придет постчеловек (человек-модифицированный), обладающий принципиально новыми способностями. Среди средств по превращению в постчеловека упоминаются: нанотехнология, генная инженерия, искусственный интеллект, лекарства для изменения настроения и улучшения памяти, терапия против старения, встраиваемые компьютерные устройства. Трансгуманисты так же придерживаются представлений об информационной природе психики человека, сохранение которой становится делом техники, отсюда произрастает идея бессмертия человека.
В последние годы грандиозный размах приобретают разработки, связанные с нанотехнологиями. Нанотехнологии являются в настоящее время одним из наиболее важных и приоритетных направлений современной науки. В научных дискуссиях нанотехнологии рассматриваются в качестве основы новой технологической революции, которая приведет к фундаментальным сдвигам во всех сферах общества, к изменению его качества жизни и, как следствие, социальных аспектов. Стоит ожидать, что в ближайшем будущем произойдет изменение в содержании соответствующих оснований научной картины мира [4]. Хотя для большинства людей понятие «нанотехнология» является абстракцией, но уже сегодня нанотехнологии становятся ключевой ориентацией науки и техники.
Исследования наноразмерных явлений последних лет подтвердили их значимость и привлекательность, по сути, основные принципы нанотехнологических изысканий приобретают характер междисциплинарной методологии, основные области приложения которой: физика, химия, биология. Становление новой парадигмы в науке, технологии и технике, определяемое развитием наноконцепции, поднимает тематику технотрансформации человека на невиданный ранее уровень. Можно сказать, что в настоящее время разворачивается нанотехнологический бум, появляются такие специфические области научно-практических исследований как нанобиология и наномедицина.
В исследовательские программы нанобиотехнологии вовлекаются все большее количество ученых. Так, одним из ее направлений является создание особых молекулярных устройств, предназначенных для выявления определенных веществ, присутствующих в организме человека, для обнаружения определенных нуклеотидных последовательностей, свидетельствующих об изменении и генетического материала клетки и мутации организма. Практическими задачами наномедицины является применение методов высоких технологий для лечения и омоложения человека. Экспериментальные исследования в этой области связаны с использованием наноразмерных частиц, которые по крови человека могут проходить до любого органа даже по самым узким капиллярам. Известны уже разработки: робота-ремонтника, механического «хирурга» в кровеносной системе, «ассемблера» — устройства для ремонта живых организмов. В настоящее время ведутся исследования по созданию микроустройств, способных функционировать внутри организма. Предполагается, что такие устройства будут либо стационарно закрепленными, либо смогут перемещаться по поверхностям внутренних полостей организма человека и даже прокладывать себе проходы в тканях. Можно ожидать, что выход на коммерческий биотехнологический рынок новых систем, улучшающих человеческие способности, произойдет в вполне обозримом для нас времени.
Утверждается тезис, что на смену биологической эволюции человека, которая подошла к своему пределу, приходит технологическая эволюция человека, в рамках которой дальнейшие изменения человека происходят в сторону его преобразования в кибернетический организм. В результате таких преобразований человек получит «кибертело». Стоит подчеркнуть, что оно не будет иметь ничего общего с неуклюжим телом робота, напичканным проводами, кнопками и розетками. Научные исследования последних лет показывают, что гораздо эффективнее и легче «вырастить» в лабораторных условиях органы человека, которые имеют сверхсложное строение, чем изобретать и создавать их механические аналоги. Человек приобретет живые, биологические и сверхпрочные органы, будет так же испытывать полноту всех чувств и переживаний. В идеале такое тело не будет подвержено старению, его физические возможности так же будут несоизмеримы с человеческими. Интеллект и память постчеловека будут во много раз превосходить человеческие по своим параметрам. Поскольку кибернетический организм представляет собой в той или иной степени результат приложения определенных технологий, то он будет иметь технические характеристики.
Каковы возможные последствия изменений бытия и природы человека новейшими технологиями? Основная проблема заключается в том, что человек не успевает адаптироваться к происходящим изменениям. Наука и техника развиваются за очень короткое время так быстро, что человеку не остается времени даже на рациональное осмысление происходящего. Наука и техника развиваются за очень короткое время так быстро, что человеку не остается времени даже на рациональное осмысление происходящего. Новые технологии могут привести к совершенно неожиданным результатам. При внедрении технологических новинок на первом месте стоят экономическая эффективность, возможные социальные риски и этические последствия от такого внедрения практически никем не просчитываются. О многих социальных и этических последствиях человек даже не может и догадываться. Технологические новинки всегда сначала представляются человеку как «вещь в себе» и горизонт предсказуемости отступает по мере их усложнения. Возможен сценарий, когда группа постлюдей, имеющая возможность трансформировать свои ментальные и физические возможности, обретет господство над теми, кому на такой апгрейд не хватит средств.
Опасность процессов трансформации бытия каждого конкретного человека заключается в том, что они способны разрушить уже имеющиеся у него структуры человеческого присутствия, многие из которых по своей природе хрупки и уязвимы перед деформациями и трансформациями различного рода [5].
В заключение отметим, что современные технологии достигли такого уровня своего развития, что уже способны реально модифицировать человека. Идея коренного «улучшения» функционирования человеческого присутствовала в культуре во все времена и нашла свое предельное оформление в концепциях трансгуманистов. Разворачивающиеся процессы информатизации и компьютеризации уже изменили социокультурную действительность. В связи с развитием нанотехнологий на смену биологической эволюции человека, приходит технологическая эволюция человека, в рамках которой дальнейшие изменения человека происходят в сторону его преобразования в кибернетический организм. Новые технологии могут привести к совершенно неожиданным результатам. Возможны негативные социальные последствия технологической эволюции человека. В условиях происходящих изменений, испытывая трансформацию своего бытия, человек все-таки должен определить горизонты своего мира, стараться из-за всех сил сохранить равновесие и не терять гармонию с миром.
Литература:
1. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека: перевод с лат. Л. М. Брагиной // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-и тт. Т.1. М., 1962. С. 506–514
2. Капп Э. Происхождение орудия // Капп Э., Кунов Г., Нуаре Л., Эспинас А. Роль орудия в развитии человека Л.: 1925. С. 20–25 (168 с (с.24) [Электронный ресурс] // URL: http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/Kapp/index.html, дата обращения: 05.04.2014.
3. Федоров Н. Ф. Философия общего дела. М.: Эксмо, 2008. 752 с.
4. Кудряшев А. Ф., Елхова О. И. Общенаучная картина мира: старое в новом одеянии // Вестник Башкирского государственного университета, 2013, Т. 18, № 4. С. 1259.
5. Елхова О. И. Онтологическое содержание виртуальной реальности: дис. … д-ра филос. наук. Уфа, 2011. 330 с.