Детство — это цветы жизни. Дети — это самые беззащитные существа в нашем обществе. Они зависимы от взрослых и нуждаются в особой защите. Они чаще всего становятся жертвами жестокого обращения, плохого настроения, раздражения, обиды на судьбу взрослых. Во многих странах важность проблемы жестокого обращения с детьми хорошо осознается и государством и обществом в целом. [1, с.25]
Однако только в последние годы наука и публицистика стали думать и говорить об особых последствиях травм, полученных в детстве, травм, которые возникают в результате насилия, жестокого обращения с ними.
Любой из нас, в то или иное время, переживает чувство беззащитности, беспомощности, бессилия. Пережитый в детстве подобный опыт оставляет глубокий след. И только хорошая семья может дать ребенку чувство защищенности.
Однако, для многих детей, поступающих в наше учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, обретение семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности. В последние годы мы все чаще сталкиваемся с такой формой насилия, как эмоционально-психологическое, и чаще оно встречается в дисфункциональных семьях, которые не получают необходимой социальной поддержки.
Эмоциональное, психологическое насилие является основой всех видов насилия и пренебрежения в отношении детей и наносит большой вред личности ребенку, больший, чем принято считать. Включает в себя:
- игнорирование нужд ребенка в привязанности, заботе, любви, игнорирование потребности в безопасном окружении, поддержке, общении;
- публичное унижение ребенка, предъявление требований к ребенку не по возрасту, публичная демонстрация отрицательных качеств ребенка, постоянное формирование у него чувства вины и стыда за проявленные эмоции (страх, гнев, плач), жестокая не по возрасту критика;
- угроза наказанием, побоями, совершением физического насилия к ребенку или к тому, кого он любит, унижение достоинства ребенка, оскорбление, использование ненормативной лексики по отношению к ребенку;
- изолирование на социальные контакты со сверстниками, родственниками или другими взрослыми, отсутствие у ребенка права покидать собственный дом;
- создание мотивации к развитию антисоциального поведения, включая воровство, проституцию и т. п., вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков. [1,с123]
Индикаторы насилия в поведении взрослого:
- нежелание утешить ребенка, который в этом нуждается;
- публичное обвинение, бесконечные обвинения, оскорбления, брань в его адрес;
- отождествление ребенка с нелюбимым и ненавистным родственником;
- перекладывание на ребенка ответственности за неудачи взрослых;
- постоянное сверхкритичное отношение к ребенку, открытое признание в нелюбви;
- ненависть по отношению к ребенку, которая не скрывается, а в определенных случаях подчеркивается. [2,с48]
Трагический парадокс заключается в том, что травматизация происходит в среде, которая должна обеспечить ребенку чувство защищенности. Ребенок не может научиться различать дружелюбие и агрессию, если те, от кого он ждет дружелюбного отношения, становятся агрессорами. Например, мальчика дома постоянно наказывали за непослушание, капризы, шумные игры. Наказания закончились физическим насилием. И в то же время, отец говорит ребенку, что он его любит. Какого рода отношение к миру, какое понимание возникает в подобном случае у ребенка? Или девочка, к которой мать предъявляла завышенные требования, авторитарный стиль общения, оскорбления и т. д., результат невыполнения требований — синяки на теле от ремня. Опять-таки, мать утверждает, что любит девочку, что «делает все для блага ребенка». Такие дети живут в условиях огромного напряжения, огромного стресса. [2,с112]
Многие родители сами получали в детстве опыт дурного обращения. В этом случае им сложно осознать проблемы, возникающие в общении с собственным ребенком, наладить с ним достаточно хороший, надежный эмоциональный контакт. К сожалению, взрослые далеко не всегда создают в семье атмосферу взаимной поддержки, доверия, любви. Они настолько поглощены своими проблемами, что реагируют неадекватно на ситуацию, возникающую в семье, на поведение или настроение ребенка, не оставляя за ребенком право на ошибку. Кроме того, очень молодые родители с определенными формами личностной патологии проявляют насилие в отношении ребенка с большей частотой. [2,с116]
Воспитание в семье, в основном, строится на давлении, контроле, принуждении со стороны взрослых. Главный рычаг в воспитательном процессе — это чувство страха, стыда и вины. Длительное последействие насилия, пережитого в детстве, не проходит бесследно. Последствия могут проявиться не сразу, но рано или поздно они заявляют о себе либо в виде болезней, либо как негативные личностные образования, такие как низкая самооценка, неадекватные коммуникативные качества и т. п. Давление со стороны взрослых заставляет ребенка защищаться. Естественно, все силы уходят не на то, чтобы развиваться и исправляться, а на сдерживание давления. И никакие нотации, произносимые с чувством гнева, не заставят меняться ребенка в лучшую сторону. Они только создают записи страха, стыда и вины — это основные чувства, с помощью которых ребенок в дальнейшем становится неуверенной в себе, легко управляемой марионеткой. Поэтому, выйдя из-под власти родителей, подросток чаще всего и оказывается в дурной компании или появится другой человек-манипулятор, который заменит родительский контроль.
Грубое насилие, такое как придирки, упреки, раздражение, побои родителей, т. е. все действия, вызванные разрушительными чувствами, можно сравнить со стрелами, направленными на слабую защитную оболочку ребенка. Нарушая целостность границы «Я», родители пробивают эту оболочку, внедряя разрушительные чувства внутрь существа. В образовавшуюся брешь, излучающую негативные чувства, по принципу подобия устремляются все пороки социума — наркотическая зависимость, девиантное поведение, делинквентные тенденции и т. п. Эти пороки притягивают к пробитому ребенку, как к магниту. Дети, которые подвергались насилию в детстве, проявляют дефицит во всех областях развития. Они более нервные и агрессивные, что проявляется и во взаимоотношениях с другими детьми. Дети, которых бросали или оскорбляли, более пассивны, они не умеют контролировать свои импульсы, показывают больше негативных реакций в социальном взаимодействии.
Таким образом, насилие над ребенком приводит к нарушениям развития на всех уровнях организации человека, как индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности.
В план работы отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, мы включаем мероприятия по профилактике насилия над детьми и жестокого к ним отношения, выявлению фактов насилия и проведению соответствующей работы с семьей и детьми. Специалистами учреждения разработаны программы: «Профилактика жестокого обращения с детьми» (разработчики заведующая отделением Веригина С. Ю., педагог-психолог Семечкова М. И., социальный педагог Козодаева Г. А.) и «Профилактика насилия в детском коллективе» (разработчики педагог-психолог Семечкова М. И. и воспитатель Малютина Е. В.) Анализ случаев жестокого обращения показал необходимость разработки профилактических мер, направленных на их разрешение. Работая в этом направлении, мы столкнулись с рядом препятствий:
- отсутствие четкой научной терминологии насилия;
- несовершенство законодательной базы;
- недостаточно активная позиция властей и компетентных органов в отношении семейного насилия.
Насилие в различных своих формах увеличивается, доказанность, преодоление и решение этой проблемы зависит не от одного ведомства или специального органа, а от совместной деятельности различных структур. В тех случаях, с которыми сталкивались мы, уголовные дела останавливались на стадии дознания в следственном процессе и в основном за физическое насилие, сексуальное домогательство. Возникла необходимость разработать меры по выявлению и предотвращению таких негативных ситуаций, основанные на анализе причин жестокого обращения с детьми.
Существует два подхода к проблеме:
- первый — родители, осуществляющие жестокое обращение и насилие — преступники, к которым необходимо применять меры наказания, причем не только за физическое, сексуальное насилие, но и за эмоционально-психологическое, пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка;
- второй — большинство жестоких родителей не преступники, и можно добиться того, что они станут соблюдать права ребенка в семье, если им оказать необходимую своевременную помощь. Жестокое обращение в этих семьях — проявление тех проблем, которые имеются в семье, т. е. помощь вместо наказания будет являться адекватной исходной установкой при организации действий по защите прав ребенка и, прежде всего, действий, направленных на сохранение семьи. [3,43]
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Конкретным шагом к решению этой проблемы является создание системы, постоянно, целенаправленно действующих мер профилактики:
1. Предупреждение насилия в семье:
- включение семьи в социальное обслуживание;
- формирование ненасильственной, неагрессивной модели поведения.
2. Прекращение насилия в конкретных семьях, предупреждение его последствий и рецидивов:
- выявление детей, испытавших жестокое обращение;
- предупреждение развития негативных последствий для ребенка.
3. Выведение ребенка из среды жестокого обращения с ним и проведение реабилитационных мероприятий:
- проведение практических мероприятий по восстановлению социального, психологического, правового статуса несовершеннолетних.
Эмоционально-психологическое насилие над детьми, ни при каких условиях, не может быть нормальным, приемлемым или законным действием; насилие нельзя игнорировать или оправдывать.
Местные, региональные органы власти должны стремиться создать атмосферу неприятия насилия в любых его проявлениях и наказывать виновников.
Абсолютно все — люди, сообщества, органы власти должны уважать права ребенка на жизнь, психологическую и физическую неприкосновенность.
Необходимо довести до общественного сознания тот факт, что эмоционально-психологическое насилие над детьми — отнюдь не «частное дело», а вид нарушения прав ребенка, которому нет, и не может быть оправдания. [3,123]
Литература:
1. Платонова Н. М., Платонов Ю. П. «Насилие в семье: особенности психологической реабилитации».
2. Цымбал, Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия: учебное пособие / Е. И. Цымбал. — М: РБФ НАН, 2007.- 167с.
3. Чащина, А. А. Социальное проектирование и социальная практика [Электронный ресурс] / А. А. Чащина // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. — Красноярск, 2006. — № 3/2. — С. 43–46.