Основные проблемы взаимодействия России и ОБСЕ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (69) июль-1 2014 г.

Дата публикации: 30.06.2014

Статья просмотрена: 6574 раза

Библиографическое описание:

Баженов, К. М. Основные проблемы взаимодействия России и ОБСЕ / К. М. Баженов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11865/ (дата обращения: 19.12.2024).

Вданной работе рассмотрены проблемы взаимодействия России с ОБСЕ. Тема актуальна, поскольку в последнее время отношения между России и ОБСЕ значительно ухудшились. В первой главе своей работы рассказано о структуре организации, о ее целях и задачах. Во второй главе рассмотрены проблемы взаимодействия ОБСЕ с Россией.

Ключевые слова: ОБСЕ, экономика, политика, социальное влияние

Keywords: middle class, the economy, politics, social influence

Глава 1. Обзор организации ОБСЕ.

ОБСЕ — крупнейшая региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. В нее входит 56 стран (страны Европы, а также Канада, США, и некоторые страны Центральной Азии). Организация была основана в 1975 г., когда 33 государства подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (в 1994 г. на саммите в Будапеште она была переименована из СБС в ОБСЕ). В этом акте были провозглашены такие цели, как «соблюдение основных принципов взаимоотношений государств-членов, укрепления доверия, многостороннее сотрудничество в области экономики, науки, защиты окружающей среды и техники, защита прав и основных свобод человека, преодоление напряженности в отношениях между Востоком и Западом».

Основными органами для принятия политических решений являются:

-       Саммиты — периодические встречи глав государств и правительств государств-членов ОБСЕ. На саммитах определяются приоритетные направления деятельности Организации.

-       Совет министров — ежегодные встречи (кроме тех лет, в которые проводятся саммиты) министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ. Совет министров определяет основные задачи для институтов ОБСЕ и способы их реализации.

-       Руководящий совет — встречи политических директоров МИД, которые проводятся ежегодно в качестве Экономического форума ОБСЕ в Праге.

-       Постоянный совет — основный орган, который собирается еженедельно в штаб-квартире в Вене и обсуждает текущие проблемы, связанные с деятельностью ОБСЕ и принимает необходимые решения.

-       Форум по сотрудничеству в области безопасности — орган, основной задачей которого является анализ военных аспектов безопасности. Основные задачи включают в себя «переговоры по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности, а также проведение регулярных консультаций и активизация сотрудничества по вопросам, связанным с безопасностью».

-       Форум по вопросам экономики и защиты окружающей среды — орган, занимающийся контролем состояния окружающей среды и экономической стабильности в регионе.

Органы оперативной деятельности включают в себя:

-       Действующий председатель ОБСЕ. Председателем является министр иностранных дел страны-председателя. Срок председательства страны один год. Основные задачи действующего председателя включают в себя обеспечение согласованного графика мероприятий, разработка долгосрочной программы деятельности, проведение переговоров для урегулирования кризисов. Тройка ОБСЕ оказывает помощь в работе Председателю. Помимо Председателя в нее входят предыдущий и будущий председатель.

-       Секретариат ОБСЕ находится в Вене. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь ОБСЕ, назначаемый министрами стран-членов ОБСЕ на три года. Секретариат оказывает поддержку Действующему председателю ОБСЕ. Генеральный секретарь обеспечивает выполнения решений ОБСЕ, руководит деятельностью Секретариата: контролирует бюджетные расходы, осуществляет надзор за работой различных структур ОБСЕ.

-       Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) расположено в Варшаве. БДИПЧ занимается обеспечением прав человека, усилением и защитой демократических институтов. В частности, БДИПЧ наблюдает за проведением выборов, оказывает содействие различным институтам по правам человека и т. д.

-       Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств (ВКНМ) осуществляет важную задачу раннего предупреждения и предотвращения межэтнических конфликтов. Комиссар назначается на трехлетний период, управление находится в Гааге.

-       Представитель ОБСЕ по свободе СМИ следит за положением независимых СМИ в государствах-участниках, оказывает им поддержку в случае ущемления свободы СМИ. Офис находится в Вене.

-       Парламентская ассамблея (ПА) включает в себя парламентариев из всех стран-членов ОБСЕ, которые обсуждают проблемы и принимают резолюции и рекомендации, относящиеся к работе ОБСЕ.

-       Региональные миссии ОБСЕ направляются в страны, которые нуждаются в помощи в урегулировании конфликтов. ОБСЕ действует в 4 фазах развития конфликта: предупреждение, превентивная дипломатия, содействие в разрешении конфликта, постконфликтная реабилитация. Миссии ОБСЕ содействуют политическим процессам, направленным на предотвращение конфликта. Задачи, цели и вовлеченность миссий могут существенно различаться, что говорит о гибкости этого инструмента урегулирования.

Таким образом, организация занимается широким кругом вопросов, среди которых предотвращение конфликтов, укрепление мер доверия и безопасности, соблюдение прав человека, укрепление демократических институтов стран-учатсниц, поддержка политической и экономической стабильности, защита окружающей среды.

ОБСЕ — площадка для дискуссий по вопросам международной политики, безопасности. Участники ОБСЕ принимают решения, которые являются обязательными в политическом, но не в юридическом смысле. Различные институты и структуры ОБСЕ помогают государствам в осуществлении этих решений.

Глава 2. Проблемы взаимодействия с Россией.

В последнее время в отношениях между Россией и ОБСЕ возникли серьезные проблемы. Россия недовольна в первую очередь деятельностью БДИПЧ, ОБСЕ критикует правительство России за манипулирование итогами выборов.

Мнение России.

В июле 2004 года в Москве было принято заявление стран СНГ, обвиняющее организацию в «практике двойных стандартов» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». Россия была в первую очередь недовольна деятельностью Бюро по демократическим институтам (БДИПЧ), которое «занимается в основном мониторингом и оценками итогов выборов в государствах-участниках», а ее деятельность «зачастую носит политизированный характер и не учитывает специфику отдельных государств». В конце года Москва блокировала принятие бюджета ОБСЕ на 2005 год, потребовав сократить свою долю мотивировав это тем, что она не хочет финансировать те проекты, которые противоречат ее интересам. В итоге бюджет согласовали только к апрелю 2005 года, доля РФ сохранилась на уровне 9 %.

В декабре 2006 года на заседании совета министров иностранных дел ОБСЕ Сергей Лавров заявил о возможности выхода РФ из организации. Министр иностранных дел высказал претензию ОБСЕ в связи с тем, что основная деятельность организации в последнее время направлена на контроль за соблюдением прав человека, а двум другим направлениям деятельности (военно-политическому сотрудничеству и экономике) не уделяется значительное внимание.

26 октября 2007 года Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей работу Бюро по демократическим институтам и правам человека. Алексей Бородавкин (постоянный представитель России при ОБСЕ с 2004 по 2008 гг.) заметил, что «наблюдатели БДИПЧ зачастую дают не технические оценки того, как были проведены выборы, а выносят политические приговоры, которые порой негативно сказываются на внутриполитической стабильности в тех государствах, где проводится наблюдение». Он также обратил внимание на то, что «мониторинг выборов проходит в основном в странах к востоку от Вены, хотя нарушений обязательств по проведению выборов полным-полно в странах и к западу от Вены». Однако ОБСЕ отвергло данную резолюцию.

Таким образом, основные претензии России заключаются в следующих пунктах:

-       Проведение политики «двойных стандартов» (в страны Западной Европы значительно меньше наблюдателей)

-       Политические оценки выборов, которые дестабилизируют обстановку в стране

-       Основная деятельность ОБСЕ сосредоточена на контроле за правами человека, а таким направлениям деятельности, как военно-политическое и экономическое сотрудничество, уделяется меньше внимания

Мнения ОБСЕ.

Конфликт между Россией и ОБСЕ относительно наблюдения на выборах начался с 2003 года. В 2003 году состоялись очередные парламентские выборы, которые наблюдатели ОБСЕ оценили, как свободные, но несправедливые. Хотелось бы отметить, что выборам 1995 и 1999 гг. была дана высокая оценка, они были названы честными и свободными. Выборы в Государственную Думу в 2007 г были оценены, как несвободные и несправедливые. Глава миссии наблюдателей ПАСЕ Люк ван дер Бранде сказал, что парламентские выборы в России «не были справедливыми». Председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Йоран Леннмаркер заявил, что «данные выборы не смогли соответствовать многим критериям выборов, которые приняты в Европе, поэтому мы не можем назвать их свободными». Последние выборы в 2012 году также были названы наблюдателями от ОБСЕ несправедливыми. В своем докладе ОБСЕ указывает на такие нарушения, как ограничения при регистрации партий и общественных движений, вмешательства властей разного уровня на всех этапах выборов, нарушения при подсчете голосов и неэффективность процедур обжалования злоупотреблений.

Хорошо прослеживается связь между ростом критики в адрес ОБСЕ со стороны России и увеличением негативных высказываний по отношению к российским выборам. Политолог Вольфганг Зендер, автор книги «Россия и наблюдатели от ОБСЕ на выборах. Эмпирическое исследование причин, почему администрация Владимира Путина с критикой отзывается о деятельности Бюро по демократическим институтам и правам человека», в своем интервью радио «Свобода» рассказал, что следил за тем, какую оценку дает выборам ОБСЕ. «В девяностые годы, когда президентом был Борис Ельцин, наблюдатели каждый раз хвалили российские выборы, а в 2003 году — впервые за годы независимости России — ОБСЕ дала негативную оценку голосованию. Это были первые парламентские выборы после избрания Путина президентом, и они стали шагом назад в плане демократизации страны. С той поры российские власти начали критиковать ОБСЕ и ее наблюдателей».

Также хотелось бы отметить, что ОБСЕ также предъявляет России такие претензии, как нарушения прав человека (например, дело Магнитского), ограничение свободы СМИ, нераскрытые убийства независимых журналистов (например, убийство Анны Политковской)

Таким образом, основные претензии со стороны ОБСЕ:

-       Ограничение количества иностранных наблюдателей

-       Влияние властей на итоги выборов

-       Нарушение прав человек

Заключение.

Итак, деятельность ОБСЕ нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов. Среди основных средств обеспечения безопасности можно выделить:

-       Контроль над распространением вооружения

-       Использование дипломатических методов для урегулирования конфликта

-       Экономическая и экологическая безопасность

-       Защита прав человека

-       Развитие демократических институтов

-       Мониторинг выборов

Подводя итог анализу отношений между России и ОБСЕ, хотелось бы вновь отметить основные претензии со стороны России и со стороны ОБСЕ и высказать свое мнение.

Россия обвиняет ОБСЕ в проведении политики «двойных стандартов», в политических оценках выборов. Кроме того, Россия считает, что ОБСЕ должна сосредоточиться в первую очередь на поддержание стабильности и экономическом сотрудничестве.

ОБСЕ упрекает Россию в том, что она ограничивает число наблюдателей и влияет на итоги выборов.

Таким образом, критика ОБСЕ более обоснована. Совершенно очевидно, что правительство России решило сократить численность наблюдателей после негативного отчета ОБСЕ о предыдущих выборах. Если бы правительство России было уверено в полной прозрачности выборов, то оно было бы даже заинтересовано в привлечение наблюдателей, чтобы убедить мировое сообщество в том, что в России есть подлинная демократия.

Критика же российского правительства неконструктивна. ОБСЕ никогда не дает политических оценок выборов, не поддерживает какие-либо партии, организация просто следит за ходом проведения выборной кампании и дает свою оценку. Нет никаких двойных стандартов в том, что в Россию ОБСЕ хочет направить больше наблюдателей, чем в развитые демократические страны. Во-первых, территория России гораздо больше, поэтому 50 наблюдателей недостаточно, чтобы дать реальную оценку выборам, во-вторых, репутация выборной системы стран Западной Европы гораздо выше, есть общественный контроль за властью, к России же еще нет такого доверия.

Таким образом в конфликте между ОБСЕ и России виновата в первую очередь Россия.

Литература:

1.      Глобальное экономическое регулирование: учебник / Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ); Под ред. В. Н. Зуева. — М.: Магистр, 2009

2.      Заявление государств — участников СНГ относительно положения дел в ОБСЕ http://archive.kremlin.ru/interdocs/2004/07/03/0000_type72067_75281.shtml?type=72067

3.      Speech by Russian Minister of Foreign Affairs Sergey Lavrov at the 14th OSCE Ministerial Council Meeting http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/0/D9848FE130098D2DC325723B0045F10F

4.      BBC Russian — Россия хочет контролировать наблюдателей ОБСЕ http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_7063000/7063471.stm

5.      Коммерсант — ПАСЕ и ОБСЕ отказались назвать выборы свободными http://www.kommersant.ru/doc/832047

6.      Радио «Свобода», Россия и ОБСЕ, 26.02.2012 http://www.svobodanews.ru/content/article/24496105.html

7.      Сайт ОБСЕ — http://www.osce.org/

8.      Сайт Постоянного представительства РФ при ОБСЕ http://www.osce.mid.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, ОБСЕ, выбор, окружающая среда, институт, наблюдатель, политическая оценка выборов, правительство России, Западная Европа, последнее время.


Похожие статьи

Культурная дипломатия как феномен современной политики (на примере Европейского союза)

В данной работе понятие «культурная дипломатия» рассмотрено как феномен, на примере отношений между Россией и Европейским союзом. Проведение исследования связи между культурой и дипломатией является одним из важных факторов понимания «культурной дипл...

Актуальные проблемы защиты интересов государства в международных экономических отношениях

В статье раскрыта взаимосвязь с некоторыми международными экономическими организациями, а также некоторые актуальные проблемы, затрагивающие Российскую Федерацию, как на уровне мировой экономики, так и во внутреннем экономическом пространстве.

Российско-монгольские отношения на современном этапе развития

В данной статье исследуются вопросы Российско-монгольских отношений в современных условиях развития. Проведено исследование динамики экспорта и импорта товаров. Рассмотрены перспективы взаимного сотрудничества.

Динамика политического взаимодействия Китая и Кыргызстана в 2019–2022 годах: анализ и актуальные показатели

Современное политическое взаимодействие между Китаем и Кыргызстаном в период с 2019 по 2022 годы оказалось ключевым фактором в формировании и развитии отношений между двумя суверенными государствами. Важным аспектом взаимодействия остается региональн...

Общественные советы: открытый диалог между гражданами и властью

В статье автор дает краткий обзор тому, что из себя представляют Общественные Советы в РФ, особенности и направления их деятельности, а также рассматривает проблемы открытости работы Советов для граждан.

Трансформация системы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в современной России

В статье анализируются новые механизмы взаимодействия между гражданским обществом и властью, а также основные проблемы. Рассмотрены основные направления взаимодействия и возможности для конструктивного диалога гражданского общества и государства.

Отношения между Южной Кореей и Россией на современном этапе международных отношений

Актуальность темы исследования заключается необходимости дальнейшего исследования миграционных процессов в условиях увеличения интереса государств Корейского полуострова к развитию отношений с Россией на сегодняшний день. Оценка миграционной политики...

Сотрудничество Центральной Азии и ЮНЕСКО

В статье на основе научных источников и фактов анализируются вопросы динамика развития сотрудничества Центральная Азия и ЮНЕСКО и исторического и культурного наследия, реставрации национальных ценностей.

Эволюция международного сотрудничества по противодействию терроризму

В статье исследуется эволюция международного сотрудничества по противодействию терроризму. Дается характеристика международному правовому сотрудничеству как одному из направлений антитеррористической деятельности. На основе анализа международных норм...

Перспективы развития международного сотрудничества в области противодействия международному терроризму

В статье автором рассматриваются актуальные вопросы, связанные с перспективой развития международного сотрудничества в области противодействия международному терроризму, анализируются существующие тенденции в области совершенствования международного ...

Похожие статьи

Культурная дипломатия как феномен современной политики (на примере Европейского союза)

В данной работе понятие «культурная дипломатия» рассмотрено как феномен, на примере отношений между Россией и Европейским союзом. Проведение исследования связи между культурой и дипломатией является одним из важных факторов понимания «культурной дипл...

Актуальные проблемы защиты интересов государства в международных экономических отношениях

В статье раскрыта взаимосвязь с некоторыми международными экономическими организациями, а также некоторые актуальные проблемы, затрагивающие Российскую Федерацию, как на уровне мировой экономики, так и во внутреннем экономическом пространстве.

Российско-монгольские отношения на современном этапе развития

В данной статье исследуются вопросы Российско-монгольских отношений в современных условиях развития. Проведено исследование динамики экспорта и импорта товаров. Рассмотрены перспективы взаимного сотрудничества.

Динамика политического взаимодействия Китая и Кыргызстана в 2019–2022 годах: анализ и актуальные показатели

Современное политическое взаимодействие между Китаем и Кыргызстаном в период с 2019 по 2022 годы оказалось ключевым фактором в формировании и развитии отношений между двумя суверенными государствами. Важным аспектом взаимодействия остается региональн...

Общественные советы: открытый диалог между гражданами и властью

В статье автор дает краткий обзор тому, что из себя представляют Общественные Советы в РФ, особенности и направления их деятельности, а также рассматривает проблемы открытости работы Советов для граждан.

Трансформация системы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в современной России

В статье анализируются новые механизмы взаимодействия между гражданским обществом и властью, а также основные проблемы. Рассмотрены основные направления взаимодействия и возможности для конструктивного диалога гражданского общества и государства.

Отношения между Южной Кореей и Россией на современном этапе международных отношений

Актуальность темы исследования заключается необходимости дальнейшего исследования миграционных процессов в условиях увеличения интереса государств Корейского полуострова к развитию отношений с Россией на сегодняшний день. Оценка миграционной политики...

Сотрудничество Центральной Азии и ЮНЕСКО

В статье на основе научных источников и фактов анализируются вопросы динамика развития сотрудничества Центральная Азия и ЮНЕСКО и исторического и культурного наследия, реставрации национальных ценностей.

Эволюция международного сотрудничества по противодействию терроризму

В статье исследуется эволюция международного сотрудничества по противодействию терроризму. Дается характеристика международному правовому сотрудничеству как одному из направлений антитеррористической деятельности. На основе анализа международных норм...

Перспективы развития международного сотрудничества в области противодействия международному терроризму

В статье автором рассматриваются актуальные вопросы, связанные с перспективой развития международного сотрудничества в области противодействия международному терроризму, анализируются существующие тенденции в области совершенствования международного ...

Задать вопрос