Статья посвящена связи характера ценностной ориентации наркозависимых лиц и их индивидуально-психологическими особенностями.
Ключевые слова:ценность, наркозависимость, психологические особенности.
В рамках комплексного исследования ценностно-мотивационной сферы лиц с наркотической зависимостью нами было проведено исследование индивидуально-психологических особенностей данной группы лиц, а также выявлен характер взаимосвязей между данными категориями.
Изучение ценностно-смысловой сферы проводилось с использованием методики УСЦД. Для изучения личностных особенностей использовались опросник Кэттела (форма С).
В исследовании приняли участие 40 пациентов в возрасте от 18 до 32 лет (средний возраст 23,4±3,6 года) с различными формами наркомании.
Длительность наркотизации составляла от 3 до 18 лет (в среднем 8,8±3,7 года). Практически все больные начали употреблять наркотики в возрасте — до 19 лет, причем 17 из них — до 15 лет.
Связан ли характер ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями? Ведь от учета этих связей во многом может зависеть программа реабилитации больных.
В результате наших исследований мы выяснили, что ценностная ориентация на общественную деятельность и эстетические переживания, в том числе возможность достижения этих ценностей не связана с психологическими особенностями испытуемых. Следовательно, можно думать, что указанные ориентации у обследованных лиц обусловлены не столько их психологическими (внутренними) константами, сколько воспитательными (внешними) воздействиями.
Высокая ориентация на здоровье связана с показателями беспечности, жизнерадостности, легкости восприятия жизненных событий (F+), социабельности, зависимости от группы (Q2-). Однако возможность достижения здоровья не связана с названными психологическими показателями, а обусловлена совершенно другой личностной чертой — недобросовестностью. Таким образом, можно говорить о психологических качествах личности, которые обусловливают, с одной стороны, субъективное завышение ценности здоровья, а с другой, преувеличение своих возможностей в его достижении.
Интересная работа наиболее значима для уверенных в себе, практичных и расчетливых людей. В то же время субъекты с очень близкими психологическими чертами (эмоционально устойчивые, хорошо контролирующие свою жизнедеятельность) почему-то испытывают наибольшие трудности в достижении указанной ценности. Обнаруженный диссонанс, по всей видимости, обусловлен наркотическим поражением психики испытуемых.
Любовь как ценность высоко оценивают испытуемые скромные, покорные, не склонные к доминированию, отчасти неуверенные в себе. Они же менее всего удовлетворены своими любовными отношениями (–Е). Также высоко ставят любовь в иерархии ценностей лица с высоким самоконтролем, организованностью, умением хорошо контролировать свои эмоции (+Q3). Но и они, как свидетельствуют недостоверные корреляционные показатели, не всегда способны достичь желаемого.
Материальное положение высоко ценят лица, испытывающие трудности интеллектуального включения (-В), расчетливые, реалистические, даже где-то циничные (–I), отличающиеся безразличным отношением как к своим неудачам, так и успехам (–Q4). Однако доступной данная ценность бывает в основном для людей самодостаточных, предпочитающих жить и работать самостоятельно (Q2).
В хороших и верных друзьях больше всего нуждаются испытуемые с сентиментальным характером (I+). А препятствует налаживанию социальных контактов их робость и застенчивость (Н).
Ориентация на познавательную деятельность более всего типична для испытуемых нетерпеливых, склонных к фрустрации. Возможно, в условиях реабилитационного центра эти люди могут принимать активное участие во всякого рода учебных занятиях, прежде всего, чтобы снять с себя нервное напряжение. Однако для того, чтобы выйти из кризисной ситуации этого, вряд ли, будет недостаточно.
Свободу в поступках и действиях выше всего ценят самоуверенные и хвастливые испытуемые (Е+). Это может мешать им адаптироваться к режимным условиям реабилитационного центра и способствовать образованию конфликтных ситуаций. Дальнейший анализ показывает (табл. 8), что лучше всего ограничения свободы переносят социабельные, зависимые от группы пациенты (Q2-).
Ориентация на счастливую семейную жизнь более характерна для испытуемых, отличающихся добросердечностью, чуткостью, непринужденностью в поведении, готовностью к сотрудничеству (А+). Однако, пациенты с такими психологическими особенностями и в наименьшей степени удовлетворены своим семейным положением. Такой диссонанс вряд ли благоприятствует их реабилитация. В этой ситуации, следовательно, надо особенно надеяться на помощь тех лиц, от которых в значительной мере зависит семейное благополучие наркозависимых.
Полученные данные позволяют разрабатывать и реализовывать персональные программы психологической подготовки с учетом индивидуально-психологических особенностей и противоречий в ценностно-смысловой сфере пациентов.
Литература:
1. Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков// Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.
2. Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.
3. Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.
4. Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.
5. Зайцев, А. Г. Изучение ценностно-мотивационной сферы студентов-первокурсников гуманитарного ВУЗа / А. Г. Зайцев, В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). с. 915–916.
6. Зайцев, А. Г. Стратегии понимания болезни бакалаврами гуманитарного ВУЗа / А. Г. Зайцев, В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). с. 912–914.
7. Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.
8. Матусевич, М. С. Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте / М. С. Матусевич, В. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 795–797. С. 227–229.
9. Плахов, Н. Н. Доминирующие психические состояния как потенциал здоровья учащихся общеобразовательного учреждения военного профиля / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, В. А. Ткачук // В сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии материалы V Международной научно-практической конференции. Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии [и др.]; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. 2008. с. 103–104.
10. Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
11. Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.
12. Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.
13. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.
14. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.
15. Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.
16. Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.
17. Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.
18. Ткачук, В. А. Взаимосвязь психофизиологических особенностей профессиональной деятельности летного состава и его статокинетической устойчивости / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). с. 373–375.
19. Ткачук, В.А. влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на структуру внутриличностных конфликтов студентов гуманитарного ВУЗа / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). с. 1036–1038.
20. Ткачук, В. А. Связь характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62).