Одной из основных задач, поставленных Национальной программой по подготовке кадров Республики Узбекистан перед системой образования страны, является воспитание у молодого поколения творческих способностей. Самостоятельная и творчески мыслящая личность, овладевшая умениями и навыками в деле использования возможностями иностранных языков и информационно-коммуникационных технологий, способна создавать великое будущее, определять пути национального и общественного развития.
Обучение будущих специалистов творческому поиску, самостоятельному мышлению и рассуждению, расширение у них круга общения, формирование речевой культуры зависит от того, насколько духовно развит сам преподаватель, от его творческого мышления, умений и способностей. Преподаватель должен быть мастером своего дела, овладеть мастерством, умениями и навыками полного освещения темы, которую собираются изучать на уроке, уметь обосновать свои мысли, мастерски применять различные методы и возможности для достижения цели урока, уметь заинтересовать учащихся и студентов.
В процессе образования следует не забывать, что формирование у молодёжи научных идей и талантов, передача им разнообразных знаний, воспитание их в духе уважения традиционных ценностей, любви к родине, развитие у них творческих и предпринимательских способностей, нравственности и заинтересованности в решении проблем являются главными задачами преподавателей и учителей.
В настоящее время целью изучения иностранных языков и обучения им является развитие знаний, умений и навыков эффективного использования возможностей языков, целевое развитие у учащихся и студентов их естественного таланта и одаренности, формирование речевых навыков и способностей свободного общения на иностранном языке. Поэтому учебники, учебные пособия и программы должны составляться исходя из этих задач и отвечать всем требованиям государственного образовательного стандарта и международным требованиям. Организация учебного процесса на основе модели «учащийся (студент) — образование — учитель (преподаватель)» предполагает в течение урока (занятия) учащемуся или студенту исполнять роль работающего, а учителю или преподавателю — роль управляющего. В последнее время получили большое распространение самостоятельное образование, а также изучение языка и речи по отдельности, то есть формированию речевых навыков стали отводиться отдельные часы.
Обучение языку основывается на теории языкознания, фонетике, грамматике, лексикологии, пунктуации и т. д. При этом важно вооружить учащихся и студентов 10 видами познавательной деятельности: наблюдательностью, исследованием, умением анализировать, умением сопоставлять, умением выделять общее и обобщать, умением выделять особенное и различать, умением классифицировать, умением выводить заключения, умением определять взаимосвязи, умением применять в речи и т. п. Наблюдения, многочисленные анализы самостоятельных и контрольных работ показали, что в современной практике обучения иностранным языкам есть много типичных проблем, таких как:
- отсутствие системного представления об изучаемом языке (в грамматике, лексике, фонетике, страноведении);
- трудности в построении устного и письменного высказывания и, как следствие, низкая интенсивность речевой деятельности учащихся и студентов;
- недостаточная активность в усвоении знаний и не всегда большой интерес к предмету;
- высокая степень забывания учебного материала [1].
Именно для решения таких проблем, для повышения эффективности обучения преподавателям иностранных языков рекомендуется применять на занятиях опорные таблицы и схемы.
Какое же место занимают в обучении и изучении иностранных языков коммуникативные таблицы и схемы? Как подчёркивает Л. А. Рябцева, обучение при помощи схем максимально способствует умственному развитию учащихся, развитию логического мышления, способностей анализировать, сопоставлять, противопоставлять, находить связи, развивает память. Запомнить большой объем информации без упорядочения и систематизации довольно трудно. Эту проблему решают схемы. Одна из важнейших задач опорной схемы — облегчить понимание новой информации и закрепить ее — легко решается благодаря взаимодействию образной и словесно-логической памяти [1]. Такую же задачу выполняют и опорные таблицы.
Грамматические таблицы и схемы, различные компьютерные программы, учебные задания, направленные на развитие мышления, вопросы и головоломки, имеющие целью расширить круг творческого мышления, направлены на укрепление полученных знаний. К примеру, та же Л. А. Рябцева предлагает формировать грамматические умения и навыки разговорной речи с помощью опорных схем и приводит общие схемы построения английских предложений, которые можно использовать при изучении английских предложений:
Утвердительное (+): Подлеж. + Сказуем()…..
Отрицательное (-): Подлеж. + Вспомог. Глаг. + not + Сказуем()…….
Вопросительное (?): Вспомог. Глаг. + Подлеж. + Сказуем()…….?
Зная эти первоначальные основные схемы, учащиеся успешно осваивают систему английских времен и могут самостоятельно построить предложение в любом из них, используя нужный вспомогательный глагол и окончание сказуемого.
Особое внимание необходимо уделять развитию у учащихся и студентов речевой предпринимательности, искусству речи, навыков создания устного и письменного текста. Для такой работы целесообразно использовать различные наглядные коммуникативные таблицы и схемы, которые считаются эффективными грамматическими средствами обучения. Т.Ниёзметова и Т.Зиёдова классифицируют коммуникативные таблицы и схемы по цели применения, по материалу, из которого они изготовлены и по методу внедрения их на занятиях [2, с.50]. По целям применения различаются лексические, фонетические, грамматические, стилистические, методические, смешанные (например: письмо и строение слова, фонетика и состав слова) таблицы и схемы. По материалу изготовления различаются печатные (графические) таблицы и схемы, изготовленные на бумаге (ватмане), а также слайды в виде презентаций на электронных носителях. Следует сказать, что в последнее время не стали использовать диапозитивов, слайдов для диапроектора и других устаревших технических средств обучения, а обычно используют видеопроектор.
По способу внедрения на занятиях различаются два вида коммуникативных таблиц и схем: 1) направленные на изучение содержания новой темы; 2) направленные на укрепление, повторение и обобщение пройденного материала.
Кроме вышеперечисленного, на занятиях по иностранному языку широко используются лингафоны (для обучения правильному произношению, выразительному чтению); видеокурсы (для обучения видеообщению, диалогической и монологической речи, а также полилогу); компьютерные учебные программы, направленные на обеспечение коммуникативной грамотности; компьютерные программы, направленные на повышение грамотного письма, т. е. орфографические; фонетические компьютерные программы; грамматические программы, стилистические программы, аудио-видео программы и др. Например, в стилистических и методичеких программах даются вопросы и задания по формированию умений по отбору слов, составлению распространённых и нераспространённых предложений, продолжению заданного текста, по составлению нового текста, составлению рассказов и написанию сочинений по картинкам и др. Аудио-видео материалы обычно обсуждаются, по ним составляются вопросы, диалоги и т. п. При этом работа может быть организована фронтально, индивидуально и по микрогруппам. Орфографические, фонетические, грамматические программы позволяют закрепить умения и навыки по орфоэпии, орфографии, грамматике, фонетике, морфологии, синтаксису, обогатить лексический запас. Таким образом, все программы, так или иначе, направлены на развитие и формирование устной и письменной речи, укрепление навыков самостоятельного создания новых текстов.
Внедрение коммуникативных таблиц и схем на занятиях можно осуществлять с применением информационно-коммуникационных технологий, используя интерактивную доску или видеопроектор.
Таким образом, использование схем и таблиц на уроках английского языка — залог успешного развития языковой компетенции учащихся и студентов. Максимальное использование на занятиях по иностранному языку опорных схем и таблиц позволяет учащимся и студентам самим возглавлять процесс освоения знаний, принимать в нем активнейшее участие, дает возможность саморазвития и самовыражения. Их можно использовать на любом этапе урока (активизация знаний или введение нового материала, закрепление или контроль полученных знаний) и они являются самым оптимальным средством для развития произносительной, лексической и грамматической сторон речи. Коммуникативные схемы и таблицы являются одним из основных средств формирования и развития языковой компетенции, т. е. произносительной, лексической и грамматической сторон речи. Они позволяют максимально индивидуализировать и активизировать процесс формирования и развития умений и навыков всех видов речевой деятельности.
Литература:
1. Рябцева Л. А. Использование схем и таблиц на уроках английского языка как залог успешного развития языковой компетенции учащихся.// URL http://www.allbest.ru/
2. Uzluksiz ta’lim.Ilmiy-uslubiy jurnal. № 2. Toshkent, 2002.