Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности формирования и развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (69) июль-1 2014 г.

Дата публикации: 02.07.2014

Статья просмотрена: 5845 раз

Библиографическое описание:

Рудикова, В. В. Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности формирования и развития / В. В. Рудикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 495-499. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11920/ (дата обращения: 16.11.2024).

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

На формирование агрессии оказывают влияние ряд факторов. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребёнок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень эмоционального напряжения, фрустрации, неуважение к личности ребенка, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, запрет на физическую активность и т. д. Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определённой части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. «Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека» [2, с.81].

Агрессия появляется не в какой-то определённый момент, она постепенно формируется у ребёнка и более ярко начинает проявляться примерно к пяти годам. Как же это происходи и почему? Уже в отчаянном плаче ребёнка не трудно распознать злость и возмущение, ему чего — то не хватает, что — то его раздражает. С самого рождения ребёнок полностью зависит от родителей, это положение не меняется в течение многих лет. Неспособность ребёнка управлять своими побуждениями и желаниями, контролировать их усложняет ему жизнь. Возникшее у ребёнка одновременно чувство голода и усталости, например, неизменно становятся для него причиной гнева и раздражения. «Ребёнку часто приходится страдать от ограничений и лишений. Нет такого дня, чтобы какое-нибудь его желание или какая-либо потребность не были подавлены. От плача как призыва о помощи он постепенно переходит к отчаянному гневному протесту. Так рождается агрессивность» [4, с.132]. В данном случае проявление агрессии желательнее, нежели хныканье, покорное повиновение. Если гнев и возмущение ребёнка постоянно подавлять, они могут накапливаться и проявляться нередко, лишь в зрелом возрасте, когда агрессия выливается в тяжёлые последствия. Так же большое влияние на формирование агрессии оказывает семья и ближайшее окружение, так как именно от них ребёнок черпает образцы поведения. И конечно всё большее влияние начинает оказывать на ребёнка телевидение.

Прежде чем перейти к рассмотрению злокачественной агрессии, мы хотели бы рассмотреть агрессию как положительное свойство личности. Представим ситуацию, ребёнка обижают, а он вместо того чтобы защищать себя, терпит обиду, или за него всё время защищается воспитатель, в последствии, когда этот ребёнок пойдёт в школу, там он может стать мишенью для агрессии со стороны сверстников. Агрессия как ответное действие в момент опасности, как защита от внешней агрессии, как средство самозащиты — явление совершенно нормальное и здоровое. Некоторая степень агрессивности должна присутствовать в характере «сильной» личности.

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Мы хотели бы дать краткую характеристику вербальной и физической агрессии в дошкольном возрасте. Начнём с вербальной агрессии — это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов(угрозы, ругань).

Существуют следующие виды вербальной агрессии:

1)        «Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть: — жалобы; — демонстративный крик, направленный на устранение сверстника; — агрессивные фантазии.

2)        Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными ″детскими″ формами прямой вербальной агрессии являются: — дразнилки; — оскорбления» [9].

Следующий вид агрессии, который мы рассмотрим в нашей работе — это физическая агрессия. Физическая агрессия — это использование физической силы против другого лица. Она тоже имеет несколько подвидов:

1)        «Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия.

2)        Прямаяфизическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение. Она может принимать символическую и реальную форму — символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание; — прямая агрессия — непосредственное физическое нападение, которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве ″оружия″ палок, кубиков и пр». [9].

Также мы хотели бы уделить внимание еще одному виду — смешанной агрессии. Мы считаем, что этот вид агрессии достаточно распространён. Выше мы рассказывали о физической и вербальной агрессии, а о смешанной агрессии можно говорить только тогда, когда у человека в равной доли в поведении проявляется и физическая и вербальная агрессия.

Об агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение его психологических условий и вариантов настоятельно необходимо, как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки коррекционных программ.

Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определённый повод и осуществляется в конкретной ситуации. Рассмотрение тех ситуаций, в которых наиболее часто проявляется агрессия, необходимо для понимания направленности агрессивного поведения, его причин и целей, что может пролить свет на его мотивацию. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:

-          «привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, и разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);

-          ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство.

-          защита и месть (в ответ на ″нападение″ или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

-          стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

-          стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками)» [7].

Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определённой цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной цели — будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка — после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребёнка к враждебности и жестокости, что вызывает особую тревогу у родителей, воспитателей.

Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:

1.         Высокая частота агрессивных действий — в течение часа наблюдений они демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;

2.         Преобладание прямой физической агрессии — если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;

3.         Наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели, а на физическую боль или страдание сверстников.

Чем определяется повышенная агрессивность дошкольников, почему в одинаковых ситуациях одни дети причиняют боль и страдания сверстникам, а другие находят миролюбивые и конструктивные решения. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Однако остаётся неясным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность детей.

«Сравнительный анализ данных показателей у агрессивных и неагрессивных дошкольников показывает, что по большинству из них агрессивные дошкольники мало отличаются от своих сверстников. Так уровень развития интеллекта агрессивных детей в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает её. У многих из них зафиксирован достаточно высокий социальный интеллект: они без труда находят решения трудных ситуаций, представленных на картинках или в рассказах. Показатели развития произвольности в группе агрессивных детей в целом несколько ниже; однако некоторые агрессивные дети имеют хорошо развитую произвольность» [6, с. 19].

Психологи образовательных учреждений склоняются к тому, что агрессивных детей отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди агрессивных дошкольников больше детей, не умеющих играть и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры. Это, прежде всего связанно с тем, что агрессивные дети хотят выделиться среди других детей, завидуют успеху других, хотят занимать лидирующие позиции, но это у них не всегда получается. А если у них что-то не получается то они начинают реагировать на неудачу агрессивными выпадами, а из-за такого поведения более миролюбивые дети стараются избегать совместных игр с ними. Но, как известно в дошкольном возрасте дети большинство обид забывают достаточно быстро, поэтому, когда агрессивный ребёнок успокаивается, то дети принимают его обратно, однако в этом случае следует принимать во внимание степень агрессивного поведения. Наблюдения показывают, что некоторые агрессивные дети обладают хорошо развитой игровой деятельностью и могут организовать интересную игру. Поэтому уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.

«Среди психологов дошкольных учреждений и школ существует мнение, что агрессивных детей отличает неадекватная самооценка — завышенная или заниженная». [6, с.23] Однако «специальные исследования показывают, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с тем, несмотря на незначительные различия в средних показателях самооценки, выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать о том, что эти дети более остро и напряжённо переживают свою ″недооцененность″, не признанность своих достоинств со стороны сверстников» [1, с.114]. Характерно, что эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры.

Таким образом, эти тяжёлые переживания вызваны не действительным положением ребёнка в детской группе, а его субъективным восприятием отношения к себе. Такому ребёнку кажется, что его не ценят, не видят его достоинств.

Ещё более существенные различия выявляются в процессе реального взаимодействия детей. В ситуациях совместной деятельности, когда двум или трём детям предлагают раскрасить свои картинки, или собрать узоры мозаики, агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнёра, встречается отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к успехам сверстника. Также агрессивные дети чрезвычайно редко уступают свои предметы. В отличие от этого ребенок, не склонный к агрессии достаточно часто помогает партнёру и уступает свои предметы.

Эти данные дают основание полагать, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить.

«Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе» [8, с.29]. Среди агрессивных детей отчётливо выделяются три группы. Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции; их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками; получив внимание партнёров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У таких детей агрессивные акты мимолётны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Чаще всего они используют физическую агрессию в ситуации привлечения внимания. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; их враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников — готовностью сотрудничать с ним. Их агрессивные действия отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дети обычно игнорируют нормы и правила поведения, ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат, однако, их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Этот вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребёнка здесь — продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели — нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнёров. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом, в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от предыдущей группы, они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положение ″лидеров″. Среди всех форм агрессивного поведения у них чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. «В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: ″Он первый начал″, ″Он сам лезет, я не виноват″» [5, с. 36]. Положительная оценка взрослого несомненно важна для них. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, и единственно возможным средством достижения цели.

В третью группу входят дети, для которых «нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели — ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причём более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну-две постоянных жертвы — более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувства вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упрёки и осуждение взрослых они отвечают: ″Ну и что!″, ″И пусть ему больно″, ″Что хочу, то и делаю″. Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчёт» [5, с.39]. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Следует отметить, что выделенные группы детей существенно различаются как по формам проявления агрессивности в группе сверстников, так и по мотивации агрессивного поведения. Так в первой группе агрессия носит мимолётный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников; во второй агрессивные действия являются более жёсткими, используются для достижения конкретной цели; в третьей группе преобладающей мотивацией агрессии является ″бескорыстное″ причинение вреда сверстникам и проявляется в наиболее жестоких формах насилия. Отметим нарастание данного типа мотивации от первой группы к третьей. Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае — спонтанная демонстрация себя, во втором — достижение своих практических целей, в третьем — подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство — невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Мы считаем, что об агрессивности нельзя судить только по её внешним проявлением проявлениям, необходимо учитывать какие мотивы, переживания лежат в её основе. Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определённый повод и осуществляется в конкретной ситуации. Агрессия в дошкольном возрасте имеет свои особенностей, например побуждением к агрессии могут выступать: желание привлечь к себе внимание, как сверстников, так и воспитателей и педагогов, проявление агрессии для достижения цели, желанием показать свою силу. И главное в этом возрасте агрессия не несёт таких негативных последствий как в более старшем возрасте. И конечно коррекция агрессии в дошкольном возрасте намного продуктивнее, чем в подростковом возрасте.

Литература:

1.    Алфимова М. В., Трубников В. И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. — 2000. — № 6. — С.112–121.

2.    Дубинко Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессии в детском возрасте//Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — С. 81–84.

3.    Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. — М.: Генезис, 2000. — 190 с.

4.    Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — Спб.:Издательство“Питер”,1999. — 276 с.

5.    Паренс Г. А. Агрессия наших детей. — М: Форум. — 1997. 152 с.

6.    Смирнова Е. О, Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности//Вопросы психологии. — 2002. — № 1. С. 17–26.

7.    Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей./Т. П. Смирнова. — Ростов Н/Д.: Феникс, 2005. — 154 с.

8.    Смирнова Е. О., Бутенко В. А. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников//Вопросы психологии. 2007. № 1. С 27–38.

9.    Фурманов И. А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. -Минск,1996.-120с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, агрессивное поведение, агрессия, вербальная агрессия, действие, дошкольный возраст, сверстник, физическая агрессия, особая жестокость, сторона сверстников.


Похожие статьи

Преступность как форма девиантной активности: современные тенденции и территориальные особенности

Образовательная среда начальной школы в системе личностного развития одарённых детей: теоретический аспект

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: путь к развитию речи через дидактические игры

Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста. Социальные и педагогические технологии: сущность и взаимосвязь

Социальные представления о самоактуализации: гендерный аспект

Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей

Бешенство: отличительные особенности течения у детей, диагностика, профилактика (обзор литературы)

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс формирования их нейропсихологического пространства

Конструирование медиареальности в СМК на лингвистическом уровне: приемы и особенности

Строительно-конструктивные игры в дошкольном возрасте как фактор социализации личности в современных условиях

Похожие статьи

Преступность как форма девиантной активности: современные тенденции и территориальные особенности

Образовательная среда начальной школы в системе личностного развития одарённых детей: теоретический аспект

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: путь к развитию речи через дидактические игры

Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста. Социальные и педагогические технологии: сущность и взаимосвязь

Социальные представления о самоактуализации: гендерный аспект

Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей

Бешенство: отличительные особенности течения у детей, диагностика, профилактика (обзор литературы)

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс формирования их нейропсихологического пространства

Конструирование медиареальности в СМК на лингвистическом уровне: приемы и особенности

Строительно-конструктивные игры в дошкольном возрасте как фактор социализации личности в современных условиях

Задать вопрос