Для чего нужна стратегия развития предприятия? Известно множество определений термина «стратегия», например, следующее: «Стратегия — наука о войне, в частности, наука полководца, общий, не детализированный план военной деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее — вообще какой-либо деятельности человека» [3].
Таким образом, стратегия — это план действий, который должен помочь в достижении сложной цели. Некоторые руководители считают, что нет необходимости что-то планировать на долгосрочную перспективу. Как правило, такое руководство приводит компанию к банкротству. Стратегия развития позволяет: определить направления инвестирования, которые дадут наибольшую отдачу; передать управление на более низкие уровни, оставляя больше свободного времени руководителю; сделать компанию более привлекательной на рынке и т. д.
Стратегический анализ — это комплексное исследование положительных и отрицательных факторов, которые могут повлиять на экономическое положение предприятия в перспективе, а также путей достижения стратегических целей предприятия [4].
Для достижения долгосрочных стратегических целей компания, принимая управленческие решения, должна понимать ситуацию на рынке, реагировать на изменения внешней среды, выработать защиту от конкурентов и т. д. Чтобы разработать стратегию развития предприятия, сначала нужно провести стратегический анализ. Оптимальным вариантом стратегического анализа является совмещение качественного и количественного методов.
Одним из таких вариантов является FOT-анализ компании (аббревиатура начальных букв английских слов: financial stability — финансовая устойчивость; opportunities — возможности; threats — угрозы). Данная методика объединяет «экспертные оценки» факторов, влияющих на компанию, с реальными цифрами, характеризующими финансовую устойчивость. Рассматриваются финансовое состояние компании, индикатором которого является то, насколько собственные оборотные средства превышают запасы и затраты (финансовая устойчивость), а также внешние условия, в которых находится компания, а именно — существующие и возможные угрозы. Кроме того, учитываются возможности для развития.
Рассмотрим этапы FOT — анализа. На первом этапе определяется тип финансовой устойчивости (financial stability).
Таблица 1
Определение типа финансовой устойчивости
№ |
Показатель |
код |
г. |
г. |
г. |
1 |
Собственный капитал |
||||
2 |
Внеоборотные активы |
||||
3 |
СОС |
п1-п2 |
|||
4 |
Долгосрочные обязательства |
||||
5 |
КК и З |
||||
6 |
Запасы и НДС. |
||||
7 |
Излишек или недостаток СОС. |
п3-п6 |
|||
8 |
Излишек или недостаток СОС + ДО |
п3+п4-п6 |
|||
9 |
Излишек или недостаток СОС + ДО + КК и З. |
(п3+п4+п5)-п6 |
|||
10 |
Тип устойчивости |
Абсолют. |
Нормал. |
Неуст. |
Существуют четыре типа финансового состояния предприятия с точки зрения его финансовой устойчивости:
1. Абсолютная устойчивость, при которой запасы и затраты покрываются собственными оборотными средствами, и предприятие не зависит от внешних источников.
2. Нормальная устойчивость, при которой сумма запасов и затрат превышает сумму собственных оборотных средств, но меньше суммы собственных оборотных и долгосрочных заемных источников. Для покрытия запасов и затрат используются собственные и привлеченные средства долгосрочного характера.
3. Неустойчивое финансовое состояние, при котором для покрытия запасов и затрат используются собственные и привлеченные средства долгосрочного и краткосрочного характера
4. Кризисное финансовое состояние, которое характеризуется ситуацией, когда сумма запасов и затрат превышает общую сумму нормальных (обоснованных) источников финансирования. Данная ситуация означает, что предприятие не может вовремя расплатиться со своими кредиторами и может быть объявлено банкротом.
На втором этапе определяются внешние возможности и угрозы для компании (opportunities and threats), которые заносятся в таблицу.
Таблица 2
Таблица существующих возможностей и угроз
Угрозы |
Подробное описание |
Возможности |
Подробное описание |
На третьем этапе определяется степень влияния угроз и возможностей на компанию в зависимости от типа финансовой устойчивости. Все угрозы вносятся в таблицу 3.
Таблица 3
Степень влияния угроз на компанию
Тип финансовой устойчивости |
Влияние угроз |
||
Слабое |
Среднее |
Сильное |
|
Абсолютная устойчивость |
|||
Нормальная устойчивость |
|||
Неустойчивое состояние |
|||
Кризисное состояние |
Для восстановления финансовой устойчивости рекомендуется предпринять следующие шаги:
1. Остановка нерентабельных производств
2. Выведение из состава предприятия затратных объектов
3. Уменьшение текущей финансовой потребности
4. Выкуп долговых обязательств с дисконтом
5. Конвертация долгов в уставный капитал
6. Форвардные контракты на поставку продукции
7. Совершенствование организации труда и оптимизация численности занятых на предприятии.
При нахождении угрозы в зеленой зоне она не окажет сильного влияния на финансовое состояние компании. Угрозы, которые находятся в желтой зоне, могут ухудшить финансовое положение. Находясь в красной зоне, угрозы, могут оказать катастрофическое воздействие на финансовое положение и вызвать необходимость введения антикризисного управления.
Все последствия вносятся в таблицу 4.
Таблица 4
Степень влияния возможностей на компанию
Тип финансовой устойчивости |
Влияние возможностей |
||
Сильное |
Среднее |
Слабое |
|
Абсолютная устойчивость |
|||
Нормальная устойчивость |
|||
Неустойчивое состояние |
|||
Кризисное состояние |
При нахождении возможности в зеленой зоне создаются максимально благоприятные условия для улучшения финансового положения. Возможности, находящиеся в желтой зоне, будут слабо влиять на положение компании. Находящиеся в красной зоне возможности практически не влияют на компанию.
На четвертом (заключительном) этапе производится комплексная оценка положительных и отрицательных факторов, влияющих на компанию, а также даются рекомендации по достижению стратегических целей компании.
Таблица 5
Комплексная оценка возможностей и угроз, влияющих на компанию
Влияние возможностей |
||
Влияние угроз |
При разной финансовой устойчивости одни и те же угрозы будут представлять различную степень опасности для компании. Одни и те же возможности также будут в разной степени влиять на компанию.
В итоге рассматривается наилучшее и наихудшее состояние компании (при абсолютной и кризисной финансовой устойчивости соответственно) и разрабатывается план действий для различного финансового состояния компании.
Литература:
1. Бланк И. А. Управление финансовой безопасностью предприятия: Учебник. — К.: Эльга, 2009. — 776 с.
2. Сухарев П. Н., Григоренко А. С. Метод SWOT-анализа: его преимущества и недостатки// Экономические науки/6. Маркетинг и менеджмент.
3. http://ru.wikipedia.org/– веб-сайт Википедия — свободная энциклопедия.
4. http://uchebnikionline.ru/– веб-сайт Библиотека русских учебников.