Стратегический анализ предприятия: FOT-анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (69) июль-1 2014 г.

Дата публикации: 03.07.2014

Статья просмотрена: 974 раза

Библиографическое описание:

Кучер, В. А. Стратегический анализ предприятия: FOT-анализ / В. А. Кучер, Г. М. Россинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11928/ (дата обращения: 16.11.2024).

Для чего нужна стратегия развития предприятия? Известно множество определений термина «стратегия», например, следующее: «Стратегия — наука о войне, в частности, наука полководца, общий, не детализированный план военной деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее — вообще какой-либо деятельности человека» [3].

Таким образом, стратегия — это план действий, который должен помочь в достижении сложной цели. Некоторые руководители считают, что нет необходимости что-то планировать на долгосрочную перспективу. Как правило, такое руководство приводит компанию к банкротству. Стратегия развития позволяет: определить направления инвестирования, которые дадут наибольшую отдачу; передать управление на более низкие уровни, оставляя больше свободного времени руководителю; сделать компанию более привлекательной на рынке и т. д.

Стратегический анализ — это комплексное исследование положительных и отрицательных факторов, которые могут повлиять на экономическое положение предприятия в перспективе, а также путей достижения стратегических целей предприятия [4].

Для достижения долгосрочных стратегических целей компания, принимая управленческие решения, должна понимать ситуацию на рынке, реагировать на изменения внешней среды, выработать защиту от конкурентов и т. д. Чтобы разработать стратегию развития предприятия, сначала нужно провести стратегический анализ. Оптимальным вариантом стратегического анализа является совмещение качественного и количественного методов.

Одним из таких вариантов является FOT-анализ компании (аббревиатура начальных букв английских слов: financial stability — финансовая устойчивость; opportunities — возможности; threats — угрозы). Данная методика объединяет «экспертные оценки» факторов, влияющих на компанию, с реальными цифрами, характеризующими финансовую устойчивость. Рассматриваются финансовое состояние компании, индикатором которого является то, насколько собственные оборотные средства превышают запасы и затраты (финансовая устойчивость), а также внешние условия, в которых находится компания, а именно — существующие и возможные угрозы. Кроме того, учитываются возможности для развития.

Рассмотрим этапы FOT — анализа. На первом этапе определяется тип финансовой устойчивости (financial stability).

Таблица 1

Определение типа финансовой устойчивости

Показатель

код

г.

г.

г.

1

Собственный капитал

2

Внеоборотные активы

3

СОС

п1-п2

4

Долгосрочные обязательства

5

КК и З

6

Запасы и НДС.

7

Излишек или недостаток СОС.

п3-п6

8

Излишек или недостаток СОС + ДО

п3+п4-п6

9

Излишек или недостаток СОС + ДО + КК и З.

(п3+п4+п5)-п6

10

Тип устойчивости

Абсолют.

Нормал.

Неуст.

Существуют четыре типа финансового состояния предприятия с точки зрения его финансовой устойчивости:

1.      Абсолютная устойчивость, при которой запасы и затраты покрываются собственными оборотными средствами, и предприятие не зависит от внешних источников.

2.      Нормальная устойчивость, при которой сумма запасов и затрат превышает сумму собственных оборотных средств, но меньше суммы собственных оборотных и долгосрочных заемных источников. Для покрытия запасов и затрат используются собственные и привлеченные средства долгосрочного характера.

3.      Неустойчивое финансовое состояние, при котором для покрытия запасов и затрат используются собственные и привлеченные средства долгосрочного и краткосрочного характера

4.      Кризисное финансовое состояние, которое характеризуется ситуацией, когда сумма запасов и затрат превышает общую сумму нормальных (обоснованных) источников финансирования. Данная ситуация означает, что предприятие не может вовремя расплатиться со своими кредиторами и может быть объявлено банкротом.

На втором этапе определяются внешние возможности и угрозы для компании (opportunities and threats), которые заносятся в таблицу.

Таблица 2

Таблица существующих возможностей и угроз

Угрозы

Подробное описание

Возможности

Подробное описание

На третьем этапе определяется степень влияния угроз и возможностей на компанию в зависимости от типа финансовой устойчивости. Все угрозы вносятся в таблицу 3.

Таблица 3

Степень влияния угроз на компанию

Тип финансовой устойчивости

Влияние угроз

Слабое

Среднее

Сильное

Абсолютная устойчивость

Нормальная устойчивость

Неустойчивое состояние

Кризисное состояние

Для восстановления финансовой устойчивости рекомендуется предпринять следующие шаги:

1.      Остановка нерентабельных производств

2.      Выведение из состава предприятия затратных объектов

3.      Уменьшение текущей финансовой потребности

4.      Выкуп долговых обязательств с дисконтом

5.      Конвертация долгов в уставный капитал

6.      Форвардные контракты на поставку продукции

7.      Совершенствование организации труда и оптимизация численности занятых на предприятии.

При нахождении угрозы в зеленой зоне она не окажет сильного влияния на финансовое состояние компании. Угрозы, которые находятся в желтой зоне, могут ухудшить финансовое положение. Находясь в красной зоне, угрозы, могут оказать катастрофическое воздействие на финансовое положение и вызвать необходимость введения антикризисного управления.

Все последствия вносятся в таблицу 4.

Таблица 4

Степень влияния возможностей на компанию

Тип финансовой устойчивости

Влияние возможностей

Сильное

Среднее

Слабое

Абсолютная устойчивость

Нормальная устойчивость

Неустойчивое состояние

Кризисное состояние

При нахождении возможности в зеленой зоне создаются максимально благоприятные условия для улучшения финансового положения. Возможности, находящиеся в желтой зоне, будут слабо влиять на положение компании. Находящиеся в красной зоне возможности практически не влияют на компанию.

На четвертом (заключительном) этапе производится комплексная оценка положительных и отрицательных факторов, влияющих на компанию, а также даются рекомендации по достижению стратегических целей компании.

Таблица 5

Комплексная оценка возможностей и угроз, влияющих на компанию

Влияние возможностей

Влияние угроз

При разной финансовой устойчивости одни и те же угрозы будут представлять различную степень опасности для компании. Одни и те же возможности также будут в разной степени влиять на компанию.

В итоге рассматривается наилучшее и наихудшее состояние компании (при абсолютной и кризисной финансовой устойчивости соответственно) и разрабатывается план действий для различного финансового состояния компании.

Литература:

1.    Бланк И. А. Управление финансовой безопасностью предприятия: Учебник. — К.: Эльга, 2009. — 776 с.

2.    Сухарев П. Н., Григоренко А. С. Метод SWOT-анализа: его преимущества и недостатки// Экономические науки/6. Маркетинг и менеджмент.

3.    http://ru.wikipedia.org/– веб-сайт Википедия — свободная энциклопедия.

4.    http://uchebnikionline.ru/– веб-сайт Библиотека русских учебников.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая устойчивость, компания, влияние угроз, абсолютная устойчивость, влияние возможностей, возможность, недостаток СОС, нормальная устойчивость, стратегический анализ, финансовое положение.


Похожие статьи

Совершенствование учетной деятельности предприятия: функциональный аспект

Решение экономических проблем предприятия с помощью анализа бизнес-процессов

Стратегическое и тактическое управление: моделирование траектории развития предприятия

Оценка и пути повышения прибыли предприятия на примере ООО «УСР»

Учет и анализ в системе внутрифирменного бюджетирования: проблемы и решения

Дебиторская задолженность организации: методы анализа и пути управления

Теоретические аспекты антикризисного управления предприятием

Анализ рыночной среды предприятия ОАО «Томскнефть» ВНК: покупатели и конкуренты. SWOT-анализ

Управление рисками финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием агентного моделирования и системной динамики

Структурно-логическая схема проведения стратегического анализа на предприятии

Похожие статьи

Совершенствование учетной деятельности предприятия: функциональный аспект

Решение экономических проблем предприятия с помощью анализа бизнес-процессов

Стратегическое и тактическое управление: моделирование траектории развития предприятия

Оценка и пути повышения прибыли предприятия на примере ООО «УСР»

Учет и анализ в системе внутрифирменного бюджетирования: проблемы и решения

Дебиторская задолженность организации: методы анализа и пути управления

Теоретические аспекты антикризисного управления предприятием

Анализ рыночной среды предприятия ОАО «Томскнефть» ВНК: покупатели и конкуренты. SWOT-анализ

Управление рисками финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием агентного моделирования и системной динамики

Структурно-логическая схема проведения стратегического анализа на предприятии

Задать вопрос