В статье раскрывается значение предпринимательства в условиях модернизации российской экономики, ее трансформации в инновационно-информационный тип. Представлены и проанализированы ее важнейшие элементы, необходимые для эффективного ведения бизнеса. Определено влияние предпринимательского сектора на происходящие процессы преобразования экономики.
Ключевые слова: современное предпринимательство, инновационно-информационная экономика, инновации, информационные ресурсы.
Развитие современного российского предпринимательства происходит на фоне интеграции мировой экономики и, как следствие, усиления международной конкуренции. Протекающие на данном этапе глобальные процессы преобразования экономик различных стран ученые связывают либо с информационными технологиями, либо с инновационным производством. В связи с этим, в мировой научной литературе представлены различные определения сложившейся экономической системы: «постиндустриальная экономика» (Д. Бэлл, В. Иноземцев), «информационная экономика» (М. Порат, О. Тоффлер), «мегаэкономика» (В. Кувалдин), «экономика информатики и связи» (И. Ниинилуто), «техноэкономика» (Б. Гейтс), «экономика знаний» (Д. Тапскотт) [4, с. 115], «инновационная экономика» (Н. Кондратьев, М. Портер, К. Фриман, Ф. Фукуяма, Дж. Нейсбитт, Б. Лундвалл, Р. Нельсон) [5, с. 29].
На наш взгляд, текущий этап модернизации российской экономики связан с одновременным протеканием и инновационных, и информационных процессов. Это обусловлено тем, что глобализация мирового хозяйства, катализация процессов, протекающих в экономической и социальной сферах, а также усиление политической нестабильности в мире требуют проведения таких мероприятий и преобразований, которые обеспечат стране экономическое превосходство, и, одновременно, будут направлены на достижение и поддержание высокой конкурентоспособности отечественных предпринимателей на мировом рынке. Вследствие этого, основным направлением современного предпринимательства выступает создание и эффективное внедрение инноваций, путем использования научных знаний и открытий, а также применения динамично обновляемой информации. Таким образом, можно выделить две ключевые составляющие инновационно-информационной экономики — инновации и информацию.
В настоящее время существует большое количество различных определений и описаний термина «инновация», но во всех трактовках можно выделить общие характеристики, заключающиеся в создании чего-то нового, либо изменении существующего. Итак, инновация — это новшества, основанные на использовании научно-технических идей, достижений и открытий, и направленные на изменение либо замещение товаров (услуг), технологий производства и способов реализации продукции, а также организации труда и управления.
Вне зависимости от того, было изготовлено другое изделие, либо улучшены потребительские свойства уже имеющихся товаров, использовались новые либо усовершенствованные машины, материалы, сырье, комплектующие, конечным результатом инновационной деятельности является инновационная продукция — товар, услуга или технология. Данный процесс преобразования научного знания в реальные продукты дает возможность современным предпринимателям создавать принципиально новые товары, способные удовлетворить потребности не только настоящих, но и будущих потребителей [1].
Следует также сказать, что инновационное предпринимательство является, на сегодняшний день, одним из важных условий экономического роста субъектов хозяйствования, достижения ими стратегического господства на отечественном и мировом рынках, повышения уровня конкурентоспособности. Именно непрерывный инновационный процесс, направленный на постоянное улучшение достигнутых результатов, становится ключевым фактором успеха предпринимателей в конкурентной борьбе, а предпринимательство (производственное или непроизводственное), основанное на интенсивном использовании и внедрении инноваций — основным фактором повышения эффективности хозяйствования, улучшения качества и постоянного обновления представленных на рынке товаров и услуг [2, с. 5].
Кроме того, необходимо отметить то существенное значение, которое имеет инновационная деятельность для экономики страны. Во-первых, нововведения становятся причиной коренных изменений в отраслевой структуре народного хозяйства. Это связано с тем, что инновации, способствуя росту эффективности использования ресурсов, дают возможность перераспределения оставшихся свободными средств в другие сектора экономики. К тому же они выступают непосредственной причиной постоянного обновления сфер хозяйственной деятельности за счет отмирания некоторых отраслей и их замещения новыми.
Во-вторых, инновационная деятельность воздействует на экономическое устройство общества, так как содействует появлению новых общественных институтов и хозяйственных организаций, требующих совершенно иных взаимосвязей как между ними, так и с государством.
В-третьих, за счет внедрения инноваций и, как следствие, увеличения объемов производства и потребления товаров и услуг, достигается экономический рост государства, определяются возможности страны в конкурентной борьбе на мировых рынках [1].
Подытоживая сказанное, заметим, что стремительные изменения, происходящие в экономической и социальной жизни общества в XXI в., сделали инновации необходимым условием успешной предпринимательской деятельности как крупных, так средних и малых предприятий, независимо от отрасли хозяйствования. Инновационное предпринимательство направлено на нарушение сложившегося равновесия экономической системы путем поиска новых идей и возможностей, использования принципиально новых ресурсов, создания и внедрения инноваций. Инновационная — это наиболее рисковая, требующая больших инвестиций деятельность, которая напрямую зависит от научно-технических открытий. В то же время, именно инновационное предпринимательство доводит до конечных потребителей научно-техническую продукцию.
Кроме того, предпринимательство XXI в. — века информационно-коммуникационных технологий, опирается на активное использование информации, которая, выделившись в самостоятельный производственный ресурс, рассматривается как основной фактор современного производства, а также, как объективное условие модернизации российской экономики.
Благодаря установившейся на современном этапе развития предпринимательства взаимосвязи научных знаний и достижений с техническими разработками, появлению наукоемких и информационных технологий, происходят глубокие изменения в производственной сфере — увеличиваются объемы производства, расширяется и усложняется ассортимент выпускаемой продукции, улучшаются качества товаров и услуг, совершенствуются методы хозяйствования, более рационально используются производственные ресурсы, включая информационные [3, с. 30–31].
Вместе с тем, стремительный рост динамики производства, увеличение объема информационных потоков, широкое внедрение новых технологий во все сферы и отрасли хозяйства, способствуют серьезной перестройке общественных отношений, формированию новых производственных связей, характерных для информационной экономики.
Информационную экономику от экономики, основанной на товарном производстве, отличает особый, новый вид хозяйствования, в которой информация одновременно рассматривается как основной производственный фактор и как конечный продукт этой деятельности. Таким образом, происходит сокращение использования в производстве традиционных для предыдущих этапов развития предпринимательства энергетических, материальных, сырьевых и других ресурсов, что влечет за собой их рациональное использование и перераспределение в другие отрасли народного хозяйства. К тому же, расширение информационной деятельности способствует развитию сферы услуг, что, в конечном итоге, приводит к существенному изменению удельного веса отраслей экономики в формировании валового внутреннего продукта.
Иначе говоря, информационной можно считать экономику, в которой большую часть произведенных в стране товаров составляют информационные продукты, созданные с использованием информационных ресурсов и технологий. Этот, совершенно новый вид товара, существенно отличается от материальной продукции. Во-первых, процесс купли-продажи информации символичен, так как даже после передачи ее покупателю, она остается и у продавца. Во-вторых, по мере ее использования и потребления, информация не исчезает, а напротив, увеличивается, а ее качество улучшается. В-третьих, процесс возникновения информации представляет собой непрерывный цикл создания человеком своих и потребления чужих информационных продуктов.
Процесс создания информационного продукта связан с определенными операциями над информацией, а именно со сбором, обработкой, преобразованием, накоплением, систематизацией, хранением и передачей [4, с. 116]. При этом достижение успеха хозяйствующими субъектами возможно при условии, что они не только производят новые идеи и знания, но и непрерывно внедряют их в свою деятельность.
Основной движущей силой, фундаментом информационной экономики выступает качественная деловая информация, свободный доступ к которой становится необходимым условием для принятия предпринимателями правильных и обоснованных решений. Информационное обеспечение функционирования всех субъектов рыночного хозяйства становится важным условием экономического развития предпринимателей, расширяет возможности их деятельности, обеспечивает им лидирующие позиции на отечественном и мировом рынках, в условиях глобализации и повышенного риска выступает конкурентным преимуществом.
Использование и распространение деловой информации для успешного ведения бизнеса современными предпринимателями становится возможным благодаря новейшим компьютерным и информационным технологиям, которые обеспечивают свободный доступ к мировым электронным базам данных, справочникам и энциклопедиям, законодательным и нормативным актам, аналитическим обзорам, научным статьям и т. д. Со своей стороны, возникновение и развитие глобальной сети Интернет значительно облегчило и ускорило проведение предпринимателями различных операций, открыло для них новые горизонты и возможности деятельности. Кроме того, компьютеры и вычислительная техника широко применяются в проектно-конструкторской деятельности, в исследовательских работах, практически на всех этапах производства товаров и услуг, и во всех отраслях экономики [3, с. 30–31].
Между тем, информация, научные знания, открытия и достижения создают благоприятные условия, формируют базу для инновационного развития. Как уже отмечалось выше, процесс создания новшеств связан с появлением перспективных идей, их распространением и превращением в совершенно новый для потребителя товар или услугу. При этом значение информации велико на всех этапах инновационного процесса. Это связано с тем, что именно информационная среда содержит в себе сведения о новых идеях и возможностях, реализованных и нереализованных инновациях, потребительских предпочтениях и возможностях конкурентов, состоянии рынка и т. д. К тому же, именно в этой среде происходит рождение новых бизнес-идей и их окончательная реализация в виде свершившейся инновации [6, с. 229].
Таким образом, говоря о предпринимательстве на современном этапе развития, можно выделить следующие характеристики, отражающие его природу — инновационный характер; зависимость в систематическом получении необходимой и своевременной информации; масштабность; постоянный поиск новых возможностей; стремление к риску; способность принимать решения в условиях неопределенности; важность стратегического предвидения; предпринимательский талант и творческий подход в принятии решений.
Все сказанное позволяет нам сделать вывод о том, что одновременно протекающие в российской экономике инновационные и информационные процессы взаимосвязаны и взаимозависимы. Именно поэтому и инновации, и информация следует рассматривать как новые условия экономического развития страны, необходимые и достаточные для осуществления на ее территории эффективной предпринимательской деятельности.
Литература:
1. Драчик Н. В. Сущность инновационной деятельности и ее значение для развития современной экономики // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 2 (46). — Электронный ресурс. — [Режим доступа]: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4525
2. Иванова Е. А. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятий // Вестник ТИУиЭ. — 2010. — № 1. — С. 5–11.
3. Олевский Г. Информационно-коммуникационная составляющая современного предпринимательства // Мировая экономика и международные отношения. — 2012. — № 10. — С. 30–39.
4. Пидоймо Л. П., Бутурлакина Е. В. Сущность категорий «информационное общество», «информационная экономика» // Современная экономика: проблемы и решения. — 2010. — № 4 (4). — С.112–118.
5. Смирнова Т. Л. Влияние инновационно-технологических институтов на развитие рынка рабочей силы в России // Современная экономика: проблемы и решения. — 2014. — № 1 (49). — С.29–38.
6. Яголковский С. Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. — М.: ГУ ВШЭ, 2011. — 272с.