Важнейшим условием повышения интереса студентов к учению является использование самостоятельных работ, стимулирующих к активному поиску. Поэтому совершенствование содержания и форм самостоятельной работы студентов — задача современного обучения [1].
Известно, что урок — основное организационное звено процесса обучения. В нем реализуются определенные практические, образовательные, воспитательные и развивающие задачи, достигаются итоговые цели. Урок является самостоятельной единицей учебно-воспитательного процесса и вместе с тем, считается одним из звеньев в цепи других уроков. В качестве учебного процесса урок даёт возможность выполнения промежуточных задач. В этом смысле каждый отдельно взятый урок стоит в одном ряду с другими уроками. Определенные задачи каждого урока вытекают из задач, решенных на предыдущем уроке. Через решение определенных задач каждый урок должен обеспечивать достижение практических, образовательных, развивающих и воспитатпельных целей. Например, обучение студентов применению новой лексики — обучение пониманию диалогического текста через его прослушивание — систематизировать знания о событиях и явлениях, о которых говорится в тексте — обучение правильному чтению текста и составлению его плана — обучение выражать свои мнения посредством применения заданных словосочетаний и др. Все задания и задачи определяет сам преподаватель и приводит их в технологической карте урока. кўрсатиб ўтади. Все задания связываются с уроком, с группой, с уровнем знаний студентов в группе, с событиями и явлениями в городе, стране, вузе, с личностью преподавателя, его инициативностью, поведением, с занимательностью учебного материала. Особенно в текстах о знаменитостях, историчпеских событиях, об охране природы содержатся интересные сведения, поэтому студенты с интересом изучают такие тексты и хорошо их усваивают. На уроках преподаватель должен использовать нетрадиционные методы и формы.
На уроках немецкого языка для обучения студентов самостоятельной работе рекомендуется применять нижеследующие методы:
1) На первых уроках можно применить метод интенсивного обучения (приветствие, знакомство, визитные карточки, заполнение анкет, диалоги-опросы, приглашение на прогулку, день рождения и пр.).
2) Проведение ролевых игр — диалоги и мини-полилоги (3–4 участника). Сюда входит и представление студентами сказок, художественных произведений, стихотворений, поэм.
3) Метод литературного перевода стихотворений немецких поэтов на узбекский или русский языки.
4) Студент в роли преподавателя. Активному студенту из группы даётся задание подготовить и провести отдельно взятый этап урока. Например, упражнение по говорению или проверка домашнего задания.
5) Метод Кобленца — обучение активной устной речи. Кобленц считал, что текст ограничивает инициативу студента. По его мнению, преподаватель-филолог должен предоставлять набор конструкций и определенный лексический материал. Вставляя в нужное место нужные слова и словосочетания в этих конструкциях, можно создать множество вариантов текста, можно развить навыки правильного использования изученного лексического материала, высказывать свои мнения.
6) Метод проектов. Если в проекте используются статьи из газет и журналов, дополнительная литература, практические знания, жизненные образцы, то проект приобретает совсем иное значение. Необходимо объяснить студентам, что нельзя ограничиваться только лишь учебником пр подготовке проекта. Проект может быть и междисциплинарным (межпредметным). То есть в нём можно использовать не только знания, полученные по иностранному языку, но и по географии, истории, родному языку и литературе и по другим предметам. Сегодня метод проектов широко внедряется в процесс обучения иностранным языкам. Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:
1. Планирование.
2. Иметь представление о проекте. Направляет студентов на сбор необходимого материала.
3. Процесс выполнения работы.
4. Защита проекта. Использовать собранный материал для выпуска стенгазеты, создания альбома, устного изложения.
7) Метод теста и анкеты-опроса.
Таким образом, для обучения студентов самостоятельной работе на уроках иностранного языка можно применять разнообразные методы. Кроме этого, самостоятельная работа студентов в вузе мжет осуществляться не только непосредственно на аудиторных занятиях, но и вне аудитории. Вне аудитории студенты выполняют задания по самостоятельному образованию. В Узбекистане по всем предметам введено самостоятельное образование, составляются специальные разработки, в которых приводятся темы, различные задания к данным темам, список рекомендуемой литературы и др. Колиячество заданий и их объем определяется преподавателем предмета и утверждается на кафедре. Все выполненные задания оцениваются и набранные баллы вносятсяч в соответствующую графу промежуточного контроля. Слабая сторона в том, что в некоторых случаях преподаватели не учитывают сложность заданий и объём времени, требуемого на его выполнение, в результате чего задание остается невыполненным или частично выполненным. Преподавателям следует учитывать, что чересчур сложные задания могут привести к тому, что студенты потеряют интерес к работе, станут выполнять их поверхностно и переписывать друг у друга. Поэтому следует подумать об индивидуальных заданиях, то есть разрабатывать заранее задания для хорошо успевающих и для слабо успевающих студентов. Следовательно, преподаватель должен знать сильные и слабые стороны студентов, учитывать их индивидуальные способности и интересы.
Виды самостоятельных работ студентов вне аудитории могут быть самыми разными: подготовить доклад или реферат по заданной теме, самостоятельно выполнить задания с проблемными ситуациями, составить тесты, кроссворды, анализировать произведения, подготовить презентацию, составить глоссарий, подготовить обзор по газетным статьям, подготовить наглядные пособия, раздаточный материал по теме, разработать сценарий работы по картинкам и др.
Таким образом, в самостоятельной деятельности у студента появляется желание расширить, углубить познавательную деятельность. С этим связано стремление студентов привнести в учебную деятельность знания, умения, приобретенные им за пределами учебного процесса. Самостоятельность студентов выражается и в психологическом настрое их деятельности, сосредоточенности, внимании, личной инициативе. Развитие и совершенствование форм и содержания самостоятельной работы студентов содействует их всестороннему развитию в любой деятельности, их благополучному положению в коллективе, профессиональному становлению [1]
Литература:
1. Станиславский Д. Н. Совершенствование самостоятельной работы студентов на занятиях по немецкому языку. // Актуальные проблемы филологии. Материалы V международной (заочной) научно-практической конференции, посвященной 15-летию РИ АлтГУ (7 июня 2011 г.).ВЫПУСК 5. Барнаул-Рубцовск, 2011.-С.37.