Встатье раскрывается место современных образовательных технологий, в том числе инновационных и информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам, и их значение в повышении и эффективности учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: процесс образования, обучение иностранным языкам, инновационные технологии, информационно-коммуникационные технологии, педагогическая деятельность.
The article reveals the place of modern educational technology, including innovative and ICT in learning foreign languages, and their importance in improving the efficiency and the educational process.
Keywords: education process, teaching foreign languages, innovative technologies, information and communication technologies, pedagogical activity.
После обретения независимости Республикой Узбекистан внимание к совершенствованию процесса образования усилилось. В системе образования проведены коренные изменения. В стране внедрено непрерывное образование, образовательные учреждения оснащаются новейшим оборудованием, в учебном процессе применяются новые педагогические и информационно-коммуникационные технологии, которые способствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, и через внедрение последних достижений науки реализует задачи воспитания творческой, активной, духовно богатой, всесторонне развитой личности.
В то же время в социальную жизнь республики с интенсивной скоростью входит волна информации. Быстрое принятие информаций, их анализ, переработка, теоретическое обоснование, вывод заключений, доведение по обучающихся является злободневной проблемой системы образования. Чтобы успешно решить эти задачи, необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии. Применение же современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе требует, прежде всего, быть осведомленными об этих технологиях.
В образовательных учреждениях Узбекистана — в академических лицеях, в колледжах, в высших учебных заведениях — в настоящее время используются такие технологии, как модульная образовательная технология, технология обучения в сотрудничестве, технологии дидактических игр, технология проблемного обучения. Кроме того, широко применяются уроки научного обсуждения и свободного обмена мнениями.
Из опыта работы видно, что широкое использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по иностранным языкам повышает их эффективность. В процессе изучения на занятиях иностранного языка грамматических явлений целесообразно применять компьютерные технологии (Интернет), открытые обсуждения, уроки-экскурсии, аукцион, пресс-конференция, конкурс и др.
Внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс служит положительному решению имеющихся проблем. Технологический подход в отношении проектирования педагогической деятельности реализуется поэтапно. Во-первых, определяется общая, ведущая цель педагогической деятельности; во-вторых, выявляется направление деятельности на определенном отрезке времени с опорой на общие цели процесса педагогической деятельности, и на основе ее внутренних особенностей, определяются частные цели; в-третьих, диагностируются теоретические знания, навыки и умения практической деятельности обучающихся.
В последнее время в учебный процесс широко внедряется Интернет. Его использование при обучении иностранных языков имеет свои особенности. Прежде всего, Интернет создаёт для изучающих иностранный язык естественную языковую среду. Однако при организации таких занятий следует помнить о дидактических целях занятия и об особенностях познавательной деятельности обучающихся [1]. Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:
а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
б) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем материалов сети;
г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений.
Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации учащихся, осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, рациональнее организовать весь учебный процесс [2, с.30]. Использование Интернета в образовательном процессе создаёт возможности для самостоятельного поиска информации, прослушивания текстов, обогащения словарного богатства и пр.
В последннее время в Гулистанском государственном университете использование информационно-коммуникационных технологий широко внедряется в учебный процесс. В университете имеются мультимедийный центр, информационно-ресурсный центр, компьютерные классы, лекционные залы, оснащенные необходимым оборудованием. Кроме того, на каждом факультете имеются видеопроекторы, у преподавателей личные ноутбуки. Сервер работает постоянно. Преподаватели создают по своим предметам учебно-методические комплексы, презентации по темам. Уделяется внимание привлечению студентов к созданию и защите своих презентаций. Всё это повышает эффективность учебного процесса, повышает знания, умения и навыки студентов.
В заключение следует сказать, что использование инновационных технологий в процессе обучения иностранным языкам помогает повышению словарного запаса у студентов, пониманию ими ассоциации слов, преодолению ошибок в речевом языковом материале. Их применение позволяет повысить объем выполняемой на занятии работы в 2 раза, совершенствовать контроль знаний, формировать навыки исследовательской деятельности. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Литература:
1. Innovatsion texnologiyalar yordamida ta’lim samaradorligini oshirish yo’llari. — Toshkent, 2004. –B.13–14.
2. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. — Москва, 2004.