Рост преступности в современной России обусловлен не только кризисными явлениями в обществе, но и, в значительной степени, ослаблением воспитательного воздействия на молодежь со стороны школы и других общественных формирований, в компетенцию которых входит воспитание и осуществление общественного контроля за поведением несовершеннолетних. Основная ответственность за успешное осуществление профилактики правонарушений учащейся молодежи лежит на общеобразовательной школе как основном институте общественного воспитания. Многие факты явных и скрытых (латентных) правонарушений в действиях молодежи, по сути, являются следствиями неэффективного педагогического процесса воспитания правовой культуры. Такое утверждение проистекает из анализа научных и прикладных работ таких российских учёных, как - Блинов Н.М., Боряз В.Н., Ильинский И.М., Шендрик А.И. и другие. Исходя из этого анализа, по нашему мнению, назрела объективная необходимость интеграции современных, модернизированных технологий, форм и методов профилактики правонарушений несовершеннолетних в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений нашей страны. [5]
Необходимо отметить, что проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних отражены в трудах таких отечественных и зарубежных ученых, как - В.К. Андриевский, А.С. Белкина, Н.И. Болдырев, М.И. Вейт, Г.В. Вершинина, В.И. Загвязинский, Н.А. Катаева, И.С. Клемантович, В.В. Коновалов, Н.Р. Косевич, Ю.Н. Крупка, Ф.А. Лопушанский, А. Бандура, Г. Кэплан, Р. Уолтерс, Т. Шибутани и др. [1]
Также, для нашего исследования, важны работы, отражающие деятельность школы по профилактике правонарушений таких ученых, как - Ю.В. Гербеев, Г.И. Забрянский, Н.Г. Кобец, В.В. Коклюхин, Н.Д. Кузнецова, Г.П. Медведев, И.Б. Михайловская, М.С. Неймарк, А.Ф. Никитин, Р.В. Овчарова, В.Ф. Пирожков, В.Г. Степанов, В.Д. Шадриков, Б.П. Буунк, Р. Мертон и др.
Тем не менее, остается нерешенным ряд противоречий между:
- необходимостью и возможностью решения задачи профилактики противоправного поведения учащейся молодежи и недостаточно эффективным использованием для этой цели учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений;
- педагогическим потенциалом и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью технологий его использования в деятельности общеобразовательной школы по профилактике противоправного поведения.
В отечественной научной литературе выделяются три основных периода становления и развития нормативно-правовых основ деятельности в области профилактики правонарушений несовершеннолетних:
Первый период (1917 - 1985 гг.) характеризуется становлением и развитием системы профилактики.
Второй период (1985 - 1992гг.) ознаменован ослаблением советской системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в связи с политическими и социально-экономическими преобразования, начатыми в конце 80-х гг. прошлого века. Это время характеризуется всплеском количества несовершеннолетних, совершивших преступления и правонарушения.
Третий период (1992 г. – по настоящее время) несёт в себе все черты того фактического социального процесса, при котором государство принимает большое число номативно-правовых актов, целью которых является создание новой государственно-общественной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Однако большинство этих законов носят рамочный характер, что побуждает региональные и местные органы власти создавать свои акты, направленные на совершенствование системы профилактики. [4]
Итак, по нашему убеждению, само развитие системы профилактики правонарушений среди учащейся молодежи на уровне общеобразовательной школы относится к исключительной компетенции администрации образовательного учреждения.
Рассмотрение понятия «профилактика противоправного поведения» показывает неоднозначность его определения. Одни, под профилактикой, понимают систему комплексных мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в поведении, заболеваний и укрепление здоровья людей, т.е. это следующие меры, принимаемые:
ü в семье;
ü медицинскими учреждениями и в первую очередь - педиатрами;
ü воспитателями дошкольных учреждений;
ü учителями начальных классов;
ü учителями старших классов и администрациями школ;
ü правоохранительными органами и организациями, занимающимися вопросами молодежи;
ü государством и правительством.
Рассматривая тему данной статьи в поле реализации, необходимо отметить, что, по нашему мнению, основой профилактических мер является деятельность, направленная на:
· создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;
· осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;
· обеспечение в случае необходимости мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т.д.). [3]
Выделяется несколько уровней профилактической деятельности:
1. Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
2. Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность подростка.
3.Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонения в поведении отдельных подростков.
Также профилактика разделяется на первичную, вторичную и третичную.
Ø Первичная профилактика направлена на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Она является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонения детей и подростков.
Ø Вторичная профилактика есть комплекс медицинских, социально-психологических, юридических мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение. Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого поступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.
Ø Третичная профилактика означает комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы.
Таким образом, проведенный анализ научной литературы свидетельствует о том, что на современном этапе развития науки понятие «профилактика правонарушений» является междисциплинарным и встречается как в педагогике, так и в психологии, юриспруденции, социальных науках, медицине. Преимущественно оно трактуется как комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность (С.А. Беличева, Э.Г. Костяшкин, Ф.А. Лопушанский, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Филонов, Г. Кэплан и др.).
Однако при подобном понимании невозможно вычленить специфику процесса профилактики правонарушений такой социально-возрастной категории общества, как учащаяся молодежь. Поэтому в своем исследовании мы рассматривали её авторскую интерпретацию, а именно, как научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. [7]
Из этого следует, что в основе любого вида профилактики правонарушений среди учащейся молодежи, прежде всего, лежит трактовка понятия «социальное отклонение». Оно представляет собой динамичное явление, склонное к развитию и изменению. Поэтому механизмы и этапы протекания отклонений в поведении старших школьников оказывают определяющее влияние на механизм и этапы протекания процесса профилактики их правонарушений. Другими словами, этапы протекания отклонений в поведении молодых людей не только являются основными направлениями профилактической работы по предупреждению правонарушений, но и определяют организацию, содержание, методы и технологии профилактической работы в общеобразовательной школе. Кроме того, данные изучения «механизма протекания отклонений в поведении» наглядно свидетельствуют о необходимости и незаменимости такой педагогической составляющей профилактической работы, как учебно-воспитательной деятельность школы по профилактике противоправного поведения учащейся молодежи. Таким образом, можно сказать, что профилактика противоправного поведения учащейся молодежи в школе является частью системы учебно-воспитательной деятельности.
В концепции системного понимания воспитания, созданной Ю.П. Сокольниковым, и, в адаптационном виде, лежащая в основе данного исследования, выделяется определенная классификация видов воспитательных систем.
1. Макросистема – воспитательная система, функционирующая в том или ином обществе.
2. Региональные воспитательные системы функционируют в масштабе краев, республик, областей, городов, районов.
3. Педагогические системы. Их своеобразие состоит в том, что в этих системах формируется целостная творческая личность, а при их функционировании непосредственно порождается и осуществляется целостный процесс воспитания. Формой функционирования педагогических систем являются воспитательные коллективы. Педагогические системы представляют собой системы воспитания в первичных коллективах.
4. Частичные системы обеспечивают формирование отдельных сторон целостной личности и называются так потому, что функционируют не как отдельные, самостоятельные системы, а лишь как «моменты» функционирования целостных педагогических систем. Термин «частичные» не уменьшает их значение, а лишь подчеркивает, что эти системы не просто связаны между собой, а находятся во взаимопроникновении.
Исходя из вышеизложенного, обеспечить наиболее оптимальное функционирование системы профилактики противоправного поведения учащейся молодежи в рамках учебно-воспитательной деятельности школы помогает разработка теоретических моделей. В своём исследовании для моделирования мы выбрали структурную модель, которая имитирует внутреннюю организацию, структуру оригинала. Данная модель включает в себя все компоненты, присущие этому виду учебно-воспитательной деятельности: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, формы, методы, средства, педагогические условия и результат. [6]
Все эти компоненты модели взаимозависимы и направлены к системообразующему компоненту, которым является, по нашему убеждению, цель, т.е. профилактика противоправного поведения учащейся молодежи. Цель раскрывается на основе решения следующих задач:
а) вооружение объектов и субъектов учебного процесса общеобразовательной школы системой правовых знаний и взглядов, адекватных современному уровню развития общества и государства;
б) развитие устойчивых правовых убеждений, чувств, ценностного отношения к правовым явлениям;
в) формирование готовности к социально активному и грамотному поведению в правовой сфере общественной жизни.
В модель включены следующие принципы воспитания:
§ воспитания в коллективе,
§ педагогической целесообразности,
§ связи воспитания с жизнью,
§ развития самодеятельности личности,
§ единства требований в сочетании с уважением к личности воспитанника.
Особо следует остановиться на том факте, что система учебно-воспитательной деятельности школы по профилактике противоправного поведения учащейся молодежи функционирует под влиянием конкретных факторов, выявленных нами по ходу нашего исследования, а именно:
а) коллектив, будучи целенаправленно воспитывающей микросредой, выступает и фактором, и движущей силой системы формирования правовой культуры;
б) разнообразные виды деятельности учащейся молодежи – ученье, труд, игра, общение;
в) различные виды деятельности педагогов – преподавание, правовое просвещение во внеучебное время, педагогическое руководство правовой деятельностью учащихся. [8]
Вместе с тем мы не обходим стороной и совокупность методов педагогического процесса. Здесь мы выделяем:
1. Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера).
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрация и демонстрация, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы).
3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.).
4. Методы контроля (специальная диагностика, учетный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самоконтроль).
Следующим компонентом модели являются организационные формы профилактики противоправного поведения учащейся молодежи в рамках учебно-воспитательного процесса школы. В качестве организационных форм, по данным нашего исследования, выступают:
а) массовые формы: встречи с практическими работниками правоохранительных органов, юридические гостиные, конкурсы правовой эрудиции, конференции, фестивали, выставки и др.;
б) групповые формы: устные юридические журналы, лектории, лекции, просмотр и обсуждение фильмов правовой направленности, семинары, вечера, диспуты на правовую тематику, деловые игры, дежурство и др.;
в) индивидуальные формы: поручения, индивидуальные задания правовой направленности и др.
Одной из главных компонентов разработанной нами модели являются условия эффективности включения профилактики противоправного поведения учащейся молодежи в учебно-воспитательную деятельность школы, а, конкретно:
а) организация учебного коллектива, последовательная работа по его сплочению и совершенствованию;
б) педагогически целесообразное сочетание систематического воздействия на правосознание школьников с организацией их практической правовой деятельности;
в) взаимодействие педагогов с правоохранительными органами и семьей в формировании правовой культуры учащейся молодежи;
г) индивидуальный и дифференцированный подход к формированию правовой культуры учащейся молодежи в студенческих коллективах. [9]
Таким образом, решение поставленной задачи существенно облегчается, на наш взгляд, использованием в качестве средства процесса профилактики учебно-воспитательной работы общеобразовательного учреждения. Однако для эффективного внедрения профилактики противоправного поведения в учебно-воспитательный процесс необходимо решить ряд проблем. К ним, прежде всего, относятся вопросы, связанные с разработкой системы управления воспитательно-профилактической деятельностью общеобразовательного учреждения на межведомственной основе. Существенной является и проблема создания педагогических условий для осуществления подобной профилактической работы в учебно-воспитательном процессе учреждений не только среднего общего, но и профессионального образования. Наконец, встает вопрос об исследовании научных основ профилактической деятельности в системе семейного воспитания. Решение этих вопросов откроет целый ряд дополнительных источников оптимизации рассматриваемого аспекта педагогического процесса в условиях общеобразовательной школы.
Список использованной литературы:
- Баженов, В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994. – С. 56-58.
- Березина, В. Социальный педагог в школе / В. Березина, Г. Ермоленко // Воспитание школьников. – 1994. – № 2. – С.2-5.
- Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994. – 326с.
- Жигарев, Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. – М., 1990. – С. 35.
- Качмазов, Т.А. О теоретических предпосылках процесса профилактики девиантного поведения несовершеннолетних (психологический аспект) // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – № 2 (40). – С. 164-165.
- Лихачева, Т.Л. Социокультурное проектирование моделей образовательных учреждений в условиях переходного периода (на примере Центрального региона России). Диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук. – М., 1997.
- Лихачева, Т.Л. Необходимость создания систем социальной профилактики вовлечения молодёжи в деструктивные организации. // Тульская молодёжь: норма и девиации. Сборник статей. – Тула, ООО РИФ «ИНФРА», 2000.
- Лихачева, Т.Л. Логико – методические основания социокультурного моделирования развития молодёжных организаций и объединений. Сборник материалов Российской научно – практической конференции «Стратегия социального развития России и молодёжь». Тула – 2001.
- Лихачева, Т.Л. Семантическое матричное моделирование процессов, протекающих в социальной среде современного города. //Проблемы экономики и информатизации образования: Материалы IV междунар. науч.-практ. конф. Тула, 26-27 апреля 2007 г. Тула: ТИЭИ, 2007.