Фундаментальным понятием рыночной экономики является рынок труда, представляющий процесс предложения и спроса на рабочую силу. Рынок труда возможен только при условии, что рабочий является собственником своей способности к труду. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.[1]
Существуют различные виды рынков труда: скрытый, открытый, частичный, регулируемый, региональный и т.д. Также рынок труда подвержен структуризации по демографическим и профессиональным признакам отдельных категорий и групп трудоспособного населения. По профессиональным признакам выделяют: рынок труда инженеров, рынок труда ученых, рынок труда учителем, рынок труда врачей и т.д. По демографическим признакам различают рынки труда молодежи, женщин, инвалидов, пожилых трудящихся и т.д.
Рынок труда является важнейшим социально-экономическим институтом, нормальное функционирование которого зависит от различного ряда обстоятельств, вызывая положительные и негативные тенденции, обеспечивая экономическую безопасность страны. Работающий человек, тем более молодой, интересен и необходим государству.
Осенью 2008 г. на российском рынке труда наблюдались следующие негативные тенденции: в одних организациях укорачивали время работы, в других - уменьшали заработную плату, в третьих – частично сокращали персонал или отправляли его в длительные отпуска, в четвёртых - урезали соцпакет, сокращали или вовсе отменяли программы по корпоративному обучению и повышению квалификации персонала.
К концу 2008 года начались массовые увольнения рабочих на Кировском шинном заводе, Уфимском моторостроительном производственном объединении, Сегежском ЦБК и других предприятиях. В Оренбургской области безработица захватила Новоорский, Александровский, Домбаровский районы, Гай, Новоторицк. Самое высокое значение показателя по безработице отмечено в Пономаревском (3,8%), Светлинском (3,8%), Беляевском (3,2%) районах.[2]
По данным правительства Российской Федерации на 19.02.2009 г. уровень безработицы составил 8,1%, в 1990-е годы пик роста безработицы (14,6 %) пришелся на 16.03.99 г. почти через полгода после начала кризиса 1998 г. Сопоставление приведенных цифр позволяет прогнозировать увеличение числа безработных. На 1.03. 2009 года в органах труда и занятости населения Оренбургской области в качестве ищущих работу было зарегистрировано 18555 чел. (на 85,4% больше, чем на 01.03.2008), в том числе 15240 безработных (на 67% больше). Уровень регистрируемой безработицы составил 1,5% экономически активного населения (на 01.03.2008 – 0,8%). Это второй результат по Приволжскому федеральному округу и седьмой – по России (на 01.03.2009 уровень безработицы в среднем по ПФО составил 2,1%, по России – 2,7).[3]
Увеличение числа безработных в Российской Федерации произойдёт летом 2009 г., когда к ним присоединятся несколько сот тысяч выпускников вузов и ссузов. По данным Росстата, уровень безработицы в 2008 г. на молодёжном рынке труда составил среди выпускников высшей профессиональной школы 2,8%, среднего специального образования - 4,7%, начального профессионального образования – 6,6%., летом 2009 г. их число значительно увеличится.
Сложившаяся региональная система вузов, ссузов представляет один из активных источников набора персонала для предприятий и организаций Оренбургской области. Учебные заведения только дневных отделений высшего профессионального образования ежегодно предоставляли рынку труда не один десяток тысяч специалистов: 2002 г. – 5041чел., 2003г. – 5595 чел, 2004 г. – 6254 чел., 2005 г. – 6905 чел., 2006 г. – 7065 чел., 2007 г. – 7298 чел. Наблюдается активная динамика роста на молодёжном рынке труда. Из выпускников оренбургских учебных заведений часть уезжала к себе домой, другая пыталась устроиться на работу в Москве или других крупных городах России, третья - шла служить в армию, но большинство оставалось на региональном рынке труда. В 2007 г. из 4565 специалистов, окончивших дневные отделения высших учебных заведений, 1638 (35,9%) получили направление на работу; в 2006 г. из 4747 специалистов - 2023 (42,6%)[4]
Что будет предложено в условиях экономического кризиса, нарастающей безработицы молодым специалистам? Что с ними произойдёт? Многим из них придётся вернуться к себе домой, т.к. цены на аренду жилья, проезд, коммунальные услуги и т.д. не снижаются в отличие от уменьшающейся или исчезающей вовсе зарплаты.
Для снятия социальной напряжённости на рынке труда в условиях экономической и финансовой нестабильности используются традиционные меры, которые подразделяются на два основных блока. Первый включает страховые пособия по безработице, помощь маргинальным слоям населения, которые испытывают затруднения при устройстве на работу (инвалиды, молодые женщины с детьми и др.), досрочный выход на пенсию. Второй блок мер содержит программы обучения и переобучения, развития индивидуального предпринимательства, общественные работы. Оба этих блока нацелены на помощь людям, временно потерявшим работу или даже не успевшим приступить к ней (выпускников учебных заведений).
Предлагаемые центрами занятости формы поддержки безработных традиционны: переобучение, выполнение общественных работ, открытие собственного дела. Действующая целевая программа содействия занятости населения Оренбургской области на 2009-2011 гг. предполагает оказание помощи в трудоустройстве 40 тыс. безработных, организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации 2,3 тыс. безработных граждан, предоставление профориентационных услуг свыше 75 тыс. чел. На реализацию данной программы федеральный бюджет выделяет 428 млн. руб., областной – 21,4 млн.руб.[5].
Что конкретно предлагается выпускникам средних специальных и высших учебных заведений Российской Федерации и, в частности, Оренбургской области? В «Положении о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан» 2005 г. и в последующих редакциях обращается внимание на организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (пункт 4.8. ВР-277) и предлагаются мероприятия и, соответственно, расходы на:
а) подготовку и издание информационных материалов, изготовление наглядной информации, размещение материалов в средствах массовой информации;
б) материальную поддержку безработных граждан данной категории на период их временного трудоустройства в размере не ниже минимальной величины пособия по безработице и не выше двухкратной минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.[6]
На федеральном уровне государство берёт финансирование первых трёх месяцев работы выпускников учреждений профобразования. В марте 2009 г. Роструд заключил 36 соглашений с регионами, в 22 направлены деньги на снижение напряжённости на рынке труда.[7] Программа содействия занятости населения Оренбургской области предусматривает в 2009 г. стажировку выпускников учреждений профессионального образования (3 тыс. чел.).[8] В то же время, этот документ не предусматривает создание временных рабочий мест для выпускников профессиональных образовательных учреждений.
На наш взгляд, можно заменить оплачиваемые государством общественные работы для безработных, в т.ч. и молодых специалистов, работой на частных малых предприятиях. Это больше бы стимулировало к труду молодёжь, которая бы осознавла, что она нужна обществу. Малые предприятия, организуя рабочие места для безработных, несли бы большую ответственность за конкретное направление деятельности, нежели просто за полученный кредит.
Выплата же молодому специалисту пособия по безработице имеет негативные последствия:
· снижение со временем денежного содержания;
· утрата профессиональных знаний и навыков;
· нагрузка на расходную часть бюджета без пополнения доходной и т.п.
Мы считаем, что средства борьбы с безработицей необходимо искать в ее причинах: отсутствии развитого банка вакансий, мобильности населения, невостребованности молодых кадров, избытке юристов и экономистов и т.д.
Создание единой базы вакансий по всей стране необходимо, но, к сожалению, этого недостаточно. Соискателю не удаётся рядом с домом найти работу или его не устраивает заработная плата, которая не намного отличается от получаемого пособия. Одна из предлагаемых мер: переезд к новому месту работы в другой регион. Возникает вопрос: где и как будет жить переселенец, ведь арендная плата за квартиру вряд ли пойдет вниз при росте цен на услуги ЖКХ и будет ли переезд для человека оправдан экономически. Российское правительство принимает антикризисные меры по мобильной миграции внутри страны. С этой целью впервые для работников, нашедших рабочее место в другом регионе, государство предусмотрело выделение дотации для аренды жилья в течение трёх месяцев[9]. В частности, для безработных создаются временные рабочие места в Сочи, предусматриваются стимулы: подъёмные в размере до 56 тыс. руб., компенсация транспортных расходов (до 5 тыс. руб.), аренда жилья (до 550 руб. в день сроком до трёх месяцев)[10]. Неплохая мера, но она единична, необходимо принятие комплексной программы.
Некоторые из выпускников направятся служить в ряды Российской армии. Можно расширить список призывников, сократив все мыслимые отсрочки от службы в армии, кроме инвалидности, или заменить волонтёрской работой с обязательным проживанием в казарме. Люди будут работать бесплатно, помогая Родине, и на такую работу можно записать не только юношей, но и девушек.
Можно продлить обучение в школе на один год. На что его потратить? Сегодня школьникам предлагаются раз в неделю занятия в УПК, где они получают азы профессий. Ввести еще один – 12-й трудовой год для молодых людей, которые не до конца определились с профессиональной ориентацией и желающие учиться на рабочие специальности. У них появляется возможность уточнить свои дальнейшие жизненные и профессиональные планы, приобрести трудовые навыки выбранной специальности, развить общие компетенции, необходимые любой профессии. Выпускник, достигший 18 лет, должен отработать учёбу, т.е. стать по факту волонтером (если только он не поступает в профессиональное училище для обучения специальностям токаря, слесаря, сварщика, водителя и т.д.). Это будет производственная практика, ведь многие выпускники школ еще сами не определились, кем они хотят быть в будущем, и очень часто на их выбор влияют родители. По данной программе молодых людей принимает государственная или частная компания на определенную вакансию: продавца, официанта, слесаря, овощевода, тракториста, садовника, няни в детском саду или в больнице, помощника любого офисного сотрудника или непосредственного помощника на производстве. При таком обучении любой главный бухгалтер в сельском районе за целый год сможет воспитать себе преемника, который не соблазнится городской жизнью. Это же относится и к сварщику на производстве, который получает первоначально в несколько раз больше, чем обычный клерк в городе. Предлагаемый трудовой год позволяет ученику самоопределиться в выборе профессии, в сельских районах уменьшает отток трудоспособной молодёжи в города. Конечно, при таком предложении вузы потеряют часть абитуриентов, но страна не получит через несколько лет новых безработных.
Мы предлагаем следующие меры по смягчению проблем с трудоустройством на молодёжном рынке труда:
1. Увеличение срока обучения в учебных заведениях. Выпускникам вузов и ссузов предложить получить дополнительную квалификацию в течение полгода-года за счёт многоканального финансирования: бюджет, заинтересованные предприятия, спонсорская помощь, личные средства. Выпускникам общеобразовательных школ ввести дополнительный трудовой год для профессионального смоопределения.
2. Увеличение срока преддипломной практики, выделив для этой цели государственные средства.
3. Организация стажировки и временных рабочих мест для выпускников профессиональных учебных заведений не только на больших, но и малых предприятиях за счёт средств, направляемых на пособия по безработице.
4. Зарубежная практика показывает, что в условиях нестабильного развития экономики, протестного настроя социально активных молодых людей, в учебных заведениях увеличивают срок обучения. В нашей стране переход на двухуровневое обучение – бакалавриат и магистратура – наоборот, сокращает сроки обучения. В данном случае возможно увеличения количества мест в аспирантуре, магистратуре, сохранение большого спектра специалитета по различным направлениям подготовки.
5. Целевое государственное финансирование подразделений профессиональных учебных заведений, оказывающих содействие в поиске работы и в трудоустройстве своих выпускников. Заинтересованные государственные органы в финансировании этого направления - Министерство образования и науки, Государственная служба занятости, Министерство экономического развития, а также государственные вузы, способные снизить риски безработицы своих выпускников.
В целом меры, предлагаемые государством и автором данной статьи, будут способствовать снижению нестабильности на молодёжном рынке, помогут безработным выпускникам в стремлении не только сохранить приобретённые ранее трудовые компетенции, но и расширить их, тем самым повысив свою конкурентноспособность на рынке труда в кризисное и послекризисное время.
[1] Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. http://slovari.yandex.ru/dict/economic/article/ses2/ses-5858.htm?text=%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0%20
[4] Областной статистический ежегодник. 2008: Стат.сб./Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области.- Оренбург. 2008.С.208
[5] Лактионова Т. Безработных больше, чем вакансий. // Южный Урал. 11.03. 2009. С. 5.
[7] Агронович М. Лекция на будущее.//Российская газета. 13.03.2009. С. 2.
[9] Сафонов А. Лишние руки. // Российская газета. 19.02.2009. С.5.
[10] Безработных отправят в Сочи.//Деньги. 2009 №9 (716). С.6.