Совершенствование документооборота как фактор эффективности в управленческой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (7) июль 2009 г.

Статья просмотрена: 6281 раз

Библиографическое описание:

Гундарева, С. А. Совершенствование документооборота как фактор эффективности в управленческой деятельности / С. А. Гундарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 7 (7). — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/archive/7/499/ (дата обращения: 16.11.2024).

Понятие «документооборот» и сам термин возникли в делопроизводстве в 20-е годы. П.М. Керженцев в 1922 г. писал: «Бумага должна совершать свой кругооборот с максимальной скоростью и минимальной затратой труда и времени».

Документооборот - это движение документов на предприятии  с момента их создания или получения от других организаций до принятия к учету, обработки и передачи в архив. От четкости и оперативности обработки и движения документа зависит скорость получения информации, необходимой для выработки решения. Поэтому рациональной организации документооборота всегда уделяется большое внимание. (1)

      Этапы документооборота:

1. Составление документа на предприятии или получение со стороны;

2. Проверка документа: по форме, арифметически; по существу;

3. Обработка документа: запись проводок, включение документов в регистры;

4. Сдача в архив.

 Основой структуры любого документооборота являются документ, комплекс документов, связанных процессами управления разных  уровней  и автоматизированной обработкой.

   Главной характеристикой документооборота является его объем. Под объемом документооборота понимается количество документов, поступивших в организацию и созданных ею в течение определенного периода времени, как правило года. Объем документооборота — важный показатель, используемый в качестве критерия при решении вопросов выбора организационной формы делопроизводства, организации информационно-поисковой системы по документам учреждения, структуры службы делопроизводства, ее штатного состава и других вопросов.

    В целях  рациональной организации  документооборота все документы распределяются по документопотокам, например: регистрируемые и нерегистрируемые документы. Под документопотоком понимается совокупность документов, выполняющих определенное целевое назначение в процессе документооборота. Вся документация учреждения делится на три документопотока:

- входящие (поступающие) документы;

- исходящие (отправляемые) документы;

- внутренние документы.

Объем документации, создаваемой в  различных организациях  как всего мира, так и нашей страны, имеет тенденцию к постоянному и все более ускоряющемуся росту. В связи с научно-техническим прогрессом увеличение объемов управленческой документации происходит пропорционально изменению роста объемов производства продукции и производительности труда. Это первая закономерность документообразования. Необходимость постоянного усовершенствования  документации и организации докумнентооборота приводит  к правильному учету, реализации и контролю  деятельности организации.(5)

Роль документооборота в управленческой деятельности  каждого предприятия состоит в организации  порядка движения ,оформления и обработки документов. Основой для принятия решений и последующих действий по их реализации является информация. Документы - это легитимные носители информации. Документы содержат в себе информацию, побуждающую к действию, а также информацию, обеспечивающую деятельность.

Существует ряд  причин оказывающих  большое влияние на увеличение объема документов. Причины  подразделяются на две группы: объективные и субъективные.

   К объективным относят:

·         влияние научно-технического прогресса,

·         развитие экономики,

·         расширение и усложнение номенклатуры выпускаемой продукции,

·         освоение новых районов,

·         строительство новых объектов,

·         усложнение процессов управления.

При этом объемы создаваемых документов увеличиваются с ростом количества документируемых действий и количества адресатов, которым эти действия направлены. Таким образом, возрастание или сокращение объемов документов значительным образом связано с процессами документирования.

        К субъективным причинам относят:

·         бюрократизацию аппарата управления;

·         незнание или несоблюдение работниками управленческих структур законодательства, нормативных актов, устанавливающих юридические требования к оформлению документов;

·         неквалифицированное документирование распорядительной деятельности;

·         широкое распространение копировальной техники и ее бесконтрольное использование в учреждениях приводит к созданию огромного количества копий документов, которые используются в незначительной мере;

·         использование в процессах создания и подготовки документов компьютеров, с одной стороны, значительно повысило скорость подготовки документов, сократило трудоемкость этих операций, но, с другой стороны, привело к значительному увеличению количества документов за счет создания одного и того же документа в бумажной и электронной форме.

К субъективным причинам надо отнести и новые технологии подготовки документов, которые, сократив время на создание текста, его распечатку и копирование, увеличили их потоки и видовое разнообразие, но не решили проблему управления этими потоками. Этот вывод сделан и отечественными документоведами, и зарубежными специалистами в области управления документацией.

Имеется ещё ряд причин возрастания документопотоков в настоящее время:

·         недостаточная разработанность законодательной базы;

·         нарастание трудностей в экономике;

·         экстенсивное развитие документации.

Документы в аппарате управления нередко создаются в ритуальных целях, т.е. как дань своеобразной традиции или как единственное выражение реакции организации на решение вышестоящих органов; происходит дублирование документов в силу дублирования функций учреждений и их структурных подразделений; большой поток неоправданной документации возникает при издании некачественных документов, особенно нормативных актов, вызывающих лавину запросов и разъяснений.  (6)

Документооборот является неуправляемым, т.к. в стране отсутствует орган, который нёс бы ответственность за состояние документации и её объёме.

Проблема совершенствования документооборота является одной из наиболее актуальных в современном документоведении. С плохой организацией документооборота связывают многие недостатки в документационном обеспечении управления (ДОУ). Для решения этой проблемы можно предложить ряд мероприятий по совершенствованию документооборота :

внедрение новых проектных решений, направленных на совершенствование управленческой деятельности.

·         создание новых информационных технологий.

·         комплексность автоматизации работы с документами.

·         решение проблем совершенствования современного документационного обеспечения в государственном аппарате и частных организациях.

·         изменение функций и структуры служб ДОУ, ее организационно-правового положения.

·         упорядочение организационных форм и методов работы с документами.

 Альтернативный путь решения проблемы состоит в упрощении регламентированных процедур документооборота путем делегирования всех прав работы с документами непосредственным исполнителям. На предприятиях промышленно развитых стран в эпоху бумажного документооборота за работу с конкретным документом отвечал соответствующий менеджер, при этом отпадала необходимость в его регистрации и отслеживании. Такой подход позволяет значительно упростить процесс делопроизводства, однако является вынужденным. Он не только не соответствует отечественным нормам, но и противоречит мировым тенденциям, поскольку ведет к снижению качества организации документооборота в условиях роста масштабов и взаимосвязанности задач управления. (3)

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что документооборот, или движение, происхождение документа между его составителями и потребителями - неотъемлемая часть документационного обеспечение любой системы управления от отрасли до отдельного учреждения.

 

 

 

Библиографический список

 

1.            Астахов, Л.В. Документационное обеспечение деятельности как отрасль управления // Делопроизводство.-2005.-№ 2

2.            Быкова, Т. А., Вялова, Л. М. , Санкина, Л. В. Делопроизводство: Учебник / Под. общ. ред. проф. Т. В. Кузнецовой. – 2-е издание., перераб. и доп. – М., 2006.

3.            Документы и делопроизводство: Справочное пособие /Т.В. Кузне­цова, М.Т. Лихачев, А.Л. Райхцаум, А.В. Соколов: Сост. М.Т. Ли­хачев. — М.: Экономика, 1991 - 271 с.

4.            Кузнецова Т.В. Как совершенствовать работу с документами // Секретарское дело. 2002. 2, С. 7-8.

5.            Санкина Л.В. Делопроизводство: Практическое пособие. М.: МЦФЭР, 2002. Санкина Л.В. О бланках документов / Секретарское дело. 1997. 2. С. 15-16.

6.            Сокова, А.Н. Идеальное делопроизводство // Секретарь- референт.-2004.-№11.- С. 28-33

7.             Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство: Практ. пособие по документационному обеспечению. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ПРИОР, 1999 - 144с.

8.            Янковая В.Ф. Нормативное обеспечение делопроизводства в учреждении, организации, на предприятии // Делопроизводство. 2001. 1. С. 32-38.

 

Основные термины (генерируются автоматически): Документ, Делопроизводство, документооборот, научно-технический прогресс, предприятие, управленческая деятельность.


Похожие статьи

Тренинг как способ повышения эффективности бизнеса

Роль мотивации персонала в системе менеджмента качества

Совершенствование форм взаимодействия участников рынка сельскохозяйственной техники

Инвестиционный менеджмент как основа системы управления инвестициями на современном предприятии в России

Использование информационно-аналитических систем для повышения эффективности управления предпринимательскими структурами

Анализ основных направлений совершенствования российской модели управления рисками в таможенном контроле

Процессный подход в менеджменте качества образования в вузе

Моделирование бизнес-процесса оценки конкурентоспособности предприятия

Применение процессного подхода в рамках региональной системы качества в сфере культуры

Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности деятельности предприятия

Похожие статьи

Тренинг как способ повышения эффективности бизнеса

Роль мотивации персонала в системе менеджмента качества

Совершенствование форм взаимодействия участников рынка сельскохозяйственной техники

Инвестиционный менеджмент как основа системы управления инвестициями на современном предприятии в России

Использование информационно-аналитических систем для повышения эффективности управления предпринимательскими структурами

Анализ основных направлений совершенствования российской модели управления рисками в таможенном контроле

Процессный подход в менеджменте качества образования в вузе

Моделирование бизнес-процесса оценки конкурентоспособности предприятия

Применение процессного подхода в рамках региональной системы качества в сфере культуры

Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности деятельности предприятия

Задать вопрос