Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности.
Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и др.) Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным новообразованием подросткового возраста является "чувство взрослости", а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям [3].
Одна из главных особенностей подросткового досуга – повышенный интерес к общению со сверстниками, ориентация на выработку групповых норм и ценностей. Общение со сверстниками является важным каналом социализации подростка. В совместных играх и других формах общения у него вырабатываются и опробуются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоёвывать авторитет и занимать желаемый статус. Особая ценность правильно организованного досуга заключается в том, что с его помощью подросток может реализовать и развить свой потенциал.
Содержание общения подростков сосредоточено вокруг личностного развития, развития собственной индивидуальности. Задача взрослых – подсказать подростку пути и средства собственного развития, акцентируя внимание подростка на возможных последствиях его тех или иных действий.
В подростковом возрасте велика потребность в сопереживании. В этом одна из основных особенностей подросткового возраста, одна из отличительных черт, характеризующих досуг подростка. Однако, несмотря на острую потребность в общении и поисках второго «Я», многие подростки не могут найти себе настоящих друзей, испытывают острый дефицит общения.
Одна из причин этого в том, что подростки часто не умеют общаться, а взрослые им мало в этом помогают. Требуя от подрастающего поколения ответственного отношения к труду, к учебе, к общественной работе, взрослые совершенно забывают о досуговом времени. О том, что именно свободное время лепит «творческую индивидуальность». И необходимо учить детей отдыхать, учить общаться, учить умению «отключаться» от повседневных трудовых, учебных дел и использовать своё свободное время соизмеримо со своими желаниями и потребностями. Отсутствие таких навыков впоследствии, во взрослой жизни может отразиться на работе, на настроении, здоровье, развитии личности и её самосовершенствовании.
Наше общество на современном этапе располагает широким спектром учреждений дополнительного образования, целью работы которых является организация свободного времени детей, подростков и юношества, развитие личности, сохранение здоровья. Но для того, чтобы подростки в полной мере могли воспользоваться предлагаемыми им возможностями, необходимо наличие соответствующих способностей и мотивов. Это становиться реальностью только в том случае, если ребёнок воспитан, подготовлен к восприятию культуры и у него выработана потребность в разумной организации своего досуга [1].
По базе данных ГУ «Дом молодёжи Санкт-Петербурга», в которой представлена информация только по государственным учреждениям - подростково-молодежным центрам и клубам, находящимся в ведении отделов, отвечающих за реализацию молодежной политики, администраций районов СПб, на 01.04.2009 года в городе работает 316 молодёжно-подростковых клубов. Посещают эти клубы, с учётом мест свободного общения, 89645 человек. В клубах работает 2392 кружков и секций, места свободного общения есть в 214 подростково-молодёжных клубах г. Санкт-Петербурга.
Помимо традиционно сложившихся секций и кружков в молодёжно-подростковых клубах действуют «места свободного общения». Подростки и молодежь, привлекаются работниками клуба, социальными педагогами школ, инспекторами ОДН, приходят сами, где они попадают в организованное игровое пространство клуба – место свободного общения.
Педагог-организатор, социальный педагог и психолог включают подростка в виды деятельности, не требующие особых знаний и умений: просмотр видео, любительский настольный теннис, бильярд, игровые тренинги, беседы, участие в клубных мероприятиях, дискотеках. Социальный педагог помогает подростку определиться в выборе одного или нескольких видов полезной деятельности. Психолог проводит первичную диагностику и даёт рекомендации родителям и специалистам учреждения, которое направило подростка в клуб. Таким образом, усилия команды специалистов помогают подростку органично влиться в клубное пространство и определиться в своих интересах.
Для организации в клубах подросткового досуга способствующего развитию личности, без потерь здоровья необходима диагностика и анализ ценностных ориентаций и потребностно-мотивационной сферы, знание увлечений и интересов детей [2]. Нами проведён мониторинг с целью изучения досуговых запросов воспитанников подростково-молодёжных клубов на базе ГУ МПЦ «Московский», расположенного в Московском районе города Санкт-Петербурга. В состав ГУ МПЦ «Московский» входят 19 подростково-молодёжных клубов, в опросе приняли участие 175 подростков, из них 38% - мужского пола и 62% - женского пола. Полученные данные способствовали построению системы психолого-педагогического обеспечения воспитательного процесса в подростково-молодёжном центре. С учётом запросов подростков и волнующих их тем, были разработаны психологические и валеологические занятия.
Рис. 1. Возрастной состав респондентов, чел.
На вопрос: «Чем Вы занимаетесь в свободное время», воспитанники молодёжно-подростковых клубов ответили следующим образом (Рис. 2.).
Как видно из (рис. 2), самым любимым занятием подростков является прогулки, пристрастие же к организованным формам проведения досуга, отметило меньшее количество респондентов.
Рис. 2. Виды деятельности подростков в свободное время.
Результаты опроса по предпочтениям подростками конкретных видов спорта совпадают со степенью доступности этих видов спорта для непрофессиональных занятий, чем и объясняется их распространённость в досуговой сфере (Рис. 3), подросткам был задан вопрос: «Какими видами спорта Вы интересуетесь?»
Спортивные секции в подростково-молодёжных клубах ставят своей целью приобщение детей к физической культуре, популяризацию любительского спорта, способствуют сохранению и укреплению здоровья, развитию волевой сферы личности.
Рис. 3. Виды спорта, которыми интересуются подростки, в %:
Результаты подсчёта ответов подростков на вопрос: «Какими видами творчества Вам нравится заниматься?» указывают на наибольшую популярность у подростков видов творчества, где требуется углублённое изучение какой-либо одной сферы знаний, либо смежных, чем тех, где необходимы знания из нескольких разных областей (Рис. 4).
Рис. 4. Виды творчества, интересующие подростков, %.
Кроме того, творческая художественная деятельность, в которую включается подросток, обладает большими возможностями влияния на его духовный рост, совершенствование его личности. Искусство, которое входит в мир подростка, облагораживает его чувства, формирует характер, помогает воспитанию высоких гражданских качеств. Важно, чтобы подростки действовали заинтересованно, с достаточной долей самостоятельности, т.е. творчески. Творческий подход к любой деятельности – основа любого вида воспитания, обучения и досуга.
Рис. 5. Наиболее привлекательные для подростков формы культурно-массовых мероприятий, в %:
Результаты ответов подростков на вопрос о наиболее привлекательных для них формах культурно-массовых мероприятий демонстрируют то, что воспитанники подростковых клубов наибольшее предпочтение отдают тем формам, где от них требуется наибольшая активность.
Активный досуг может существовать только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счёт внедомашних видов культурной, рекреационной, общественной или иной значимой деятельности.
В молодежно-подростковых клубах постоянно проводятся мероприятия культурно-досуговой направленности: “День открытых дверей”, праздники, дискотеки, конкурсные программы, праздники двора, уличные гуляния, игровые программы, туристические выезды на природу. В клубах регулярно организуются тематические вечера, театрализованные представления, концерты, посвященные знаменательным датам и государственным праздникам, мероприятия с ветеранами. Ежегодно в МПЦ “Московский” проходят: фестиваль классической музыки “Гармония”, фестиваль “Театральная мозаика” и фестиваль авторской песни “Серебряная струна”, фестиваль “Путь в звёзды”. В эти мероприятия вовлекается большое количество подростков, некоторые из них становятся авторами новых форм полезного проведения времени.
Рис. 6. Психологические вопросы, интересующие подростков, в %.
Подростки (43%) в качестве приоритетной проблемы высказали озабоченность своим профессиональным самоопределением (Рис. 6). Это явилось основанием для развёртывания широкой профориентационной работы с ними. Специально было разработаны и проведены тестирования, а по их результатам - индивидуальные и групповые собеседования с подростками, при заинтересованности - и с их родителями. Каждый подросток получил на руки свои результаты тестирования и перечень профессий, наиболее подходящих ему по индивидуальным психологическим свойствам. В общей сложности протестировано и прошли собеседование с педагогом-психологом 370 подростков.
Анализ вопросов психологического характера, интересующих подростков, позволил выстроить в ГУ МПЦ «Московский» систему социально-психологического сопровождения, разработать темы, виды и формы проведения занятий, отвечающие актуальным запросам подростков.
Отвечая на запросы подростков, ГУ МПЦ «Московский» привлёк в свои ряды социальных педагогов, которые проводят дискуссии, организуют кинолектории, индивидуальные беседы на волнующие их воспитанников темы.
Респондентам был задан вопрос: «Какие проблемы присущи Вашим сверстникам?» (Рис. 7). Лидирующее место в ответах занимает агрессия сверстников, причём, подростки страдают от нехватки самообладания и у себя самого (Рис. 6). Этот факт указывает на мотивированность респондентов к деятельности по исправлению нежелательной ситуации.
Рис. 8. Мнение подростков относительно проблем их сверстников.
Рассматривая термин «агрессивное поведение», прежде всего, следует уточнить само определение агрессивности, под которым понимается свойство личности, поскольку она является приобретенным качеством, продуктом социализации и основана на биологически адаптивных механизмах, общих для человека и животных. Отдельные врожденные характеристики человека (тип характера, темперамент и др.) в процессе развития могут оказывать влияние, порой существенное, на формирование этого свойства, но не являются определяющим фактором. Из этого определения следует, что агрессивность как свойство личности может функционировать на различных уровнях: от почти полного её отсутствия до предельного её развития.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.
На основании результатов этого мониторинга реальных запросов и потребностей целевой аудитории подростковых клубов для повышения эффективности работы с молодёжью и подростками целесообразно принять следующие меры:
1. формирование педагогического коллектива; привлечение клубы определённых специалистов, работа которых необходима для удовлетворения интересов подростков;
2. разработка занятий, тренингов, лекций, направленных на решение проблемных зон, обозначенных подростками;
3. определение приоритетов в открытии новых кружков и секций, включение в программу работы подростково-молодёжных клубов, культурно-массовых мероприятий, вызывающих наибольший интерес подростков;
4. корректировать интересы подростков, расширять и углублять их, предоставляя возможности для творческой реализации; вовлекать подростков в пусть не очень интересные, но важные для развития личности занятия.
Учреждения дополнительного образования, выступают реальной альтернативой неформальной молодёжной культуре, вовлечению подростков в асоциальные молодёжные группировки, алкоголизации и наркотизации подрастающего поколения, «уводя детей от улицы», организуя досуг, направляя личностное развитие, создавая общности молодых людей по интересам, создавая условия для творческой реализации, свободного и плодотворного общения со сверстниками.
Литература:
1. Дополнительное образование детей/ Под.. ред. Лебедева О.Е. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 256 с.
2. Колбанов В.В. Формирование здорового образа жизни детей в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга // Известия Академии педагогических и социальных наук. - М, - 2008. - XII, часть I. - С. 439 - 447.
3. Психологический словарь. – М.: полит. литер., 1990. – 496 с.