Одним из главнейших факторов успеха функционирования деятельности хозяйствующих систем в условиях рыночных отношений является конкурентоспособность. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов как товар, предприятие, отрасль, регион и страна в целом.
Качество служит важным фактором достижения конкурентоспособности. Большинство потребителей отдают предпочтение качеству, а не цене, поскольку для потребителя высокое качество – это снижение расходов на эксплуатацию и ремонт, а также более полное удовлетворение его потребностей. В свою очередь для предприятия качество является фактором роста продаж и увеличение прибыли.
Таким образом, перед российскими производителями, в частности, перед производителями КБР в направлении совершенствования управления качеством продукции остро стоит проблема ориентации системы управления качеством как всей производственной деятельности, так и производства товара.
Анализ качества отечественных товаров, поступивших на потребительский рынок в КБР за 2000-2007 гг. свидетельствует о неудовлетворительном их состоянии по отдельным категориям товаров (см. табл. 1). Таблица 1
Забраковано и снижено в сортности отечественных товаров, в процентах от общего объема проинспектированных товаров
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Продовольственные товары |
|
||||||||
Мясо всех видов, включая субпродукты I категории |
17,2 |
20,7 |
- |
12,2 |
21,7 |
30,3 |
1,4 |
48,9 |
|
Мясо птицы |
8,6 |
28,6 |
15,4 |
13,6 |
28,6 |
… |
1,0 |
27,0 |
|
Рыба, рыбопродукты и сельдь |
28,7 |
53,5 |
11,8 |
17,4 |
33,3 |
34,0 |
28,6 |
13,0 |
|
Макаронные изделия |
86,5 |
19,4 |
43,8 |
36,4 |
11,9 |
12,5 |
3,7 |
45,9 |
|
Крупа и бобовые |
45,2 |
88,0 |
12,0 |
… |
66,7 |
21,4 |
32,0 |
30,0 |
|
Мука |
71,6 |
19,8 |
- |
3,7 |
- |
- |
38,9 |
0,8 |
|
Кондитерские изделия |
62,1 |
17,0 |
10,0 |
20,0 |
6,7 |
21,4 |
24,0 |
6,3 |
|
Масло сливочное и топленое |
20,5 |
26,4 |
26,5 |
18,8 |
35,0 |
20,6 |
19,4 |
18,7 |
|
Масла растительные |
11,5 |
9,7 |
5,9 |
12,5 |
6,3 |
8,5 |
24,8 |
22,2 |
|
Маргарин, майонез |
18,2 |
19,5 |
5,6 |
… |
… |
… |
2,8 |
13,1 |
|
Сыры всех видов |
18,1 |
28,7 |
25,0 |
22,7 |
28,6 |
3,6 |
13,4 |
10,8 |
|
Алкогольные напитки и пиво |
|||||||||
Водка и ликеро-водочные изделия |
32,7 |
16,9 |
1,2 |
4,0 |
4,5 |
0,1 |
28,3 |
- |
|
Вина виноградные и плодовоягодные |
24,3 |
50,0 |
6,3 |
21,3 |
34,5 |
- |
58,1 |
99,7 |
|
Коньяк |
17,0 |
2,0 |
… |
100 |
… |
… |
- |
- |
|
Пиво |
31,2 |
37,1 |
6,8 |
23,3 |
35,2 |
16,0 |
34,3 |
24,2 |
|
Непродовольственные товары |
|||||||||
Парфюмерно-косметические товары |
- |
4,5 |
1,2 |
3,7 |
4,2 |
6,8 |
6,2 |
12,1 |
|
Лакокрасочная продукция |
28,0 |
46,1 |
28,6 |
18,5 |
100 |
- |
… |
… |
|
Швейные изделия |
94,0 |
40,0 |
71,8 |
5,0 |
84,8 |
66,1 |
44,6 |
0,9 |
|
Бельевой трикотаж |
50,9 |
97,6 |
61,8 |
100 |
11,7 |
19,0 |
12,3 |
0,4 |
|
Верхний трикотаж |
92,9 |
59,8 |
72,1 |
100 |
86,4 |
19,0 |
12,3 |
0,4 |
|
Чулочно-носочные изделия |
11,4 |
78,7 |
28,4 |
11,9 |
- |
37,5 |
1,8 |
5,2 |
|
Кожаная обувь |
4,5 |
36,4 |
45,2 |
24,5 |
1,5 |
20,3 |
- |
- |
* По данным ФСГС Территориальный орган федеральной службы по Кабардино-Балкарской республике. КБР в цифрах. Статистический ежегодник – 2008.
По данным таблицы 1, выделим наиболее важные потребительские товары и проанализируем их качество. Если процент забракованного и сниженного в сортности мяса всех видов, включая субпродукты I категории в 2000 г. составил 17,2%, то к 2007 г. он увеличился до 48,9%, мясо птицы – в 2000 г. составлял 8,6%, а к 2007 г. увеличился до 27,0%, рыба, рыбопродукты и сельдь – в 2000 г. составлял 28,7%, а к 2007 г. снизился до 13,0%, по макаронным изделиям этот % снизился с 86,5 до 45,9%, мука – в 2000 г. – 71,6%, в 2007 г. – 0,8%, снижение на 70,8%; масла растительные – в 2000 г. – 11,5%, а в 2007 г. – 22,2%, т.е. наблюдается увеличение на 10,7%; сыры всех видов – в 2000 г. - 18,1%, а в 2007 г. - 10,8%, т.е. снижение на 7,3%.
По многим непродовольственным товарам в разные периоды процент забракованного и сниженного в сортности достигает 50%. Есть и такие товары, по которым этот процент составляет 90%-100% в определенные периоды – это швейные изделия, бельевой трикотаж, верхний трикотаж.
Таким образом, анализ динамики показателей основных продовольственных и непродовольственных товаров по Кабардино-Балкарии за период с 2000 по 2007 годы относительно качества продукции имеет нестабильный характер, а по отдельным видам товаров и отрицательную динамику. Основными факторами, которые могли повлиять на уровень качества отечественных товаров могли быть условия хранения и перевозки, устаревшая техника и технологии, некачественное сырье, уровень подготовки кадров, контроль на стадиях изготовления продукции.
Вместе с тем для более полного и системного исследования влияния этих и других факторов на качество товара, тем самым на качество деятельности субъекта хозяйствования путем повышения его конкурентоспособности необходимо комплексное исследование не только производственных факторов, но и всего рынка спроса и предложения.
Для решения этих вопросов нами предлагается воспользоваться моделью «петли качества» предложенной проф. Окрепиловым [1, 181], скорректированной нами на региональную специфику в условиях КБР (см. рис. 1).
Таким образом, в соответствии с нашими рекомендациями и как показывает практика конкурентоспособных зарубежных фирм качественный товар, соответствующий запросам покупателей, может быть изготовлен лишь с учетом комплексного исследования рынка, и этот опыт воплощен в стандарте «петля качества», которая начинается с маркетинга спроса и заканчивается маркетингом предложений на товар.
Система обеспечения качества продукции должна складывается из мер и действий, которые распространяются на все стадии «петли качества». Организационная структура системы управления качеством включается в общий процесс управления деятельностью фирмы с целью повышения его конкурентоспособности.
Рис. 1. Модель «петли качества»
Качество промежуточного продукта в свою очередь формирует качество конечного продукта, а это влияет на качество деятельности предприятия, где наравне с такой составляющей, как качество продукта и услуг, присутствует конкурентоспособность.
Литература:
1. Окрепилов В.В. Управление качеством. – М.: ОАО «Изд-во«Экономика», 2000.
2. ФСГС Территориальный орган Федеральной службы по Кабардино-Балкарской республике. КБР в цифрах. Статистический ежегодник – 2008.