Для российских предприятий, ориентированных на международные рынки и стремящихся на равных конкурировать с западными компаниями, принципиальное значение приобретает сертификация на соответствие международным стандартам. Интегрирование систем менеджмента (качество, экология, охрана труда и др.), отвечающих требованиям международных стандартов, следует рассматривать как предпосылку для устойчивого развития любой организации.
Наиболее известна и востребована в настоящее время серия стандартов ISO 9000:2000, включающая основные положения и требования к системе менеджмента качества (ISO 9000, ISO 9001) [1], а также директивы по улучшению деятельности предприятия (ISO 9004). Наряду с построением системы менеджмента качества на предприятиях разрабатываются, внедряются и сертифицируются системы экологического менеджмента и менеджмента охраны труда и промышленной безопасности. Создание и сертификация систем экологического менеджмента на соответствие международному стандарту серии ISO 140001 [2] становится важнейшим условием устойчивого развития предприятий, их присутствия на международных рынках. Выработка требований к системе управления профессиональной безопасностью и здоровьем в соответствии с серией стандартов OHSAS 18000 (Occupational Health and Safety Assessment Series) [3] – также задача первоочередной важности. Существуют стандарты систем менеджмента социальной ответственности (SA 8000, IS 10000), стандарты менеджмента информационной безопасности (BS 779991, 2:1999, ISO 17799:2000), управления проектами (BS 607991, 2, 3:2000; IEC 62198:2002), управления рисками в корпоративном управлении (PD 6668:2000), управлении знаниями (PAS 2001:2001) и т.д.
Интегрированная система менеджмента (ИСМ) – это часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое. ИМС включает системы, работающие в рамках единого информационного пространства, которое обеспечивает не только актуальность, оперативность, полноту и достоверность информации, но и поддерживает взаимодействие и информационный обмен между системами. Последнее необходимо для достижения оптимального баланса между текущими финансовыми, производственными, социальными, маркетинговыми, экологическими и другими показателями, дающими интегрированную оценку степени достижения поставленных перед предприятием стратегических и оперативных целей.
Таблица 1 – Отдельные системы менеджмента организации [4]
Система менеджмента |
Объект управления |
Задача (цель) системы |
Серия стандартов |
Основные показатели |
Система менеджмента качества |
Основные и обеспечивающие бизнес - процессы |
Повышение качества продукции и степени удовлетворенности заказчика |
Серия ISO 9000 |
Результативность и эффективность бизнес-процессов Степень удовлетворенности заказчика |
Система экологического менеджмента |
Экологические риски, возникающие в процессе производственной деятельности |
Соблюдение требований природоохранного законодательства, снижение техногенного воздействия производства на экологию, повышение экологической чистоты выпускаемой продукции |
Серия ISO 14000 |
Выброс вредных веществ в атмосферу Экологичность продукции |
Система менеджмента здоровья и безопасности |
Производственные и социальные риски |
Обеспечение профессиональной безопасности и здоровья, снижение потерь от несоответствующей деятельности, предотвращение возникновения инцидентов аварий, нештатных ситуаций |
Серия OHSAS 18000 |
Функциональная устойчивость и надежность |
Система управления проектами |
Жизненный цикл проекта |
Повышение качества и рентабельности проектной деятельности |
Стандарт ANSI PMI PMBOK GUIDE 2000 |
Рентабельность, результативность и эффективность проектной деятельности |
Система управления продукцией |
Жизненный цикл продукции |
Повышение эффективности стадий жизненного цикла продукции, улучшения качества и коммерческой привлекательности продукции |
Система стандартов ISO 10303 ISO13584 |
Качество и коммерческая привлекательность продукции Эффективность стадий жизненного цикла продукции |
Менеджмент IT-среды |
IT-среда |
Повышение надежности, эффективности, оперативности работы IT-служб |
Стандарты CobiT, ITIL (ITSM) |
Оперативность, надежность, эффективность информационной поддержки менеджмента |
Сам факт наличия формального описания столь большого числа систем менеджмента говорит о необходимости их интеграции. В первую очередь — интеграции в систему менеджмента компании. СЭМ, СМК, любая другая система менеджмента или их комбинация могут быть эффективны и результативны, только если они являются неотъемлемым элементом системы управления организацией [5].
Соответствующая международным стандартам и объединяющая в единое целое различные спектры деятельности предприятия, ИСМ является мощным инструментом поддержки принятия решений и оптимального управления производственными, финансовыми, проектными, социальными, экологическими и информационными рисками.
При разработке и внедрении ИСМ, соответствующей приведенным выше стандартам, организация способна получить целый комплекс серьезных преимуществ, среди которых:
Стратегические:
· увеличение рыночной стоимости (капитализация) компании;
· возможность тиражирования бизнеса;
· трансформация знаний и навыков сотрудников в интеллектуальный потенциал компании;
· обеспечение согласованности действий внутри организации, при которых общий результат от взаимодействия процессов выше, чем простая сумма отдельных результатов;
· минимизация функциональной разобщенности, возникающей при разработке и внедрении отдельных систем менеджмента:
· возможность получения муниципального и государственного заказа.
Организационные:
· системное управление;
· согласованное взаимодействие процессов и функций;
· уменьшение объема документов на систему менеджмента, по сравнению с суммарным объемом документов в нескольких параллельных системах;
· высвобождение высшего руководства для стратегической деятельности;
· значительное упрощение получения разрешений, лицензий и других разрешительных документов.
Экологические:
· развитие подходов к менеджменту (сбору, анализу и обмену) экологической информации;
· сокращение потерь ресурсов, сырья и материалов и снижение вклада этих составляющих в себестоимость продукции;
· идентификация приоритетных экологических аспектов, привлечение к ним внимания и, тем самым, предотвращение развития серьезных экологических проблем (загрязнения окружающей среды, несоответствия требованиям законодательства, ответственности за прошлые нарушения и т.п.);
· ликвидация мест несанкционированного накопления отходов производства и потребления, улучшение условий труда и обстановки на производственной площадке;
· разрешение, смягчение, предотвращение конфликтных ситуаций с природоохранными органами и общественностью путем открытия и корректной интерпретации информации о загрязнении, разработки и внедрения экологических программ.
Экономические:
· снижение рисков и связанных с ними потерь, объемов штрафов и платежей компании;
· снижение количества нештатных ситуаций, несчастных случаев;
· повышение производительности труда;
· эффективное использование ресурсов;
· получение своевременных инвестиций и льготных кредитов;
· значительный приоритет над конкурирующими организациями при прочих равных условиях;
· заключение договоров страхования с минимальными процентными ставками;
· уменьшение затрат на разработку, сертификацию и функционирование системы менеджмента, по сравнению с суммарными затратами при нескольких системах менеджмента.
Репутационные:
· повышение престижа и конкурентоспособности компании на внутреннем и международном рынках;
· позитивное общественное мнение о надежности, стабильности и высоком уровне развития компании;
· улучшение репутации в глазах всех заинтересованных сторон;
· улучшение психологического климата в организации;
· улучшение отношений с поставщиками;
· повышение инвестиционной привлекательности.
Вывод: Деятельность современного предприятия регламентирована, прежде всего, международными стандартами. Предприятие должно осознавать, что динамичный бизнес представляет собой «движущую силу» устойчивого развития общества, а также формирует управленческие, финансовые и технические ресурсы, необходимые для решения экологических проблем. Одним из средств реализации концепции устойчивого развития является внедрение на предприятии ИСМ, позволяющей объективно оценить особенности его функционирования в системе «экономика – общество – окружающая среда». Степень эффективности ИСМ может быть проанализирована с помощью следующих индикаторов: решение задач управления качеством (ISO 9000), управление воздействием производства продукции на окружающую среду (ISO 14000), создание условий для производительного и безопасного труда (OHSAS -18000), формирование условий социальной защищенности, реализации социальных гарантий (SA 8000), защита конфиденциальной информации организации (ISO 27000), учет требований потребителей (ISO 20225) и т.д.
Таким образом путем установления взаимосвязи между руководством и персоналом, а также в процессе определения круга потребителей, планирования выпускаемой продукции и разработки применяемой технологии с учетом требований международных стандартов можно построить современную интегрированную систему менеджмента (ИСМ), ориентированную на концепцию устойчивого развития предприятия.
Литература
1. International Organization for Standardization. ISO 9001:2000 Quality management systems — Requirements. — Geneva: ISO, 2000.
2. International Organization for Standardization. ISO 14001:1996 Environmental Management Systems — Specification with Guidance for Use. — Geneva: ISO, 1996.
3. OHSAS 18001:1999 Occupational health and safety management systems —Specification. — London:BSI, 1999.
4. Новикова Г.М. Интегрированная система менеджмента и стандарты управления // Газовая промышленность. – 2005.- № 9.
5. Системы экологического менеджмента для практиков / С.Ю. Дайман, Т.В. Островкова, Е.А. Заика, Т.В. Сокорнова; Под ред. С.Ю. Даймана. М.: Изддво РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004. - 248 с.