Процесс демократизации обуславливает придание системе образования гибкости и оперативности: создание условий и возможностей адекватного реагирования на потребности социального и экономического развития, учета способностей и дарований, потребностей личности. Это обеспечит повышение социальной активности и мобильности молодежи, ее адаптацию в быстро меняющемся мире. На новый качественный уровень должна быть поднята культурно-просветительская работа, охватывающая все население страны с целью повышения общей и профессиональной культуры.
Позитивные изменения в обществе, формирующиеся в нем новые отношения и ценности, становятся достоянием образования, внедряются в его содержание. Поэтому, утверждение в обществе гуманистических идеалов и ценностей, безусловно, находит воплощение в реальном образовательном процессе. Другими словами, процесс гуманизации образования стал возможным лишь в контексте и условиях начавшейся гуманизации общества. Национальная программа по подготовке кадров Республики Узбекистан, будучи гуманистической, не может быть ни обоснована, ни осуществлена без знания сущности гуманизации.
В разные исторические эпохи степень реализация сути гуманизма была различной, соответствуя представлениям о человеке, свободе, смысле его бытия, практике социальных отношений. Учет историчности гуманизма важен потому, что форма гуманизма в качестве основания переустройства образования в значительной мере определяет содержание и итоги перемен.
В настоящее время необходимо выявление оснований гуманизации, обоснование гуманистической стратегии реформирования образования, интерпретации гуманизации как способа саморазвития личности, формирования ее мировоззрения. Следует выявить противоречия образования и его гуманизации, пути и механизмы их разрешения. Прежде всего - между социальным и индивидуальным в сущности человека, в реализации этой сущности как определенного итога образования.
Гуманизация образования представляет собой процесс олицетворения идей и ценностей гуманизма в мировоззрении людей, практике их отношений и взаимодействия. Сущность гуманизации образования в этой связи обусловливается содержанием собственно гуманизма.
Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностными, этническими, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков международного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонационального государства особую актуальность.
Возможные риски и угрозы социальной напряженности в обществе, межэтнические и межкофессиональные конфликты, проявления сепаратизма, фанатизма и фундаментализма, экстремизма и терроризма, попытки использовать это определенными внутренними и внешними силами, являются прямой угрозой безопасности страны.
В ряду проблем формирования толерантного сознания особое внимание уделяется религиозной терпимости (веротерпимости). Идея веротерпимости способствует созданию обстановки содружества и согласия в жизни народа, обеспечивает продвижение по пути к исполнению заветных мечтаний и чаяний людей, исповедующих разные религии, живущих на одной земле, одной Родине. С древнейших времен религии воплощают в себе многие нравственные ценности. Особенности жизни наций и народов издревле отражены в особенностях религий. Вместе с тем все религии мира основываются на священных идеях, опираются на такие достоинства людей, как доброта, мир, дружба, милосердие, взывают к честности и чистоте души, великодушию.
С древних времен на планете Земля сосуществуют такие крупнейшие религии, как ислам, христианство, иудаизм, буддизм. Это, в частности, подтверждается тем, что на протяжении веков во многих городах и селениях одновременно функционируют мечети, церкви и синагоги, где люди разных национальностей и вероисповеданий свободно исполняют религиозные обряды и ритуалы. Свидетельством веротерпимости является и тот факт, что в Узбекистане даже в самые трудные времена между верующими не возникали конфликты на религиозной почве.
«Религиозная мораль не существует сама по себе, но функционирует наряду и в тесной взаимосвязи с другими нормативными системами (обычай, традиция, обычное право). Наряду с религиозной моралью в классовом обществе возникает и право, причем это не просто право, а религиозное («божественное») право. Оно содержит не только правовые, но религиозные и нравственные нормы, а также нормы обычного права и обычаи.
Проблема распространения ислама на территории Центральной Азии вызывает много споров и исследователи еще не пришли к единому и окончательному выводу. Решение этой проблемы усложняется из-за ничтожного количества письменных источников того периода, а фактический материал, добываемый археологами и этнографами требует дальнейшего исследования и обобщения». [Арифханова, 132]
Сегодня в нашей стране действуют религиозные организации, относящиеся к более десяти конфессиям. Созданы условия для того, чтобы они осуществляли свою деятельность и принимали активное участие в жизни многонационального народа. Правовые основы отражены в Конституции Узбекистана, Законе «О свободе совести и религиозных организациях». Последователям всех религий предоставлены возможности жить в дружбе, взаимопонимании и участвовать в деле достижения нашей страной великих целей.
«Ничто, кроме религии, не связывает столь разные во всех отношениях народы, как, например, курды и индонезийцы, марокканцы и афганцы. Весь образ жизни мусульман основан на религии до такой степени, что сами термины "ислам" и "исламская цивилизация" могут звучать почти как синонимы. Но поскольку ислам "больше, чем религия", мусульманская цивилизация объединяет людей, которые при всем различии менталитета и обычаев сознают свою принадлежность к некоей не только религиозной общности.
Не отрицая значимости ценностей ислама, следует отметить, что их абсолютизация может привести к неправильной оценке роли национальных и светских, в частности научных ценностей». [Юлдашева, 129]
В свете сказанного считаем целесообразным:
- продолжить изучение проблем влияния исламской культуры на современный процесс гуманизации образования;
- разработать действенные меры и механизмы социально-педагогического подхода к научным проблемам исламской культуры;
- в полной мере задействовать систему образования в решении задач формирования профилактики по отношению к идеям экстремизма, фундаментализма. Именно система образования обладает значительным потенциалом и способна оказать решающее влияние на снижение риска социальных конфликтов на религиозной почве в обществе.
Список литературы
Арифханова С.М. Нравственные принципы ислама как компонент культуры народов центральноазиатского региона: Дисс…канд. филос. наук. Ташкент, 1993. – 149 с.
Юлдашева Ф.Х. Роль ценностей ислама в процессе духовного обновление общества: Дисс…канд. филос. наук. Ташкент, 2006. – 143 с.