Юрист – это говорящий закон, утверждает юриспруденция. В последние два-три десятилетия в профессиональную деятельность юриста активно внедряется рискология как наука о риске, исследующая сущность риска, его причины, формы проявления и роль в жизни людей. С точки зрения закона, грамотное использование рискологии предопределяет адекватную правовую оценку как различных опасностей со стороны окружающей среды, так и нежелательных последствий от собственной деятельности человека. Риски природного и техногенного характера интегрированы в понятии «экологический риск», которое широко используется в описании взаимодействия между опасными экологическими процессами, объектами окружающей среды и деятельностью человека. Причем, если психология человеческих поступков исследовалась издревле, то последствия экологических преобразований и техногенных действий мало изучены и носят слабо предсказуемый характер. Особенностью нового времени стала и смена профессиональных ценностей во всех предметных областях человеческой деятельности. На смену таким ценностям как дисциплина, послушание, иерархия, карьера, власть, входящих в юридическую этику и деонтологию[1] , приходят человекоцентристские ценности такие как профессиональное самоопределение, ее личностное самовыражение, ориентация на потребности, способность идти на компромиссы, окружение личности, коллектив. В результате, новый век привнес в юриспруденцию не только нормативные документы, касающиеся рисков и их правовой оценки, но и выявил проблему подготовки будущего юриста к деятельности в беспрецедентных условиях экологических рисков.
В данной статье в педагогическом аспекте мы представляем логику и основные позиции нашего исследования формирования готовности будущего юриста к правовой оценке экологических рисков. Исследование проводится на базе государственных вузов Оренбургской области (города Оренбург, Орск, Бузулук).
Методология педагогических исследований в сфере профессиональной подготовки, представленная Б.С. Гершунским, В.И. Загвязинским, Э.Ф. Зеером, В.В. Краевским, А.М. Новиковым, предполагает следующую общую логику:
- обоснование актуальности исследования и выявление движущих противоречий;
- формулировка проблемы, цели, объекта и предмета исследования, выбор научного подхода и принципов;
- выдвижение первичной гипотезы;
- определение задач;
- уточнение понятийно-терминологического аппарата;
- моделирование изучаемого процесса;
- опытно-экспериментальная апробация результатов;
- обсуждение выводов, рекомендации по их практическому использованию, заключение.
Кратко представим педагогический аспект основного содержания вышеперечисленных этапов. Актуальность проблемы формирования готовности будущего юриста к правовой оценке экологического риска и движущие противоречия ее разрешения определяются в дихотомической логике:
- природно-ресурсная ориентация современной экономики России и необходимость перехода от потребительского отношения к природе к «сотрудничеству с ней»;
- интенсификация производственных процессов, объективный рост потребления энергии и топлива, и потребность корректной оценки рисков техногенных экологических катастроф;
- глобальность последствий реализации экологических рисков и ограничение их правовой оценки корпоративными и личными интересами (сфера страхования, ответственность по факту нарушения – юридический деликт);
- объективность действующих законодательных актов в сфере отечественного и международного экологического права и влияние личности юриста на механизм их реализации на различных этапах правой оценки;
- специфика юридической этики как основы правовой оценки и универсальность ценности природы и человеческой жизни, подвергающихся экологическим рискам;
- наличие масштабной многоуровневой системы юридического образования и фрагментарность педагогического и аксиологического обеспечения программ непрерывной подготовки юриста к профессиональной оценочной деятельности в условиях динамически изменяющихся экологических рисков.
Целью исследования является поиск и апробация организационно-педагогических условий формирования исследуемой готовности будущего юриста….
Объект исследования: (непрерывное юридическое образование) - подготовка будущего юриста к оценочной деятельности
Предмет исследования: процесс формирования готовности будущего юриста к правой оценке экологических рисков
Гипотеза исследования предполагает, что Готовность будущего юриста к правой оценке юридического риска может быть успешно сформирована в непрерывном профессиональном образовании, если
- установлены основные актуальные профессиональные ценности, определяющие объективные и субъективные основания оценочной деятельности будущего юриста;
- субъектная позиция будущего юриста активизируется путем контекстной экологизации юридического образования, решения комплекса практико ориентированных задач по экологической рискологии, освоения правовой и природоохранной деятельности в ходе учебных и внеучебных практик;
- реализуется педагогическая модель, основанная на компетентностном, аксиологическом и прогностическом методологических подходах и определяющая обусловленность, содержание, этапность, процессуальность, результативность, динамику и интенсивность исследуемого процесса;
Задачами исследования является:
- выявить состояние изученности проблемы, провести анализ социологических, юридических (правовых), философских, психолого-педагогических, аксиологических и иных научных предпосылок исследования педагогической сущности и структуры готовности будущего юриста к правовой оценки экологических рисков;
- определить общее и особенное в оценочной деятельности будущего юриста и выявить цели, функции, задачи, педагогические контексты и аксиологические основания его правовой оценки экологических рисков;
- выявить факторы и условия, оказывающие наиболее существенное влияние на формирование исследуемой готовности;
- спроектировать педагогическую модель формирования исследуемой характеристики будущего юриста;
- разработать критериально-диагностическую базу исследования;
- создать методическое обеспечения исследуемого процесса, провести его апробацию.
Методологическими предпосылками исследования являются имеющиеся научные ресурсы – работы в сфере теории и методики профессионального образования (С.Я. Батышев, Н.Н. Булынский, Г.Д. Бухарова, К.Я. Вазина, В.Г. Гладких, П.Ф. Кубрушко, С.Е.Матушкин, В.А. Скакун, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, Н.Е.Эрганова, Э.Ф. Зеер, А.А. Кирсанов, В.В. Кузнецов, А.М. Новиков), теория ценностей и концепции профессионального воспитания (Е.В. Бондаревская, А.С. Гаязов, А.В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, В.А.Сластенин), компетентностный подход (И.Д. Белоновская, В.И. Байденко, А.К. Маркова, Н.С. Сахарова, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская), современные разработки по проблемам методологии педагогики (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер), теория оценивания и оценочной деятельности (В.П. Беспалько, А.В. Гличев, Л.Г. Евланов, И.А. Зимняя, Б.К. Коломиец, М.Х. Мескон, И. Пфанцгаль, В.П. Симонов, А.И. Субетто, Ф. Гальтон, Дж. Фишер, Дж. Кеттелл, А. Бинс, Т.Симон, Л. Термен, В. Макколл, А. Отис, Э. Торндайк, К. Пирсон, Л. Терстон, Ч.Спирман) и др..
Уточнение понятийно-терминологического аппарата предполагает генезис таких понятий как Оценка, Оценочная Деятельность, Правовая оценка, Опасность, Риск, Экологический риск, Кризис, Экологический кризис, Правовая оценка экологического риска, Готовность, Готовность будущего юриста к профессиональной деятельности, Готовность будущего юриста к оценочной деятельности, Готовность будущего юриста к правовой оценке экологического риска.
Так, по мнению авторов Галиева М.А. и Шаретдинова Э.Ф. понятия «опасность» и «риск» взаимосвязаны. Риск представляет собой количественную меру опасности. Его можно определить как вероятность неблагоприятного развития событий с плохим концом: смертью, травмой, болезнью, неважным самочувствием, дискомфортом. Анализировать риск — значит обнаружить все реальные опасности, оценить вероятность их появления, рассчитать возможные последствия и суммарный ущерб от всей совокупности потенциальных опасностей. Опасности и, следовательно, риск является неотъемлемой частью жизни каждого человека, всего человечества и природы в целом. Понятие риска относится к системе, включающей источник опасности и объект, на который этот источник может воздействовать. Понятие экологического риска содержится в ст.1 (основные понятия) Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», где под ним понимается вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Однако следует признать, что понятие экологического риска чаще заменяется иными оборотами. Законодатель вообще нигде не определяет, что такое риск либо каковы условия признания риска, имеющие то или иное правовое значение. Под термином «экологическая опасность» С.А. Боголюбов понимает вероятность разрушения среды обитания человека, растений и животных в результате неконтролируемого развития экономики, отставания технологий, естественных и антропогенных аварий и катастроф, вследствие чего нарушается приспособление живых систем к условиям существования. Источниками экологической опасности, по мнению автора, являются технологический и экологический кризисы, другими словами, проявление кризиса в производственной и окружающей среде.
В качестве рабочей определения нами принято, что готовность будущего юриста к правовой оценки экологического риска представляет собой совокупность приобретенных знаний, освоенных умений и принятых отношений, определяющих возможность проведения профессиональной, объективной, сознательной и результативной деятельности по установлению степени, уровня и источника экологического риска, его виновников, а также вида и меры ответственности за его возникновение.
Моделирование изучаемого процесса представляет собой выделение сущностных характеристик исследуемого процесса, к которым мы относим этапы формирования готовности, уровни ее сформированности, показатели возникновения того или иного уровня. Разработка и реализация модели основывается на компетентностном, аксиологическом и прогностическом методологических подходах.
Ведущая идея компетентностного подхода обуславливает представление готовности будущего юриста к правовой оценки экологического риска как совокупности приобретенных знаний, освоенных умений и принятых отношений, определяющих возможность проведения профессиональной, объективной, сознательной и результативной деятельности по установлению степени, уровня и источника экологического риска, его виновников, а также вида и меры ответственности за его возникновение.
Аксиологический подход устанавливает иерархию общечеловеческих, групповых, профессиональных и личностных ценностей, определяющих оценочную деятельность будущего юриста, а также педагогический аспект их формирования в образовательном процессе вуза.
Прогностический подход обуславливает выполнение различных профессиональных действий с предварительным прогнозом их ближних, дальних и отдаленных последствий. Предполагается прогноз развития рискованных экологических ситуаций, последствий реализации экологических рисков, последствий правомерных и неправомерных действий юриста.
Модель отражает внешние и внутренние факторы, влияющих на динамику исследуемого процесса, средства ее поэтапного обеспечения, обусловленность, содержание, этапность, процессуальность, результативность, интенсивность исследуемого процесса. Графическое представление модели предполагает выделение последовательности и связей между отдельными содержательными блоками, включенность и иерархию ее элементов. Приоритетным свойством модели является ее интегрируемость в учебный процесс непрерывного профессионального образования, включающее среднее, высшее, постпрофессиональное образование и повышение квалификации юриста.
Таким образом, педагогические аспекты формирования готовности будущего юриста к правовой оценке экологического риска предполагают универсальные научно-исследовательские процедуры, а их изучение являются предпосылками повышения качества юридического образования, действенности правоохранительных и природоохранных структур.
1. Богданова, Ю.М. Экологический кризис как психолого-педагогическая проблема / Ю.М. Богданова // Педагогическое образование и наука.-2007.- № 3.- С.10-16.
2. Боголюбов, С.А. Концепция развития экологического законодательства.- М.: Высшее образование, 2000.-120 с.
3. Буянов В., Кирсанов К. Рискология (управление рисками): Учебное пособие. М.: Экзамен. - 2003. - 384с.
4. Гершунский, Б.С. Философия образования для 21 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций).- М.: Изд-во Современник, 1998.-608 с.
5. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2001.- 208 с.
6. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования.- Екатеринбург: РГППУ, 2005. - 341с.
7. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя.- Самара: Изд-во ГПИ, 1994.-165с.
8. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе./Парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Э гвест, 2000.-272с.
9. Смирнов, И.П. Теория профессионального образования - М.: Российская академия образования; НИИРПО, 2006.- 320 с.
[1] ДЕОНТОЛОГИЯ (профессиональная этика) - это совокупность правил, разрабатываемых какой-либо профессиональной организацией, которая следит за их соблюдением.