Исследование детско-родительских отношений как фактора развития агрессивности детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 16.07.2014

Статья просмотрена: 4839 раз

Библиографическое описание:

Глоба, Л. Г. Исследование детско-родительских отношений как фактора развития агрессивности детей старшего дошкольного возраста / Л. Г. Глоба. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11 (70). — С. 363-377. — URL: https://moluch.ru/archive/70/11148/ (дата обращения: 19.12.2024).

Проблема детской агрессии на данный момент является очень актуальной. Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше времени уделяют своим детям. Не всегда взрослые способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения детей. У них развивается неконтролируемая моторная активность, они не могут приспособиться к дисциплинарным требованиям дошкольного учреждения. Часто проявляется необоснованная враждебность к людям. Ребенок становится более грубым, стремится причинить боль окружающим. На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией

Ряд зарубежных и отечественных исследователей (П. Ф. Лесгафт, И. А. Фурманов, Р. С. Сирс, А. В. Петровский, В.В.столин и др.) выделяют различные стили детско-родительских отношений, оказывающих влияние на поведение ребенка. Они представлены в табл. 1.3

В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположение о том, что провоцирует агрессивное поведение: агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Цель исследования:            выявить особенности детско — родительских отношений, которые могут быть факторами развития агрессивности детей.

Объект исследования:

1.      Детско-родительские отношения;

2.      Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: детско-родительские отношения.

Задачи:

1.      Выявить теоретические основы проблемы влияния родительских отношений на развитие и устранение агрессивности у детей.

2.    Отобрать диагностические методики, направленные на выявление агрессивности у детей в системе детско-родительских отношений.

3.    Провести психодиагностическое обследование детей и их родителей.

4.    Проанализировать эмпирически собранные данные.

5.      Разработать программу коррекционно-развивающих занятий.

Методы исследования:

Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования: анализ литературных источников, эмпирические методы сбора данных, беседа, тестирование, метод графической психодиагностики, количественный и качественный анализ эмпирических данных, методическая разработка коррекционно-развивающей программы.

Теоретические и прикладные вопросы детско-родительских отношений и агрессивного поведения детей

Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. При этом за агрессивным поведением могут стоять разные причины.

Усталость. Негативное самовосприятие: «Я плохой и я веду себя, как плохой». Страх — «защитная агрессия». Требование внимания. Дети, на которых не обращают внимания, которые испытывают недостаток любви родителей. Так называемое «требование границ», когда агрессия — это сигнал взрослым: «Я не могу справиться с собой, остановите меня!" В глубине души ребенок понимает, что ведет себя плохо, и на самом деле ищет того, кто бы его остановил, кто бы сделал это за него.

Социальное научение. Ребенок, с которым жестоко обращались, может повторять эту поведенческую модель: «как обращались со мной, так я буду обращаться с другими».

Проявление жажды власти. Дети с нарушенными привязанностями, которые научились выживать, нападая на всех и нарушая все правила, вдруг понимают, что это очень приятно — быть главным, сильным, когда тебя все слушаются и все боятся.

Основная причина детской агрессии — неудовлетворенная потребность в любви.

Научная гипотеза — что провоцирует агрессивное поведение:

1.      Агрессивность детей обусловлена особенностями детско-родительских отношений;

2.      Фактор детско-родительских отношений неоднородный т. е. можно дифференцировать различные симптомокомплексы детско-родительских отношений, которые формируют схожие проявления агрессивного поведения;

3.      Возможно оказание адресной коррекционной помощи ребенку с учетом диагностического исследования детско-родительских отношений.

Методическое обеспечение научно-практического исследования

Методическая характеристика МДОУ

Данное исследование проводилось в городе Снежинске на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 28»

Работа с родителями реализуется по следующим направлениям:

1.      Психолого-педагогическое просвещение родителей (информационные стенды, раздаточные материалы, мини лекции на родительских собраниях и др.);

2.      Совместные мероприятия детей с родителями «Мама, папа, я — на все руки мастера», «Папа, мама, я — спортивная семья».

3.      Групповые и индивидуальные консультации для родителей (проводит логопед, психолог, воспитатели и педагоги):

-        Индивидуальные консультации по запросам родителей;

Задача:

-        Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

С учетом относительно невысокого образовательного и социального статуса родителей можно считать, что эта задача является актуальной.

Настоящие исследования вносят практический вклад в решение вышеуказанной задачи.

Психо диагностический инструментарий:

1.      «Карта наблюдений» Д.Стотта.

2.      Методика «PARI» Е. С. Шеффер и Р. К. Белл.

3.      Тест «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернс, С.Коуфман.

Разработана система количественной оценки. (Бланк с симптомокомплексами и рисунки см. в приложении В)

Выше описанные методики позволяют провести исследования по следующим параметрам:

1.       Особенности поведения ребенка

Синдромы: НД, Д, У, ТВ, ВВ, ТД, А, ВД, Н, ЭН, НС, С, СР, УО, Б, Ф.

2.       Детско-родительские отношения

-        Отношение к семейной роли:

-        Отношение родителей к ребенку:

-        Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком:

-        Излишняя концентрация на ребенке:

3.       Особенности отношений ребенка с семьей

Симптомы:

-        Благоприятная семейная ситуация;

-        Тревожность в семье;

-        Конфликтность в семье;

-        Чувство неполноценности в семейной ситуации;

-        Враждебность в семейной ситуации.

Экспериментальное изучение детско-родительских отношений и особенностей поведения детей старшей группы МДОУ.

Цели. Задачи экспериментального исследования. Описание выборки.

Цель: Провести экспериментальное изучение особенностей детско-родительских отношений и поведения детей старшей группы МДОУ.

Задачи:

1.                  Освоить методики;

2.                  Подготовить стимульный материал, рабочие бланки, разработать сводные таблицы;

3.                  Провести психодиагностическое обследование детей и тестирование родителей;

4.                  Обработать полученные данные в соответствии с методическими указаниями, составить сводные таблицы результатов;

5.                  Провести анализ результатов эмпирического исследования, их психодиагностическую интерпретацию;

6.                  Разработать программу коррекционно-развивающих занятий.

Параметры эмпирического исследования:

1.      Особенности поведения ребенка

Синдромы:

НД — недоверие к новым людям, вещам, ситуациям.

Д — депрессия

У — уход в себя.

ТВ — тревожность по отношению к взрослым.

ВВ — враждебность по отношению к взрослым.

ТД — тревога по отношению к детям.

А — недостаток социальной нормативности.

ВД — враждебность к детям.

Н — неугомонность.

ЭН — эмоциональное напряжение.

НС — невротические симптомы.

С — неблагоприятные условия среды.

СР — сексуальное развитие.

УО — умственная отсталость.

Б — болезни и органические нарушения.

Ф — физические дефекты.

2.      Детско-родительские отношения

Отношение к семейной роли:

-        Ограниченность интересов женщины рамками семьи (3)

-        Ощущение самопожертвования в роли матери (5)

-        Семейные конфликты (7)

-        Сверхавторитет родителей (11)

-        Неудовлетворенность ролью хозяйки (13)

-        Безучастность мужа (17)

-        Доминирование матери (19)

-        Несамостоятельность матери (23)

Отношение родителей к ребенку:

-        Побуждение словесных проявлений (1)

-        Партнерские отношения (14)

-        Развитие активности ребенка (15)

-        Уравнительные отношения (21)

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком:

-        Раздражительность, вспыльчивость (8)

-        Суровость, излишняя строгость (9)

-        Уклонение от контакта с ребенком (16)

Излишняя концентрация на ребенке:

-       Чрезмерная забота (2)

-       Подавление воли (4)

-       Опасение обидеть (6)

-       Исключение внесемейных влияний (10)

-       Подавление агрессивности (12)

-       Подавление сексуальности (18)

-       Чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20)

-       Стремление ускорить развитие ребенка (22)

3.Особенности отношений ребенка с семьей

Симптомы:

-       Благоприятная семейная ситуация;

-       Тревожность в семье;

-       Конфликтность в семье;

-       Чувство неполноценности в семейной ситуации;

-       Враждебность в семейной ситуации.

Описание выборки:

Было обследовано 25 семей. Из них 15 полных семей и 10 неполных.

13 семей имеют одного ребенка в возрасте 6 лет, 9 семей имеют двух детей разного возраста. В трех семьях дети от разных браков. Две семьи социально неблагополучные:

В одной (родители лишены родительских прав), ребенка воспитывает бабушка.

В другой — родители не лишены родительских прав, но ведут разгульный образ жизни и ребенком в основном занимается дедушка.

3.2 Анализ результатов экспериментального исследования

Результаты экспериментального исследования детско-родительских отношений, индивидуальных особенностей поведения детей и исследование межличностных отношений в семье (глазами ребенка) представлены в виде сводных таблиц. (См. приложения Г, Д, Ж)

По результатам обследования детей с помощью методики «Карта наблюдений» Д. Стотта, а также собеседования с воспитателями и педагогами МДОУ выборка была разделена на три подгруппы, которые получили условное название «агрессивные», «средние» и «неагрессивные» дети.

Далее будет представлен сравнительный анализ результатов двух полярных групп: «агрессивных» и «неагрессивных».

В таблице 3.1 представлены среднегрупповые результаты по «Карте наблюдений» Д. Стотта в «агрессивных» и «неагрессивных» группах соответственно.

Таблица 3.1

Группы

НД

Д

У

ТВ

ВВ

НД

Д

Н

ВД

ЭН

НС

С

СР

УО

Б

Ф

«агрессивные»

6,3

4,7

2,5

2,3

5,6

4,6

5,1

4,2

4,9

1,8

0,6

0,9

0,6

0,7

0,7

0,3

«неагрессивные»

4,0

2,3

1,4

0,9

1,5

1,1

1,9

1,5

0,6

0,8

0,4

0,8

0,0

0,0

1,8

0,0

среднее по группам.

5,1

3,5

2,0

1,6

3,6

2,9

3,5

2,8

2,8

1,3

0,5

0,8

0,3

0,4

1,2

0,1

Результаты психодиагностического обследования детей представлены в виде графика

Рис.3.1

Синий — «агрессивные»

Желтый — «неагрессивные»

Симптомы и их описание см. в первоисточнике [2].

Анализируя полученные данные групп «неагрессивных» детей можно сделать следующие выводы:

Дети охотно контактируют с взрослыми, дружелюбны (НД, ВВ). Временами у них наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения (Д). Дети находятся в хороших взаимоотношениях со сверстниками (ВД). У них есть способность к работе требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления (Н). Это подтверждается из беседы с воспитателями: «Дети хорошо идут на контакт, дружелюбны, не конфликтны, выполняют требования воспитателя, положительно относятся к занятиям, старательны, контакты с детьми не ограничены».

Анализируя полученные данные группы «агрессивных» детей можно сделать следующие выводы:

У этих детей более выражено недоверие к новым людям, вещам, ситуациям, чем у «неагрессивной» группы детей (НД), они более склонны к раздражению и физиологическому истощению (Д). Дети этой группы обращают на себя внимание и преувеличенно добиваются любви взрослого (ТВ), а также у них более выражена враждебность по отношению к взрослым, которая проявляется в асоциальном поведении (ВВ). У них отмечена тревога за принятие себя другими детьми, временами она принимает форму открытой враждебности (ТД). Они не заинтересованы в хороших отношениях с взрослыми (А), более враждебны по отношению к детям (ВД). Неугомонны, неспособны к работе требующей усидчивости. Избегают долговременных усилий (ЭН).

Из выше сказанного следует, что агрессивные проявления у детей второй группы носят разноплановый характер.

Проанализировав особенности проявления агрессивности и враждебности в поведении детей и их отношения с взрослыми и сверстниками группу «агрессивных» детей можно разбить на подгруппы: «Хулиганы», «Тревожные», «рыбка Прилипала». Ниже дадим характеристику этим подгруппам.

«Хулиганы» (Паши, Семена, Вики и Славы) у этих детей время от времени проявляются перепады активности, смена настроения. Присутствует враждебность по отношению к взрослым, они считают, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права. Враждебны по отношению к детям, конфликтны, кричат, дерутся. Контакты с детьми ограничены, как правило, играют с одним, двумя детьми, присутствуют перепады настроения, эгоистичны, считают, что им все дозволено».

«Тревожные» (Владислав, Максим, Денис, Саша, Сабрина, Гоша) с трудом устанавливают контакты со сверстниками, у них присутствует тревога за принятие их другими детьми, временами она принимает форму открытой враждебности. Они не стараются нравиться взрослым из отсутствия заинтересованности в хороших отношениях с ними. Это подтверждается из беседы с воспитателями: «Дети с трудом устанавливают контакты со сверстниками. «Рыбка Прилипала» (Саши Г.) у этого ребенка присутствует тревожность по отношению к взрослым, они обращают на себя внимание и преувеличенно добиваются любви взрослого. У него присутствует тревога за принятие себя другими детьми, временами она перерастает в открытую враждебность. Что подтверждается из беседы с воспитателями: «Саша сам чрезмерно проявляют инициативу, чтобы пойти на контакт с воспитателем, так как ему не хватает внимания и любви со стороны родителей, его воспитанием занимается в основном дедушка. Таким образом,

«неагрессивные дети»:

-       Дети охотно контактируют с взрослыми, дружелюбны;

-       Находятся в хороших взаимоотношениях со сверстниками;

-       Способны к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления.

«агрессивные дети»:

«Хулиганы»:

-        У детей время от времени проявляются перепады активности, смена настроения;

-        Враждебно относятся к взрослым, считают, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права;

-        Враждебны по отношению к детям (конфликтны, кричат, дерутся);

-        Нет способностей к работе, требующей уситчивости, концентрации внимания и размышления;

-        Присутствуют перепады настроения, эгоистичны, считают, что им все дозволено.

«Тревожные»:

-        Проявляется недоверие к новым людям, вещам, ситуациям;

-        Присутствует тревога за принятие их другими детьми, временами она принимает форму открытой враждебности;

-        Не стараются нравиться взрослым из за отсутствия заинтересованности в хороших отношениях с ними.

«Рыбка прилипала»

-       у этого ребенка присутствует тревожность по отношению к взрослым;

-       обращает на себя внимание, и преувеличенно добиваются любви взрослого; 

-        присутствует тревога за принятие себя другими детьми, временами она перерастает в открытую враждебность.

В таблицах 3.2; 3.3; 3.4 и 3.5 представлены среднегрупповые результаты по «Методике PARI» (Е. Шеффер и Р.Белл) в «агрессивных», и «неагрессивных» группах.

Таблица 3.2

Отношение к семейной роли

Группы

3

5

7

11

13

17

19

23

«агрессивные»

11,0

11,0

16,0

16,0

13,5

12,0

14,0

16,0

«неагрессивные»

17,0

14,0

9,0

16,0

9,0

15,0

13,0

17,0

среднее по группам.

14,0

12,5

12,5

16,0

11,3

13,5

13,5

16,5

Анализ результатов психодиагностического обследования родителей (мамы) представлены в виде четырех графиков:

1.                  Отношение к семейной роли; Рис. 3.2

2.                  Отношение родителей к ребенку; Рис. 3.3

3.                  Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком; Рис. 3.4

4.                  Излишняя концентрация на ребенке; Рис. 3.5

Рис. 3.2

Синий — «агрессивные»

Желтый — «неагрессивные»

Признаки:

3 — Ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье;

5 — Ощущение самопожертвования в роли матери;

7 — Семейные конфликты;

11 — Сверхавторитет родителей;

13 — Неудовлетворенность ролью хозяйки дома;

17 — «Безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи;

19 — Доминирование матери;

23 — Зависимость и несамостоятельность матери.

Выраженность признака:

Максимальная — 20; Минимальная — 5; Высокие оценки — 18, 19, 20; Низкие — 8, 7, 6, 5.

Анализируя отношение к семейной роли, можно сделать следующие выводы, что родители (мамы) «неагрессивной» группы детей достаточно времени уделяют семье и заботам исключительно о семье. Они являются для своих детей авторитетом. В семьях не отмечены семейные конфликты. Родители в воспитании своих детей предпочитают не наказание, а объяснение, что хорошо, а что плохо. Также отмечено, что мамам хотелось бы, чтобы отцы принимали больше участия в уходе за ребенком и его воспитании.

В «агрессивной» группе детей мамы не всегда жертвуют ради семьи, какими — то своими делами. Дети в меньшей степени зависят от семьи.

Отмечены семейные конфликты, присутствует авторитет родителей, так же как и в группе «неагрессивных» детей мамам не хватает поддержки со стороны мужа в воспитании ребенка. Отмечено неудовлетворение ролью хозяйки дома.

Таблица 3.3

Отношение родителей к ребенку

Группы

1

14

15

21

«агрессивные»

16,0

12,0

17,0

13,0

«неагрессивные»

18,0

17,0

16,0

17,0

Среднее по группам

17,0

14,5

16,5

15,0

Рис.3.3

Синий — «агрессивные»

Желтый — «неагрессивные»

Из графика видно, что в «неагрессивной» группе, высокая оценка ставится побуждению словесных проявлений, т.е родители считают, что у ребенка должны быть свои взгляды и он может их высказывать без опасения, что его за это накажут. У них также в большей степени отмечены партнерские и уравнительные отношения, чем у группы «агрессивных» детей. Так же отмечено, что в первой и во второй группах родители уделяют большое значение развитию активности и самостоятельности своих детей.

Таблица 3.4

Эмоциональная дистанция с ребенком

Группы

8

9

16

«агрессивные»

16,0

14,0

16,0

«неагрессивные»

10,0

9,0

8,0

Среднее по группам

13,0

11,5

12,0

Рис. 3.4

Синий — «агрессивные»

Желтый — «неагрессивные»

Анализируя этот график можно сделать следующий вывод:

В «неагрессивной» группе в меньшей степени отмечена раздражительность, вспыльчивость, а также суровость и излишняя строгость. Родители в этих семьях не уклоняются от контакта со своими детьми, помогают им найти выход из сложной ситуации, поддерживают.

В семьях группы «агрессивных» детей более выражена раздражительность и вспыльчивость. Родители уклоняются от контакта с ребенком, не помогают справиться с возникшими у него трудностями, тем самым уделяют ему очень мало времени. Отмечена строгость в воспитании.

Таблица 3.5

Излишняя концентрация на ребенке

Группы

2

4

6

10

12

18

20

22

«агрессивные»

12,0

14,0

14,0

13,0

12,0

14,0

13,0

16,0

«неагрессивные»

14,0

10,0

13,0

15,0

16,0

14,0

15,0

12,0

Среднее по группам

13,0

12,0

13,5

14,0

14,0

14,0

14,0

14,0

Рис. 3.5

Синий — «агрессивные»

Желтый — «неагрессивные»

22 — Стремление ускорить развитие ребенка

Из графика видно, что в обеих группах не отмечена чрезмерная забота о детях, т. е. родители не трясутся над своими детьми, а приучают их к самостоятельности. Также отмечено, что родители «агрессивной» группы в большей степени подавляют волю своего ребенка, в отличие от родителей «неагрессивных» детей. Мамы «агрессивной» группы детей не обращают никакого внимания на проявление агрессивности со стороны своего ребенка, не всегда вмешиваются в его дела, тем самым, позволяя делать все, что он захочет, а также в большей степени стремятся ускорить развитие ребенка.

Из вышесказанного следует, что в группе «агрессивных» детей стили детско-родительских отношений не одинаковые. Проанализировав детско-родительские отношения в этой группе ее можно разбить на подгруппы: «Снисходительное», «Подавляющие», «Попустительское».

«Снисходительные» родители (мамы Славы С., Вики, Семена и Паши) не достаточно времени уделяют организации быта в семье и воспитанию ребенка, т. е. мало времени уделяют семье. Они не жертвуют ради семьи какими-то своими делами. Семейные конфликты мало выражены, но присутствуют. В семьях развиты партнерские отношения, принимаются советы ребенка, уважается его мнение. Отсутствует строгость в воспитании. Мамы не много времени уделяют своему ребенку, не всегда вмешиваются в дела детей, тем самым разрешают ему делать все, что они захотят. Не подавляют агрессивные проявления своих детей, считая, что только кулаками можно справиться с обидчиком. Большое значение уделяется развитию самостоятельности у ребенка.

«Подавляющие» родители (мамы Влада, Максима, Дениса, Саши, Сабрины, Гоши) не предоставляют ребенку слишком много прав и свободы, считают, что он во всем должен подчиняться их воле и авторитету. Подавляют его волю, чрезмерно вмешиваются в мир ребенка. Присутствуют конфликты в семье и строгость в воспитании.

«Попустительские» (родители Саши Г.) В этой семье отмечены семейные конфликты и раздражительность, также присутствует строгость в воспитании. Отсутствует побуждение словесных проявлений, т. е. родители считают, что ребенок не имеет права высказывать свое мнение. Родители уклоняются от контактов с ребенком, следовательно, никакой помощи и поддержки с их стороны он не ощущает. Уравнительные отношения между родителями и ребенком не отмечены.

Таким образом:

Родители (мамы) «неагрессивных» детей

-        Достаточно времени уделяют семье и заботам о семье;

-        У них не отмечены семейные конфликты, раздражительность и излишняя строгость;

-        Родители являются для своих детей авторитетом. В воспитании они предпочитают не наказание, а объяснение, что хорошо, а что плохо;

-        Не подавляют волю детей, не уклоняются от контактов с ребенком, помогают найти выход из сложной ситуации, стараются во всем им помочь;

-        Между родителями и детьми существуют уравнительные отношения, однако, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева и агрессии родители проявляют твердость.

Родители (мамы) «агрессивных» детей

«Снисходительные»:

-       Не достаточно времени уделяют организации быта в семье и воспитанию ребенка, т. е. мало времени уделяют семье;

-       Не жертвуют ради семьи какими-то своими делами;

-       Присутствуют семейные конфликты;

-       Развиты партнерские отношения, принимаются советы ребенка, уважается его мнение;

-       Отсутствует строгость в воспитании;

-       Родители не достаточно времени уделяют своему ребенку, не всегда вмешиваются в дела детей, тем самым разрешают ему делать все, что он захочет;

-       Не подавляют агрессивные проявления своих детей, считая, что только кулаками можно справиться с обидчиком;

-       Большое значение уделяется развитию самостоятельности у ребенка.

«Подавляющие»:

-       Родители не предоставляют ребенку слишком много прав и свободы, считают, что он во всем должен подчиняться их воле и авторитету;

-       Подавляют волю своего ребенка, чрезмерно вмешиваются в его мир;

-       В семье присутствуют конфликты и строгость в воспитании.

«Попустительские»:

-        Отмечены семейные конфликты и раздражительность;

-        Присутствует строгость в воспитании;

-        Отсутствует побуждение словесных проявлений, т. е. родители считают, что ребенок не имеет права высказывать свое мнение;

-        Родители уклоняются от контактов с ребенком, следовательно, никакой помощи и поддержки с их стороны он не ощущает;

-        В этой семье отсутствуют уравнительные отношения между родителями и ребенком.

В таблице 3.6 представлены среднегрупповые показатели по рисуночному тесту «Кинетический рисунок семьи» (Р.Бернс и С.Коуфман) в «агрессивных» и «неагрессивных» группах.

Таблица 3.6

Группы

Благоприятная семейная ситуация

Тревожность в семье

Конфликтность в семейной ситуации

Чувство неполноценности в семейной ситуации

Враждебность в семейной ситуации

«агрессивные»

0,16

0,17

0,45

0,28

0,14

«неагрессивные»

0,90

0,10

0,00

0,00

0,00

среднее по группам.

0,6

0,1

0,2

0,14

0,07

Анализ результатов психодиагностического обследования детей представлен в виде графика.

Рис. 3.6

Анализируя полученные данные можно сделать следующий вывод:

В группе «неагрессивных» детей отмечена благоприятная семейная ситуация: На рисунках присутствуют все члены семьи занятые общей деятельностью или делающих свои дела рядом друг с другом (на близком расстоянии); в их действиях прослеживается спокойствие; на лицах взрослых и детей — улыбки. Все это говорит о сплоченности и эмоциональном благополучие.

В группе «агрессивных» детей более выражена конфликтность и чувство неполноценности в семейной ситуации, также присутствует тревожность и враждебность в семейной ситуации.

Из выше сказанного следует, что дети из «агрессивной» группы по — разному видят взаимоотношения со своими членами семьи и свое место в семье.

«Хулиганы» — практически на всех рисунках отсутствует автор, что говорит о конфликтности, а также отсутствии чувства общности с семьей, т. е. ребенок говорит этим: «Меня здесь не замечают». Также дети изображают своих родителей с расставленными в разные стороны руками и длинными пальцами, что свидетельствует о конфликтности в семейной ситуации.

«Тревожные» — на своих рисунках одни дети обводят себя замкнутой линией, другие укладывают в кровать — это характерный признак, подчеркивающий конфликтные отношения в семье и ребенок как бы ограждает себя от этого. Также практически все дети рисуют свою фигуру меньше всех других членов семьи и расположенную на нижней части листа, что указывает на депривацию ребенка и чувство неполноценности, которое он испытывает в семье. В большинстве случаев на своих рисунках эти дети изображают солнце или лампу (источник тепла) т. е. детям не хватает тепла со стороны родителей. Фигура мамы находится выше всех остальных членов семьи, что говорит о ее власти и влиянии.

«Рыбка Прилипала»- изобразил на рисунке маму, папу и дедушку. У мамы и папы отсутствуют глаза и уши, т. е. родители не видят и не слышат своего ребенка. Руки у всех расставлены в стороны, линии слабые, прерывистые, фигуры изображены схематично и располагаются на нижней части листа, а на верхней части изображено солнце. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребенку не комфортно в этой семье, и он не удовлетворен отношением           к нему родителей, а также ему не хватает тепла и понимания             с их стороны. Объяснение тому, что рисунок не соответствует возрасту, является то, что ребенок отстает в умственном развитии от своих сверстников.

Таким образом, подведем итог выше сказанного:

Таблица 3.7

Особенности детско-родительских отношений влияющих на формирование поведения ребенка

Особенности детско-родительских отношений

Особенности поведения ребенка

Родители (мамы) «неагрессивных» детей

-  Достаточно времени уделяют семье и заботам о семье;

-  У них не отмечены семейные конфликты, раздражительность и излишняя строгость;

-  Родители являются для своих детей авторитетом. В воспитании они предпочитают не наказание, а объяснение, что хорошо, а что плохо;

-  Не подавляют волю детей, не уклоняются от контактов с ребенком, помогают найти выход из сложной ситуации, стараются во всем им помочь;

-  Между       родителями и детьми существуют уравнительные отношения, однако, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева и агрессии родители проявляют твердость.

«Неагрессивные» дети:

- Дети охотно контактируют с взрослыми, дружелюбны;

- Находятся в хороших взаимоотношениях со сверстниками;

- Способны к работе, требующей уситчивости, концентрации внимания и размышления.

- Дети чувствуют себя благоприятно в семье.

Родители (мамы) «агрессивных» детей

«Снисходительные»

-  Не достаточно времени уделяют организации быта в семье и воспитанию ребенка, т. е. мало времени уделяют семье;

-  Не жертвуют ради семьи какими-то своими делами;

-  Присутствуют семейные конфликты;

-  Развиты партнерские отношения, принимаются советы ребенка, уважается его мнение;

-  Отсутствует строгость в воспитании;

-  Родители не достаточно времени уделяют своему ребенку, не всегда вмешиваются в дела детей, тем самым разрешают ему делать все, что он захочет;

-  Не подавляют агрессивные проявления своих детей, считая, что только кулаками можно справиться с обидчиком;

-  Большое значение уделяется развитию самостоятельности у ребенка.

«Агрессивные» дети:

«Хулиганы»:

- У детей время от времени проявляются перепады активности, смена настроения;

- Враждебно относятся к взрослым, считают, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права;

- Враждебны по отношению к детям (конфликтны, кричат, дерутся);

- Нет способностей к работе, требующей уситчивости, концентрации внимания и размышления;

- Присутствуют перепады настроения, эгоистичны, считают, что им все дозволено.

- Дети не удовлетворены своим положением в семье и отношением к ним родителей.

«Подавляющие»

-   Родители не предоставляют ребенку слишком много прав и свободы, считают, что он во всем должен подчиняться их воле и авторитету;

-   Подавляют волю своего ребенка, чрезмерно вмешиваются в его мир;

-   В семье присутствуют конфликты и строгость в воспитании.

«Тревожные»:

-   Проявляется недоверие к новым людям, вещам, ситуациям;

-   Присутствует тревога за принятие их другими детьми, временами она принимает форму открытой враждебности;

-   Не стараются нравиться взрослым из за отсутствия заинтересованности в хороших отношениях с ними.

-   Тревожны, наблюдается заниженная самооценка и чувство неполноценности в семейной ситуации.

«Попустительские»

-   Отмечены семейные конфликты и раздражительность;

-   Присутствует строгость в воспитании;

-   Отсутствует побуждение словесных проявлений, т. е. родители считают, что ребенок не имеет права высказывать свое мнение;

-   Родители уклоняются от контактов с ребенком, следовательно, никакой помощи и поддержки с их стороны он не ощущает;

-   В этой семье отсутствуют уравнительные отношения между родителями и ребенком.

«Рыбка прилипала»

-   у этого ребенка присутствует тревожность по отношению к взрослым;

-   Обращает на себя внимание, и преувеличенно добиваются любви взрослого;

-   Присутствует тревога за принятие себя другими детьми, временами она перерастает в открытую враждебность.

-   Присутствует конфликтность и чувство неполноценности в семейной ситуации.

Рис.3.7

Основные задачи для коррекции: 

1.      Формирование гармоничных, конструктивных отношений в детско-родительских отношениях;

2.      Формирование сплоченного родительского коллектива.

С учетом представленных задач разработана коррекционная программа для совместных занятий родителей с детьми.

Основными методами снижения агрессивности детей дошкольного возраста, являются: игры, хоровое пение, участие в самодеятельности. Творческая деятельность: (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов).

Для снятия физического напряжения ребёнка целесообразно использовать игры с песком, водой и глиной.

Песочная терапия; сказкотерапия, аутогенная тренировка; упражнения на устойчивость к стрессу, а также упражнения направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности (комкать и рвать бумагу, бить подушку, втирать пластилин в бумагу, игры с водой)

Аутогенная тренировка (AT) — метод психотерапии, основанный на самовнушении.

Релаксационные упражнения: (игра «улыбка», «апельсин» и т. д.)

«Детско-родительская терапия» (совместные групповые занятия) — выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. Родители, принимая участие в совместных групповых занятиях, проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым разделяют с ним его интересы. В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т. е. информирования об агрессивности в детском возрасте. Также эффективен метод групповой дискуссии, который повышения психолого-педагогическую грамотность родителей.

Проводится:

-        Психолого-педагогическое просвещение родителей (информационные стенды, раздаточные материалы, мини лекции на родительских собраниях и др.);

-        Групповые и индивидуальные консультации для родителей (проводит логопед, психолог, воспитатели и педагоги);

-        Совместные работы детей с родителями;

-        Психолого-педагогическая диагностика родителей (стиль семейного воспитания, особенности детско-родительских отношений и др.);

-        Коррекционно-развивающая работа с родителями индивидуально и в малых группах по вопросам:

1)      оптимизации воспитательного процесса в семье;

2)      гармонизации детско-родительских отношений;

3)      регуляции эмоций и поведения детей.

Из этого следует, что МДОУ непосредственно заинтересовано в выяснении и устранении агрессивного поведения у детей.

Настоящие исследования вносят практический вклад в решение вышеуказанной задачи.

Обобщающий вывод

Особенности агрессивного поведения носят разноплановый характер. За разными поведенческими особенностями лежат разные особенности детско-родительских отношений. Для того, чтобы нормализовать поведение детей, надо гармонизировать детско-родительские отношения. Для этого и предложена программа коррекционно-развивающих занятий для родителей и детей вместе.

Научная значимость работы заключается в глубоком изучении данной проблемы и систематизации исследований.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

1)             Исследована выборка детей и их родителей, с которыми работают воспитатели. Также были выявлены особенности конкретных семей, что делает возможным адресной психологической помощи семье и проведении коррекционно — развивающей работы с ребенком;

2)             Разработана система коррекционных мер по дальнейшей работе с проблемой агрессивного поведения детей с учетом полученных в эксперименте результатов. Также разработана коррекционно-развивающая программа по профилактике и ликвидации агрессии у старших дошкольников.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Регистрационный бланк по выявлению индивидуальных особенностей поведения детей

Имя, ФамилияВозраст Дата Группа

Нарушения Неприспособленность

НД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Д

1

2

3

4

5

6

7

9

10

8

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

У

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

ТВ

1

2

3

4

5

6

7

9

11

13

15

8

10

12

14

16

ВВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

ТД

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

11

12

13

14

15

А

1

2

3

4

5

6

8

9

10

11

7

12

13

14

15

16

Н

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2

ВД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ЭН

1

2

3

4

5

9

10

6

7

8

11

12

НС

2

3

4

1

5

6

7

С

1

2

3

4

5

6

7

СР

1

2

3

УО

1

2

3

4

5

6

7

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ф

1

2

4

5

3

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методика «PARI» — изучение отношения родителей (матери) к разным сторонам семейной жизни. (Сумма признаков)

Признаки

Ф. И. О.

3

5

7

11

13

17

19

23

1

14

15

21

8

9

16

2

4

6

10

12

18

20

22

Устинова Л. О.

14

10

19

18

15

9

18

10

16

11

13

10

19

18

15

17

18

16

13

13

14

18

12

Сыскова Е. Л.

10

10

15

15

14

14

13

15

19

16

18

14

15

8

17

9

12

14

17

8

17

8

18

Втулкина О. Н.

11

15

18

18

14

13

16

20

15

8

17

14

13

15

15

13

17

16

13

12

11

17

16

Манахова Е. С.

9

15

14

8

13

13

13

14

18

18

18

16

15

7

18

10

8

16

17

15

18

7

18

Кандаурова С. В.

19

11

17

20

18

18

10

11

13

11

17

12

16

18

14

17

18

17

14

18

8

18

10

Сластен Я. Ю.

10

11

13

15

15

8

15

20

17

16

18

16

15

8

17

10

8

12

16

8

16

8

19

Кадочникова Н. О.

7

8

18

18

14

8

14

18

15

9

15

13

17

18

15

11

18

12

16

10

12

19

13

Джакупова М. А.

8

9

17

18

10

15

16

19

16

12

15

13

17

16

16

14

19

8

14

15

15

18

13

Жукова Е. Г.

10

10

13

13

10

12

12

16

18

18

17

16

15

7

17

9

13

12

16

8

8

7

18

Гавазюк Е. П.

12

12

16

9

12

9

17

15

9

8

18

8

18

19

19

10

8

16

13

12

14

8

19

Кузьмина В. Н.

9

10

17

16

13

18

15

18

15

10

16

13

18

18

14

16

18

16

10

9

16

18

16

«агрессивные»

11

11

16

15

13,5

12

14

16

16

12

17

13

16

14

16

12

14

14

14

12

14

13

16

Никифорова М. Е.

14

16

11

16

10

18

14

15

16

16

14

15

12

14

11

17

17

15

13

17

15

16

17

Приходкина Е. Д.

15

15

14

17

11

14

13

16

16

10

16

16

11

11

10

19

16

16

12

16

14

17

17

Захарова Я. В.

13

15

15

17

9

11

10

11

17

17

19

17

15

14

10

18

10

18

15

15

18

18

18

Говорухина Е. С.

8

10

15

16

11

13

12

17

17

14

16

17

15

13

9

8

17

11

13

15

15

14

15

Ватутина Е. Г.

14

15

15

18

11

15

18

18

17

14

17

14

13

12

11

18

17

17

17

18

15

18

14

Малькова Ж. И.

12

15

9

17

8

18

18

12

15

16

15

16

13

15

13

10

18

14

13

17

13

16

15

«средние»

13

14

13

17

10

15

14

15

16

15

16

16

13

13

11

15

16

15

14

16

15

17

16

Плюхина Н. И.

18

15

10

16

11

18

16

15

18

16

15

16

8

11

7

15

10

14

17

17

12

16

15

Цурпал Е. Н.

18

15

8

16

8

15

12

16

18

17

15

18

10

8

9

15

11

15

10

18

14

16

14

Алымова Н. Р.

16

12

11

15

11

17

15

18

17

18

16

16

9

9

10

13

10

15

17

16

16

13

9

Кузнецова С. Н.

18

15

8

14

10

18

16

16

18

17

15

18

10

11

8

16

10

13

16

17

15

16

15

Савченко У. М.

18

12

8

16

10

9

16

18

18

15

15

18

11

10

8

13

11

13

17

16

14

17

11

Янбаевна А. Н.

16

17

12

15

5

14

11

17

19

15

16

17

13

6

10

11

9

12

15

14

10

14

11

Гордеева И. М.

17

11

8

16

7

11

11

18

18

18

15

18

11

7

8

13

11

11

14

15

13

14

11

Соколова И. В.

17

15

9

16

9

14

8

18

20

17

15

16

10

8

7

14

11

14

14

16

18

15

12

«неагрессивные»

17

14

9

16

9

15

13

17

18

17

15

17

10

9

8

14

10

13

15

16

14

15

12


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Сумма баллов по основным синдромам по «Карте наблюдений Д. Стотта».

И.Ф.ребенка

Синдромы

НД

Д

У

ТВ

ВВ

ТД

А

Н

ВД

ЭН

НС

С

СР

УО

Б

Ф

Владислав У.

5

3

0

0

7

5

2

4

4

0

0

0

0

0

0

0

Слава С.

8

6

4

1

10

4

7

6

5

3

0

2

0

0

0

0

Максим В.

6

3

2

5

2

3

5

3

4

2

0

0

0

0

1

0

Вика М.

9

7

5

4

10

7

8

7

5

2

2

4

1

1

1

0

Денис К.

4

2

1

0

5

5

4

2

4

0

1

1

0

2

1

2

Семен С.

6

6

6

3

12

5

8

6

6

1

0

0

2

0

0

0

Саша К.

6

3

0

0

5

4

4

1

5

3

1

0

1

0

0

1

Сабрина Д.

2

5

0

4

4

3

1

2

4

1

0

1

0

0

1

0

Паша Ж.

7

6

6

2

11

9

16

7

6

3

0

0

2

0

1

0

Саша Г.

9

7

4

10

0

3

0

4

9

5

3

2

0

5

3

0

Гоша К.

7

4

0

0

6

3

1

4

4

0

0

0

1

0

0

0

«агрессивные»

6,3

4,7

2,5

2,6

6,5

4,6

5,1

4,2

5,1

1,8

0,6

0,9

0,6

0,7

0,7

0,3

Никита Н.

4

6

5

6

6

6

4

4

2

2

1

0

2

0

1

0

Даша П.

6

8

3

7

7

8

5

3

4

2

0

0

0

0

2

0

Яна З.

2

4

2

10

5

5

4

2

7

2

3

1

0

0

0

0

Миша Г.

9

6

4

13

6

8

2

2

5

3

0

0

2

0

1

0

Юля В.

4

5

2

3

4

6

6

2

6

2

0

0

0

1

0

0

Ярослав М.

7

4

1

5

4

8

3

2

2

1

2

3

0

0

0

0

«средние»

5,3

5,5

2,8

7,3

5,3

6,8

4,0

2,5

4,3

2,0

1,0

0,6

0,6

0,2

0,6

0

Элина П.

3

0

0

1

2

2

2

0

0

1

0

0

0

0

2

0

Данил Ц.

2

1

5

0

2

0

3

5

2

1

0

0

0

0

1

0

Алеша А.

3

2

1

0

0

1

3

1

1

0

0

3

0

0

2

0

Марина К.

3

0

0

0

0

0

0

4

0

0

0

0

0

0

1

0

Илья С.

1

3

0

1

2

2

2

0

0

1

0

0

0

0

2

0

Вадим Я.

7

3

0

2

4

2

1

2

2

1

2

1

0

0

1

0

Алеша Г.

6

4

3

3

0

0

2

0

0

1

1

2

0

0

3

0

Денис С.

7

5

2

0

2

2

2

0

0

1

0

0

0

0

2

0

«неагрессивные»

4,0

2,3

1,4

0,9

1,5

1,1

1,9

1,5

0,6

0,8

0,4

0,8

0,0

0,0

1,8

0,0

ПРИЛОЖЕНИЕ

Бланк регистрации результатов в оценки КРС.

Сумма баллов по симптомокомплексам

И.Ф.ребенка

Благоприятная семейная ситуация

Тревожность в семье

Конфликтность в семье

Чувство неполноценности в семейной ситуации

Враждебность в семейной ситуации

Влад У.

0,0

0,2

0,7

0,4

0,5

Слава С.

0,4

0,1

0,7

0,6

0,2

Максим В.

0,2

0,1

0,6

0,2

0,2

Вика М.

0,4

0,0

0,2

0,3

0,0

Денис К.

0,3

0,2

0,4

0,6

0,1

Семен С.

0,0

0,3

1,3

0,2

0,0

Саша К.

0,1

0,1

0,6

0,4

0,0

Сабрина Д.

0,0

0,1

0,6

0,2

0,5

Паша Ж.

0,1

0,3

0,6

0,6

0,1

Гоша К.

0,1

0,3

0,6

0,4

0,3

Саша Г.

0,0

0,2

0,8

0,6

0,2

«агрессивные»

0,16

0,17

0,45

0,28

0,14

Миша Г.

0,2

0,2

0,6

0,1

0,7

Даша П.

0,4

0,6

0,2

0,8

0,1

Никита Н.

0,6

1,0

0,2

0,4

0,0

Вадим Я.

0,8

0,2

0,2

0,4

0,1

Яна З.

0,4

0,4

0,6

0,8

0,0

Ярослав М.

0,7

0.2

0.2

0.2

0.3

«средние»

0,6

0,6

0,3

0,6

0,1

Элина П.

1,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Данил Ц.

0,9

0,3

0,0

0,0

0,0

Алеша А.

0,9

0,1

0.2

0.2

0,0

Марина К.

0,9

0.3

0.2

0,0

0,0

Илья С.

0,8

0.1

0.2

0.1

0,0

Алеша Г.

0,9

0,0

0.2

0,0

0.1

Денис С.

0,7

0,0

0.2

0,0

0,0

«неагрессивные»

0,9

0,1

0,0

0,0

0,0

Список литературы

1.      Бэрон Р., Ричардсон Д. «Агрессия». — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.

2.      Дубровина И. В., Акимова М. К., Борисова Е. М. «Рабочая книга школьного психолога». — М.: Просвещение, 1991. — 303 с.

3.      3.Зиновьева М. В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование.- 2000.- № 3.-с.35.

4.      Кошкарова Т. А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- № 2.- с.5–14.

5.      Мухина В. С. «Возрастная психология»: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.

6.      Марцинковская Т. Д. «Детская практическая психология»: — М.: Гардарики, 2007. — 253 с.

7.      Матюхина М, В., Михальчик Т, С. и др. «Возрастная и педагогическая психология» — М.: Просвещение, 1984. — 256 с.

8.      Марциновская Т. Д. «Детская практическая психология»: М.: Гардарики, 2007. — 253

9.      Овчарова Р. В. «Психологическое сопровождение родительства». — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 319 с.

10.  Овчарова Р. В. «Справочная книга школьного психолога». — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. — 352 с.

11.  Романова Е. С. «Графические методы в практической психологии». — СПб.: речь, 2001. — 416 с.

12.  Разумова А. В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2000.- № 1.- с.88–93.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отношение, родитель, семья, семейная ситуация, время, группа, чувство неполноценности, агрессивное поведение, открытая враждебность.


Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос