По мнению литературоведов, духовный облик любой нации определяется уровнем его художественной литературы. Литературные произведения любого направления могут быть зеркалом народной духовности. Если вглядеться в историю нашей литературы, можно увидеть таинственный, сияющий облик прошлого, мечты и надежды, стремления народа, облик эпохи и времени, своеобразная концепция творца успела сформироваться в качестве главного критерия художественной литературы. От других видов искусства художественные произведения отличаются тем, что могут прививать читателю некие нравственные концепты. Художественные произведения служат отображением духовного мира людей, отражают эпоху и среду, в которой было создано то или иное произведение. Художественная литература завоёвывает душу читателя при помощи слова.
Как было сказано выше, оружие литературы — слово. Настоящую мощь слова мы можем наблюдать и в разнообразии жанров и направлений, которых особенно много в художественной литературе. Друг от друга все эти жанры и направления отличаются своими особенностями. Если поэзия затрагивает нежные струны души, представляя собой, зачастую, плод душевного волнения поэта, то в прозе преобладают повествовательные мотивы. В драматических же произведениях образы раскрываются через действие. Но для всех жанров есть и общие стороны, в частности, все они объединяются вокруг воспитательной функции литературы. Одним из направлений, выполняющих подобную функцию, являются произведения, написанные в юмористическом духе.
Если посмотреть на историю узбекской литературы, можно увидеть, что сатирические произведения занимали в ней особое место. В развитие этого направления свой достойный вклад внёс и Абдулла Кадыри.
По признанию учёных литературоведов, сатирические произведения Абдулла Кадыри ещё полностью не изучены. Но уже из первых образцов произведений творца явно бросается в глаза, что они склонны к юмору. Мы можем наблюдать это в стихах («Наше состояние», «Свадьба», «Мысли»), рассказах («Жувонбоз», «На привязи») и драматических произведениях («Несчастный жених»), хоть они и написаны в другом жанре. Эти произведения не оцениваются как сатирические, но действия, душевное состояние характеров, представления о мире и людях в них, пробуждают в читателе смех.
«По мнению Абдулла Кадыри, гениальность смехотворности в большинстве случаев видится некой ласточкой пробуждения нации; как Данте в Италии, Сервантес в Испании или Гоголь в России»; наш смех имеет свою историю, но наша новая сатира не успела заложить себе основу, только-только начав входить на улицу пробуждения после толчка Октябрьской социалистической революции. Писатель жалеет, что в ту пору нам не хватало «творцов острой сатиры», «хлёсткости сатиры». «Однако хорошая наша особенность в том, что мы всегда ищем слабые места общества, не устаем искать и не смиряемся с этим»; новая революционная сатира «признаёт естесвенным свою шероховатость, грубость и наличие недостатков из-за молодости». [1, 70]
Замечания критика Умарали Норматова о сатире Абдулла Кадыри уместны. Действительно, если в 20-е годы прошлого века сатира Кадыри быстро развивалась, то с тех пор мы можем признать только нескольких творцов, таких как Гулхани, Мукими, Завки. Тем более, если большинство из сатирических произведений до Абдуллы Кадыри были написаны в привычном порядке, на основе пропаганды идей просвещения, то Абдулла Кадыри на этот процесс смотрит несколько иначе. Героями написанных им сатирических произведений писатель как бы не управляет, и не сообщает в открытую свои заключения. Наоборот, в произведениях герои как бы действуют сами, а заключение автор оставляет читателю. В своих сатирических произведениях Абдулла Кадыри не критикует богачей, чиновников, служителей культа старого режима, создавая настоящие реалистические образцы сатиры, показывая своих героев во весь рост, такими какие они есть.
Сатирические произведения Абдуллы Кадыри можно разделить на несколько групп:
1. Сатира группы что скажет: «Что скажет тётя Ширвон?», «Что скажет Тошпулат тажанг?».
2. Сатира группы то да сё: «То да сё», «То да сё от каждого».
3. Сатира, состоящая из нескольких рассказов: «Письма Москвы», «Из дневника Калвак Махзума», «Что скажет Тошпулат тажанг?».
4. Сатира группы вопросов: «Так как?», «Что идёт куда?», «Кто мы и чего боимся?», «Ие, будьте глупцом?», «Что скажет тётя Ширвон?», «Что скажет Тошпулат тажанг?».
5. Сатира группы разговоров: «Говори не заговаривай!», «Скажите два слова о реллигии», «Слова морочащие голову», «Суммированные слова».
Это группирование, конечно, относительное, сатиру Кадыри можно классифицировать и по другим свойствам.
Рассказ Абдулла Кадыри «На привязи», написанный в 1915 году, положил основу традиции реалистического рассказа. По мению Умарали Норматова, в этом произведении, оценивающемся как реалистический рассказ «… в творчестве писателя бросаются в глаза разнообразное сверкание смеха: лёгкая шутка, полусмех, ироничный намёк, насмешка, умение объективно рисовать пейзажи жизни народа, тенденции раскрытия судеб и характера персонажей». [1, 70]
При взгляде на творческий путь Абдулла Кадыри, наше внимание в нём притягивает удивительное разнообразие жанров. Поэзия, романистика, повествование, драматургия, публицистика и сатира. Каждый из них предстает перед нами в ином обличии. Если в его стихах мы чувствуем печаль и боль народа, то из рассказов получаем душевное облегчение. С героями его романов мы единодушны и сочувствуем им, с образами из его пьес исполняем роли. В сатирических рассказах автор делится с нами такими ощущениями, как печаль и радость, душевная лёгкость, наблюдательность, и сочувствие чьей-то боли. Особенно, если действия героев произведения заставляют нас плакать и смеяться.
Абдулла Кадыри — великий мастер слова. И это величие воплощено в его произведениях. Это мы можем увидеть и на примере только сатирических произведений. Своё настоящее мастерство и талант он смог показать и в сатире. Как истинный творец он смог внести в «домовую литературы» и своих сатирических героев.
Знакомясь с сатирой, составляющей маленькую часть творчества Абдулла Кадыри, потратившего свой богатый жизненный и творческий опыт на благо народа, открываешь еще одну его грань. Кадыри как совершенный мастер слова, искусный знаток, писатель с острым пером, оставил творческое наследие, достойное не только узбекской литературы, но и библиотек всего мира.
Писатель Мурод Мухаммад Дуст пишет об Абдулле Кадыри следующее: «Второе качество, которое необходимо изучать молодёжи – это смех. В творчестве Кадыри можно найти смех от обычной улыбки до убивающе едкого юмора. Сатира Кадыри очень сильна. В использовании метода пародии, он не отстаёт от Рабле или Свифта. В сатире Кадыри есть еще одна особенность - объективность. Кажется, будто писатель безразличен, говорит сам герой, говорит, пьянясь своими словами…» [2, 4]
Своеобразная концепция писателя отражена в его сатирических произведениях. Говоря о его сатире, нужно остановиться на таких ее сторонах как неповторимость, объёмность в отражении целей писателя. Потому что, создавая произведение, писатель выбирает известное направление, основываясь на том, в каком жанре он пишет. В зависимости от того, насколько правильно выбрано это направление, намечается сущность произведения. Пишет ли автор стихи, роман или драму, он отражает в своем творчестве свои взгляды, пожелания и творчество его должно найти отклик в душе читателя. Только тогда творческая цель писателя считается полностью достигнутой. С этой стороны своим уровнем охвата и отличаются сатирические произведения. Потому что произведения, написанные в таком духе, заставляют и смеяться и задуматься. Подобный двойной эффект кажется с первого взгляда противоречащим самому себе. Но сама сущность сатиры и проявляется в таком противоречии. Где нет противоречия, там и смеха не может быть. Заставить плакать смеясь - главный критерий сатиры. Баходир Карим сказал об этом так: «…Как известно из истории мировой эстетики, в сущности комизма присутствует контраст-противоречие. В основе смешной ситуации Аристотель видит свою красоту неказистости, И. Кант - благородство-возышенность в униженности, А. Шопенгауэр - осмысленность в бессмыслице, Гегель - правду во лжи. Русский учёный Ю.Борев пишет: «Если мы увидим какой-нибудь непристойный поступок, который мы не ожидали, естественно, это может вызвать своеобразную шалость и даже смех». [3, 100]
Сатирические произведения, имеющие такие свойства, в мировой литературе появились еще раньше. О произведениях этого направления говорил еще Аристотель в своей «Поэтике». Мы это можем узнать и из комментариев к произведению «Поэтика». Комментируя произведение Аристотеля, Фараби, отдельно отмечает теорию стиха: «Первые из стихов охраняют от плохих недугов, восполняют ум. Вторые из стихов взращивают душевные чувства, оберегают от гнева. Третьи из них охраняют человека от слабости, обуздывают алчность и страсть. Аристотель разъясняет «сорта стихов» как дифирамб, ямб, эйний, диаграмма, риторика, акустика, трагедия, комедия, эпос, драма, гимн и сатира» [4, 14].
Известно, что Абдулла Кадыри выбрал своеобразный путь как яркий представитель джадидской литературы. Мастерство создания художественной правды из правды жизни, на наш взгляд, явление, встречающееся очень редко. Кадыри в совершенстве владел техникой охудожествления случаев, взятых из жизни и преподнесения их читателю. Это очевидно во всех его произведениях. Традицию, которую начал Абдулла Кадыри, позже продолжили несколько наших писателей, таких как Абдулла Каххар, Гафур Гулям, Уткир Хошимов. Останавливаясь на сатире Абдуллы Кадыри, обратим внимание еще на одну его сторону - на понятие «антигерой», которое только входит в узбекскую литературу. Кадыри же смог мастерски применить этот образ в своих произведениях еще задолго до этого. Антигероев — самых отстающих представителей общества, он поднял до уровня героя и создал героев своего времени. При чтении сатиры «Что скажет Тошпулаттажанг?» образ Тошпулата встаёт перед нашими глазами в облике невоспитанной, неграмотной, безнравственной, ненужной обществу личности. Но достижение Кадыри как искусного мастера в том, что он смог ввести в своё произведение образ героя, который владеет такими отрицательными качествами. В данном контексте, следует посмотреть и на сегодняшнее литературоведение. Учёный литературовед Иброхим Гафуров в своем произведении «Вечное изящество» сказал об антигероях следующее: «Слышал ли слово «антигерой» Абдулла Каххар, не знаю. Он, не переставая читал Гоголя, Чехова, Достоевского. Кстати слово «антигерой» в мир литературы ввёл Достоевский. Мы это слово начали произносить не так уж давно». [5, 177]
Понятие «антигерой» в словах, сказанных критиком, заслуживает внимания. Это понятие И. Гафуров использовал по отношению к точно известным героям произведений Абдулла Каххара. Это Сотиболди («Больной»), Кабыл бобо («Вор»), Бабар («Сказки из прошлого»), Турабджан («Гранат»). Правда, они раскрыли содержание произведения, завоевали признание и внимание читателя. Но литературовед Иброхим Гафуров называет их героями без имени и использует по отношению к ним понятие «антигерой», привнесённое Достоевским. Конечно, не будет ошибочным, если мы будем использовать это понятие и по отношению к произведениям Абдуллы Кадыри. По нашему мнению, использование понятия «антигерой» по отношению к образу Тошпулата несколько уточняют его действия в произведении. Далее, критик продолжает свою мысль: «Вот теперь посредством этого слова глубже объясняются многие интересные события в исследованиях художественной литературы прошлого и настоящего времени. Это объясняет их сложный внутренний мир — «типов лишённых свойств настоящих героев»… Ведь в жизни не все герои. Множество людей, более обычных, чем обычные, людей, более маленьких, чем маленькие. Что будет если назвать их «антигероями»? До каких пор трусу будет казаться всё двойным?» [5, 178].
Размышляя о произведении, мы становимся свидетелями того, что взгляды автора в нём идут вперемешку с сюжетной системой. Написав произведение в таком направлении, писатель обеспечил появление своих героев перед читателями еще более живыми. По признанию самого писателя, хоть произведение и написано в духе сатиры, в нём нашла свое выражение и горькая правда жизни. Герою писателя, нашедшего своеобразный путь к «щекотке» общества, чувство сожаления ближе, чем смех. По мнению литературоведов, Кадыри первым начал использовать метод изложения горькой правды жизни в своем произведении «Из дневника Калвакмахзума», позже этот прием начал проявляться и в произведениях мировой литературы. В частности, тенденцию выделения горькой правды из смешных сторон жизни, начатую Кадыри, продолжил Нодар Думбадзе в своем произведении «Закон вечности». Это произведение стало большим событием для своего времени. В этом произведении писатель с мастерством изобразил смешные стороны общества, при этом он хотел достичь не только своих чатсных целей, но и выразить боль всей нации.
Абдулла Кадыри, как мастер слова, в своих сатирических произведениях правильно и рассудительно использовал критерии художества. Об этом Иззат Султон сказал следующее: «Абдулла Кадыри, как сатирик, в народном духе решил творческие вопросы, стоявшие перед ним, используя при этом наследие народного художества» [6, 345].
Вместо заключения можно сказать, что произведения Абдулла Кадыри служат для обогащения духовного мира читателя. В этом случае, изучение творческого пути писателя, возможность пользоваться плодами сада, который он создал, помогут нам раскрыть не раскрытые духовные ключи нашей души. В творчестве Абдуллы Кадыри мы сможем найти нужное нам духовное сокровище.
Литература:
1. У. Норматов. Чудо Кадыри. Tашкент, «O’zbekiston», 2010.
2. М. М. Дуст, журнал “Звезда Востока”, 1984, № 4.
3. Б. Карим. Ценность Кадыри. Ташкент, «Fan», 2006.
4. Э. Худойбердиев. Введение в литературоведение. Tашкент, «Шарк». - 2008.
5. И. Гафуров. Вечное изящество. Tашкент, «Шарк», 2008.
6. И. Султонов. Произведения. 4 томник, 2-том. Tашкент. -1972.