Рассмотрена актуальная проблема профессиональной подготовки квалифицированных рабочих горного профиля в профессионально-технических учебных заведениях (далее — ПТУЗ). Выявлены и обоснованы пути повышения качества подготовки, представлено технологию подготовки рабочих горного профиля в условиях ПТУЗ разработанную в соответствии с научно-обоснованными организационно-педагогическими основами подготовки.
Ключевые слова: профессионально-техническое учебное заведение, квалифицированный рабочий горного профиля, организационно-педагогические основы подготовки.
Considered the actual problem of the training of qualified mining profile workers in professional-technical educational establishment. Established and developed ways to improve the quality of training, provides technology training of mining profile workers in terms PTEE developed in accordance with evidence-based organizational-pedagogical bases of preparation.
Key words:professional-technical, educational establishment, qualified mining profile worker, organizational-pedagogical bases of preparation.
Постановка проблемы в общем виде. После перехода Украины к рыночной модели экономики возникает потребность менять устаревшие подходы в сфере образования, в т. ч. и профессионально-технической. Традиционная централизованная система уже не может эффективно обеспечивать потребности современного рынка труда. Такая ситуация создает для ПТУЗ конкурентную среду и побуждает менять подходы к подготовке, ориентируясь, прежде всего, на требования рынка труда [2, с.3].
Сегодня много внимания уделяется проблемам взаимодействия между рынком труда и рынком образования, развития системы профессионально-технического образования (далее — ПТО) в современных условиях, повышению ее качества подготовки в т. ч. и горного профиля и т. д. Вместе с тем, существуют противоречия между уровнем сформированности профессиональных знаний, умений, качеств рабочих горного профиля в условиях ПТУЗ, в соответствии с требованиями рынка труда.
Обозначенное побудило к поиску путей устранении противоречий и недостатков путем интенсификации процесса подготовки рабочих горного профиля в условиях ПТУЗ, при внедрении организационно-педагогических основ подготовки рабочих горного профиля.
Основная часть. Долгое время в развитии профессионально-технического образования преобладал «валовой» подход с ориентацией на количественные показатели. В современных условиях ПТУЗ обязаны готовить горняков нового типа, которые способны реально быть конкурентоспособными на рынке труда, своевременно реагировать на потребности общества, органически сочетать широкую общеобразовательную теоретическую подготовку и обучение высокому профессиональному мастерству.
Качественное изменение требований к уровню квалификации рабочих горного профиля логически ставит вопрос их готовности к новым требованиям рыночной экономики и создания, соответствующих организационно-педагогических основ подготовки будущих рабочих горного профиля в условиях ПТУЗ.
Для определения сущности понятия «организационно-педагогические основы подготовки будущих рабочих горного профиля» мы обратились к опыту ученых, которые исследовали организационно-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов различных отраслей, в частности И. И. Бычкова, А. Н. Ветер, Г.Є. Гребенюк, О. М. Гуменюк, В. А. Жулкевская, С. В. Ивашньова, Г. Т. Кравчук, В. Ф. Прусак, Є.Г. Прокофьев, Е. Н. Подтергера, В. П. Стельмашенко, а также к трудам ученых, которые исследовали организационно-педагогические основы управления и деятельности учебных заведений разных уровней аккредитации: Н. В. Ананьева, О. А. Гаврилюк, В. В. Мельниченко, Л. Н. Сергеева, О. А. Фурса.
Основываясь на анализе трудов указанных ученых, определим суть понятия «организационно-педагогические основы подготовки рабочих горного профиля». По нашему мнению, под организационно-педагогическими основами подготовки рабочих горного профиля следует понимать необходимые факторы организации учебно-воспитательного процесса подготовки рабочих горного профиля с целью решения проблем развития трудового потенциала горной отрасли, с использованием комплексного и системного подходов и с учетом современных социально-экономических потребностей рынка труда.
К организационно-педагогическим основам подготовки рабочих горного профиля мы отнесли: профессиональный отбор будущих учеников горного профиля на обучение в ПТУЗ с привлечением работодателей; обновление содержания профессиональной подготовки, внедрение инновационных форм и методов профессиональной подготовки будущих рабочих горного профиля; наличие высококвалифицированных инженерно-педагогических кадров в ПТУЗ горного профиля, готовых работать в современных социально-экономических условиях; разработку учебно-методического обеспечения подготовки будущих рабочих горного профиля в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
Следовательно, сопоставим, будут ли отличаться результаты процесса подготовки рабочих горного профиля в условиях ПТУЗ, если в процесс подготовки внедрить выше обозначенные организационно-педагогические основы подготовки рабочих горного профиля.
Решение поставленной задачи стало возможным при условии организации и проведения исследования, которое проходило в обычных для будущих рабочих горного профиля условиях ПТУЗ.
Исследование проводилось в трех регионах Украины: Днепропетровском, Запорожском и Полтавском, где осуществляется подготовка квалифицированных рабочих горного профиля для рудной отрасли из самых распространенных профессий: проходчик, машинист электровоза, электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования.
Следует отметить, что субъектами исследования были не только будущие рабочие горного профиля, но и преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения ПТУЗ, руководители учебно-производственных практик, представители предприятий-заказчиков, где осуществляется подземная добыча железной руды: ПАО «Криворожский железорудный комбинат»; ПАО «ЕВРАЗ СУХАЯ БАЛКА; Шахтоуправление ПАО «Арселор Миттал Кривой Рог; ЧП «Свитекс»; ЗАО «Запорожский железорудный комбинат»; ПАО «Ингулецький горно-обогатительный комбинат (далее — ГОК)»; ПАО «Южный ГОК»; ПАО «Центральный ГОК»; ПАО «Северный ГОК»; ПАО «Полтавский ГОК».
Во время исследования было проведено входное тестирование, направленное на определение начального уровня сформированности мотивации, развития профессиональной направленности, готовности к выполнению профессиональной деятельности, качества формирования профессиональных знаний и умений с использованием: анкеты психогеометричного исследования по методике Стюзен Деллингер [10]; анкеты исследования мотивации профессиональной деятельности специалистов, по методике А. А. Реана и Н. В. Бордовской [7]; тестирование по опроснику многофакторного определителя профессиональных склонностей [6]; анкеты исследования по методике К. Леонгарда-C. Шмишека» [4]; анкеты исследования по методике Дж.Голланда» [8]; вопросов из учебника «Горно-проходческие машины и комплексы» [9] и тестовые задания пособия «Охрана труда в горнорудной отрасли» [3], которые были адаптированы для нашего исследования и представлены в виде тестовых заданий в программе MyTestX (создание, проведение, компьютерная обработка и анализ результатов тестирования) [5].
Из результатов выше обозначенного комплексного входного исследования (табл.1) установлено, что показатели являются недостаточными для осуществления качественной профессиональной деятельности. Отмеченное обусловило актуальность проведения дальнейшей целенаправленной работы по совершенствованию подготовки рабочих горного профиля.
Реализация данного этапа предусматривала осуществление тесного взаимодействия с работодателями относительно профессионального отбора будущих учеников горного профиля на обучение в ПТУЗ и обновления содержания профессиональной подготовки; внедрение инновационных форм и методов профессиональной подготовки будущих рабочих горного профиля; внедрение разработанного учебно-методического комплекса подготовки будущих рабочих горного профиля; методическую работу с инженерно-педагогическими кадрами ПТУЗ горного профиля.
Итак, нами была организована целенаправленная и последовательная работа по внедрению новых форм сотрудничества профессионального образования и производства, в частности создание и функционирование Попечительского совета на базе ПАО «Криворожский железорудный комбинат» с привлечением ПАО «ЕВРАЗ СУХАЯ БАЛКА», ЧП «Свитекс» по следующим направлениям:
– повышение уровня подготовки учащихся — внедрение метода дуальной подготовки; использование полигона учебно-курсового центра комбината для выполнения учащимися практических заданий; обучение будущих горняков работе на современной технике; привлечение к проведению учебных занятий по специальным предметам преподавателей с опытом работы на производстве;
– взаимодействия учебных заведений с предприятиями по упорядочению процесса организации и обеспечения качественного прохождения учащимися производственного обучения и практики;
– повышение квалификационного уровня педагогических работников ПТУЗ — стажировка (как на поверхности, так и при спусках в шахту) и их подготовки по программам «Эксплуатация и техническое обслуживание погрузочно-доставочных машин (ВДМ) EST-2D» и «Эксплуатация и техническое обслуживание буровой установки» компании «Atlas Copco», где обучение осуществляют представители компании;
– привлечение работодателей к разработке учебно-плановой документации, в частности, согласования рабочих учебных планов по профессиям горного направления, корректировка содержания рабочих учебных программ (до 20 % учебного предмета и производственного обучения) [1], участия работодателей в государственной квалификационной аттестации и выходной диагностике учебных достижений выпускников, рецензировании учебной и справочной литературы, создании комплекса учебно-контролирующих задач профессиональной направленности в виде компьютерной программы для применения при заключительном тестировании выпускников по профессиям: проходчик, машинист электровоза;
– обновление учебной базы ПТУЗ, в том числе создание учебных фильмов с помощью базы предприятий и совершенствование материально-технической базы ПТУЗ путем обновления базы кабинетов;
– социальной защиты учащихся (выплаты лучшим ученикам именной стипендии, оказание материальной помощи детям-сиротам и детям из малообеспеченных семей за счет предприятия);
– проведение совместных профориентационных мероприятий, дней открытых дверей, как на базе предприятия, так и с выездом в сельские районы, по ознакомлению учащихся-выпускников школ с работой предприятий, условиями труда специалистов горного профиля, работы на современных импортных комплексах, об обучении в базовых ПТУЗ;
– заключение долгосрочных договоров на подготовку квалифицированных рабочих с последующим трудоустройством (2007–2012 годы, 2013–2017 годы).
Отбор претендентов на дальнейшую подготовку по профессиям горного профиля осуществлялся работодателем путем проведения собеседований, при которых определялось: в состоянии ли претендент довести подготовку до завершения за условий, которые предлагает предприятие; можно ли ожидать, что претендент на подготовку без проблем вольется в трудовой коллектив и будет придерживаться норм поведения, которых требуют на предприятии; возможно согласовать профессиональные желания и планы претендента на подготовку с планами предприятия.
Согласно корректировки содержания подготовки, заказчиками рабочих кадров, осуществлено переоснащение кабинетов профессионально-теоретической подготовки, в том числе: приобретены интерактивные доски в соответствии с чем было проведено основательное обновление и систематизацию комплекса учебно-методического обеспечения (Государственных стандартов по профессиям; рабочих учебных программ по предметам подготовки; учебников, учебных и методических пособий; оборудования, натуральных образцов, макетов; учебных таблиц, схем и демонстрационных видеоматериалов дидактического и раздаточного материала; материала диагностики качества подготовки учащихся).
Вместе с тем, совместное применение доски, компьютера, подключенного к сети Интернет, и проектора дало возможность использовать всю имеющуюся в сети информацию во время учебного процесса, а также демонстрировать учебные фильмы, созданные в реальных производственных условиях горнорудной промышленности, использовать специальные графические программы, для демонстрации различных видов чертежей (горизонтальных и вертикальных сечений горной массы и т. п.).
Следует отметить, что при подготовке квалифицированных рабочих горного профиля применялись как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения занятий, которые постоянно активно изучались на заседаниях методических комиссий горных дисциплин, творческих объединений педагогических работников и т. д. Традиционными являлись лекции, практические занятия, лабораторные работы, производственная практика, письменные аттестационные работы, групповые консультации, темы которых отрабатывались согласно учебных программ. Вместе с тем в процесс подготовки активно внедрялись такие формы, как семинарские занятия, тематические дискуссии, научная и исследовательская работа, деловые игры, игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание производственных ситуаций и т. д.
Одним из путей улучшения учебно-материального обеспечения являлась реализация творческой составляющей содержания подготовки путем привлечения учащихся к выполнению творческих работ (изготовление моделей) под руководством педагогов.
Однако эффективное овладение знаниями, умениями и навыками возможно лишь в сочетании оптимальных форм и методов подготовки и системного учебно-методического комплекса (наглядности, натуральных образцов, раздаточного и инструктивно-технологического материала, карточек контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков, средств технического обучения, творческих заданий и т. п.).
Созданный учебно-методический комплекс по предметам и по профессии в целом, позволил в целом обеспечить учебную деятельность преподавателя, мастера производственного обучения и учебную познавательную деятельность учащихся на разных этапах подготовки: на этапе подачи и восприятия учебного материала, на этапе закрепления и совершенствования знаний и умений, на этапах их применения и контроля.
Системный подход к учебно-методическому обеспечению позволил связать каждый урок (его содержание, цель, задачи, уровень усвоения материала, формы и методы) с использованием дидактических средств.
Соответственно с внедрением разработанного учебно-методического комплекса подготовки будущих рабочих горного профиля было осуществлено обновление содержания профессиональной подготовки. Так, произошла корректировка содержания учебных программ по предметам «Устройство и эксплуатация проходческих машин и механизмов» и «Охрана труда». К примеру, при изучении темы: «Буровые установки и способы бурения горных пород» введен материал «Новейшие технологии в горнорудной промышленности», «Новейшие технологии бурения вертикальных выработок» и т. д.
Вместе с тем, качественное создание учебно-методического комплекса и его эффективное применение возможно лишь при условии постоянного совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников, которое осуществлялось путем: повышения квалификации при институтах последипломного педагогического образования по направлениям; сотрудничества с учеными ГВУЗ «Криворожского национального университета»; освещение педагогическими работниками собственного опыта работы в научных и периодических изданиях, активного участия в различных мероприятиях, конференциях, семинарах, посвященных проблемам обновления образования; овладение новыми компьютерными технологиями путем обучения и участия в вебинарах в образовательной сети Microsoft «Партнерство в образовании», программе сетевой Академии Cisco — обучение в области технологий Интернета; обучения педагогических работников в высших учебных заведениях.
Следовательно, с целью установления целесообразности внедрения выше обоснованной технологии подготовки рабочих горного профиля в условиях ПТУЗ разработанной на основании научно-обоснованных организационно-педагогических основ нами было проведено повторное анкетирование и тестирование учащихся (табл.1)
Таблица 1
Соотношение уровней подготовки учащихся на начало подготовки и после внедрения организационно-педагогических основ подготовки рабочих горного профиля
Критерии, показатели и уровни подготовки |
Начало подготовки |
Завершения подготовки |
||
контрольные группы |
экспериментальные группы |
контрольные группы |
экспериментальные группы |
|
Критерий формирования мотивации |
||||
Показатель формирования положительной мотивации к профессиональной деятельности рабочих горного профиля |
||||
неудовлетворительный |
2 (2,4 %) |
4 (5,1 %) |
3 (3,6 %) |
0 |
низкий |
50 (60,0 %) |
43 (54,4 %) |
50 (60,0 %) |
21 (26,6 %) |
средний |
5 (5,9 %) |
15 (19,0 %) |
7 (8,0 %) |
1 (1,3 %) |
достаточный |
7 (8,3 %) |
6 (7,6 %) |
5 (6,0 %) |
0 |
высокий |
20 (23,4 %) |
11 (13,91 %) |
19 (22,4 %) |
57 (72,1 %) |
Критерий развития профессиональной направленности |
||||
Показатель развития профессиональной направленности на профессии типа человек-техника (проходчик, машинист электровоза, электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования) |
||||
неудовлетворительный |
0 |
0 |
0 |
0 |
низкий |
0 |
0 |
0 |
0 |
средний |
43 (51,2 %) |
47 (59,5 %) |
44 (52,4 %) |
22 (27,8 %) |
достаточный |
39 (46,4 %) |
30 (38,0 %) |
38 (45,2 %) |
50 (63,3 %) |
высокий |
2 (2,4 %) |
2 (2,5 %) |
2 (2,4 %) |
7 (8,9 %) |
Критерий формирования готовности к профессиональной деятельности |
||||
Показатель сформированности компонентов психофизиологической готовности к выбранной профессии |
||||
неудовлетворительный |
31 |
34 |
48 |
59 |
низкий |
48 |
40 |
46 |
30 |
средний |
51 |
49 |
47 |
37 |
достаточный |
39 |
50 |
30 |
38 |
высокий |
43 |
45 |
37 |
28 |
Показатель сформированности личностной готовности к трудовой деятельности |
||||
неудовлетворительный |
0 |
0 |
0 |
0 |
низкий |
10 (11,9 %) |
13 (16,5 %) |
9 (10,7 %) |
1 (1,3 %) |
средний |
28 (33,3 %) |
30 (37,9 %) |
31 (36,9 %) |
40 (50,5 %) |
достаточный |
33 (39,3 %) |
26 (32,9 %) |
30 (35,8 %) |
28 (35,5 %) |
высокий |
13 (15,5 %) |
10 (12,7 %) |
14 (16,6 %) |
10 (12,7 %) |
Критерий качества формирования профессиональных знаний и умений |
||||
неудовлетворительный |
2 (2,3 %) |
1 (1,3 %) |
0 |
0 |
низкий |
81 (96,4 %) |
76 (96,2 %) |
32 (38 %) |
8 (10 %) |
средний |
1 (1,3 %) |
2 2,5 % () |
42 (50 %) |
39 (49,2 %) |
достаточный |
0 |
0 |
8 (9,6 %) |
30 (38,3 %) |
высокий |
0 |
0 |
2 (2,4 %) |
2 (2,5 %) |
По результатам можно сделать вывод, что рост уровня подготовки рабочих горного профиля обеспечивается как в традиционных условиях профессиональной подготовки, так и после внедрения технологии подготовки рабочих горного профиля. В то же время количественные показатели свидетельствуют о преимуществах разработанной нами технологии по сравнению с традиционной системой.
Вывод. Таким образом, применение теоретически обоснованной технологии подготовки рабочих горного профиля в условиях ПТУЗ разработанной в соответствии с научно-обоснованными организационно-педагогическими основами подготовки обеспечило повышение качества подготовки учеников на основе сформированности положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности, развития профессиональной направленности, готовности к выполнению профессиональной деятельности, качества формирования профессиональных знаний и умений.
Осуществленный научный поиск не исчерпывает всех аспектов проблемы подготовки рабочих горного профиля. Дальнейшего исследования требуют: теоретико-методологические проблемы профессионально-педагогического образования инженерно-педагогических работников ПТУЗ, изучение оптимальных условий стимулирования саморазвития и самосовершенствования инженеров-педагогов; использование средств компьютерной диагностики в подготовке рабочих горного профиля.
Литература
1. Державний стандарт професійно-технічної освіти ДСПТО 7111.1 03.00.00–2009 з професії «Прохідник», затверджений наказом Міністерства освіти і науки України від 28.10.2009р. № 989.
2. Інститутуційний розвиток ПТНЗ: основні підходи до бізнес-планування та маркетингу: Навчально-методичний посібник /Кол. автор.: Даниленко Л.І., Сергеєва Л. М., Кашевський В. В. та ін. /За ред. Л.І. Даниленко — К.: ТОВ «Етіс Плюс», 2008. — 148 с.
3. Левченко Ю. В., Стойчик Т.І., Непомнящий Д. Д. Охорона праці в гірничорудній галузі: навчальний посібник. — Кривий Ріг.: СПД Щербинок С. Г. 2014. — 230 с.
4. Методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека) /Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н. К. Ракович. — Минск: БГПУ, 2002. — 248 с.
5. MyTestX — система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов — Електрон. данные. — Режим доступа:http://www.nbuv.gov.ua/portal — Название с экрана.
6. Основы теории и практики профориентации: Руководство к лаб. практикуму Авторы-составители В. И. Балахин, В. П. Заяц и др.; Научн. ред. Н. В. Кузьминой. — Л.: ЛГИПОМ, ЛГПИ, 1990.
7. Реан А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / Реан А. А., Бордовская Н. В, Розум С. И.; [под общ. ред. А. А. Реан]. — СПб.: ПИТЕР, 2005. — 432 с.
8. Резапкина Г. В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М.: Генезис, 2010. — 48 с.
9. Сиротюк В. Г. Гірничо-прохідницькі машини і комплекси: підручник для учнів професійно-технічних навчальних закладів гірничого профілю / Вячеслав Григорович Сиротюк, Дмитро Дмитрович Непомнящий; МОНМС України. Кривий Ріг, 2013. — 232 с.
10. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Издательство Института Психотерапии. 2005. — 490 с.