Малый бизнес — факторы роста и развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 05.07.2014

Статья просмотрена: 2565 раз

Библиографическое описание:

Хабыев, Якуп. Малый бизнес — факторы роста и развития / Якуп Хабыев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11 (70). — С. 238-242. — URL: https://moluch.ru/archive/70/11981/ (дата обращения: 19.12.2024).

Одной из стратегических задач развития экономики Туркменистана в ближайшей перспективе является обеспечение ее открытости при существенном усилении процесса взаимовыгодной экономической интеграции в систему мирохозяйственных связей. Открытие экономических границ и либерализация внешней торговли, которые неизбежно последуют при вступлении Туркменистана во Всемирную торговую организацию (ВТО), могут оказать неблагоприятные воздействие на динамику развития национального предпринимательского сектора, если государство своевременно не примет меры по оказанию необходимой финансовой и технической поддержки малому бизнесу в его адаптации для новых условий хозяйствования.

Успех, равно как неудачи, малого предпринимательства определяются многочисленными факторами. Малый бизнес способен в быстрые сроки обеспечить производство высококачественной продукции, востребованной на определенных рынках. Производственная, технологическая и административная гибкость малого предпринимательства, позволяющая оперативно реагировать на изменяющиеся потребности рынка, также является важнейшей предпосылкой его успешного развития.

Вместе с тем, для малого бизнеса повсеместно характерны такие проблемы как широкое использование устаревших технологий, низкий уровень профессиональной подготовки управленческого персонала и отсутствие доступных кредитных ресурсов. Причем, финансовые проблемы являются наиболее существенными из всех факторов, которые не только и не столько сдерживают развитие малого предпринимательства, сколько могут оказать решающее влияние на саму возможность продолжения бизнеса. Для малого бизнеса характерна нерациональная структура капитала и его недостаточность, а ограниченность источников финансовых ресурсов обусловливают низкую квалификацию персонала, слабость и низкую эффективность маркетинговых исследований и отсутствие внятной маркетинговой политики.

Отмечая все внутренне присущие малому предпринимательству недостатки, следует подчеркнуть, что, тем не менее, национальный малый бизнес весьма восприимчив к возможностям применения в своей практической деятельности инновационных продуктов или использовании новейших технологий. Об этом свидетельствуют результаты анализа проведенных нами интервью, собеседований и встреч с более чем 200 представителями малого и среднего бизнеса, которые с той или иной степенью эффективности и результативности обеспечивают производство самой разнообразной продукции. При этом в процессе выбора был принят во внимание временной фактор — в выборку попали предприниматели, работающие в том или ином сегменте экономике, где предпринимательский сектор занимает превалирующее место — не менее двух лет. При этом предприятия должны были продемонстрировать устойчивый рост объемов производства в расчете на одного занятого и доходности производства. Основным же селекционным критерием явилось увеличение рыночной доли предприятия. Именно этот показатель в самом обобщенном виде характеризует динамизм малого бизнеса и его статус относительно конкурентов.

Основной целью исследования являлось выявление причин и факторов успешности бизнеса. Предпринимательским структурам предлагалось провести оценку вклада тех или факторов в конечный результат деятельности. Предполагалось, что успех малого бизнеса в значительной степени определяется наличием у предприятия стратегических планов развития, адаптированных к тем или сценариям экономического развития страны и предлагаемым властными структурами условиям функционирования. Выбор правильной комбинации стратегий развития и плана конкретных действий по достижению стратегических целей, по нашему мнению, и определит, в конечном счете, будущее малого бизнеса — его успех или неудачу. План действий малого бизнеса охватывает самый широкий спектр вопросов, практическое решение которых и обеспечит выполнение стратегических задач. В нашем исследовании акцент был сделан на факторах развития, охватывающих такие сферы деятельности малого предприятия как маркетинг, технологии, производство, менеджмент и трудовые ресурсы. Вопросы в области маркетинга имели отношение к выявлению значимости для обеспечения устойчивого развития бизнеса новых продуктов и рынков сбыта. В процессе сбора информации о технологиях определялась роль совершенствования применяемых технологий и внедрения технологических новшеств. Исследование производственных процессов предполагало определение значимости для развития малого предприятия фактора сокращения тех или иных удельных затрат для производства конечной продукции. Изучение сложившейся и более совершенной практики и механизма управления бизнесом и персоналом позволило дать ответ на вопрос о роли менеджмента и кадрового ресурса на обеспечение стабильного роста и развития малых и средних предприятий.

Выявление степени влияния каждого из факторов, обеспечивающих устойчивость развития малого бизнеса, проводилось на основе опроса, при котором каждый из его участников осуществлял оценку воздействия по следующей шкале: 0 — влияние не выявлено; 1- влияние несущественное; 3- влияние существенное; 4- влияние значительное и 5- влияние критически важное.

Опрошенные предприятия были разделены на две группы: в первую группу были включены компании, рыночная доля, прибыльность производства и производительность труда которых обнаружили устойчиво повышательную тенденцию к росту (компании-лидеры). Ко второй группе предприятий был отнесен малый и средний бизнес, демонстрирующий значительно меньшие, чем средние, темпы роста рентабельности продаж и объема производства продукции на одного занятого, а также незначительный прирост рыночной доли (компании-аутсайдеры).

Анализ результатов опроса выявил, что предприятия малого бизнеса, относящиеся к группе лидеров, отличаются крайне «агрессивной» инновационной политикой и прежде всего в сфере маркетинга. Оценка роли инновационных продуктов или новых рынков сбыта в обеспечении развития бизнеса, которые дали компании-лидеры, на 10 % выше, чем оценка компаний-аутсайдеров. При этом еще выше оценка влияния маркетинговых факторов (18 %), если компании способны не только войти в новые рынки сбыта, но и насытить эти рынки инновационной продукцией. Наименьший вклад в стабильно высокий уровень развития малого бизнеса, по мнению собственников компаний, вносит маркетинговая политика «статус-кво», при которой предприятия осуществляют продажи существующих продуктов на существующих рынках.

Что касается значимости технологий в обеспечение развития малого бизнеса, то оценка фактора внедрения технологических новшеств и совершенствования применяемых технологий предприятиями из группы лидеров соответственно на 35 и 25 % выше оценок аутсайдеров. Менее «агрессивная» политика использования в производственном процессе существующих технологий других предприятий никак не ассоциировалось у опрошенных компаний с устойчивым ростом и развитием.

Важно заметить, что представители группы лидеров придают особую значимость технологическим инновациям как более важным факторам, обеспечивающего динамизм развития компании, чем совершенствование или разработка новой маркетинговой стратегии предприятия.

Исследование фактора производства выявил, что компании, входящие лидерскую группу, переориентируют производственный процесс на использование новых материалов и компонентов, более эффективное использование существующих оборотных средств и снижение энергоемкости производства. Каждый из этих трех факторов получил у лидеров оценку значимости влияния на обеспечение динамичного развития малого бизнеса соответственно выше на 12, 15 и 14 %, чем оценка компаний-аутсайдеров.

Многие экономисты считают, что производство инновационных продуктов и разработка новых технологий является прерогативой крупного бизнеса. Вместе с тем, целый ряд исследований, проведенных в развитых странах, не выявил очевидной корреляции между размерами предприятия и темпами инновационных технологических изменений.

Уровень инновационной активности предприятия характеризуется такими показателями как величина расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), количество запатентованных изобретений, удельный вес работников, занятых НИОКР, или объемы производства инновационной продукции. По всем этим показателям безусловным лидером в инновационной активности является крупный бизнес. В то же время, анализируя уровень инновационной деятельности бизнеса в отраслевом разрезе, то выявится иная тенденция. Например, на долю малого бизнеса приходится превалирующая доля всех инновационных продуктов в сфере информационных технологий и производстве контрольно-измерительных приборов. Крупные предприятия доминируют в фармацевтике и авиастроении.

Одним из объективных критериев уровня инновационной активности бизнеса может явиться показатель общего количества инноваций в расчете на 1000 работников, занятых в той или иной отрасли экономики. Например, исследования показали, что в обрабатывающей промышленности развитых стран крупный бизнес внедрил 2445 инноваций, а малый бизнес — 1954. В расчете на каждую тысячу занятых работников уровень инновационной активности малого бизнеса был выше и составил 0,31, а крупного — 0,20.

В целом, уровень инновационной активности зависит от степени капиталоемкости той или иной отрасли, ее концентрации, текущей интенсивности инновационной деятельности, наличия в данном сегменте экономики предприятий малого бизнеса. Крупный инновационный бизнес превалирует в капиталоемких отраслях, характеризующихся высоким уровнем концентрации. В секторах экономики, создание и развитие которых было непосредственно связано с инновационной деятельностью, доминирует малый бизнес. Более того, следует учесть, что активизации инновационной деятельности зачастую препятствует сложно организованная и строго иерархическая управленческая структура крупного бизнеса, которая в силу своей инерционности имеет высокий коэффициент сопротивляемости к новым идеям и большое желание сохранить статус-кво. В малом бизнесе все критически важные решения о запуске инновационного продукта принимаются без бюрократической волокиты весьма узким кругом лиц. Инновационная активность всегда является основой деятельности малого бизнеса, тогда как в крупных корпорациях ведущие специалисты НИОКР в качестве поощрения за инновационные достижения, как правило, переводились на более высокооплачиваемые управленческие позиции, теряя со временем опыт и навыки инновационной деятельности. Кроме того, малый бизнес в отличие от крупного весьма ответственно относится к процессу коммерциализации промежуточной продукции: ведь любое изобретение является вершиной инновационного процесса, в основании которого заложены новые компоненты, материалы и технологии, которые также могут явиться объектами коммерциализации.

Проведенные нами опросы представителей национального малого бизнеса обнаружил противоречивые тенденции в уровне инновационной активности предприятий. Выявление степени влияния инновационной активности малого бизнеса на конечные результаты его деятельности проводилось на основе опроса, при котором каждый из его участников осуществлял оценку воздействия по следующей шкале: 0 — влияние не выявлено; 1- влияние несущественное; 3- влияние существенное; 4- влияние значительное и 5- влияние критически важное. В качестве показателя уровня инновационной активности малого бизнеса в первом приближении были взяты расходы предприятия, связанные в той или иной мере с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.

Результаты опроса показали, что менее 10 % опрошенных представителей малого и среднего бизнеса либо несут расходы, либо имеют в своей структуре подразделение, отвечающее за сбор и обработку новейшей научно-технической информации, имеющее отношение к используемым технологиям и конечному продукту предприятий. При этом только 5 % из них инвестируют в техническое перевооружение и технологическое обновление компании. Однако более 50 % опрошенных предприятий считают, что инновационная активность компании окажет «значительное» и «критически важное» влияние на перспективы ее развития, устойчивый и динамичный рост, степень востребованности ее продукции на рынке.

Следует заметить, что затраты предприятия на НИОКР не являются основным показателем, характеризующим инновационную деятельность, если она основывается на внешних источниках заимствования новейших компонентов, материалов или технологий. Внешние источники инноваций представлены другими компаниями (прямые конкуренты), потребителями, поставщиками сырья и материалов, патентными органами, научно-образовательными учреждениями. К внутренним источникам инноваций были отнесены менеджмент компании, производственное подразделение, отдел маркетинга и подразделение научно-технической информации.

Обработка результатов опроса выявила, что почти 60 % предприятий пользуются тем или иным источником информации об инновационных продуктах и новейших технологиях. Причем, для всех предприятий, которые в той или иной степени отслеживают тенденции на рынках инноваций, «критически важной» является информация, полученная от потребителей продукции (оценка — 5), от менеджмента компаний (4.5) и поставщиков сырья и материалов (3). Ни одно из опрошенных предприятий не увязывает уровень своей инновационной активности с влиянием патентных органов и научно-образовательных учреждений (оценка — 0).

Для более детального анализа влияния фактора уровня инновационной активности на устойчивость роста малого и среднего бизнеса опрошенные предприятия были разделены на две группы: в первую группу были включены компании, рыночная доля, прибыльность производства и производительность труда которых обнаружили устойчивую тенденцию к росту (компании-лидеры). Ко второй группе предприятий был отнесен малый и средний бизнес, демонстрирующий значительно меньшие, чем средние, темпы роста рентабельности продаж и объема производства продукции на одного занятого, а также незначительный прирост рыночной доли (компании-аутсайдеры). Заметим, что обе группы представляют малый и средний бизнес, деятельность которого является успешным на протяжении последних двух лет.

Анализ результатов опроса выявил, что более 25 % компаний-лидеров (10 % компаний-аутсайдеров) имеют в своей организационной структуре то или иное подразделение, которое формально отвечает за сбор и обработку научно-технической информации. При этом удельный вес финансовых вложений компаний-лидеров на осуществление (приобретение) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в структуре инвестиций превышает 33 % против 11 % в компаниях-аутсайдерах.

Существенны различия между двумя группами в источниках получения информации об инновационных продуктах и новейших технологиях. Опрос показал, что, например, представители компаний-лидеров оценивают значимость внутренних источников научно-технической информации более чем в 2 раза выше, чем компании-аутсайдеры, которые более полагаются на внешние источники информации (конкуренты и поставщики).

Таким образом, результаты проведенного опроса представителей национальных предпринимательских структур свидетельствует, что инновационная активность бизнеса является одним из ключевых факторов, определяющих устойчивый рост и динамичное развитие компаний.

Одной из важнейших предпосылок уверенного роста предприятий малого и среднего бизнеса в условиях открытой экономики является степень его конкурентоспособности. Безусловно, выпуск инновационного продукта или использование новейших технологий, обеспечивающих минимальные издержки производства, являются основными конкурентными преимуществами малого бизнеса. Для более детального анализа влияния иных факторов, определяющих конкурентоспособность малых предприятий, нами было предложено представителям бизнеса провести оценку относительно конкурентов таких показателей как: качество обслуживания потребителей, степень адаптации и гибкости в удовлетворении меняющихся потребительских запросов, качество конечного продукта, профессиональная подготовка персонала, ассортимент выпускаемой продукции и частота обновления линейки продуктов, цена, стоимость сырья и материалов и затраты на НИОКР. Для количественной оценки влияния указанных факторов конкурентоспособности была применена шестибалльная шкала: 0 — не имеет значения; 1- значительно хуже, чем у конкурентов; 2- немногим хуже, чем у конкурентов; 3 — идентично; 4 — немногим лучше; 5 — существенно лучше, чем у конкурентов.

Анализ данных опроса показал, что в среднем динамично развивающийся малый бизнес характеризуется эффективным и безукоризненным качеством обслуживания потребителей, гибкостью производственного процесса, позволяющим оперативно реагировать на потребности рынка и высоким качеством конечного продукта. Среди вторых по значимости факторов конкурентоспособности представители малого бизнеса отметили такие свои преимущества как профессионализм персонала, широкий ассортимент продукции и цена на нее.

Для более детального анализа влияния факторов конкурентоспособности на устойчивость роста малого и среднего бизнеса опрошенные предприятия были также разделены на группы лидеров и аутсайдеров. Исследование различий в факторах конкурентоспособности между компаниями-лидерами и аутсайдерами выявил, что предприятия первой группы придают более высокую оценку инновационному фактору. Так, средняя оценка фактора затрат на НИОКР выше на 40 % в компаниях-лидерах, чем у предприятий-аутсайдеров. Оценка такого фактора конкурентоспособности как ассортимент выпускаемой продукции и частота обновления линейки продуктов соответственно на 15 % и 10 % выше у первой группы предприятий. Таким образом, инновационный фактор является не менее важной детерминантой высокой конкурентоспособности и, следовательно, устойчивого роста и развития малого и среднего бизнеса.

Предприятия малого бизнеса, вошедшие в нашу выборку, отличаются устойчивыми темпами роста, доходностью производства и относительно длительным периодом работы на тех или иных рынках. Для выявления ключевых факторов, определяющих динамизм малого бизнеса, нами был проведен опрос значимости воздействия на рост компании качества управленческих решений, маркетинговой политики, профессионализма работников, технологичности производства, степени доступности к рынкам сбыта, капиталов, сырья и материалов, стоимости заимствований, государственной поддержки, способности к оперативному внедрению новейших технологий и затрат на НИОКР.

Анализ материалов опроса свидетельствует, что среди всех факторов, обусловливающих устойчивый рост предприятий малого бизнеса, его собственники считают наиболее важным уровень качества принимаемых управленческих решений. Такие детерминанты успешности бизнеса как степень профессиональной подготовки персонала и эффективность маркетинговой политики компании участниками опроса были сочтены как вторыми по значимости. Доступность к кредитным ресурсам, стоимость заемных средств и оперативность адаптации новейших технологий в рэнкинге факторов разделяют третье место. Наименее значимым фактором, по мнению представителей малого и среднего бизнеса, является уровень государственной поддержки.

Следует подчеркнуть, что практически все попавшие в выборку предприятия, общими чертами которых является самодостаточность и динамизм развития, и отличаясь друг от друга специализацией на производстве определенного продукта, количеством занятых работников, спецификой организационной структуры, продолжительностью существования, в процессе опроса отметили значимость воздействия идентичных факторов на успешность ведения бизнеса.

Исследование степени влияния факторов роста между лидерами и аутсайдерами свидетельствует, что представители опрошенных компаний, вошедших в группу лидеров, более высоко оценивают значимость факторов оперативности адаптации новейших технологий (35 %), доступности к новым рынкам сбыта (22 %) и затрат на НИОКР (17 %). Все эти факторы можно объединить в одну детерминанту устойчивого роста малого бизнеса, а именно, способности предприятия к инновационному развитию. Ведь расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы или скорость адаптации новых технологий непосредственно связаны с инновациями, а инновационная продукция, как правило, требует новых, еще не освоенных рынков сбыта.

Таким образом, инновационный фактор (выпуск инновационного продукта или использование новейших технологий), уровень обслуживания потребителей, гибкость производства и высокое качество конечного продукта являются важнейшими факторами высокой конкурентоспособности и, следовательно, устойчивого роста и развития национального малого и среднего бизнеса и его быстрой адаптации к условиям функционирования открытой и интегрированной в мирохозяйственные связи экономики страны.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, инновационная активность, влияние, инновационная деятельность, рынок сбыта, устойчивый рост, крупный бизнес, малое предпринимательство, научно-техническая информация, рыночная доля.


Задать вопрос