Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой — «благоприятная возможность».
Джон Фицджералд Кеннеди
1.Краткая теория. Кризис, кризисные состояния, их классификация.
Анализ психологической, социологической и медицинской литературы показывает, что кризисные ситуации и связанные с ними негативные переживания оказывают сильное отрицательное влияние на личность человека и его интеграцию в общество (Д. И. Фельдштейн, О. В. Лишин, В. В. Неверова, Д. Н. Исаев и др.). Огромный вклад в исследование проблемы поведения личности в трудных жизненных обстоятельствах внесли Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, А. Л. Венгер. Изучением особенностей переживания личности в экстремальных ситуациях занимались Ф. Е. Василюк, А. Д. Андреева, М. Тышкова, Р. А. Туревская, Л. М. Аболин.
Кризис — это тяжёлый, болезненный период в жизни человека, причиной которого, может быть травмирующая, неприятная, неожиданно шокирующая ситуация, произошедшая независимо от воли человека. Кризисы случаются в жизни людей, групп, организаций, обществ и наций.
Актуальность данной проблемы в современном мире очевидна, поскольку кризис относится не только к внешнему течению, но и к внутреннему миру личности.
Кризисное состояние—это внутренний процесс, который происходит в организме человека и часто сопровождается душевной болью. Кризисное состояние человека, может быть связано с потерей, неприятным открытием, событием, унижением, обидой.
Эти внутренне болезненные переживания могут нести с собой угрозу индивидуальному представлению о себе, идеальному образу Я и личным планам на будущее.
Более того, некоторые кризисы и состояния в них, содержат элементы объективной опасности и могут толкнуть человека на суицид или привести к глубокому депрессивному состоянию.
2.Кризисные ситуации в детском возрасте, их особенности.
Кризисные ситуации — это неблагоприятные внешние воздействия, или периоды, которые оказывают огромное влияние на дальнейшее формирование личности ребёнка, на становление его сексуальности и способов реагирования на воздействия внешней среды.
Очень маленькие дети не могут вербализировать свои переживания и поэтому особо остро нуждаются в поддержке.
Незамеченные кризисы в детском возрасте, могут превратиться в запущенные, или вылиться в невротические, непоследовательные или агрессивные действия: побеги, убегания, бродяжничество и пр.
Часто дети сталкиваются с кризисами разлуки вслучаях развода родителейисоздания родителями новых семей. В этот период времени ребёнок нуждается в любви и поддержке, заботе, разумном и честном объяснении происходящего. В случае, если такой поддержки нет, ребёнок остаётся одиноким, испытывает чувство собственной вины за происходящий развод, надежду на возможное возвращение прежнего статуса семьи, может переживать депрессию в связи с невозможностью что-либо изменить своими силами.
Высок риск попадания в ситуацию кризиса у детей, переживших суицид близких. Суицид относится к социально не одобряемым поступкам, и тайна, окружающая смерть в таком случае, ещё более усугубляет горе.
Кризисы насилия — разновидность травматического кризиса, причинённого людьми. Сюда можно отнести физическое жестокое обращение, сексуальное насилие над детьми, пренебрежение нуждами ребёнка, психологическое насилие.
3.Профилактические и коррекционные мероприятия, эффективные в ситуации кризисных состояний.
Очень большое значение в современном мире играют профилактические меры по предупреждению возникновения глубоких кризисных состояний, как у несовершеннолетних, так и у взрослого населения.
На мой взгляд, данную профилактику следует начинать уже с дошкольного возраста, поскольку маленький ребёнок очень остро чувствует стрессовые ситуации, а вот способы «выплеска» внутренних негативных переживаний ему совсем не знакомы.
Хочу предложить к рассмотрению некоторые наиболее эффективные виды и формы психопрофилактической работы вышеуказанного направления с несовершеннолетними.
Игротерапия — ценна тем, что позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у ребенка травма, проблема, что мешает ему нормально жить. Для работы с детьми используется разнообразный игровой материал, тем самым провоцируя регрессивную, реалистическую и агрессивную виды игр.
Регрессивная игра предполагает возврат к менее зрелым формам поведения (например, ребенок превращается в совсем маленького, просит взять его на руки, сюсюкает, ползает, берет соску и т. д.).
Реалистическая игра зависит от объективной ситуации, в которой оказывается ребенок, а не от потребностей и желаний ребенка (например, ребенок хочет играть в то, что он видел(-ит) дома: пьянку, драку, насилие, но ему предлагают играть в то, что он видит в данном учреждении: цирковое представление, театральный спектакль, день рождения, праздник и т. д.). Для работы в данном направлении ценным является использование человеческих фигурок, символизирующих семью, машин, предметов и кукол, наборов игрушек и т. д.
Агрессивная игра — это игра в войну, наводнение, насилие, убийство. Для организации таких игр можно использовать неструктурированный игровой материал: воду, песок, глину, разного вида пластилин, а так же игрушки (пистолетики, солдатики, танки, автоматы и др.).
Применение разных видов игр является весьма ценным, так как в игре происходит преодоление травмирующих переживаний, через неё происходит снятие психического напряжения, формируется способность восприятия новых впечатлений и перенос фантазии детей на темы, не связанные с насилием, пережитой травмой, что может способствовать развитию уверенности в себе, повышению самооценки, доверия к окружающим.
Арттерапия — это метод, который построен на использовании искусства, как символической деятельности. Различают несколько видов арттерапии: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия.
При рисуночной терапии, целесообразно предложить игры-упражнения с изобразительным материалом для детей младшего дошкольного возраста — экспериментирование с красками, бумагой, карандашами, пластилином, мелом и др. «Рисование пальцами рук и ног», «Разрушение-строительство», «Наложение цветовых пятен друг на друга» и т. д.
Полезны задания на совместную деятельность — сочинение сказок, историй с помощью рисования.
Библиотерапия — метод воздействия на ребенка и взрослого, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг. С этой целью специалист подбирает литературные произведения, в которых описаны страхи людей, формы переживания стрессовых ситуаций и выход из них.
Прослушав прочитанное или рассказанное произведение, дети понимают, что такие чувства, как страх, тревога, бывают у многих ребят, начинают понимать, чем вызваны такие чувства, научаются различать разного вида угрозы и угрожающие ситуации, осознают причины страха. Одновременно дети учатся, как можно поступить в той или иной ситуации, что позволяет им расширить свою социальную компетенцию.
При использовании музыкотерапии хорошо зарекомендовали классические музыкальные произведения Баха, Листа, Шопена, Рахманинова, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Шуберта.
Время слушания музыки постепенно удлиняется от 3–5 минут до 1–1,5 часов, с учётом возраста, что позволяет детям, слушая музыку, испытывать разного рода переживания, прислушиваться к своим чувствам, вызывать эмоциональное состояние внутреннего равновесия, радости, снятия напряжения. С детьми, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение, можно добавить задание. Например, при прослушивании приятной музыки, ребенка просят думать о предметах, которые вызывают у него страх, тревогу и т. д.).
В работе в групповом формате можно предложить детям нарисовать музыку, которую они слышали, нарисовать свои переживания, чувства, которые они испытывали, слушая музыку и т. д.
Психодрама или драмтерапия. — это когда подростки или взрослые разыгрывают кукольный спектакль, «проигрывая» конфликтные и травматичные ситуации, получая при этом возможность, со стороны посмотреть на данную ситуацию и увидеть себя в ней.
С младшими детьми, проявляющими тревогу, страх, пережившими стресс или травму, наибольший эффект даёт применение метода биодрамы (дети готовят представление, в котором все действующие лица — звери). Роли животных или зверей, распределяются между детьми, и они проигрывают спектакль.
Отличный приём, подходящий как ребёнку, так и взрослому человеку — использование зеркала: человек рассказывает о себе другим, глядя на себя в зеркало.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Как психологический метод рекомендуется использовать с детьми старше 3-х лет, поскольку ребенок должен иметь чёткое представление о том, что существует сказочная действительность, и она отличается от реально существующей. Инструкции, могут быть примерно такие: «Сочини сказку о мальчике, который грустил», «Сочини любую сказку», «Придумай историю о девочке, которая очень сильно испугалась». Сказка (история) может сосчитаться вслух, а может быть сочинена в письменном виде, более старшей возрастной категорией. Затем психолог проводит анализ сказки с ребёнком, задавая вопросы (Как ты думаешь, почему герой поступил так? Тебе понравился его поступок? Как бы ты поступил на его месте?). Таким образом, сочинённая и проанализированная сказка будет способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.
Сеанс сказкотерпии необходимо проводить лишь спустя некоторое время после травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со стороны, в данном случае, через призму сказочной реальности.
Логотерапия — это метод разговорной терапии, который направлен на установление доверия между взрослым и ребенком. Логотерапия предполагает разговор с ребенком, направленный на вербализацию его эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Если ребёнок в кризисном состоянии минимально включён в беседу, то необходимо предложить ответить на задаваемые вопросы не ему, а кукле, используя с этой целью различные персонажи (Петрушка, Барби, Мальвина, Буратино, собака, тигр и т. д.). Дети могут использовать для этой цели свой любимый образ или игрушку.
Метод свободных словесных ассоциаций используется психологами, как метод искусства придумывания историй. Можно использовать в работе с группой. Детям можно озвучить некоторый набор слов (между которыми имеется смысловая связь, например, бабушка, девочка, волк, поезд) и предложить придумать, а затем озвучить свои истории каждому ребёнку.Как вариант, можно придумывать истории по предложению от каждого ребёнка, т. е. «по цепочке». Можно предложить придумывание историй, где дети представляют себе страну, в которой с неба без остановки падают конфеты, игрушки, дождь, снег, деньги, цветы или, придумать историю про страну, где всё из стекла, из мыла, из дерева, из сахара, из конфет и т. д.
Для подростков и взрослых, наиболее эффективными методами и приёмами, как в профилактической, так и в коррекционной работе, с кризисными (посткризисными) состояниями являются: игры и проективные упражнения с использованием психотерапевтических метафорических карт COPE; арттерапевтические техники и приёмы (рисование, лепка, изготовление коллажей и др.); театрализованные шоу-представления, постановка тематических сценок; сказкотерапия; музыкотерапия; телесно-двигательная терапия; релаксационные, медитативные техники; аутогенная тренировка; десенсибилизация и переработка движением глаз; тренинговые занятия и упражнения, помогающие преодолеть кризисное состояние; использование (толкование) афоризмов, цитат и высказываний в процессе работы; психопроcвещение с использованием тематических буклетов: «Как научиться принимать ситуацию такой, какая она есть», «Боремся со стрессом и напряжением», «Жизнь-самое ценное» и др.
Жизнь человека это его постоянное взаимодействие с внутренним конфликтом, столкновение с травмирующими или кризисными жизненными периодами или ситуациями. Это те особенности жизни, которые сопровождают нас ежедневно. Таким образом, основная задача человека — научиться с ними эффективно справляться с помощью специалиста или самостоятельно.
Литература:
1. Амбрумова А. Г., Жезлова Л. Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. — М., 1978.
2. Аутогенная тренировка и метод самовоспитания как эффективные средства психокоррекции/А. А. Бондарович//Народная асвета.-2013.-№ 12
3. Валитова И. Е. Опыт обучения студентов — будущих психологов — сказкотерапии // Психология в вузе. — 2009. — № 2. — с. 30–43.
4. .Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во МГУ, 1984.
5. Василюк Ф. Е. Психотехника переживания. — М., 2009.
6. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. — М.: ЦГЛ, 2005. — 128с.
7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Издательский центр «Академия»,1998.-455с.
8. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. — М., 2003.
9. Организация диагностической и психокоррекционной работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях / Авторы — Составители: Осипова А. А., Чаусова Л. К., Мясникова М. Н., Гейденрих Л. А., Солтовец А. В. — Ростов-на-Дону, 2001.
10. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 512с.
11. Пергаменщик Л. А., Гончарова С. С., Яковчук М. И. Преодоление психологических травм. — МН.: НИО, 1999.
12. Эффективность групповых методов психокоррекции и самовоспитания в работе с подростками (результаты исследования)/ А. А. Бондарович // Молодой ученый. — 2013. — № 4.