Совершенствование обучения иностранным языкам — веление времени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 18.07.2014

Статья просмотрена: 646 раз

Библиографическое описание:

Хужанова, М. И. Совершенствование обучения иностранным языкам — веление времени / М. И. Хужанова, М. А. Тогаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11 (70). — С. 352-353. — URL: https://moluch.ru/archive/70/11992/ (дата обращения: 16.11.2024).

С достижением независимости нашей республики во всех сферах народного образования произошли положительные сдвиги. После принятия в 1997 году «Закона об образовании» и Национальной программы подготовки кадров» стало уделяться больше внимания улучшению материально-технической базы образовательных учреждений и обеспечению их высококвалифицированными кадрами. Вместе с подготовкой конкурентоспособных кадров, высшие учебные заведения республики совершенствуют методы преподавания и внедряют в учебно-воспитательный процесс современные педагогические и инновационные технологии.

В последние годы в образовательных учреждениях Узбекистана уделяется большое внимание обучению иностранных языков. В нашей стране действуют несколько тысяч совместных предприятий, туристических фирм. Имеют свои представительства десятки международных организаций, проводятся международные конференции, симпозиумы, выставки, фестивали и другие мероприятия. Деятельность в этих организациях и участие в мероприятиях требуют соответствующего знания иностранного языка, в особенности английского языка.

Сегодня в высших учебных заведениях Узбекистана, в том числе в Гулистанском государственном университете имеются все условия для обучения иностранному языку с использованием современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий. На всех этапах системы образования в обучение иностранного языка внедряются инновационные технологии и новые методики по их использованию. Согласно постановления Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова от 10 декабря 2012 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков», на всех этапах системы образования организовано непрерывное изучение иностранных языков, а также совершенствование обеспечения современными учебно-методическими материалами.

В этой сфере в Гулистанском государственном университете проводится широкомасштабная работа. В частности, преподаватели кафедры иностранных языков повышают свою квалификацию, используют на занятиях инновационные, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы обучения, что обеспечивает повышение эффективности учебной работы и достижение положительных результатов в деле подготовки знающих иностранный язык будущих специалистов. Ими созданы учебно-методические комплексы по практическому курсу иностранного языка.

При изучении иностранного языка традиционными методами обычно используются говорение, аналитическое чтение, домашнее чтение, работа с прессой, практическая грамматика, практическая фонетика. Студенты усваивают учебный материал по-разному. Некоторые хорошо знают грамматику, но не могут правильно произносить слова. Другие хорошо работают с текстом, но плохо знают грамматику.

Что нужно сделать, чтобы достичь положительных результатов в преподавании иностранного языка? По нашему мнению, необходимо проводить занятия различными методами — традиционными и нетрадиционными исходя из темы занятия, и добиться обеспечения нижеследующих условий:

1)      Изучается уровень знания и способность к усвоению языка студентов группы и на этой основе им даются задания;

2)      Обеспечивается 100-поцентное посещение студентами занятий и никто из студентов не остаётся в стороне от внимания преподавателя;

3)      На занятиях говорить в основном на изучаемом иностранном языке. Непонятные слова можно сразу не переводить, а объяснить с помощью жестов и мимики другими словами;

4)      Группа делится на микрогруппы, используются методы обмена суждениями, мнениями, комментариями;

5)      Создаётся возможность для свободного обмена мнениями студентов, ошибки исправляются совместным анализом и закрепляются примерами;

6)      Организуются различные грамматические, лексические, тематические и другие игры; при этом роли распределяются исходя из уровня знаний студентов;

7)      На занятиях используются методы работы с картинками (составление рассказа, вопросов, работа с ситуациями), видеофильмами (просмотр и обсуждение), новостями (понимание, воспроизведение).

В настоящее время в Узбекистане работает Ассоциация учителей (преподавателей) английского языка Узбекистана. Членство в ней предполагает участие в различных семинарах, конференциях, обмен опытом, повышение квалификации, ознакомление с новой литературой и др. Согласно постановления Президента от 23 мая 2013 года “О мерах по совершенствовапнию деятельности Узбекского государственного университета мировых языков” организован научно-практический центр развития инновационных методик обучения иностранным языкам, целью которого является подготовка высококвалифицированных кадров отвечающих мировым стандартам, всемерное развитие обучения иностранных языков, переподготовка преподавателей иностранных языков и переводчиков и др. Процесс мониторинга и выявления степени усвоения и владения иностранным языком проводится на основе внедрения системы CEFR (Общеевропейские стандарты владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка). Отрадно и то, что в Интернете есть ряд сайтов, с помощью которых преподаватель иностранного языка может почерпнуть для себя необходимые знания и навыки, а также ознакомиться или скачать учебную и научную литературу.

Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день созданы все условия для саморазвития преподавателей иностранного языка. Основное содержание образование в условиях построения нового демократического государства и гражданского общества исходит из потребностей общества и опирается на воспитание всесторонне развитого молодого поколения, формированию у него научного мировоззрения, развитию стремления к получению новых знаний и овладению необходимыми умениями и навыками. Современное образование должно отвечать требованиям мировых стандартов, поэтому обучение и воспитание должно строиться на основе инновационных технологий. При этом особое внимание следует уделять созданию учебников и учебных пособий нового поколения, электронных учебников в целях внедрения в процесс обучения передовых информационно-коммуникационных технологий. Желательно создать на занятиях атмосферу иноязычного общения, обращать внимание на развитие у студентов навыков чтения, аудирования, письменной и устной речи. В результате этого у студентов будут развиваться способности и навыки к самостоятельной работе.

В постановлении Президента республики от 10 декабря 2012 года ставится цель обучения молодого поколения иностранным языкам, подготовки специалистов, свободно владеющих иностранным языком, путём внедрения современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, Для достижения этой цели изучение иностранных языков, в частности английского языка, начинается с первого класса форме игр и устной речи, со второго класса начинается поэтапное усвоение фонетики, грамматики, чтения. В высших учебных заведениях преподавание некоторых специальных дисциплин по техническим и международным направлениям ведется на иностранном языке.

Таким образом, воспитание умственно и физически развитого молодого поколения, подготовка высококвалифицированных специалистов является приоритетным направлением системы образования, и изучение иностранных языков в этом процессе занимает одно из центральных мест.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, язык, CEFR, английский язык, государственный университет, постановление Президента республики, развитое молодое поколение, Узбекистан, устная речь, этап системы образования.


Задать вопрос