В статье автором представлены основные объекты и правила торговых отношений. Описывается, каким образом торговля золотом позволила африканским империям процветать на протяжении многих лет и анализируется причины их распада. Статья также показывает глобальные изменения, происходящие в структурном определении рынка данного региона. Наконец, автор анализирует проведенную правовую политику, стремящуюся к установлению контроля над торговлей золотом.
Ключевые слова: торговые отношения, торговля золотом, средневековые африканские государства, Западноафриканский регион, пути суданской торговли, каури, колонизация.
Бассейн реки Нигер, на территории которого находится Республика Мали, - это зона с давними торговыми традициями. Формирование и развитие торговых традиций и обычаев начались с раннего средневековья, в эпоху великих империй и королевств [20, с. 1]. Знания о торговых отношениях бассейна реки Нигера, дошедшие до нас, датируются средневековьем. Согласно Н. Левцион, развитие государственности у северосуданских племен-предки народов волоф, серер, сонинке и сонгай устоялось в I-IV вв. н. э. благодаря поддержанию прямых связей с народами северной Африки [Цит. по: 1, с. 14]. Решающее значение для африканской торговли имел Карфаген, основанный в IX в. до н. э. Несмотря на недостаточность точных сведений о торговых связях финикийцев и римлян и об их караванных путях, можно утверждать, что они поддерживали связи с берберами северного побережья Африки. На берберах лежала ответственность за перевозку товаров к жившим южнее берберам-скотоводам, деятельность которых заключалась в прямой торговле с чернокожими жителями на краю пустыни и в оазисах. Золото, которое принадлежало к числу древнейших западноафриканских товаров, приходило из еще более отдаленных южных областей [1, с. 11]. Так, в целях облегчения указанной торговли, создавались различные торговые структуры, в частности, таможенные [Подробнее см.: 14, с. 227–233].
При возрастающем интересе мировых держав к наращиванию коммерческих связей с африканским континентом большое значение для правильного понимания состояния действующего законодательства в области регулирования торговых отношений в Республике Мали имеет исторический аспект, поскольку, как отмечает П. Е. Казанский, «только тот, кто понимает право исторически …, может верно оценить значение его различных начал, применять его в настоящем и содействовать развитию его в будущем» [Цит. по: 4, с. 32]. Несмотря на высокую ценность тщательной обработки материалов, посредством которых могут быть отражены особенности рассматриваемого исторического процесса, надежных научных сведений по данной проблематике в России нет, что свидетельствует об актуальности исследований в данной области. А заявление премьер-министра о том, что Россия «намерена усиливать свои позиции на мировом рынке… не только за счёт установления более тесных связей с нашими традиционными партнёрами, …но и налаживания новых… торговых связей… с Африкой», лишний раз подтверждает актуальность избранной тематики [См.: 6].
Проблемы регулирования торговых отношений в западноафриканском регионе в той или иной степени стали объектом изучения и исследования различных ученых: Raffenel A. [17]; Mauny R. [16]; Ольдерогге Д. [5]; Deschamps H. и Mauny R. [13]; Sarr М. [19]; Куббель Л. Е. [9]; Suret Canale J. [21]; Sidibé D. [20]; Ваккури Ю. [1]; Samake K. [18]; Дегтерев Д. А. [2, 3]; Fauvelle-Aymar F.-X. [14]; и др.
По мнению Ю. Ваккури, Гана осталась бы забытой мировой историей если бы не являлась стратегически важной с точки караванных путей и международной торговли, предметом которой являлось именно золото [См.: 1, с. 22]. Действительно, характерной чертой объектов торговли того времени, являлась их многообразие, но основной импортируемый продукт - соль, в то время как экспорт опирался на золото.
В этой связи следует отметить, что коммерциализация золота осуществлялась согласно строгим правилам, заключающимся в свободе торговли золотым песком, закреплении коммерциализации самородками за императором [См.: 15, с. 8, 11 и 12] и запрещении незаконного вывоза золота из страны. Несмотря на расположении золотоносных земель за пределами территорий Ганы [См.: 1, с. 28], эта политика позволила осуществлять некоторый контроль над данной торговлей, регулирование и контроль количества золота в обороте и гарантировать драгоценному металлу долгосрочную реальную стоимость. Наконец, незнание источников золота (локализация места добычи) арабами и европейцами, которые могли делать о нем только предположения, способствовало укреплению благосостояния этих империй.
Средневековые африканские государства (Гана, Мали, Сонгай) были стабильно процветающими политическими формированиями. Настолько процветающими, что оценка добытого количества ими золота относится в наши дни к фантастике и является предметом доктринальных разногласий. Описывая состояние Канкан (манса) Мусса, Л. Африканский напоминает, что «король Томбукту обладает большим богатством в золотых пластинах и слитках, из которых некоторые весят 1300 фунтов» (1300 фунтов=590,2 кг.) [См.: 1, с. 131]. Говоря об его паломничестве в 1324 году, Д. Т. Ниань пишет, ссылаясь на Р. Мони, что он ввозил собой 12 750 кг [Цит. по: 1, с. 67] золота, С. М. Сиссоко говорит о 10 тоннах, тогда как Тарика Ел Фетасш Мамуд Кати оценивалл его в 40 изложниц, наполненных золотом. А что касается паломничества Аскиа Мохамеда в 1495 г., то оно было оценено Жозефом Роже де Бенуа в 100 000 золотых монет и в 300 000 золотых монет Тариком Ел Фетасшом [Другие авторы предоставляли оценочную таблицу: см.: по этому поводу 15; 12 обо процитированные по 17, с. 8–9]. Указанные государственные образования поддерживали торговые отношения со своими соседями — берберами с севера и малинке с юга. Между ними было королевство, которое примыкало к атлантическому побережью между Сенегалом и Гамбией, являясь морским окном империи Гана. Несмотря на очень большую удаленность от центров власти, расположенных в малийской саванне, торговые и кочующие элиты страны знали об этой прибережной провинции [14, с. 212–213] и экспортировали туда золото, а также иные товары [Согласно словам Raymond Mauny цит. по 22, с. 15].
Значение данного периода можно оценить как весьма существенное, поскольку именно тогда и сформировались основные торговые обычаи и традиции, которые затем, после распада последней великой империи Судана - Сонгай в 1591 г. были восприняты королевствами, образовавшимися на месте ее падения.
В последующем первые контакты между европейцами и африканцами осуществлялись в атмосфере высокого взаимного недоверия и враждебности, которые, впрочем, не помешали им понять, что развитие торговых отношений и взаимного сотрудничества — это путь к процветанию и успеху.
Развитие торгового фронта позволило укрепить положение прибрежных племенных вождей. Особенно большую роль в этом направлении сыграло соглашение, заключенное при посредничестве венецианца Ка да Мосто португальским королем и гамбийским Бати Мансой в 1455–1457 гг. Данный шаг может быть рассмотрен как официальное начало вывоза из Африки золото и рабов, что приносило Европе большие прибыли и Бати Мансе - европейские товары для своего двора [В какой-то мере товары средиземноморских стран шли в государство Аскии по океану и западным землями Мали. См.: 1, с. 84 и 123].
Успех этих контактов послужил основанием для открытия новой конторы в Эльмине (побережье нынешней республики Гана), превратившем в столь оживленный торговый центр, что этот форт приносил португальцам до 400 кг золота в год вначале XVI в. несмотря на то, что большинство экспортируемых товаров в Европу по-прежнему шло через Сахару [1, с. 85]. Этому последовали отправки исследователей, задачи которых заключался в тщательный сбор информации об уровни развития во всей области науки жителей этого региона, их обычаи и традиции. Данная отправка сопровождался учреждением торговых портов на побережье, деятельность которых повлекла к усилению работорговли и учреждению колониальной системы.
В начале процесса колонизации, европеец представлял себя несущим бремя окультуривания «диких» африканских народов, хотя главным мотивом его деятельности было стремление найти новые рынки сбыта для Европы, переживающей глубокий кризис перепроизводства товаров и не находящей таких рынков на собственном континенте. Открытие торговых домов [Торговый дом является местом, «учреждение, где извлекают выгоду из товаров», см.: 10, с. 610] в Африке являлось реальной возможностью преодоления данного кризиса.
Торговые дома, открытые в Судане по 1951 год, были учреждены задолго до 1900 года с общим числом от 65 до 137 точек продажи (контор, филиалов и факторий) в 1933 году. Их капитал колебался между 50 000 до 30 000 000 франков. Основными зонами деятельности вначале были две столицы французского Судана: Каес, а затем Бамако; долины рек Нигера и Сенегала. Все дома развивались в различных секторах деятельности и были тесно связанны с финансовыми группами.
В начальной стадии торговли золотом его транспортировали совершенно архаичными средствами. Но позднее берберы оценили влияние транспортного потенциала, который давало применение верблюдов в пустыне, для ликвидации изоляции жителей южных краев Судана. Данное средство было доминирующим вплоть до завершения учреждения колониальной системы, хотя временами наряду с верблюдами использовались и лошади. Пути суданской торговли времен колонизации включали в себя в основном железную дорогу, сухопутный путь и судоходные водные пути Сенегала и Нигера. Настоящим краеугольным камнем суданской торговли является железная дорога, построенная в 1883 году. Железная дорога Каес-Нигер была закончена в 1904 году, Тиес-Нигер (позднее переименованная в Дакар-Нигер) — в 1923 году. Она являлась путем передвижения товаров из долины реки Нигер к Атлантическому океану. Судоходность реки Сенегал между городами Сен-Луи и Каес гарантировала основное речное передвижение товаров, обеспеченное пароходами. Именно этим путем осуществлялось в Судане распространение французской торговли. Караванные пути составляли основную дорожную сеть, но появление новых транспортных средств, таких как автомобиль, поставило их на грань выживания.
Зона Верхней Реки или Верхнего Сенегала представляла собой первое место осуществления торговых контактов между Суданом и атлантическим побережьем, но, по существу, торговые контакты существовали между Верхней Рекой и Колонией Сенегал задолго до 1854 года (т. е. до начала военного завоевания Судана Федербом). Для того, чтобы защитить торговые конторы, учрежденные колонизатором, были построены форты в период с конца XVIII и начала XIX века. Самый главный форт - Медина, позволял не только контролировать навигацию, но также и защищать французские торговые интересы. После победы над Эль-Хадж Омаром, который, конечно, хотел сотрудничать с европейцами, но сопротивлялся некоторым из их желаний, в частности, расширению их торговли за пределами долины Сенегала, Федерб предпринял разведку в долине реки Нигер в целях установления торговых связей с коренным населением.
Время с 1870 по 1878 гг. совпало с трансформацией французской политической среды. В 1878 году разрушение Савусире дю Лого и прибытие политиков — сторонников колонизации ознаменовало официальное начало военных завоеваний востока, завершившихся в 1885 году. С тех пор военное и экономическое завоевания шли рука об руку.
Основным способом оборота были немая меновая торговля, каури (из Персии) и монетами из европейских контор средиземноморского побережья, золотой песок и золотые монеты без клейма. С 1916 года, колониальная администрация приняла ряд положений, призванных постепенно заменить каури. По одному решению того же года [8] предусматривалось определение хотя бы приблизительного количества каури в экономике. Передвижение каури в Верхнем Сенегале-Нигере было сначала подвергнуто налогу в размере 15 франков за нагрузки (Ст. 1 указанного Решения. Одна нагрузка была ровна 30 килограмма), впоследствии постановлением 1920 года [См.: 7, ст. 4 и 5] был введен полный запрет каури. Статья 1 данного постановления установила запрет оборота каури в качестве разменной монеты, начиная с 1 января 1922 года, завершив тем самым процесс становления контроля над торговлей золотом и валютными средствами Судана.
Таким образом, история становления правового контроля над торговлей золотом в западноафриканском регионе явно свидетельствует о реальном намерении колонизаторов овладеть богатствами Западной Африки и использовать инвестиционный потенциал западноафриканского региона [Об этом см.: 2, с. 28–31] исключительно в собственных интересах. С течением времени добыча золота заняла настолько существенное место, что на сегодняшний день страны-члены УЭМОА (ЗАЭВС) подняты на первое место среди производителей золота в мире. Мали является крупнейшим производителем золота Союза и занимает третье место на африканском континенте, после Южной Африки и Ганы.
За последние пять лет (2007–2011 годы) среднее производство золота ЗАЭВС оценивается в 73,8 тонн, что составляет 15,4 % среднего годового объема производства в Африке. В глобальном масштабе на его долю приходится 3,1 % мирового производства, оцененного в 2.400 тонн в среднем в год. С 2007 года производство золота имеет возрастающую тенденцию; средний рост добычи составляет 13,8 % в год [Годовое производство в Африке оценивается на около 480 тонн. См.: 11, с. 14–15]. Несмотря на этот инвестиционный потенциал западной Африки, данные о деятельности российских компаний в данном регионе практически отсутствуют. Надеемся, что изучение поднятого нами в настоящей статье вопроса, наряду с заявлением российского премьер-министра, повлияет на изменение взглядов российского бизнеса на инвестиционный климат Африки в лучшую сторону и привлечет российских инвесторов на африканский континент. Это не только послужит интересам российского и африканского народов, но и поднимет качество российских и африканских двусторонних отношений на новый уровень.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Генеральный Губернатор Французская Республика
Западной Французской Африки СВОБОДА — РАВЕНСТВО — БРАТСТВО
Колония
Верхний Сенегал-Нигер
РЕШЕНИЕ № 949
Губернатор Колонии, Лейтенант-Губернатор Верхнего Сенегала-Нигера, Кавалер ордена почетного Легиона
Согласно Декрету от 18 Октября 1904 года, о реорганизации Генерального Правительства Французской Западной Африки;
Согласно Декрету от 30 Декабря 1912 года о финансовом режиме Колоний;
Согласно Постановлению от 6 Июня 1913 года, учреждающему налог о деятельности по передвижению посредников;
С учетом мнения Совета Директоров;
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
СТАТЬЯ 1: Оборот каури, в Верхнем Сенегале-Нигере подлежит налогу в размере 15 франков за нагрузку.
СТАТЬЯ 2: Любое лицо, импортирующее или перевозящее каури из одной точки в другую точку Колонии, обязано иметь при себе разрешение о передвижении, отрезанное от отрывной книги, в которой излагаются с максимальной точностью, происхождение и место назначение перевозимых каури, вес, вероятная продолжительность поездки и сумму взимаемого налога.
СТАТЬЯ 3: Слюбой нагрузки каури, перевозимой обманным путем, взимается двойной размер налога, или, в отсутствие оплаты перевозчиком, изымается и конфискуется.
СТАТЬЯ 4: Вышеуказанные положения не применяются к коренным народам, которые, передвигаются по соседним рынкам своего места жительства, реализуя свою добычу, или покупая товары, перевозят с собой, в каури, сумму, полученную от продажи или сумму, необходимую для покупки.
СТАТЬЯ 5: Настоящее постановление будет зарегистрировано, опубликовано в Официальном журнале колонии, и сообщено везде, где будет истребовано./.
С подлинным сверено Бамако 1 Декабря 1916 года.
Глава кабинета.
Утверждено на заседании Совета Директоров,
На своем заседании от 1 Декабря 1916 года
и.о. Губернатора на период рабочего визита
Главный администратор, занимающийся
исполнением текущих дел
подписан: небут_
ПРИЛОЖЕНИЕ II
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 1383 ЛЕЙТЕНАНТА-ГУБЕРНАТОРА О ГЕГУЛИРОВАНИИ ТОРГОВЛИ И ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЗОЛОТА, ДОБЫВАЕМОГО В КОЛОНИИ
ГУБЕРНАТОР КОЛОНИИ,
ЛЕЙТЕНАНТ-ГУБЕРНАТОР ВЕРХНЕГО СЕНЕГАЛА-НИГЕРА,
КАВАЛЕР ОРДЕНА ПОЧЕТНОГО ЛЕГИОНА
Согласно органическому ордонансу от 7 Сентября 1840;
Согласно Декрету от 18 Октября 1904 года, о реорганизации Генерального Правительства Французской Западной Африки;
Согласно декрету от 6 Июля 1899 года, о регулировании поиска и добычи шахт в Колониях, и странах протектората континентальной Африки, за исключением Алжира и Туниса, измененному декретом от 4 Августа 1901 года, 19 марта 1905 года и 25 Августа 1906;
Согласно статье 3 декрета от 6 Марта 1977 года, распространяющей положения уголовного Кодекса метрополии в Колонии Сенегал и зависящих от неё территорий;
Согласно статье 2 декрета от 30 Сентября 1887 о наказании преступлений, совершенных коренными жителями, не являющимися французскими гражданами;
Согласно декрету от 12 Сентября 1913, позволяющим распространение дисциплинарных полномочий офицерам и гражданским лицам, осуществляющим административные функции;
Согласно декрету от 16 Августа 1912 о реорганизации местной системы правосудия Западной Французской Африки, измененному декретом от 9 Марта 1914 года;
Согласно закону от 29 Сентября 1916 декларирующему приобретение французского гражданства, лицами, рожденными на территории коммун, полностью находящихся под юрисдикцией Сенегала и их потомков;
Согласно декрету от 7 Декабря 1917 года, определяющему в Западной Французской Африке осуществлением дисциплинарных полномочий и мер, принимаемых только к коренным жителям;
Согласно статье 2 постановления от 4 Февраля 1918;
С учетом необходимости остановить нелегальный вывоз золота, добываемого в Колонии;
Согласно мнению Руководителя Службы Общественных Работ и Шахт;
Согласно телеграмме Генерального Правительства № 1139 E.X. от 8 декабря 1918 года;
С учетом мнения Совета директоров;
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Статья первая: Любое лицо, занимающееся торговлей золотом, будет вести регистр закупок, регистр продаж или поставки и регистр пропусков.
Статья 2: Эти регистры, составленные в соответствии с моделями 1, 2, и 3 в приложении, будут оценены и парафированы уполномоченным мировым судом.
Статья 3: Все операции закупки, продажи или поставки золота должны быть отмечены с их датой в реестре ad-hoc.
Никакая экспедиция не может быть совершена за пределами округа, в котором проживает отправитель, без сопровождения пропуска, визированного Администратором или его представителем.
Статья 4: Этот пропуск будет составлен в трех экземплярах.
Первый останется в отрывном регистре; второй сопроводит поставки; третий передается администратору округа получателя.
Статья 5: Администратором округа отправителя вводится регистр, специально предназначенный для регистрации выданных пропусков таким образом.
Статья 6: Регистры закупок, продаж или поставок, а также отрывной регистр пропусков, должны быть представлены по требованию представителей Администрации и визированы ими.
Статья 7: Оборот золота свободен в округе, где оно было добыто.
За исключением лиц, занимающихся торговлей золотом, и, подпадающих под действие статей 1 по 6 настоящего постановления, любая сторона договора, европеец или местный житель, желающий перевозить из округа, любое количество этого металла, обязан предварительно заявить об этом в Администрации, которая предоставляет ему пропуск, указывающая имя экспортера и вес экспортируемого золота.
Статья 8: Несоблюдения настоящего постановления будут, в том, что касается европейцев и ассимилированных к ним лиц, устанавливаться, преследоваться и наказываться в сфере административного правонарушения.
Протоколы нарушения будут составлены уполномоченными офицерами судебной полиции, или агентами шахт и передаваться в прокуратуру или её представителю при мировыми судами.
Статья 9: Нарушения настоящего постановления, совершенные местными жителями, не являющимися ни французскими гражданами, ни ассимилированными к ним лицами, рассматриваются как специальные правонарушения местных жителей, и в этом качестве, наказываются в соответствии с положениями постановления от 4 Февраля 1918 года.
Статья 10: На Администраторов округов Колонии и агентов шахт, возлагается, в часть его полномочий в том, что его касается, выполнение настоящего постановления, которое будет зарегистрировано и сообщено везде, где будет истребовано.
Бамако, 27 ноября 1918 года.
Подписан: BruneP.
Утверждено на заседании Совета Директоров,
В своем заседании от 27 ноября 1918 года
Губернатор Подписан: BruneP.
С подлинным сверено Глава кабинета.
РЕГИСТР ЗАКУПКИ (1)
№порядка |
Датапокупки |
Имя продавца |
Место жительства продавца |
Весзолота |
Замечанияили визы |
РЕЕСТР ПРОДАЖИ ИЛИ ПОСТАВКИ (2)
№порядка |
Дата продажи или поставки |
Имя покупателя или получателя |
покупателя или адресата |
Вес, поставленного или проданного золота |
Замечания или визы |
ОТРЫВНОЙ РЕГИСТР ПРОПУСКОВ (3)
ВЕРХНИЙ СЕНЕГАЛ-НИГЕР
Округ.................................
ПРОПУСК №
Я, нижеподписавшийся...............................
объявляю о поставке..............................
на количество..... граммов золота, которое сопровождает этот пропуск
Где , число 19
Отправитель,
Видел
Администратор
(Этот реестр будет состоять из трех похожих отрывных частей)
ПРИЛОЖЕНИЕ III
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 838,
ЗАПРЕЩАЮЩЕЕ С 1 ЯНВАРЯ 1922 ГОДА ОБОРОТ КАУРИ В КОЛОНИИ
и. о. ЛЕЙТЕНАНТА-ГУБЕРНАТОРА ВЕРХНЕГО СЕНЕГАЛА-НИГЕРА
КАВАЛЕР ОРДЕНА ПОЧЕТНОГО ЛЕГИОНА
Согласно Декрету от 18 Октября 1904 года, о реорганизации Генерального Правительства Французской Западной Африки;
Согласно Постановлению Генерального Губернатора от 27 Марта 1907 года, обнародованному в Колониях и на территориях Генерального Правительства Французской Западной Африки, Декрет от 2 Марта 1907 года, делая применимым в Ф. З. А. закон от 11 Июля 1903 года, об основных единицах метрической системы, и Декрет от 26 Июля 1905 года, устанавливающий таблицу размеров в соответствии с законодательством;
Согласно Декрету от 30 Декабря 1912 года, о финансовом режиме Колонии;
Согласно местному Постановлению от 5 Августа 1919 года, определяющем условия выпуска в обращение кассовых ордеров, выданных в Колонии Верхнего Сенегала-Нигера;
Согласно Постановлению от 25 ноября 1919 года, о реорганизации режима патентов и лицензий в Верхнем Сенегале-Нигере, измененному Постановлением от 27 Июля 1920 года;
Согласно заключению, отданному Торговой Палатой Бамако письмом от 15 Июля 1920 года;
С учетом мнения Совет Директоров;
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
СТАТЬЯ 1: Оборот каури в качестве разменной монеты запрещается в Верхнем Сенегале-Нигере, начиная с первого января 1922 года.
СТАТЬЯ 2: Владельцы этой местной валюты, могут до 31 Декабря 1921 года, обменять её на французскую валюту обращаясь к специальным агентам или руководителям ссудных касс.
Оценка возврата устанавливается единообразно на один франков (1,00 Ф) за 1.000 (одна тысяча) каури.
СТАТЬЯ 3: С 1 Января 1922 года, любое лицо, признанное виновным в использовании каури в качестве инструмента оборота, будет наказано в соответствии со статьями 475 и 478 уголовного Кодекса. Кроме того, Каури, являющиеся объектом данной сделки, будут конфискованы.
Коменданты округа всеми возможными способами в их силах, доводят эти положения до сведения своих граждан.
СТАТЬЯ 4: Специальные агенты будут включать в свою кассовую наличность, по стоимости приобретения, полученные таким образом каури, до достаточного количества, чтобы созвать заседание комиссии по уничтожению в условиях, указанных в статье 5.
Стоимость покупки уничтоженных каури будет, сразу вынесена к расходу и операция, подтверждена посредством протокола уничтожения.
Руководители ссудных касс будут работать таким же образом, но, будучи обязаны к ежемесячному внесению остатков своих резервных фондов, они должны будут созвать в конце каждого месяца заседание Комиссии по уничтожению.
СТАТЬЯ 5: Уничтожение каури, состоится в присутствии Комиссии из трех членов, под председательством Коменданта Округа, который проверит заранее, количество, подлежащее уничтожению.
Она составляет из этой операции протокол количества и стоимости, составляемый в трех экземплярах, два из которых выдаются заинтересованному бухгалтеру, и третий адресуется на имя Губернатора.
СТАТЬЯ 6: Местная торговля будет участвовать в расходах, обусловленных выкупом каури в нижеуказанных условиях статей 7 и 8.
СТАТЬЯ 7: Оформление в соответствии с законом операций, осуществляемых в рамках выкупа каури, будет контролироваться в Генеральном Секретариате посредством специального счета.
Дебет этого счета образуется расходом, выявленным различными бухгалтерами, которые будут зачтены в главе непредвиденных расходов.
В кредит того же счета будут перечислены суммы от стоимости кассовых ордеров в размере 0,50, выданных в соответствии с Постановлением от 5 Августа 1919 года и которые не были представлены на возврат в течение двухлетнего срока, предусмотренного этим актом.
На закрытии этих двух категорий операций, счет будет сбалансирован и разница, которая выделяется в дебет, будет разделена на две части, одна представляющая фактические расходы, сделанные Колонией в качестве выкупа каури, другая, определяющая доля местной торговли, в ту же операцию.
СТАТЬЯ 8: Доля торговли будет восстановлена несколькими годовыми платежами и до погашения, с помощью временного увеличения пропорционального налога патентов, учрежденного Постановлением от 27 июля 1920 года.
Постановлением лейтенанта-Губернатора определяется условия данного налогообложения.
СТАТЬЯ 9: Настоящее Постановление будет зарегистрировано и сообщено везде, где будет истребовано и опубликовано в официальном журнале Верхнего Сенегала-Нигера.
Koulouba, 27 июля 1920 года.
Утверждено на заседании Совета Директоров,
В своем заседании от 27 июля 1920
и.о. Губернатора
Подписан: Терассон
С подлинным сверено
Глава кабинета.
Литература:
1. Ваккури Ю. Цивилизация долины Нигера: легенды и золото: Пер. с финск./Предисл. и ред. Л. Е. Куббель. М.: Прогресс, 1988, 168 с.
2. Дегтерев Д. А. Западноафриканская «восьмерка» набирает обороты. // Азия и Африка сегодня.Декабрь 2003. № 12. с. 28–31.
3. Дегтерев Д. А. ОХАДА — Организация по гармонизации коммерческого права в Африке // Московский журнал международного права. 2005. № 1. с. 95–106.
4. Кенсовский А. П. Легализация и признание документов иностранных государств. СПб.: Изд. Юридический центр Пресс. 2003. 385 с.
5. Ольдерогге Д., Западный Судан в XV—XIX вв., М. — Л., 1960.
6. Отчет кабинета министров о проделанной работе перед парламентом от 22 апреля 2014 года. URL: http://government.ru/news/11875, дата посещения 29–04–2014 г.
7. Постановления № 838 от 27 июля 1920 запрещающего с 1 января 1922 оборот раковины каури в Колонии, DNAM 3Q18 Старый фонд.
8. Решение № 949 от 1 декабря 1916, Direction Nationale des Archives du Mali (DNAM) 1Q250 Старый фонд.
9. Куббель Л. Е., Сонгайская держава: опыт исследования социально-политического строя / Отв. ред. Р. Н. Исмагилова; АН СССР. ИЭ. М.: Наука. Глав. ред. вост. лит., 1974, М., 1974. 430 с.
10. Augé P. (sous la direction de), Encyclopédie Larousse XXe siècle, Paris, Larousse, 1928–33, Vol. VI.
11. BCEAO, Etude Monographique sur le secteur de l’or dans L’UEMOA, FEVRIER 2013, 42 p. http://www.bceao.int/IMG/pdf/etude_monographique_sur_le_secteur_de_l_or_dans_l_uemoa.pdf, дата посещения 28–04–2014.
12. Cissé D. A., «Histoire économique de l’Afrique noire (moyen âge) T3», PUSAF, L’harmattan, Paris, 1988.
13. Deschamps H. и Mauny R., Histoire générale de l’Afrique Noire de Madagascar et ses archipels: les origines à 1800, PUF, Paris, 1970. 576 p.
14. Fauvelle-Aymar F.-X., Le Rhinocéros d’or, Histoires du Moyen-Age Africain, Paris, Alma éd., 2013, 322 p.
15. Histoire 6e année, Institut Pédagogique National (Ouvrage collectif), Bamako, éd. Donniya, 2001.
16. Mauny R., Tableau géographique de l’Ouest Africain au moyen âge - Haut Sénégal Niger, Dakar, 1961.
17. Raffenel A., Nouveau voyage dans le pays des nègres, Paris 1896. 512 p.
18. Samake K., Commerce de l’or dans la zone soudano-sahélienne de 1591 à 1890, ENSUP Bamako, 1990, 53 p.
19. Sarr М., Les Songhay, Etudes Maliennes, Revue périodique de l’Institut des Sciences Humaines, Bamako, 1970, № 4.
20. Sidibé D., Maison de commerce et commerce colonial du soudan 1878–1933, ENSUP Bamako, 1983, 57 p.
21. Suret Canale J., L’ère coloniale. Afrique Noire Occidentale et Centrale, Editions Sociales, 1977. 638 p.
22. Toumani Dabo, Etude des formes traditionnelles de l’exploitation de l’or dans le cercle de Kéniéba: Etude des cas: le placer de Baboto, Bamako, ENSUP, 1989.