Творческие способности специалистов разнотипных профессий: сравнительный анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 13.08.2014

Статья просмотрена: 1029 раз

Библиографическое описание:

Железняк, В. А. Творческие способности специалистов разнотипных профессий: сравнительный анализ / В. А. Железняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11.1 (70.1). — С. 48-49. — URL: https://moluch.ru/archive/70/12022/ (дата обращения: 19.12.2024).

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творчески мыслящий человек стал более востребован, ведь он способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете - наиболее результативно организовать свою дело при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно проявление творческих способностей у специалистов разнотипных профессий и стало темой нашей работы.

Объектом нашего исследования стали творческие способности. Предметом исследования - проявление творческих способностей у специалистов разнотипных профессий. Гипотезой является предположение о том, что творческие способности в большей степени проявляются у людей профессий "человек - человек", так как  в основе профессиональной деятельности специалистов этого типа лежит процесс взаимодействия с людьми, требующий разносторонности и индивидуального подхода к каждому, следовательно, творческие способности этих специалистов более выражены.

 Нашими респондентами стали преподаватели ВУЗа и школы как представители профессий «человек-человек» и программисты как представители профессий «человек-техника».

В исследовании использовались следующие методики: «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского, тест «Вербальной Креативности» (адаптация А.Н. Воронина) и тест Торренса Э.П. «Завершение картинок».

В современной психологии существует множество определений творческих способностей. В более общем понимании творческие способности рассматриваются как  способности человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Большой вклад в разработку творческих способностей привнесли такие психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин и другие. В работе мы опирались на определение В.Н. Дружинина, который понимает  творческие способности как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, популярный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление.

Еще один термин значимый для нашей работы – это коммуникабельность. Изучением общения и средств коммуникативного процесса занимались такие авторы как Ананьев Б.Г., Андреева Г.М., Бодалев А.А., Леонтьев А.А., Ломов Б.Ф., Немов Р.С. и другие. Коммуникабельность  мы рассматриваем как процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают и развиваются межличностные и деловые отношения.

В настоящее время нами проведено пилотажное исследование, обратимся к его результатам.

На первом этапе работы нами проводилось исследование особенностей творческих способностей специалистов разнотипных профессий.

Результаты показали, что творческие способности специалистов типа «человек-человек» слабо выражены, отмечен низкий уровень оригинальности, самобытности, уникальности. Можно предположить, что на подобный результат повлияла специфика работы, в частности заполнение  большого количества документов, необходимость строго следовать учебной программе, которые не позволяют проявить свою неординарность и свободу выбора. Однако, хочется подчеркнуть, что учитель школы, проявил  большую креативность  в выполнении тестового материала: намного выше, чем у преподавателей  ВУЗов. Возможно, это связано с тем, что преподаватель работает с детьми разных возрастов, социальных групп и чтобы взаимодействовать с ними, ему приходиться находить «общий язык» и преподносить информацию так интересно, креативно и понятно, чтобы любой смог воспроизвести ее после.

Результаты исследования специалистов профессий  типа «человек- техника» показали, что творческие способности респондентов этой группы отличаются  уникальностью, специфичностью творческого мышления.  Можно предположить, что их творчество проявляется при разработке программ, систем, алгоритмов, форм.

На втором этапе работы мы изучали особенности коммуникабельности респондентов.

Результаты работы позволяют утверждать, что педагоги охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, однако шумные  компании их раздражают.

Для специалистов профессий типа «человек- техника» свойственны любопытность, разговорчивость, они любят высказываться по разным вопросам.

На третьем этапе работы нами был выполнен корреляционный анализ.

В результате обработки посредствам  корреляционного анализа результатов исследования специалистов профессий типа «человек-человек» нами были получены обратные корреляционные пары: «Сопротивление замкнутости» - «Общительность» и «Оригинальность»  -  «Общительность».  Можно предположить, что преподаватели, обладающие яркой индивидуальностью, затрудняются в донесении своей позиции до студентов.  Трудоемкость, многоплановость профессиональной деятельности снижает способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей.

В результате обработки посредством корреляционного анализа результатов исследования специалистов профессий типа «человек-техника» нами были получены прямые корреляционные пары: «Сопротивление замкнутости» - «Общительность» и «Оригинальность»  -  «Общительность».  Можно предположить, что программисты весьма коммуникабельные и неординарные люди. Не смотря на их профессиональный «слэнг», программисты могут на доступном языке объяснить суть своей работы даже тем, кто не всеведущ в данной области. На наш взгляд, их более высокий уровень оригинальности связан с отсутствием ограничений в профессиональной деятельности.

Подводя итоги работы, хочется сказать, что гипотеза, которую мы выдвинули в начале не подтвердилась,  творческие способности специалистов типа « человек – человек» проявляются в меньшей степени, нежели у специалистов типа «человек – техника». Творческие способности и коммуникабельность программистов оказалась выше, чем мы ожидали.

Однако для нас эта работа ценна тем, что она позволила  выявить много проблем, которые могут стать началом нового исследования. В частности далее нам было бы интересно сравнить особенности творческих способностей  учителей школ и преподавателей  вузов, рассмотреть влияние уровня развития творческих способностей на успешность их профессиональной деятельности. Было бы интересно продолжить работу  по изучению творческих способностей программистов. Хотелось бы изучить творческие способности специалистов и других типов профессий.

Основные термины (генерируются автоматически): способность, профессиональная деятельность, этап работы, Ананьев, корреляционный анализ результатов, процесс взаимодействия, результат обработки, свобода выбора, творческая деятельность, творческая способность специалистов.


Похожие статьи

Исследование уровня сформированности коммуникативной компетенции студентов

Педагогический потенциал иноязычного образования в процессе формирования читательской компетентности студентов вуза

Формирование метапредметных образовательных результатов во внеурочной деятельности

Формирование коммуникативной компетенции в рамках изучения студентами колледжа акцентологических норм русского языка

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Исследование творческих способностей студентов, проживающих в Поволжье (Россия)

Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов нефилологического профиля обучения

Аспекты профессионального самоопределения личности

Исследование психологических особенностей профессиональной направленности студентов ссуза

Похожие статьи

Исследование уровня сформированности коммуникативной компетенции студентов

Педагогический потенциал иноязычного образования в процессе формирования читательской компетентности студентов вуза

Формирование метапредметных образовательных результатов во внеурочной деятельности

Формирование коммуникативной компетенции в рамках изучения студентами колледжа акцентологических норм русского языка

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Исследование творческих способностей студентов, проживающих в Поволжье (Россия)

Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов нефилологического профиля обучения

Аспекты профессионального самоопределения личности

Исследование психологических особенностей профессиональной направленности студентов ссуза

Задать вопрос