В статье представлены особенности деятельности студенческого научного общества педагогического колледжа, выделены психолого-педагогические условия его организации, а также проблемы, возникающие в ходе работы.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, исследовательская работа, студенческое научное общество.
Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.
К.Д. Ушинский
Современное среднее профессиональное образование (далее – СПО) ориентировано на учет потребностей обучающихся и предоставление им возможностей более эффективного участия в сфере труда. Другими словами, это «включение» каждого человека в непрерывную среду знаний, ценностей, отношений и компетенций.
Востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные специалисты, адаптированные к новым социальным условиям, освоившие разные виды профессиональной деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Профессиональная подготовка востребованных специалистов СПО не может осуществляться без вовлечения преподавателей и студентов в научно-исследовательскую деятельность.
Особенность организации научно-исследовательской деятельности студентов СПО, с нашей точки зрения, заключается в том, что этот процесс протекает в условиях свободы деятельности, социальной самостоятельности, инициативы, что в свою очередь порождает много проблем и противоречий.
Во-первых, сохраняется снижение интереса обучающихся и их родителей к среднему профессиональному образованию, утрата его престижности в противовес высшему профессиональному образованию.
Во-вторых, подготовка квалифицированного специалиста в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда, владеющего современными технологиями, творческого, мобильного, осуществляется в условиях снижения общего уровня развития обучающихся СПО. Профессиональные образовательные организации выполняют не только образовательные, но и коррекционно-развивающие, защитные функции.
В-третьих, духовный мир студентов неоднороден: желаемые быстрые перемены, поиск идеалов в «прошлой» России, западных образцах, религиозных исканиях, плюрализм позиций и явный дефицит позитивных ценностей.
Опыт педагогического коллектива показывает, что эффективные результаты профессионального образования студентов в колледже могут достигаться при равноценном сочетании методов управленческой и педагогической воспитательной работы с механизмами студенческой самодеятельности, самоорганизации и самоуправления. Это разумное сочетание методов обеспечивается организацией студенческих объединений, в том числе и студенческого научного общества (далее – СНО).
Деятельность СНО педагогического колледжа организуется с целью создания условий для формирования ценностного отношения студентов к поисковой, исследовательской и проектной деятельности, самореализации в научном творчестве, поддержки одаренных студентов.
Если взглянуть на СНО с позиций воспитания, то можно сформулировать его задачи следующим образом:
− развитие идей студенческой науки;
− развитие творческих и организаторских способностей;
– углубленная подготовка студентов к самостоятельной исследовательской работе: а) овладение методикой научно-исследовательской работы, умением самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; б) развитие навыка самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработке полученных данных и анализ результатов, составлению и оформлению докладов и отчетов по результатам научно-исследовательской работы;
− популяризация и пропаганда среди студентов достижений науки, культуры.
СНО объединяет студентов, принимающих активное участие в научно-организационной и научно-исследовательской работе, для поощрения студенческих инициатив в области науки и инноваций. Общество помогает студентам быть успешным в профессиональном обучении и профессиональной деятельности.
Как добровольное объединение молодежи, СНО колледжа оформилось в 2001 году. Его инициатором выступил директор колледжа Геннадий Михайлович Гостев, к.п.н., Заслуженный учитель России, а творческим вдохновителем – Анастасия Сергеевна Чикишева, преподаватель исторических дисциплин. Их способностям и умениям СНО обязано сегодня своими успехами.
Раскроим психолого-педагогические условия организации СНО, которые способствуют его длительной, поэтапной и эффективной деятельности в колледже.
Прежде всего, научная и исследовательская составляющие выступают основой продуктивной, профессионально-ориентированной подготовки будущего специалиста и, соответственно, преподавателей колледжа. При организации исследовательской деятельности научные руководители ориентируются на обеспечение возрастающей самостоятельности в проведении исследований и оформлении результатов: уменьшение регламентации, предоставления большей свободы выбора форм исследований, усложнение содержания.
Условием организации СНО выступает активное использование профессионально-корпоративных возможностей для формирования чувства сопричастности и принадлежности к студентам колледжа. За годы существования сложились определенные традиции СНО: интересное посвящение в его члены, проведение межкурсовых интеллектуальных игр, ежегодная научно-практическая конференция преподавателей и студентов колледжа, ежегодное участие студентов в олимпиадах, конкурсах, фестивалях различного уровня. Студенты видят реальные примеры жизни и деятельности референтных педагогов, которые вместе с ними участвуют в исследовательских и социальных проектах, в выполнении исследовательских заданий-заказов, научно-практических конференциях. Это помогает студентам «погрузиться в себя» и в реально интересную исследовательскую деятельность.
Ориентация содержания и форм деятельности СНО на активность и деятельность самих студентов, на проявление ими самостоятельности в организации и проведении мероприятий способствует привлечению в общество новых его членов. Для решения проблем объединяются усилия нескольких исследовательских групп как на уровне колледжа, так и за его пределами. В исследовательские группы входят все заинтересованные лица: преподаватели, студенты, работодатели. Темы интересны всем: изучение социальной инфраструктуры студенчества, работа с работодателями, влияние средств СМИ на ценности молодежи, защита прав и свобод молодых специалистов и др. В исследовательских группах все действуют на равных: каждый имеет право на свое мнение, предложение, свою проверку рабочих гипотез.
Использование в его деятельности положительного влияния наиболее активных, увлеченных, целеустремленных, способных и успешных студентов на своих сокурсников – еще одно условие организации СНО. Все традиционные мероприятия общества организуются и проводятся студентами-участниками СНО. Студенты выступают инициаторами проведения мини-исследований, если сталкиваются с какими-то проблемами в ходе производственной практики. На заседания студенческих объединений приглашаются выпускники колледжа-члены СНО, продолжающие обучение в вузах города, участвующие в смотрах-конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях различных уровней.
Вся деятельность СНО ориентирована на формирование установки на естественность, престижность и почетность участия студента в научно-исследовательской деятельности. В научно-методическом отделе колледжа начато создание базы данных, включающей сведения о студентах-членов СНО, участниках и победителях различных конкурсах, конференциях, олимпиадах и их научных руководителей.
В отзывах студентов на организованном нами на сайте колледжа форуме ««СНО: находки, открытия, проблемы….» дана оценка их участия в деятельности общества.
«Хорошо, что есть СНО, где можно узнать много нового, а так же оно помогает развивать свои исследовательские навыки. Не раз участвовала в научных конференциях и получала большое удовольствие от знакомства с различными работами студентов!» (Юля К., 3 курс).
«Это нелегкий, но очень увлекательный труд, как для студентов, так и для преподавателей колледжа. СНО позволяет студенту более глубоко и творчески освоить выбранную им самостоятельно, интересующую его тему, получить навыки системного мышления, анализа, стать специалистом в рамках данного вопроса. Кроме того, СНО предполагает выход на конкретные научные результаты, которые будут оценены не только научным руководителем, но и другими представителями научного сообщества. Соответственно, расширится круг общения, интересных научных связей» (Дарья М., 4 курс).
В заключении отметим перспективные направления деятельности СНО колледжа:
– разработка серии мероприятий, направленных на преодоление большого отрыва лидеров и активистов СНО от основной массы студентов;
– недостаточная скоординированность деятельности студенческих объединений.
Таким образом, деятельность СНО выступает одной из важных составляющих профессиональной подготовки специалистов при соблюдении следующих условий: активное использование профессионально-корпоративных возможностей для формирования чувства сопричастности и принадлежности к студентам колледжа; ориентация содержания и форм на активность и деятельность самих студентов; использование в деятельности положительного влияния наиболее активных, увлеченных, целеустремленных, способных и успешных студентов на своих сокурсников; формирование установки на естественность, престижность и почетность участия студента в СНО.