В настоящее время, система образования ставит своей главной целью подготовку для общества квалифицированных специалистов. Образовательные стандарты третьего поколения (технического профиля) отводят особую роль математике как одной из фундаментальных наук, а профессиональная направленность обучения позволяет рассматривать математику, во-первых, как средство, с помощью которого можно спроектировать процесс профильно-ориентированного обучения, во-вторых, как форму специфической межпредметной взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний.
Исходя из этого, целью моей деятельности является формирование средствами математики компетенций, необходимых человеку для полноценной жизни, в современном обществе.
Особо актуальным в настоящее время считаю развитие интеллектуальных навыков конструирования и моделирования математических задач. Поэтому в своей практике я систематически и целенаправленно использую практико-ориентированное обучение.
Задачи практико-ориентированного обучения:
- показать связь математики с реальной действительностью;
- усилить практическую направленность для качественной подготовки учащихся;
- воспитывать чувство коллективизма, формировать умение работать группой.
Одно из направлений практико-ориентированного обучения – это решение задач, с производственным содержанием. Примеры несколько таких задач:
1. Сколько в связке электродов для электросварки, если их общее масса 5 кг, а каждый электрод - кусок стальной проволоки длиной 45 см и диаметром 5 мм?
2. Сколько из листа оцинкованного железа прямоугольной формы размером 150х100 можно сделать бидонов с крышками, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда длиной 20 см, шириной 15 см, высотой 30 см, если расход на швы составляет 0,4% всей площади листа?
3. Столяр имеет в своем распоряжении заготовки – бруски стандартного сечения длиной 2100 мм. Для каждого стола ему нужно 4 ножки по 900 мм и две поперечные планки по 600 мм. Найдите все возможные варианты раскроя материала и выберите из них оптимальный.
Любое занятие геометрии должно быть подтверждено наглядностью. Например, при изучении темы «Перпендикулярность прямой и плоскости» можно использовать иллюстрации Пизанской башни и развалин Древней Греции, обращая внимание студентов на дату, качество и надежность этих сооружений.
При изучении темы «Пирамида» можно решать такого плана задачи.
В процессе изучения темы «Перпендикулярность в пространстве» студенты имеют дело с прямыми, плоскостями, двугранными углами, поэтому в практической деятельности они должны работать с предметами, напоминающими эти геометрические фигуры. В качестве домашнего задания можно предложить изготовить наглядные пособия, необходимые для объяснения темы, например, модели пересечения прямых и плоскостей, двух плоскостей, набор двугранных углов и т.д. Материалом могут служить: рейки, куски проволоки, фанеры, картона, оргстекла, текстолита, пенопласта. Изготавливая макеты, студенты могут выполнить дополнительные задания проблемного характера:
-просверлить ряд отверстий в толстостенной плите из оргстекла, дерева, текстолита или пенопласта, строго перпендикулярно плоскости ее основания, с помощью ручной дрели (плиту лучше прикрепить к стене);
- закрепить несколько деревянных реек перпендикулярно листу фанеры, металлических прутьев перпендикулярно листу фанеры или листу жести;
- закрепить два листа фанеры или картона, имеющих неправильную форму, под различными заданными углами (300; 900; 1200 и т.д.);
- прикрепить перпендикулярно листу фанеры или картона другой лист.
Выполняя такого рода задания, студенты сталкиваются с некоторыми трудностями, которые могут быть успешно преодолены, если используются знания основных положений темы.
Еще одним направлением в практико-ориентированном обучении является метод проектов. Например, обобщающий урок по теме «Вычисление объёмов геометрических тел» можно провести в форме проекта «Определение комфортности жилья».
Для реализации практико-ориентированного образования на уроках математики можно использовать технологию case-study. Основная функция метода case-study – учить студентов решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом
Цель метода кейс-стади:
- совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них;
- учащимся даётся описание определённой ситуации. Они должны выделить проблему и обдумать способы её решения;
- не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно.
Например, урок «Школа ремонта».
В проекте следующие разделы:
- фотографии жилых помещений;
- планы жилых помещений;
- каталоги отделочных материалов;
- прайсы с указанием цен на различные отделочные материалы;
- прейскурант стоимости услуг ремонтной фирмы;
- расчеты площадей отделываемых поверхностей;
- расчеты необходимого количества отделочных материалов;
- расчеты стоимости отделочных материалов;
- расчеты стоимости услуг ремонтной фирмы;
- расчеты общей стоимости ремонта.
Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием, представляющие собой реальные жизненные ситуации.
В условиях образовательных учреждений процесс развития личности в большинстве своем происходит на уроке. Поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы эффективно управлять им, обеспечить включение учащихся в разные виды деятельности, изменить их позицию таким образом, чтобы они превратились из пассивных объектов обучения в активных участников познавательной деятельности. И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – обучение должно побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную профессиональную и социальную включённость в жизнь общества.