В статье на основе анализа значимости детского коллектива младших школьников представлены способы создания благоприятного микроклимата. По результатам проведенного педагогического эксперимента автор делает выводы о необходимости организации целенаправленной работы по сплочению коллектива младших школьников и специальной работы по созданию благоприятного микроклимата.
Ключевые слова: коллектив младших школьников, микроклимат коллектива, благоприятный микроклимат коллектива, сплочение коллектива.
Система начального образования призвана обеспечить разнообразие и своевременное развитие детей, включение в общественно-значимую деятельность. Поэтому в современных условиях теория развития детского коллектива не потеряла своей значимости. Необходимость разработки новых подходов и оценок проблем школьного детского коллектива, в том числе и коллектива младших школьников, определяется воспитательным влиянием коллектива на личность ребенка, что является наиболее существенным аспектом в современной педагогике. Объективные потребности в создании благоприятного микроклимата в детском коллективе возникли при радикальном изменении внешней среды, которая привела к изменениям ценностей, целей образования и условий функционирования системы образования; при актуализации современных требований к школе, которые выражаются в новых требованиях к учащимся, в том числе и младшим школьникам.
Формирование и совершенствование микроклимата – это постоянная практическая задача классных руководителей. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, значительно влияют на успеваемость. Доброжелательность друг к другу, взаимное уважение, чувство удовлетворения от совместной работы являются важным условием развития младшего школьника. И это не удивительно, ведь система межличностных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого ребенка, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Также следует отметить, что в младшем школьном возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников.
В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат. Эти же признаки можно отнести и к детскому коллективу.
В отличие от обычного коллектива детский коллектив имеет двойственную структуру. С одной стороны, детский коллектив является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.), с другой – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое починяется особым социально-психологическим закономерностям.
Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др.
Для младших школьников характерна слабая организованность, плохая способность к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость, слабо выраженная половая дифференциация взаимоотношений в классе, неустойчивость дружеских групп [2]. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников.
В коллективе младшие школьники смотрят друг на друга глазами педагога. Оценивают поступки, проступки одноклассников теми мерками, которые предложил педагог. Если он постоянно хвалит ребенка, последний становится объектом желаемого общения. К нему тянутся другие дети, с ним хотят дружить. Замечания, упреки, наказания делают ребенка отверженным в своем коллективе, превращают его в объект нежелательного общения.
Именно педагогу в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы (большое количество времени педагог проводит с классом в системе «педагог-класс», высокая авторитетность педагога для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям) наиболее подвластны механизмы управления развитием детского коллектива, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество микроклимата класса [2]. К условиям, определяющим эффективность влияния учителя начальных классов на благоприятный микроклимат в детском коллективе, мы отнесли: ориентацию педагога на эмоциональный комфорт школьников; личностные качества педагога: открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность, стиль общения.
Климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и имеет важнейшее значение для личностного развития ребенка [1]. Благоприятный микроклимат в коллективе – это совокупность характеристик группы, преобладающий и устойчивый настрой коллектива, характер взаимоотношений в нем, которые благоприятно влияют на членов данного коллектива, способствуют позитивному разрешению возникающих проблем. В своем исследовании мы опираемся на отношенческий подход, который позволяем нам утверждать, что благоприятный микроклимат способствует полноценному развитию младших школьников, следовательно, его создание в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Признаками благоприятного микроклимата выступают: доверие; высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителя па подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов [1, 4]. Показатели благоприятного микроклимата соответствуют личностно-ориентированному подходу, который мы рассматриваем как важнейшую особенность деятельности педагога в этом направлении работы.
В ходе практики была разработана и реализована программа исследования с целью выявления способов создания благоприятного микроклимата в коллективе младших школьников. В исследовании принимали участие 30 младших школьников 4 класса МБОУ Гимназия №4 г.Хабаровска. С целью изучения микроклимата коллектива младших школьников использовались диагностические методики «Приглашение в гости», «Космическое путешествие», «Солнце, дождик, тучка», «Фильм о классе», «Золотая рыбка», «Самореклама», «Какой у нас коллектив?», «Моих 10-я», «Пьедестал», «Я-позиция».
Анализ их результатов показал, что сложившийся климат в коллективе четвероклассников можно определить как неблагоприятный. 70% детей в классе некомфортно. За четыре года совместного обучения ребята не смогли сдружиться, имели проблемы и конфликты в межличностных отношениях. Выявлены 4 лидера класса. Лидеры все разные, но каждый пользуется авторитетом среди своих друзей. Выявлено 2 школьника, оставшихся со стороны сверстников без должного внимания и уважения. Этим детям необходима поддержка, как со стороны учителя, так и одноклассников. Выявлены важные диагностические показатели состояния общегрупповых процессов: социометрический статус каждого ребенка в классе, не благополучность отношений между четвероклассниками.
В ходе практики использовался ряд способов создания благоприятного микроклимата в коллективе младших школьников. Развитию сплоченности класса способствовала коллективная деятельность, направленная на достижение общей цели: разработка правил и законов класса, которые выступали необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности детей в пространстве класса; воспитательные дела; совместные переживания (коллективные поздравления с днем рождения учащихся, выражение искреннего сочувствия в период болезни, проигрыша в эстафете); совместные посещение концертов, спектаклей, проведение праздничных дней. В ходе проведения этих дел мы поощряли активность, инициативу, креативность четвероклассников.
Были разработаны и проведены пять практических занятий, направленных на создание благоприятного микроклимата четвероклассников, по темам «Я+Я=Мы», «Вот я какой (-ая)!», «Мы – коллектив», «Выставка дружбы нашего класса» и др. В ходе практических занятий мы обращали внимание детей на положительные черты одноклассников, на лучшие поступки товарищей; на поведение ребят: живость, активность, заинтересованность детей обеспечивали положительные результаты занятий. Все это создавало добрую атмосферу в коллективе, заставляло детей тянуться к товарищам, стараться сделать друг для друга и для педагога что-то хорошее, приятное, радостное.
В результате проведенной опытной работы в классе улучшился микроклимат, ребята стали внимательнее и дружелюбнее относиться к одноклассникам. Самочувствие в классе улучшилось у 6 чел. (20%). Отверженный ребенок стал позитивно относиться к коллективу сверстников. На 10% увеличилось число ребят с адекватной положительной самооценкой.
В классе наметился актив, который начал помогать учителю в работе. По впечатлениям родителей, ребята стали проявлять интерес к одноклассникам, жизни класса.
За короткий период нельзя изменить микроклимат класса, который складывался годами. Но в результате своей работы мы увидели наметившиеся тенденции к его улучшению. Практическая работа позволила прийти к следующим выводам:
– совместная жизнедеятельность в рамках класса дает возможность классному коллективу перейти к более высокому уровню организации, модифицирует межличностные взаимоотношения и ведет при благоприятных условиях, грамотном руководстве учителя на следующую ступень развития;
– настрой ребят на совместную деятельность с одноклассниками, проведение практических занятий на сплочение детского коллектива помогли изменить межличностные отношения в классе, улучшить его микроклимат.
Сплочение классного коллектива – сложный, продолжительный процесс. Поэтому педагогу необходимо постоянно отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе их совместной деятельности.
Литература:
1. Дереклеева, Н.А. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы / Н.А. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2003. – 240 с.
2. Загорский, П. Особенности детского коллектива / П. Загорский // Директор школы. – 2007. – № 3. – С. 21-25.
3. Матвеева, О.А. Развитие коммуникации у детей младшего школьного возраста / О.А. Матвеева // Вопросы психологии. – 2009. – № 1 – С. 17-23.
4. Шепель, В.М. Понятие психологического климата / В.М. Шепель // Вопросы психологии. – 2002. – № 3. – С. 17-21.