В статье освещается вопрос о здоровье молодежи, приводятся итоги научного исследования и даются рекомендации по поддержанию здорового образа жизни молодёжи. Инновационным подходом к исследованию стало оформление его в виде проекта.
Ключевые слова:реализованный проект, патриотизм, здоровый образ жизни, интерактивные методики.
С 2005 года в колледже реализуется проект «Центр-Культура», включающий в себя деятельность творческих объединений преподавателей и студентов колледжа по различным направлениям государственной молодежной политики, в том числе реализацию проекта «Здоровая молодежь».
Проект учебного заведения «Здоровая молодежь» существует с 2011 года.
Каким образом появилась идея проекта и каковы некоторые итоги его реализации?
Обобщая направленность любого проекта, программы, можно сказать, что основные решаемые проблемы – это повышение активности молодежи, достижение позитивного результата, ценностный аспект. В этой связи любая из составляющих проекта (целеполагание, механизмы, технологии) становятся инновационными, т.к. необходимо действовать в условиях неопределенности современного мира. Конечно, в колледже, как и упоминалось, реализовывается не один проект. Но для дальнейшего развития мобильности молодежи стали искать новые пути для изменения микросообщества, а в итоге и всего общества, к лучшему. Цель остается прежней: воспитание гражданина своей страны, который должен стать не только трудовой единицей, но и полноценным членом общества; здорового физически.
Что удалось выяснить? В колледже 60 % обучающихся из семей неблагополучных, малообеспеченных, неполных, а также сирот. Результаты анкетирования показали, что студенты, выбравшие технические специальности, в большей степени не обладают достаточной общегуманитарной основой мышления. Беседуя с молодежью, определили группы обучающихся, которые предпочитают интеллектуальный труд физическому, и наоборот. В силу низкого материального положения студенческой среды колледжа обучающиеся не всегда могут принять участие в городских, краевых мероприятиях.
Полученные фактические материалы позволили сделать выводы:
- студенты из семей низкого социального уровня особенно нуждаются в духовной и материальной поддержке;
- обучающиеся по техническим специальностям должны осознанно подходить к выбору своей профессии, понимать ее социальную значимость;
- обучающиеся заинтересовались возможностью участвовать в мероприятиях, направленных на формирование патриотического чувства и навыка ЗОЖ, куда будут привлечены студенты разных интересов, предпочтений.
Новый проект, включающий в себя традиционные подходы реализуемых в колледже, получил название «Здоровая молодежь» (как это ни старо, «здоровая телом и духом») с девизом: «Святая святых – это мое тело, здоровое, сильное; ум, совесть, свобода».
В соответствии с идеями проекта были разработаны цели задачи:
- создание студенческого центра для проведения универсальных мероприятий, обеспечивающих формирование сознания по патриотическому воспитанию и здоровому образу жизни;
- обеспечение условий для совершенствования социальной активности (человек - гражданин, - семьянин, - работник и работодатель, - родитель;личность безопасного поведения)молодежи;
- совершенствование работы по патриотическому воспитанию в колледже;
- вовлечение представителей студенческой молодежи из других учебных заведений для объединения с целью создания условий для формирования позитивного мышления молодежи запросами общества и ожиданиями молодежи;
- разработка цикла мероприятий, формирующих мышление по патриотическому воспитанию и здоровому образу жизни одновременно;
- применение интерактивных методик (например, пешие экскурсии с мини-лекциями, чтением стихотворений) при проведении мероприятий.
С какими трудностями мы столкнулись, и что позволило стать проекту эффективным?
Какие механизмы в этой ситуации действовали?
Для выполнения задач проекта МОО:
- участвует в мероприятиях на уровне колледжа, города, края, России;
- организовывает и проводит мероприятия в учебном заведении;
- взаимодействует с представителями других МОО г. Хабаровска, государственными учреждениями по борьбе с вредными привычками, организациями, действия которых направлены на формирование мотивации ЗОЖ, чувства патриотизма.
Планирование работы заключалось в том, чтобы предусмотреть мероприятия по двум направлениям деятельности одновременно:
- 1 сентября (введение физкультминутки, презентация проекта МОО на линейке);
- 2 сентября (встреча с ветеранами; проведение физкультминутки; знакомство с планом работы по проекту);
- 15 сентября (старт эколого-спортивного фестиваля «Очей очарованье»: изготовление поделок из природных материалов, поэтические экскурсии с чтением произведений о родной природе, хоровым исполнением песен об осени; спортивные мероприятия на улице; пешие прогулки в Парк Северный, к кинотеатру «Хабаровск»; занятия на тренажерах в парке; проведение акций: «Стартуй к здоровью» (раздача листовок на улицах по дороге к храму, остановках);
- 20 октября (учебная игра «Хабаровскому краю посвящается…»: станции «Олимпийская», «Паралимпийская», «ЗОЖ» (занятия с педагогом-психологом), «Литературная» (конкурс «Восточные стихи» о ЗОЖ» и др.);
30 октября, 30 апреля (День здоровья в колледже: спортивные игры, интеллектуальные викторины о малой родине; презентация молодежного фитнес-клуба образовательного учреждения; подведение итогов эссе «Здоровье – это жизнь!» или «Нет вредным привычкам»);
- 15 ноября (Всемирный день отказа от курения: антиникотиновый кросс; анализ списков студентов «курящих-некурящих», итогов сочинений «Письмо курящему другу»; посещение мероприятия КГКУ «Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр»);
- 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом: конкурс СМС-сообщений «Как противостоять?»; «Веревочный курс»);
- 3 декабря (Международный день инвалидов: «Физкультминутка для всех» в спортзале колледжа; проведение акций в пользу детей-инвалидов (изготовление кукол-оберегов для подарков), изготовление листовок, плакатов, памяток студентами «Мы – за ЗОЖ»;)
- 14 февраля (конкурс мини-сочинений «Что такое любовь»; анкетирование «Какой информации мне не хватает для снижения рискованного поведения молодежи»; взаимодействие с добровольческим отрядом «Щит» для проведения акции на улицах города);
- 21февраля (лыжный переход «Волочаевская лыжня» и участие в конкурсе «А ну-ка, парни!», а также «Поздравительная открытка «Защитникам Отечества»; организация спортивного комментирования);
- 6 Марта («Поэтическая пятиминутка» и участие в спортивном конкурсе «А ну-ка, девушки!»: организация спортивного комментирования);
- участие в шествии 1 Мая (организация студентов для шествия; мини-конкурс «Песни о Великой Отечественной войне» - хоровое исполнение в группах 1-го курса; проведение акций «Вся правда о туберкулезе», «Белая ромашка»; изготовление цветков);
- 7-9 Мая (участие в параде на площади им. Ленина, встречи с ветеранами; проведение мини-соревнований под эгидой ветеранов; флэш-моб «Мы победили»);
- 31 мая (участие в шествии ко Дню города; проведение викторины; подведение итогов эссе «Выбор: здоровье/вредные привычки»; участие в проекте «Группы, свободные от курения»);
- 1 июня (проведение мини-конференции «Мы – за ЗОЖ»; пешая экскурсия);
- 22 июня (вечер-встреча с ветеранами клуба «Морская гвардия», спортивная игра «Солдатами не рождаются»).
Проект предполагает участие в мероприятиях министерства образования и науки Хабаровского края, молодежной политики, спорта и туризма Хабаровского края, МКУ «ГЦОД», администрации Северного округа, Министерства образования и науки Российской Федерации, Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, Регионального управления Хабаровского края по контролю за оборотом наркотиков, КГКУ «Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр», КГБОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения», совета директоров учреждений начального и среднего профессионального образования Хабаровского края, КГБОУ ДПО «ХКИРО», оргкомитета Дальневосточного фестиваля «Студенческая весна», КГБОУ «ХКЦРТДиЮ», клуба ветеранов Великой Отечественной войны «Морская гвардия», участников войн в Афганистане, Чечне «Боевое братство» и другое.
Итак, реализация проекта способствовала:
- обеспечению занятости молодежи (в мероприятиях в качестве выступающих на сцене участвуют до 40 человек, пеших экскурсиях – до 100 человек, деловых играх – до 160);
- реализации их творческих способностей (например, за 2013 год добровольцы завоевали 50 грамот на уровне города, края и 50 в колледже, не считая спортивных состязаний);
- увеличению охвата молодежи мероприятиями (увеличилось количество участников МОО, привлеченных);
- повышению внимания студентов к духовной сфере жизни человека, проявлению интереса к тому, что делают члены центра;
- применению интерактивных методик, когда обучающиеся и все желающие совершали активные действия (участвовали в пеших экскурсиях, читали стихи, пели хором песни, трудились на субботниках, очищали автобусные остановки и др.).
Каждый год видоизменяется реализация проекта. Прибывают новые лица, со своими находками и идеями. Незыблемой остается основа: соответствие целям и задачам приоритетных направлений молодежной политики.
Литература:
1. БЭС. Риджест Дайджест. – М., 2009.
2. Энциклопедия школьника. Риджест Дайджест. – М., 2009.