Воспитание молодежи является неотъемлемой частью образовательного процесса любого учебного заведения. На современном этапе развития страны его значение возрастает многократно, поскольку решение новых проблем социально-экономического, политического и культурного строительства будущего России ложится в значительной степени на плечи молодого поколения. И высокую степень актуальности в процессе воспитания приобретает воспитание гражданина Отечества в среднем профессиональном образовательном учреждении (ссузе).
Необходимость воспитания в ссузе подтверждена государственными правовыми актами (Типовое положения «О ссузах», Законом РФ «Об образовании», «Стратегии государственной молодежной политики в РФ»).
В процессе разработки исходных позиций данной работы нами использовались методологические и теоретические положения: о влиянии системы общественных отношений на развитие культуры личности (О. Долженко, Л. И. Коханович и Л. П. Рябов, В. Т. Лисовский); о психологических особенностях, содержании, формах, методах и средствах воспитания молодёжи (В. Д. Лутанский, В. Н. Данюков, Н. М. Оглоблина, Н. А. Петрова);; о гуманизации условий развития личности, психологии общения и совместной деятельности (В. Айнштейн, Л. Г. Вяткин.В) [3, 24].
Однако проблема воспитания студентов среднего профессионального образовательного учреждения как воспитательного института специально и в системе мало исследована. Необходимо научно обосновать реально существующий факт, что студенчество выступает в структуре общества как специфичный социально-воспитательный институт, призванный сыграть существенную роль в развитии личности молодого человека.
Цель исследования явилосьизучение эффективности организации воспитательной работы со студентами в педагогическом колледже.
Студенческий возраст - трудный и сложный период жизни молодого человека. Вместе с тем - это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу, к будущей профессии.
Именно в этом возрасте необходима эффективная организация воспитательной работы с молодежью в ссузе как важнейшей сферы жизнедеятельности личности.
Студенчество как социальная группа характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношений к будущей профессии.
Выпускники средних профессиональных учебных заведений - квалифицированные специалисты составляют ядро человеческого капитала страны, поскольку их знания, умения и навыки, способности и черты характера во многом определяют решение ключевых социально-экономических проблем развития российского общества. Современный специалист не только профессионал с высоким уровнем развития компетенций и обладает мастерством по своей специальности, он же должен быть высоконравственной личностью с развитыми физическими и эстетическими качествами.
Если же изучать личность студента среднего профессионального образовательного учреждения, то средний возраст его будет составлять от 15 до 20 лет – это период старшего подросткового возраста и ранней юности. В этот период идет процесс становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: нравственных, патриотических, гражданских, профессионально-трудовых и др.
По нашему убеждению, особенности воспитания студентов в современных условиях характеризуются:
1. Новым социальным статусом студенчества в современном обществе с рыночной экономикой и демократическими преобразованиями.
2. Реформами в вузовском образовании (введением новых образовательных стандартов, технологий образования, форм организации педагогического процесса, управления ссузом, форм собственности и пр., которые влияют на формирование мировоззрения будущего специалиста и его личностных качеств).
3. Разрушением сложившихся духовно-нравственных ориентиров. Принятием обществом новых, основанных национальных и общечеловеческих ценностях, воспитательных идей и принципов.
4. Новым ориентиром воспитания в ссузе является формирование конкурентоспособного на рынке труда специалиста, профессионально компетентного, мобильного и гибко реагирующего на вызовы времени.
5. Усилением внимания на творческое развитие, саморазвитие и самосовершенствование будущего специалиста.
6. Появлением новых институтов социализации, оказывающих воспитательное влияние на студентов.
7. Усилением информационных потоков, технологий, влияющих на сознание и поведение современного студента.
Тем временем, можно выделить следующие сложности воспитания современных студентов средних профессиональных учреждений:
- выбор определенной частью студентов будущей специальности обусловлены не профессиональными интересами, а мотивами материального благополучия;
- у некоторой части студентов наблюдается неуверенность в завтрашнем дне, в своей перспективе, духовная пустота;
- падение престижа интеллигенции в обществе отрицательно сказывается на воспитание студентов;
- нововведения в ссузе, копирование образцов Западных систем обучения без достаточной творческой переработки разрушают десятилетиями накопленный опыт и традиции вузовского воспитания специалиста.
- следует подумать о мировоззренческом потенциале модернизированного содержания вузовского образования.
- весьма слабо развиты механизмы правовой защиты и правовой культуры студентов [4, 18].
- общественной работой занимается лишь малая доля студентов.
Выявленные особенности и сложности воспитания студентов на современном этапе помогут эффективному планированию и организации индивидуальной и коллективной форм воспитательной работы с будущими специалистами.
Именно в среднем профессиональном образовательном учреждении, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов студент приобретает твёрдые жизненные ориентиры, организаторские навыки, личностные качества, необходимые специалисту, руководителю, общественному деятелю.
Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса ссуз обязан создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей студента, становления его гражданского самосознания. Для этого необходимо выстроить систему внеучебной воспитательной работы.
Считаем, что главной целью воспитательной работы в ссузе должно стать создание педагогически воспитывающей среды, способствующей формированию активного отношения личности к избранной профессии.
Важнейшим звеном в системе внеучебной воспитательной работы является деятельность заместителя директора по воспитательной работе по формированию органов студенческого самоуправления, проведению мероприятий, праздников, конкурсов и координация работы кураторов по адаптации первокурсников.
Среднее профессиональное образовательное учреждение организует жизнедеятельность студентов и педагогического коллектива в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития, правилами этикета; атмосферы доброжелательности, уважения личности
В воспитательном процессе следует учитывать и средства воспитания. К средствам воспитания относят разные виды научения, убеждение, внушение, преобразование когнитивной сферы, социальных установок, психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психо-коррекции.
Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми.
Воспитанность - это интегративный показатель сформированных отношений ученика к учебе, природе, обществу, людям и к себе [2 , 234].
Мониторинговый компонент позволяет оценивать и контролировать результат воспитанности студентов среднего профессионального воспитания.
Наше исследование проходило на базе Николаевского-на-Амуре педагогического колледжа – филиала КГБОУ СПО «Хабаровский педагогический колледж» с октября 2013 по апрель 2014 года.
Цель исследования: выявление эффективности воспитательной работы со студентами в педагогическом колледже - филиале КГБОУ СПО г. Николаевска-на – Амуре.
В исследовании приняли участие 96 студентов 1-4 курсов, дневного обучения.
В ходе исследования нами были использованы методики:
1. Методика Н.П. Капустиной «Диагностика уровня воспитанности обучающихся» [1 , 34];
2.Опросник В. Урываевой «Диагностика эффективности воспитательной работы в учебном заведении» [1,43].
Таблица 1
Показатели уровня воспитанности студентов педагогического колледжа
№ |
Критерий/ утверждение |
Средний балл уровня воспитанности |
||||
1 курс |
2 -3 курс |
4 курс |
Средний балл |
Уровень воспитанности |
||
1 |
Эрудиция |
3,6 |
3,2 |
3,9 |
3,5 |
средний |
2 |
Отношение к труду: |
3,7 |
3,9 |
4,0 |
3,8 |
средний |
3 |
Я и природа |
4,1 |
3,9 |
4,1 |
4,0 |
выше среднего |
4 |
Эстетический вкус (отношение к прекрасному): |
3,9 |
2,1 |
4,2 |
3,4 |
средний |
5 |
Я и общество: |
2,9 |
3,8 |
4,2 |
3,6 |
средний |
6 |
Я (отношение к себе): |
4,0 |
3,7 |
3,9 |
3,9 |
средний |
Средний балл |
3,7 |
3,4 |
4,0 |
3,7 |
средний |
|
Уровень воспитанности |
средний |
средний |
выше среднего |
средний |
средний |
Вывод 1: Из таблицы №1 видим, что в колледже, в основном, преобладает средний уровень воспитанности студентов (за исключением утверждения «отношение к природе»). Обучающиеся положительно реагируют лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремятся уйти из – под педагогического контроля, не все студенты 1 курса понимают ценности получения профессионального образования.
Такая позиция порождает узкий круг интересов, нередко проявляет отрицательное отношение к профессии при общем стремлении к учению. Личные интересы ставятся выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними.
Выше среднего (хороший уровень) показали лишь студенты 4 курса (641 и 441 групп). Нравственные установки данных студентов соответствуют требованиям и морали общества. Студенты выборочно реагируют на педагогические требования и воздействия, сотрудничают с педагогом в той области, где совпадают общие и личные интересы, болезненно воспринимают замечания. В ситуациях, требующих напряжение воли, часто не доводят начатое дело до конца. Самовоспитанием занимаются не систематически.
2. Опросник В. Урываевой «Диагностика эффективности воспитательной работы в учебном заведении».
С целью выявления уровня эффективности воспитательной работы в педагогическом колледже заместителя директора по воспитательной работе и кураторов групп, мы провели опрос студентов 1-4 курсов по направлениям воспитания, проводимым в колледже.
Таблица 2
Показатели уровня эффективности воспитательной работы в колледже
Уровень эффективности воспитательной работы |
||||
ЗВР |
Куратор |
|||
Курс |
Средний балл |
Уровень развития |
Средний балл |
Уровень развития |
1 |
3,3 |
средний |
3,3 |
средний |
2-3 |
3,6 |
средний |
3,6 |
средний |
4 |
3,7 |
средний |
3,7 |
средний |
Общий балл |
3,5 |
средний |
3,5 |
средний |
Вывод 2. Из таблицы 2 видим, что студенты всех курсов оценили уровень организации воспитательной работы в колледже заместителя директора по воспитательной работе и кураторов групп как средний (от 3,3 до 3,7 баллов). Таким образом, анализируя результаты исследования, мы пришли к следующему заключению: проблемы в воспитательной работе со студентами существуют.
С целью изучения эффективности организации воспитательной работы в колледже, мы проанализировали план воспитательной работы на 2013-2014 уч. год.
Исходя из цели воспитательного процесса в педагогическом колледже определены конкретные задачи на учебный год.
Первой задачей внеучебной воспитательной работы является укрепление и сохранение лучших традиций, существующих в коллективе колледжа, российского студенчества в целом, направленных на воспитание у студентов представлений о престижности учебного заведения и выбранной профессии, престижности педагогического образования, развитие творчества.
По реализации данной цели, в колледже реализуются следующие направления воспитательной работы со студентами:
1. Гражданско-патриотическое воспитание. С целью формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной выполнять гражданские обязанности проводится следующая работа:
· формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, культурных, нравственных, патриотических норм и установок, создание условий для творческой и профессиональной самореализации личности студента и развития традиций колледжа осуществляется не только в учебное время, но через такие мероприятия, как:
· групповые часы общения;
· кружок «Патриот»;
· . организация посещений музея колледжа первокурсниками;
· сохранение и развитие исторических и профессиональных патриотических традиций колледжа (День учителя, День студента, День победы, юбилей колледжа, юбилей Хабаровского края, педагогические чтения, научно-практические конференции и др.)
· работу студенческого парламента.
2. Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание направлено на формирование этических принципов личности, её моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни, развитие досуга. Оно осуществляется через организацию выставок творчества студентов, встреч с заслуженными педагогическими работниками, интересными людьми, проведение различных творческих конкурсов, фестивалей, конференций, собраний по решению проблем колледжа.
3. Профессионально-трудовое направление предполагает подготовку профессионально-грамотного, компетентного, ответственного специалиста, формирование у него личностных качеств для эффективной профессиональной деятельности. Основные формы и методы реализации данного направления:
· анализ регионального рынка труда, взаимодействие с учреждениями образования (школами, детскими садами, учреждениями дополнительного образования);
· проводится целенаправленная работа всего педагогического коллектива по адаптации студентов первого курса к новым условиям их жизнедеятельности с привлечением своеобразных форм деятельности внеучебной сферы.
· взаимодействие с другими ссузами города;
· содействие студентам в обеспечении их временной занятости, трудоустройство по окончанию педагогического колледжа;
· организация студенческих волонтерских отрядов.
Сначала учебного года кураторами групп и всеми преподавателями колледжа проводится целенаправленная работа по адаптации студентов первого курса к новым условиям их жизнедеятельности.
4.Спортивно-оздоровительное направление в колледже нацелено на формирование здорового образа жизни, на становление личностных качеств, которые обеспечат молодому человеку психическую устойчивость в нестабильном обществе. Участие в спортивных соревнованиях колледжа и города формирует личностные качества, необходимые для эффективной профессиональной деятельности. Основные формы и методы реализации спортивно-оздоровительного направления в колледже:
· работа спортивных секций по баскетболу, волейболу;
· проведение соревнований по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, плаванию;
· проведение просветительской работы на часах общения о возможностях человеческого организма, особенностях его функционирования, взаимосвязи физического, психологического и духовного здоровья человека;
· участие сборных команд в городских и районных соревнованиях.
В воспитательном плане много общеколледжных мероприятий таких как: День знаний, День учителя, День матери, новогодний карнавал, День студента, межссузовские состязания к Дню защитника Отечества, Международный женский день, научно-практические конференции, педагогические чтения, конкурсы, олимпиады по предметам, спортивные соревнования, последний звонок и др.
На начало учебного года в колледже создано студенческое самоуправление, организован волонтерский отряд, который проводит акции милосердия для детей детского дома. Из добровольцев состоит отряд дружинников. Работают кружки: танцевальный, изобразительного искусства, народных промыслов. Пять раз в неделю работают спортивные секции по баскетболу и волейболу.
Как видим из плана работы колледжа, что воспитательная работа со студентами ведется систематически. Каждая группа совместно с куратором один раз в год разрабатывает и проводит большое мероприятие для всех студентов колледжа, т.е. есть возможность реализовать свои способности каждому студенту.
Все мероприятия носят воспитывающий характер и направлены на:
· социализацию личности студента (особенно 1-2 курсов), на адаптацию к новым условиям, самоопределение, улучшение духовного и нравственного климата в коллективе, сохранение культурных и национальных традиций молодых людей;
· создание условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, которые удовлетворяют потребности молодого человека;
· пропаганду педагогической профессии;
· воспитание свободной и жизнелюбивой, талантливой и активной личности, инициативного и самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина, проявляющего в реальной жизни доброту, честность, милосердие.
Таким образом, педагогический коллектив колледжа предоставляет студентам возможность выбора видов и форм творческой деятельности, дополнительного образования студентов во внеурочное время в работе органов студенческого самоуправления; в деятельности студенческих общественных объединений и организаций; в походах, разных массовых мероприятиях.
По результатам нашего исследования можно судить о том, что проблемы в колледже в воспитательной работе со студентами существуют, и над ними следует работать всему педагогическому коллективу, особенно кураторам, студенческому активу колледжа и групп.
Следует отметить, что в течение 2013-2014 учебного года проводилось много воспитательных мероприятий по плану колледжа и отдельным воспитательным планам кураторов групп.
Чтобы выявит эффективность данного плана работы, а соответственно и всех проведенных мероприятий, в апреле 2014 учебного года нами вновь проведено исследование по методикам Н.П. Капустиной «Диагностика уровня воспитанности обучающихся» и В. Урываевой «Диагностика эффективности воспитательной работы в учебном заведении».
Таблица 3
Показатели уровня воспитанности студентов педагогического колледжа
(апрель 2014 год)
№ |
Критерий/ утверждение |
Средний балл уровня воспитанности |
||||
1 курс |
2 -3 курс |
4 курс |
Средний балл |
Уровень воспитанности |
||
1 |
Эрудиция |
2,9 |
4,7 |
3,8 |
3,8 |
средний |
2 |
Отношение к труду: |
3,1 |
4,6 |
3,8 |
3,8 |
средний |
3 |
Я и природа |
3,2 |
4,3 |
3,8 |
3,7 |
средний |
4 |
Эстетический вкус |
2,8 |
3,6 |
3,8 |
3,4 |
средний |
5 |
Я и общество: |
3,0 |
4,1 |
3,6 |
3,5 |
средний |
6 |
Я (отношение к себе): |
3,1 |
4,7 |
3,7 |
3,8 |
средний |
Средний балл |
3,0 |
4,3 |
3,1 |
3,6 |
средний |
|
Уровень воспитанности |
средний |
выше среднего |
средний |
средний |
средний |
Вывод: Из таблицы №3 видим, что в колледже, как и в октябре 2013 года, преобладает средний уровень воспитанности студентов, (только студенты 2-3 курсов показали выше среднего уровня воспитанности) Обучающиеся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремятся уйти из – под педагогического контроля, не помогает преподавателям, не все студенты 1 курса понимают ценности получения профессионального образования. Такая позиция порождает узкий круг интересов, нередко проявляет отрицательное отношение к профессии при общем стремлении к учению. Личные интересы ставят выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними.
Выше среднего (хороший уровень) показали лишь студенты 2-3 курса (621 и 421 групп). Нравственные установки данных студентов соответствуют требованиям и морали общества. Студенты выборочно реагируют на педагогические требования и воздействия, сотрудничают с педагогом в той области, где совпадают общие и личные интересы, болезненно воспринимают замечания. В ситуациях, требующих напряжение воли, часто не доводят начатое дело до конца. Самовоспитанием занимаются не систематически, хотя и считают его необходимым для выбранной профессии.
2. Опросник В. Урываевой «Диагностика эффективности воспитательной работы в учебном заведении».
Таблица 4
Показатели уровня эффективности воспитательной работы в колледже
Уровень эффективности воспитательной работы |
||||
ЗВР |
Куратор |
|||
Курс |
Средний балл |
Уровеньразвития |
Средний балл |
Уровень развития |
1 |
4,7 |
высокий |
4,5 |
высокий |
2-3 |
4,3 |
высокий |
3,9 |
средний |
4 |
4,1 |
высокий |
3,9 |
средний |
Общий итог |
4,3 |
высокий |
4,1 |
средний |
Вывод: Из таблицы 4 видим, что студенты всех курсов оценили уровень организации воспитательной работы в колледже заместителя директора по воспитательной работекак высокий, а кураторов групп как средний (за исключением студентов 1 курса).
Далее нами проведен сравнительный анализэффективности воспитательной работы в колледже за учебный год.
Таблица 5
Сравнительные показатели эффективности воспитательной работы в колледже в октябре 2013 и апреле 2014 год
Курс |
Уровень эффективности воспитательной работы |
|||
Заместитель директора по ВР |
Куратор группы |
|||
На октябрь 2013 года |
На апрель 2014 года |
На октябрь 2013 года |
На апрель 2014 года |
|
1 курс |
средний |
высокий |
средний |
высокий |
2-3 курс |
средний |
высокий |
средний |
средний |
4 курс |
средний |
высокий |
средний |
средний |
Общий итог |
Средний |
высокий |
средний |
средний |
Вывод: Из таблицы № 5 видим, что как и в октябре 2013 года, студенты всех курсов (за исключением 1 курса) оценили уровень воспитательной работы в колледже заместителя директора по воспитательной работе как высокий, а кураторов групп как средний (за исключением студентов 1 курса).
По результатам исследования можно судить о том, что проведенные в течение года воспитательные мероприятия практически никак не повлияли на повышение эффективности воспитательной работы в колледже, а соответственно и уровень воспитанности студентов, несмотря на то, что в колледже создана благоприятная воспитывающая среда для развития творчества и самореализации студентов.
Чтобы выявить, почему такая большая воспитательная работа, проведенная за год, не дала положительных результатов, мы провели опрос среди студентов 1-4 курсов по составленному нами опроснику «Недостатки воспитательной работой в колледже».
Опросник включал два вопроса:
1. Какие недостатки в воспитательной работе колледжа Вы можете отметить?
2. Каковы Ваши предложения по улучшению воспитательной работы в группе, в колледже?
Выявив такие недостатки, мы предложили студентам 3-4 курсов внести свои нами предложения по улучшению воспитательной работы в колледже.
Студенты выдвигают следующие предложения по улучшению воспитательной работы:
1. Разработать новую концепцию (систему) воспитательной работы.
2. Создать в колледже реально действующий орган студенческого самоуправления из активных студентов;
3. Привлекать к организации мероприятий большее количество студентов нового набора;
4. Выявлять таланты студентов нового набора;
5. Проводить больше познавательных мероприятий;
6. Использовать новые интересные формы работы;
7. Кураторам чаще обсуждать со студентами проблемы группы.
Массовое вовлечение студентов в процесс саморазвития осуществляется лишь при условии четко спланированной, интересной и разнообразной системы воспитательной работы при максимальном развитии активности, ответственности и самостоятельности.
Поэтому считаем, что необходимо пересмотреть Концепцию воспитательной работы в колледже и внести в нее коррективы, привлекая к работе активистов групп.
Литература:
1. Диагностика и коррекция психического развития молодежи / Под ред. Н.П. Капустина - Минск.: Университет, 1997. – 237с.
2. Мостовая, Е.Б. Ценностное создание студенчества. – ЭКО, 1994. - №11. - с. 79 - 89.
3. Кузнецов, А. А. и др. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа) // Информатика и образование. – М., 2005. № 1. – С. 15-25.
4. Чернышов, А. Н. Студенческое самоуправление: социально-психологические аспекты. – Воронеж, 1990.