В данной работе на основе изучения событий русско-японской войны 1904-1905гг и анализа плакатов, лубков того времени, оценивается влияние визуальной пропаганды на зрителя. Исследование ведется через рассмотрение таких характеристик плакатов как колорит, средства выразительности, контраст, использование пространства и формы, образность, конструктивность. В данном исследование акцентируется особое внимание на взгляды Японии и России на события войны, которые в полной мере нашли выражение в изобразительном искусстве начала 20-го века.
Ключевые слова:плакат, информация, информационное воздействие, информационная безопасность, информационная политика.
Мы вступили в эпоху информационных технологий, в которой мощные потоки информации создают новые возможности для развития личности, появления новых профессий. В тоже время информация становится не только фактором производства и социального развития, но и средством манипулирования сознанием людей. Поэтому особую остроту приобретает проблема формирования информационной безопасности, способствующей вырабатыванию у населения механизмов защиты от вредоносной информации и созданию необходимых образов в массовом сознании.
В нашей стране имеется опыт проведения информационной политики, способствовавшей мобилизации населения, формированиюправильных типажей и имиджей в обществе. Один из них был связан с русско-японской войной 1904-1905 гг. Она занимает особое место в цепи исторических событий, косвенно она продолжает оказывать влияние на многие события сегодняшних дней, став важным фактором формирования имиджа Японии и России, а также одним из ключевых моментов в развитии отношений этих стран. Следовательно, тема исследования является актуальной.
Как известно, первыми предвестниками начинавшейся в конце 19 в начале 20 века борьбы за передел мира стали локальные конфликты: испано-американская война 1898г., англо-бурская война 1899-1902 гг. и русско-японская война 1904-1905гг.
На Дальнем Востоке интересы России столкнулись с политическими амбициями нуждающейся в колониях Японии. Однако к обострению отношений с восточным соседом правительство Николая II было не готово. И хотя шло интенсивное строительство железных дорог, в целом регион был слабо населён, а промышленность и сельское хозяйство недостаточно развиты. Кроме того, Россия недооценивала Японию, не считала её серьёзным противником, и подготовка к войне велась медленно, что сказалось и на информационной политике. В частности население России не было информировано о противнике, позиция ее правительства по спорным вопросам не была представлена в зарубежных СМИ.В то время как японцы ещё задолго до начала вооруженной стадии конфликта вели активную пропаганду в западных печатных изданиях, направленную на формирование у мирового сообщества образа Японии, как страны высоких традиций и искусства, не обладающей военным потенциалом.
С началом боевых действий основной целью русской пропаганды того времени было формирование представлений о противнике, так как население не знало врага. Для народа России война оказалась совершенно неожиданной и непонятной, особенно в провинциях, удаленных от восточных границ империи.
Учитывая высокую неграмотность населения, особое место в информационной политике царского правительства сыграли визуальные средства – плакаты и открытки. Большинство российских плакатов времен русско-японской войны относились к жанру «лубок», как наиболее понятный, доступный и созвучный мировоззрению крестьянских масс. Адресованные малограмотному населению лубки-плакаты представляли исключительно официальную (правительственную) точку зрения на войну и веру в победу, что было особенно эффективно в начале боевых действий.
Обычно японцы на русских плакатах выглядели глупыми и слабыми, смешными противниками, разделаться с которым проще простого. Ярким примером подобного плаката является произведение под названием«Боевая песенка донцов».
На плакатеказак в косматой папахе, спуская японцу штаны и нахлёстывая его нагайкой, назидательно произносил: «Берегите свою желтую шкуру». Эта сцена показывала, с какой лёгкостью русские били врагов под Порт-Артуром. В тоже время, лицо японца имело отталкивающее выражение, скорее напоминавшее какого-то зверя, чем человека. Широко открытый рот, оттопыренные уши, раскосые глаза, жёлтый цвет лица – всё это вызвало негативные эмоции у зрителя и способствовало закреплением за противником презрительного прозвища «макаки».
Среди русских художников основой для создания плакатов также служили отношения Японии со странами-партнёрами в войне. Идея таких плакатов была рассчитана на то, чтобы «вбить клин между союзниками», открыв глаза японцам на реальность происходящего, на то, что союзники используют их в своих корыстных целях. Ярким примером служит плакат «Атака на Порт-Монэ», в котором применён образ Гулливера, выступающего карикатурным образом Америки – дядюшки Сэма. В данной работе изображено, как маленькие японцы пытаются хитростью вытащить деньги из кошелька Америки. Также двусмысленное название – «Атака на Порт-Монэ» или «Атака на Порт-Артур» – подкреплялось в плакате традиционным для лубкового искусства стихотворением.
В ходе исследования были выявлены следующие характерные особенности визуальной русской пропаганды времён русско-японской войны:
– преобладание сатирических и символических изображений, которые были выполнены в стиле народного лубка, с типичными яркими красками, неловкими позами и грубоватым юмором;
– использование приёма обратной перспективы и ярко выраженного контраста, подчёркивавшего превосходство русской армии и флота России над Японией.
Плакаты и лубки сыграли немалую пропагандистскую роль в формировании общественного мнения, воодушевляя русский народ на защиту своих интересов, осмеивая и осуждая японский милитаризм.
С японской стороны, в отличие от России, развёрнутая имиджевая война имела целый ряд особенностей.
Во-первых, Япония, ориентирующаяся на вхождение в круг признанных мировых держав, вынуждена была сохранять «европейское лицо», в связи с этим, японские пропагандисты изображали врага в соответствии с европейскими условиями. Например, на переднем плане одного из плаката изображён японский солдат, который, не применяя огнестрельного оружия, практически голыми руками, справился с двумя русскими солдатами одновременно. Нарисованный японец крепкого телосложения, выше и больше русских солдат, с европейским лицом, в то время как русские солдаты, напротив, худощавы, немощны и беспомощны.
Во-вторых, в своих плакатах японцы часто использовали идею противостояния молодой цивилизованной Японии с дряхлой и варварской Россией.
Третья особенность японской пропаганды – акцент на международные средства массовой информации, что было вызвано желанием приобрести влиятельных друзей-союзников в борьбе, в отличие от русской пропаганды, направленной на внутреннего потребителя-население страны.
Один из самых широко используемых пропагандистских приемов, не оставляющих никого равнодушными – это сексуальная тематика.В некоторых плакатах японцы открыто выражали свои идеи, не стесняясь и не ограничивая себя в выражении мысли, как например, на плакате, изображающем эротическую сцену гомосексуального характера. Главной задачей данного изображения было унизить русскую армию, как в физическом плане, так и в моральном.
Можно сказать, что японская пропаганда имела больший успех и влияние на зрителя, чем русская, так как была в основном направлена на то, чтобы удержать и повысить авторитет страны на международной арене. Плакаты военного периода без сомнений являлись оружием воздействия на сознание, обладали определенным содержанием, воздействовавшим на умы народных масс, формировали общественное мнение, помогали противодействовать пропаганде противника, отражали военные события в выгодном и удобном правительству свете.
Итоги русско-японской войны не были утешительными ни для России, ни для Японии. Война подтолкнула Россию на путь преобразований и дальнейших революционных изменений, обострив множество проблем и противоречий, присущих самодержавной власти. Для России проигрыш в русско-японской войне стал большим ударом не столько в экономическом и демографическом плане. В ходе конфликта был практически уничтожен Тихоокеанский флот России. Была остановлена экспансия России на Восток. Поражение показало слабость царской политики, что в определенной степени способствовало нарастанию революционных настроений.
Японии данная война также принесла многочисленные потери, как и России, но при этом она выиграла её, получив южную часть Сахалина, Порт-Артур и железную дорогу до станции Чанчунь в Китае.
Однако обе стороны по-разному оценивали результаты войны, что также нашло своё отражение в плакатах того времени.Например, серия японских плакатов, на которых изображен сюжет, как японские войска завоевывают весь Дальний Восток и Сибирь. Композиция, колорит и сюжет данных работ отражают стремление японцев завоевать плодородные и обширные земли России.Японские солдаты изображены сильными и могущественными, подробно прописаны мелкие детали их обмундирования, в то время как русские солдаты изображены трусливыми, низкорослыми, неорганизованными. Вся серия плакатов создаёт впечатление, что японская армия без особого труда может захватить территории России и выиграть войну.
Представляли свою победу и русские. Примером этому служит плакат «Японская победа», который подводит итоги войны. Как известно, Япония выиграла эту войну, но на плакате мы видим поражённых, оставшихся без ничего японцев, и утешающих их американских друзей. Русские со свистом выгоняют японцев обратно к себе домой. Мы видим, что в Японии висит российский флаг. Всё происходящее не отражало реальных событий, но возможно, демонстрировало реваншистские настроения русского общества.
Таким образом, в период русско-японской войны была предпринята одна из первых крупномасштабных попыток целенаправленного формирования общественного мнения, создание в общественном сознании позитивного образа войны; основным каналом для этого послужила пресса. Российская сторона пыталась представить войну как победоносную и героическую, а все сопутствующие неудачи – как временные, незначительные, либо предусмотренные стратегическим планом командующего. Но в итоге, такая политика оказалась гибельной в стратегическом плане, так как привела к полному падению доверия к власти и нежеланию общества нести жертвы «во имя победы».
Японская же сторона сделала акцент на традиционных изобразительных средствах, но принесла в них новое содержание: европеизация, акцент на международное СМИ. Пропаганда страны восходящего солнца была более успешной, так как подкреплялась и боевыми успехами.