Проблема формирования опыта полоролевых отношений в подростковом возрасте в настоящее время приобретает особую актуальность в силу следующих обстоятельств. Во-первых, в условиях усиления духовного кризиса, утраты нравственных ориентиров становится очевидной тенденция разрушения культурных традиций, переориентации ценностей молодежи с духовных на материальные, прагматические. Многие традиционные ценности, включая ценности семьи, детско-родительские, полоролевые отношения, отношения супружества, претерпевают значительные изменения. Существенным является и тот факт, что на процессы социализации серьезное влияние оказывает информационная среда, которая навязывает общественному сознанию определенные стереотипы мужского и женского поведения: «моделей», «секс-символов», «крутых парней», «светских львиц», «звезд» и т. п. Информирующая среда ориентирует сознание развивающегося человека на освоение данных стереотипов поведения.
В настоящее время наблюдается тенденция разрушения главной функции женщины — функции матери. Вступая в брак, молодые люди слабо представляют, какие должны быть взаимоотношения между ними, какие должны быть модели поведения, поступки, роли, позиции.
Мать для ребенка — основа его полноценного психического развития и становления как личности. Современные исследования показали, что «материнская депривация» ведет к разрушению у ребенка базового доверия к миру, порождает страх, агрессивность, недоверие к людям, к самому себе, приводит к возникновению у него таких заболеваний, как психопатия, депрессия и т. д. Поэтому от правильного воспитания будущей женщины-матери по большому счету зависит гармоничность будущего общества.
В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Отрадное» мы несколько лет реализуем программу «Только для девочек». К нам на реабилитацию поступают подростки, как правило, с мало выраженным гендерной самосознанием.
Наша программа направлена на формирование и повышения уровня гендерной социализации девочек-подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи программы:
- Знакомство девочек-подростков с особенностями формирования женского организма. Закрепление правил личной гигиены.
- Формирование навыков здорового образа жизни и осознанного, ответственного поведения с определением ценностей и приоритетов.
- Развитие личностного потенциала девочек с формированием адекватного позитивного представления о себе и других людях, конструктивных способов общения с адаптацией к реальным условиям жизни.
- Формирование навыков ведения домашнего хозяйства.
- Улучшение детско-родительских отношений. Формирование знаний об основных семейных отношениях и ценностях.
1. На диагностическом этапе работы нами обязательно используются анкеты и опросники, анализ которых помогает нарисовать общую картину уровня готовности девочек-подростков к позитивной семейной жизни.
2. Основной этап. Реализация программы с девочками-подростками группы.
3. Заключительный этап. Подведение итогов работы по программе.
Таблица 1
Мониторинг уровня развития девочки «до» и «после» реализации программы «Только для девочек» осуществляется посредством следующих опросников, анкет и т. д.
Критерии |
Высокий уровень (3 балла) |
Средний уровень (2 балла) |
Низкий уровень (1 балл) |
Представления о здоровом образе жизни |
Имеет устойчивые навыки личной гигиены; владеет полной информацией о вредных привычках и не имеет их; придерживается здорового образа жизни |
По мере возможности соблюдает личную гигиену; следит за своим здоровьем; знает о вредных привычках и здоровом образе жизни, но устойчивые навыки не сформированы |
Имеет отрывочные представления о вредных привычках и здоровом образе жизни; не следит за состоянием своего здоровья |
Адаптация в социуме |
Девочка-подросток чувствует себя раскованно, активна, обладает высоким социальным интеллектом, проявляет самостоятельность |
Девочка-подросток ведет себя адекватно в непривычной для себя ситуации, самостоятельна по возрасту, присматривается к новой обстановке |
Девочка-подросток подвержена негативному влиянию, скованна, держится обособленно, низкая социальная осведомленность, пассивна, не знает, как себя вести; демонстрирует свою распущенность |
Навыки общения |
Девочка-подросток легко идет на контакт, словоохотлива, раскрепощена, легко задает вопросы, самостоятельна в выборе друзей, отзывчива, имеет навыки бесконфликтного общения |
Девочка-подросток сама инициативу к взаимодействию не проявляет, но охотно поддерживает обращение. Избирательность контактов |
Девочка-подросток проявляет настороженность, замкнута, немногословна (на вопросы отвечает односложно). Вспыльчива, импульсивна, сторонится сверстников |
Навыки безопасного поведения |
Высокий самоконтроль, выстроены рамки «можно и нельзя», на какие-либо действия спрашивает разрешение, имеет устойчивые навыки безопасной жизнедеятельности |
Демонстрирует общее принятие правил, возможна некая избирательность форм проявлений, придерживается режима и общих норм поведения, направленность на избегание неудач |
Несформированность норм и правил поведения, систематическое нарушение правил, не выстроены рамки дозволенности |
Социально-бытовые навыки |
Девочка-подросток полностью обслуживает себя сама, имеет эстетический вкус, опрятна, имеет представления о ведении домашнего хозяйства, проявляет полную самостоятельность в быту |
Самообслуживание в соответствии с возрастными нормами, возможна организационная помощь взрослого |
Навыки самообслуживания не сформированы, нет опыта самостоятельной жизни |
Представление о семье |
Имеет устойчивые знания, что семья — это союз мужчины и женщины, важнейшей задачей семьи является рождение и воспитание детей, понимание гендерных ролей |
Ребенок имеет неправильное представление о семье |
Знания о семье не сформированы, девочка-подросток имеет отрывочные знания в воспитании детей, о гендерных ролях |
Другие методы диагностики — тестирование (тест «Моя семья», тест «Рисунок семьи»), методика Рокича, методика Рене Жиля, рисуночные методики «Моя семья» и «Семья, которую хочу» и т. д. На основе полученных данных заполняется таблица, выставляются баллы по уровню информированности каждой девочке, затем по каждому из указанных параметров выводится средняя оценка, показатель которой заносится в график в соответствующей точке. Аналогично строятся графики по результатам промежуточной и выходной диагностики. В результате получается график, наглядно демонстрирующий результативность проведённой работы.
Эффективность реализации программы «Только для девочек» может быть представлена в виде таблицы или диаграммы.
Таблица 2
Критерии |
Представ- ления о здоровом образе жизни |
Адаптация в социуме |
Навыки общения |
Социально- правовая компетентность |
Навыки безопасного поведения |
Социально-бытовые навыки |
||||||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
|
Средний балл |
1,4 |
2,7 |
1,5 |
2,7 |
1,5 |
2,8 |
1 |
2,4 |
1 |
2,3 |
1,7 |
2,9 |
Общий средний балл |
1,3 |
2,6 |
Результаты работы могут быть представлены в форме диаграммы.
Анализ полученных данных в нашем случае показывает отчётливую положительную динамику в повышении уровня гендерной социализации девочек-подростков, что не исключает необходимости дальнейшего совершенствования программы с учётом активно меняющихся социальных реалий.
Литература:
1. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. — М., 2000
2. Зинченко В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. — М.: Новая школа, 1997
3. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. — М.: Педагогика, 1991
4. Основы гендерной педагогики. — М., 2001