Проектно-исследовательская деятельность в школе становится важным элементом любого урока. Она всегда личностно ориентирована (каждому ребенку предоставляется индивидуальное задание), характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения (исследовательская работа, поэтапное выполнение заданий); позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах (может быть рассчитана на продолжительный период, например, на учебный год), позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда [1].
Использование метода проектирования позволяет учащимся приобретать умения и качества, необходимые человеку 21 века: ответственность и адаптивность, коммуникативные умения, творчество и любознательность, критическое и системное мышление, умение работать с информацией и медиасредствами, межличностное взаимодействие и сотрудничество, умение ставить и решать проблемы, направленность на саморазвитие, социальная ответственность [1].
В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия.
Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс предпрофильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности [1].
В процессе проектной деятельности учащихся решаются все учебно-познавательные задачи, направленные на приобретение новых знаний и умений, путем поиска способов, методов решения, при реализации которых используются все мыслительные операции, осуществляющие установление связей и отношений, доказательства и обобщение данных, развивается творческое мышление.
При изучении русской литературы проектная деятельность приобретает особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла, прослеживаются метапредметные связи [1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) подчеркивается, что «понимать литературу как вид искусства в соотношении взаимосвязи с другими видами искусства (музыкой, театром, живописью, кино) помогают опыт анализа и интерпретации художественного произведения как художественного целого, концептуальное осмысление его в этой целостности и взаимосвязях с культурной средой, взгляд на его поэтику, как на воплощение своеобразия авторской личности и художественных тенденций эпохи».
Виды проектов
Практически — ориентированный проект
Цель: создание презентаций, газет, клипов, тестов и других материалов, которые могут быть использованы учителем на уроках. Примером такой работы может быть долгосрочный проект «Дети войны — глазами детей». Проект рассчитан на учащихся 5–11 классов. Важной особенностью любого проекта является сплочение детского коллектива, воспитание толерантности. Педагогический коллектив, работающий над созданием данного проекта, должен помнить, что в классе учатся дети разных национальностей. Каждый народ внес свой вклад в развитие исхода событий Великой Отечественной войны.
Задачи проекта: 1.Самостоятельно изучить (спросить у родственников), сфотографировать (найти в Интернете) и описать места, где происходили военные события, в которых участвовали родственники. 2. Узнать, как сохраняется культурное наследие в моем городе, как увековечена память о героях Великой Отечественной войны в моем городе, районе. 3. Исследовать жизнь отдельно взятого человека в истории России. 4.Попытка реконструкции важных эпизодов Великой Отечественной войны (изготовление одежды, оружия), испытание различных версий сражения, описанных в литературных источниках.
Исследовательский проект
Тема: «Создание образа русского солдата в русской литературе и искусстве»
Цели: 1.Подготовить учащихся к восприятию художественных произведений, которые будут изучаться в курсе литературы 5 -11 классов, на примерах показать значение образа русского солдата в развитии русской литературы и искусства. 2.Познакомить учащихся с творчеством представителей различных искусств XII — XXI века (литература, театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура), с их вкладом в создание образа России и русского солдата, воина.
Важное условие, которое ставит учитель литературы при реализации исследовательского проекта, экскурс по темам уже изученным. Учащиеся вспоминают все произведения на тему войны, которые уже изучались, и знакомятся с новыми произведениями. Учитель готовит вопросы, помогающие ребенку найти соответствия в произведениях разных авторах по данной проблеме. Одним словом, учитель составляет вопросы таких образом, чтобы участники проекта могли применить приемы сравнительного анализа произведений.
Задачи: 1.Формировать потребность в усвоении высоких культурных и духовных ценностей.2. Воспитывать патриотические чувства учащихся, гордость за свою страну.
Результатом проектной деятельности является создание исследовательской работы и презентации, которая может быть использована на обзорном уроке, предваряющем изучение творчества писателей, воссоздающих или дополняющих образ русского солдата. Учащиеся делятся на группы по интересам («художники, музыканты, театралы, архитекторы, литераторы»).
Творческий проект
Тема: «Образ русского солдата в стихотворениях писателей XIX- XXIвека»
Цель: 1.Приобщить учащихся к русской поэзии, к системе моральных ценностей, накопленных веками.
Задачи: 1.Познакомить детей с поэзий, в которой воспевается русский воин, через лирику показать трагизм войны, мощь русского народа. 2.Формировать потребность в усвоении высоких культурных и духовных ценностей. 3.Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (взаимопонимания, культурного общения, веры в созерцательные силы человека, трудолюбия, патриотизма, чести и достоинства человека). 4.Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, ветеранам Великой Отечественной войны. 5.Учащиеся заучивают стихотворения, подбирают музыкальный материал (военные песни), видеоматериал (кинохроника, военные фильмы), пишут сценарий.
Принято решение о проведении мероприятия «70 лет разгрома немецко-фашистских войск под Москвой», на которое были приглашены ветераны Великой Отечественной войны.
Ролевой (игровой) проект.
Воссоздание «живой картины» времени к уроку в 10-ом классе по теме «Война и мир. Жизнь мирного населения и солдат во время войны».
Создается ситуация: показывается влюбленность героев (он и она), внезапно меняется картина (под гул самолетов, пулеметные очереди солдаты уходят на фронт). Она провожает его на войну; следует показать жизнь его (отдельно на поле боя) и её в ожидании своего любимого.
Учащиеся должны показать внутренний конфликт героев (служение государству и верность любимому человеку, чувство долга и чувство любви).
Этапы проектной деятельности
1. Поисковый этап (до формулировки проблемы). На этом этапе в ходе совместных обсуждений вскрываются исходные лично значимые школьником вопросы (история родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне), фиксируется проблема, ее актуальность, предмет исследования, цель проекта, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата. Педагог выступает в роли консультанта, помогает в поиске информации, ее анализе, структурировании. [1]
2. Аналитический этап (до составления плана деятельности включительно). Этот этап включает в себя поиск средств самообразования: образовательные ресурсы как школьные (возможности учебного предмета, учителя как консультанты), так и не связанные с учебным заведением (библиотека, Интернет, СМИ и др.). Осуществляется следующая деятельность: поиск информации и составление плана деятельности, уточнение намеченных целей и задач, сбор информации и обмен ею с другими лицами. [1]
3. Практический этап (реализация плана деятельности). На данном этапе работы над образовательным проектом происходит осознание собственной компетентности и успешности в образовательном процессе. [1]
4. Презентационный этап(презентация продуктов самообразования). Этап предусматривает осознание значения полученных результатов, определения способов использования достигнутых в ходе разработки и реализации образовательного проекта результатов, осознание и формулирование новых целей самообразования. Это достигает путем использования таких приемов, как групповая и индивидуальная рефлексия. Подготовка и обобщение материала для презентаций, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Функция учителя — объяснить учащимся проектной группы основные правила ведения дискуссии и делового общения. [1]
5. Контрольный этап. Непосредственный результат, выражающийся во владении учащимися определенным набором способов деятельности ходе разработки и реализации образовательного проекта (компетентность). Формами предъявления выполненного задания или отчетности могут быть публикация, буклет, презентация, веб-сайт, альбом, альманах, газета, сценарий видеофильма, репортаж, программа праздника, театральная постановка и т. д. [1]
Элементы практически-ориентированного проекта
(«Книга памяти», работы учащихся ГБОУ СОШ № 262)
Мой прадедушка Саакян Мкртыч Егиазарович родился в 1901 году. Во время геноцида армян в Турции в 1915 году бежал из Османской империи вместе со своими братьями. Из семерых братьев выжил он один. В 1915 году он поселился в Грузии, где в 1917 году вступил в Коммунистическую партию. До 1937 года занимал руководящие посты в Компартии ГССР (Грузинская Советская Социалистическая Республика). В 1937 году попал под репрессии и был обвинён в троцкизме, посажен в Бутырскую тюрьму г.Москвы (следственный изолятор № 2 г. Москвы). В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, прадедушка был реабилитирован и отправлен на фронт на Крымский полуостров (Керченские катакомбы), где геройски воевал. Там же получил Орден Мужества. А в 1945 году дошёл до Берлина. После окончания войны прадедушка рассказывал моему отцу о всех ужасах войны, фашизма, о геройском подвиге Советского народа и о его глубоком уважении к русскому солдату!
Саакян Мариам, 11 класс
Мой прадедушка Чеботарёв Фёдор Петрович родился в 1910 году в Белгородской обл. (г. Новый Оскол, Яковлевский сельсовет). В 31 год стал участником Великой Отечественной войны. Он был командиром танкового подразделения. Бился с врагом на танке Т-34. В 1943 году был участником битвы на Курской дуге. Его танк во время тяжёлого боя подбили фашисты, танк загорелся. Все члены экипажа получили ранения, в том числе и мой прадедушка. Он оказался в госпитале. После того, как он поправился, его снова отправили на фронт. Когда он сидел в командном пункте вместе с другими командирами, к ним попал снаряд. Дедушка получил смертельное ранение. Он имел несколько орденов, один из которых Орден Красной Звезды. Ягоржусь своим прадедушкой!
Ерохов Илья, 8 класс
Мой прадедушка Миронов Кирилл жил в Домодедовском районе, посёлке Заря, прошёл всю Великую Отечественную войну и вернулся живым. На войне ему многое пришлось пережить. На мой взгляд, самой ужасное, что с ним произошло, это ранение, которое он получил в голову. Дедушка сутки ждал медицинской помощи, лежа в какой-то яме. Хорошо, что он не погиб, а выжил и дожил почти до восьмидесяти лет. Прадед даже после такого тяжёлого ранения продолжил защищать свою родину. После войны он остался восстанавливать Берлин, а бабушка Миронова Александра решила тоже не сидеть без дела и поехала восстанавливать Донбасс. Моя бабушка во время войны водила машину. Бабушка была смелой. Любовь бабушки и дедушки была настолько крепкой, что после возвращения на родину они поженились.
До войны дедушка рисовал картины и поступил в художественное училище. После войны он не бросил своё увлечение и продолжал рисовать. Картины были очень красивы. Чаще всего он рисовал пейзажи. Мне кажется, это является доказательством, что дедушку не сломила война.
Дедушка и бабушка получили много медалей и орденов, но это не главное, главное то, что они остались живы, что их любовь прожила всю войну.
Кисенко Дарья, 11 класс
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Большинство людей СССР, в том числе и мой прадедушка Стецурин Николай Иванович, ушли на фронт.
Его первый бой состоялся в Сталинграде. Он участвовал в боях за Киев, Ростов, Одессу и форсирование Днепра. Позже освобождал города Румынии и Болгарии. Он стал старшим лейтенантом и командиром разведроты. Его назначили комендантом небольшого городка под Бухарестом, там для него и закончилась война. По окончании войны он вернулся домой.
За время войны у него было 4 контузии и 3 ранения. Он получил около 15 медалей и орденов, одна из которых медаль «Героя Советского Союза».
Колчевский Николай, 6 класс
Моего прадедушку зовут Симонян Бабкен Карапетович. Во время Великой Отечественной войны доблестно сражался с врагом в звании капитана. У него много наград. Он много раз был ранен. В военные годы мая прабабушка работала в школе. Она преподавала русский язык и литературу. Моя бабушка и ее брат пережили много трудностей. Когда приходило письмо с фронта от их отца, они очень радовались. Для них это был счастливый день. По вечерам моя прабабушка перечитывала письма по много раз и говорила, что придет день, когда их отец вернется домой. В одном письме прадедушка пишет, что фотокарточка детей и документы спасли ему жизнь. Пуля прошла через них, но не дошла до сердца. И наконец, Победа! Но никаких вестей от прадедушки не было. Только через год он вернулся домой и рассказал, что был ранен и долго лежал в госпитале. После войны они переехали в военный городок в Армении. Прадедушка был директором школы и преподавал математику. Он был честным и справедливым человеком.
Казарян Акоп, 8 класс
Моего прадедушку звали Иваном Григорьевичем Онищенко. Он родился 12 апреля 1924 года на Украине в Полтавской области. До сих пор стоит хата, где родился мой прадед. Я там бываю летом. Прадед ходил в этом селе в школу, которая, к сожалению, уже разрушилась.
Во время войны, когда немцы оккупировали Украину и вошли в село, прадед со своими друзьями партизанил, взрывал немецкие склады с боеприпасами. Скрывался он вместе со своими двоюродными братьями в лесу. Однажды их выследили и поймали. Прадеда, его друзей и подруг погнали в грузовике до самой Германии. Им было всего по 17 лет. Их заключили в лагерь для военнопленных. Через некоторое время одна немецкая семья взяла моего прадедушку работать в свой дом. Там он занимался сельским хозяйством, но еще и умудрялся помогать военнопленным в лагере. Он носил им хлеб, табак, картошку. Его поймали и били, но немецкая семья выкупила его.
В 1945 году всех военнопленных освободила Советская Армия и отвезла в Москву, где мой прадед и остался. До пенсии он работал шофером, после чего уехал на родину. Умер прадедушка в 1991 году на Украине. Когда я туда приезжаю, мы с бабушкой ходим на могилу моего прадеда и его родителей.
Мой прадед был мужественным, отважным, смелым человеком, горячо любившим сою Родину. Вечная память всем погибшим в годы войны!
Горд Стас, 8 класс
Мой прадедушка Капанцян Хачатур Карапетович родился 6 июня 1919 года в Гаваре (Армения), он участник Великой Отечественной войны. Он уже служил год в армии, когда началась война. Его отправили во Львов, где назначили пулеметчиком. В январе 1942 года он получил ранение в ногу, но после этого он продолжал воевать. Когда армия Львова решила сдаться, мой прадед бежал в Харьков и продолжил там воевать. В июне 1943 года он получил ранение в голову. Когда война закончилась, он вылечился и жил долго и счастливо. Сейчас ему 92 года. Я горжусь, что у меня есть такой прадед.
Мой прадед имеет ордена 1 и 2-ой степени, 70 лет Вооружённых Сил СССР, Орден к 50-летию Великой Отечественной войны. Он инвалид 2 группы, Ветеран труда.
Мартиросян Айказ, 8 класс
У меня были прадедушка и прабабушка. Я их не помню, но много про них слышал из рассказов своих родителей. Один дедушка Аркадий был инвалидом 1 группы. Пройдя войну от начала до конца, он ослеп. Он женился, будучи слепым, ни разу не видел свою жену Зою Афанасьевну и своих детей, но всегда ощущал их любовь. Его жена тоже воевала, имела награды. Она была во время войны пулеметчицей. Ещё один дедушка Карп Арутюнович (родился в г.Кисловодск 17 марта 1922- 2005 г.г.) закончил школу офицеров, служил в армии, откуда его забрали на Белорусский фронт. Он был старшим лейтенантом, пехотинцем, имел ранения, получил много наград. Его жена Надежда (1927–2008 г.г.) во время войны спасала раненых солдат. Мои родственники защищали нашу родину! Я ими очень горжусь!
Давитханян Артём, 6 класс
Мой прадедушка Однорог Константин Петрович (1925–1995) участвовал в обороне Сталинграда, служил в стрелковых войсках. Он попал в плен, позже организовал побег, неделю с товарищами скрывался. Они попали в село, где находилась часть, в которую их приняли. Также он воевал на Южном фронте, освобождал города.
Мой прадедушка по маме Пруднов Иван Дмитриевич (1924–1996) в 17 лет ушёл на фронт, попал в пехотные войска. Под Берлином его ранило, оторвало ногу 8 мая 1945 года. Прадед имел много наград. Он не любил рассказывать о войне. Его жена Пруднова Мария Михайловна родилась в Оренбурге. Работала в тылу, на военном заводе, заготавливала снаряды для фронта.
Однорог Игорь, 6 класс
Моим прадедушкой был Сущевич Георгий Михайлович. Он родился в 1908 году в городе Глуске (Белоруссия). Потом он переехал с семьёй в Москву. Когда он вырос, устроился на авиационный завод. В декабре 1941 года на территории завода № 22 в Москве (Фили) образован авиационный завод № 23, который до 1945 года производил бомбардировщики дальнего радиуса действия Ил-4 и фронтовые Ту-2. В 1961 году завод N23 стал называться Машиностроительным заводом имени Михаила Васильевича Хруничева. Во время войны завод был перемещён на Урал.
После окончания войны дедушка вернулся в Москву. В 1947 году он женился на моей прабабушке Поручкиной Анне Васильевне. Она родилась в Подмосковье. Когда она выросла, работала в почтовом отделении на станции Лось(Ярославское направление).
Мой прапрадедушка Шувалов Сергей Михайлович был военным инженером в звании капитана. Также был участником Гражданской и Великой Отечественной войны, имел награды (Орден Красного Знамени, Орден Красной Звезды). После ранения на фронте он работал в Кремле.
Моя прапрабабушка Шувалова Зинаида Ивановна во время войны рыла окопы. Работала на парфюмерной фабрике «Свобода».
Моя прабабушка Борисова Антонина Сергеевна работала с 17 лет в Кремле на узле связи в звании сержанта. В тылу она рыла окопы и рубила лес. После работы в Кремле она работала в КГБ, затем перешла работать в ГАИ, потом в НИИ МВД.
Мой прадедушка Ковалев Владимир Сергеевич во время войны (ему было 15 лет) работал на заводе. После окончания войны работал в милиции, окончил Высшую школу милиции. Получил звание полковника и должность начальника ГАИ Кировского района города Москвы.
Резчикова Света, 7 класс
Моего прадедушку звали Ефим Михайлович. Я его никогда не видела. Он родился в 1908 году в Липецкой области. Когда ему исполнилось 33 года, началась война. Он был эвакуирован в тыл, работал на заводе, на котором выпускали продукцию для фронта. Работа была трудной. Еды не хватало. В одни руки выдавался ограниченный кусок хлеба, трудовой паёк выдавался по карточкам. Карточки были введены ещё до начала блокады, 18 июля 1941 года, норма составляла 800 граммов хлеба. 2 сентября 1941 года нормы были снижены: рабочим и инженерно-техническим работникам — по 600 граммов, служащим — по 400 граммов, детям и иждивенцам — по 300 граммов.
Мой прадедушка дожил до 70 лет. Военные годы сказались на его здоровье. Он постоянно кашлял и был очень худой.
Диденко Анастасия, 8 класс
У меня был прадедушка. Его звали Василий Иванович. Ему было 86 лет. Он попал на войну, когда ему было 17 лет. Три месяца находился в запасном полку. Потом его отправили на фронт в артиллерийские войска. Он был рядовым. Воевал на Украинском и Белорусском фронтах. Был ранен, контужен.
Прадедушка рассказывал, что когда он со своими товарищами пришел в деревню, там оказались немцы. Завязался бой. Дедушка получил своё первое ранение. В этом бою он убил немецкого офицера. Деревня от немецких солдат была освобождена.
Таких боёв у него было немало. Я как-то спросила: «Дедушка, тебе было страшно?» Он ответил: «Война — это всегда страшно». Рядом с ним гибли его товарищи и сослуживцы. Никто из них не знал, наступит ли завтра. Но как бы там ни было, мой прадед освобождал Варшаву, дошёл до Берлина.
Каждый год 9 мая мы приезжали к нему и смотрели Парад Победы. Он вспоминал о том, как воевал; мы вместе смотрели фильмы о войне, а потом ходили гулять в парк «Кузьминки». У прадеда есть медали: Медаль за отвагу, за боевые заслуги, за взятие Берлина, за освобождение Варшавы и Орден Отечественной войны. Я очень люблю своего прадедушку и горжусь им.
Михейчева Саша, 8 класс
Моя прабабушка во время войны шила одежду солдатам, копала окопы в Московской области. Мой прадедушка работал на заводе им. М. В. Хруничева. На заводе изготавливали бомбардировщики и составляющие к ним. Прадедушка участвовал в конструировании самолётов. Аэродром находился на противоположном берегу Москвы-реки.
Вечная память
Настал 41-ый — проклятье пришло.
Киев бомбили...Участь его?
Но Вы прорывались,
Без страха шли в бой…
И немцев Вы гнали к Берлину долой.
Вы умирали — но всё же дошли,
Немцев разбили…Вы страх превзошли…
Георгиевская ленточка 9 мая ходит по улицам нашего края…
Медали как золото на солнце горят
Мы славим Отчизну, ушедших солдат…
Запомнили мы тот горестный день,
Навеки оставивший боль в сердце людей…
Егор Доморадов, 6 класс
Мой прадедушка Папижук Николай Дмитриевич родился в 1907 году в крестьянской семье в селе Головенка Житомирской области. До войны работал мастером участка в лесхозе. Прадедушка добровольцем ушёл на фронт. Воевал в составе 1-го Украинского фронта. В октябре 1944 года при освобождении Польши от немецко-фашистских захватчиков пал смертью храбрых при штурме Дуклинского перевала в ходе проведения Советской армией Карпатско — Дуклинской наступательной операции. Похоронен на воинском кладбище в г.Кросно (Польша).
Папижук Евгений, 8 класс
В октябре 1941 года в деревню Лапшинка Калужской области вошли немцы (12–15 человек). Они обосновались в доме моей прабабушки Лидии Дмитриевны. Находились до декабря 1941 года. Когда в деревню вошли наши войска, завязался жестокий бой. Немцев выбили из деревни. Моя прабабушка с мамой, сёстрами и братом укрывались в это время в окопе на огороде. Когда бой стих, они увидели, что дом сгорел. Сейчас моя прабабушка имеет несколько медалей узника Великой Отечественной войны.
Зуев Евгений, 6 класс
Моя бабушка Людмила Георгиевна родилась 24 февраля 1925 года. Бабушке было 16 лет, когда началась война. Старший брат и её сёстры ушли на фронт. Так как в тылу остались женщины и дети, они стали помогать Красной Армии. Всё взрослое население: женщины, старики и дети стали бойцами Народного фронта.
Тихонов Григорий, 6 класс
Я хотел бы рассказать о родственниках, которые воевали во время Великой Отечественной войны. У моей прабабушки со стороны отца был брат Павел. Он родился в Ленинграде. В юности он попал в разведчики в 1943 году. Он не вернулся живым, выполняя боевое задание с группой солдат.
Другая история очень печальна. Сына сестры моей прабабушки немцы распяли на берёзах. Мать, узнав о гибели сына, жестоком убийстве, не могла говорить, и седина проступила в её тёмных кучерявых волосах. Мой прадедушка ездил на грузовике по Ладоге и доставлял провизию на фронт.
Петушков Толя, 8 класс
Мой дедушка Юрьев Александр Григорьевич родился в 1921 году в г.Омске.
Он полковник в отставке, активный участник Великой Отечественной войны 1941–1945 г.г.
Службу в Вооружённых силах страны проходил с 1938 по 1961 год.
Воевал командиром взвода, роты разведки с 1942 по 1943 г. на Северо — Западном фронте. С марта 1943 года воевал в 4-ой Гвардейской десантной дивизии в должности командира автоматной роты, батальона. После разгрома фашистов под Курском в 1943 году участвовал в боях за освобождение Румынии, Венгрии, Чехословакии, Австрии.
Дедушка часто вспоминал: «Советские воины готовились к наступлению. Нужны были точные данные о противнике. Несколько разведывательных операций цели не достигли. Эта задача была поставлена мне. В разведку нас пошло 9 человек. Долго выбирали объект, весь день просидели в лесу. Заметили, что лучшим временем нападения будут минуты, когда меняется расчёт. Во время его смены удалось захватить немецкого ефрейтора, который дал ценные сведения о противнике. За эту операцию я был представлен к правительственной награде».
За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, награждён 8-ю орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, тремя орденами Отечественной войны 2 степени, двумя орденами Красной Звезды; медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги» и 18-ю юбилейными медалями.
После окончания войны был старшим группы на Семипалатинском полигоне, был награждён орденом Красной Звезды. Является ветераном подразделения особого риска.
В годы войны был несколько раз ранен, контужен. Инвалид 2 группы. Уволился в запас с должности начальника штаба полка. На протяжении ряда лет избирался в руководящие ветеранские органы района, города и части. Я горжусь своим дедушкой!
Юрьев Григорий, 6 класс
Мои прабабушка и прадедушка во время войны трудились в тылу. В эти нелёгкие времена они работали на заводе имени Хруничева в Москве. Здесь они собирали самолеты для фронта. Трудились они посменно. Я горжусь своими родственниками!
Иванов Егор, 5 класс
Моего прадедушку звали Быстров Юрий Васильевич. Он родился в Москве в 1925 году в семье учителей. У него было два брата, жили они дружно, всегда помогали друг другу. В 17 лет мой прадед поступил в технический институт. В этом же году началась война. В 18 лет его призвали в армию, где обучали саперскому делу. На протяжении всей войны он разминировал территории. За свои заслуги он получил множество медалей. На одном задании он был ранен, лишился зрения и правой руки.
Мой прадедушка был целеустремленным. До последних дней он был хорошим мужем, отцом и дедушкой. Я его очень люблю.
Тихонов Егор, 6 класс
Моего прадеда звали Маликов Александр Федорович. Во время войны он служил в морской авиации, защищал Советское Заполярье.
Моя прабабушка Нифонтова Евгения Владимировна жила в Ленинграде. Все 900 блокадных дней работала токарем на Путиловском заводе, делала гильзы для снарядов.
В конце войны прадедушка познакомился с прабабушкой, они поженились. Наша семья хранит память о тех, кого не сломала война, кто подарил нам великую радость — жизнь.
Денисова Анастасия, 6 класс
Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показывает свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы (анализ, обобщение, умение сопоставлять, делать выводы). Учащиеся смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской). [2]
Литература:
1. Чернова Татьяна Алексеевна. Проектная деятельность на уроках литературы как составляющая формулы роста творческого потенциала учащихся: http://ext.spb.ru/index.php/2011–03–29–09–03–14/99-student-work/3653–2013–10–17–16–53–45.html
2. Коротенко Ирина Борисовна. Проектная деятельность на уроках литературы: http://yanaschkola.yourtalent.ru/index/proektnaja_dejatelnost_na_urokakh_literatury/0–90