Ялтинско-Потсдамская система международных отношений: создание, развитие и прекращение ее действия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 15.07.2014

Статья просмотрена: 29151 раз

Библиографическое описание:

Кабардин, М. С. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений: создание, развитие и прекращение ее действия / М. С. Кабардин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11 (70). — С. 305-307. — URL: https://moluch.ru/archive/70/12063/ (дата обращения: 16.11.2024).

Рассмотрена концепция «Ялта-Потсдам»: начало функционирования международной системы, ее развитие, конец и последствия для мира.

Ключевые слова: концепция «Ялта-Потсдам», Ялтинско-Потсдамская система международных отношений, «Холодная война», международное сотрудничество.

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений — принятое в геополитике обозначение системы международных отношений, закрепленной договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференции. Данная система международных отношений просуществовала всю вторую половину XX века. Конференцию в Ялте можно считать началом формирования новой системы международных отношений. 4–11 февраля «Большая тройка» Сталин, Рузвельт, Черчилль, попытались прийти к соглашению о судьбе мира и в первую очередь Европы. Фактически было две основных проблемы: выбрать политический режим для освобожденных стран и провести их границы. Ялтинская декларация об «освобожденной Европе» была очень ясной, во всяком случае в отношении первого: освобожденные страны должны были сами выбирать правительства путем свободных выборов. Помимо этого, на конференции решалась судьба послевоенной Германии. Встал вопрос о совместной оккупации ее территории. Сталин настаивал на передачи СССР самой большой в Германии зоны оккупации, взамен же Советский Союз брал на себя обязательство разорвать пакт о нейтралитете с Японией и нанести удар по Квантунской армии, что отвечало интересам Рузвельта, так как это могло ускорить разгром Японии и значительно сократить людские потери США. На конференции было решено о суде над нацистскими преступниками, зачинщиками войны. После победы над Фашистской Германией страны антигитлеровской коалиции договорились организовать Контрольный Совет для проведения согласованной политики в отношении поверженной Германии. Также было оговорено об объеме репараций (около 20 миллиардов долларов, половина этой суммы причиталась СССР). Участники Ялтинской конференции заявили, что их непреклонной целью является уничтожить германский милитаризм и нацизм и создать гарантии того, что «Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир», «разоружить и распустить все германские вооружённые силы и навсегда уничтожить германский генеральный штаб», «изъять или уничтожить всё германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристическое влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа» [1]. Вместе с тем в коммюнике конференции подчёркивалось, что после искоренения нацизма и милитаризма германский народ сможет занять достойное место в сообществе наций.

В Ялте были сняты последние препоны на пути к созданию ООН. По предложению Ф. Рузвельта вводился принцип единогласия при голосовании в Совете Безопасности ООН. Учредительная конференция ООН должна была открыться в Сан-Франциско 25 апреля 1945 года, где должен был сформироваться Устав ООН. На повестке был обсуждён и извечный балканский вопрос — в частности, ситуация в Югославии и Греции. Считается, что ещё в октябре 1944 г. Сталин позволил Великобритании решать судьбу греков, в результате чего позднее столкновения между коммунистическими и прозападными формированиями в этой стране были решены в пользу последних [2]. С другой стороны, было фактически признано, что власть в Югославии получит Народная Освободительная Армия Югославии Иосипа Броз Тито, которому было рекомендовано взять в правительство «демократов». В итоговом счете, Ялтинская конференция, на которой ведущие страны мира положили начало формирования новой системы международных отношений. Была решена судьба послевоенной Европы, в особенности затронули такие важные вопросы, как судьба послевоенной Германии, польский вопрос и балканский, обсудили положение о Дальнем Востоке. Образована новая «Лига Наций» с новым названием ООН. Также было оговорено положение о послевоенном сотрудничестве США и СССР [3]. В принципе, Сталин и Рузвельт не отрицали такой возможности, но было ли это возможным?

Весьма неоднозначно все складывалось. С одной стороны, принятие на конференции согласованных решений показало возможность сотрудничества государств с различным общественным строем. Сложился крепкий союз против общего врага. В связи с тем, страны антигитлеровской коалиции начали думать о создании организации, способной предотвратить в будущем конфликты, подобные Второй мировой войне. С другой стороны, разделение Германии на зоны оккупации, раздел Европы на восток и запад провели линию будущих противоборствующих лагерей «холодной войны» — капиталистического и социалистического. Многополярность Версальско-Вашингтонской системы международных отношений сменилась биполярностью, которая сохранялась практически всю вторую половину XX века. С чем это было связано?

Впервые вопрос послевоенного урегулирования на высшем уровне был поставлен в ходе Тегеранской конференции 1943 г. [4], где уже тогда достаточно отчетливо проявилось усиление позиции двух держав — СССР и США, к которым все больше переходит решающая роль в определении параметров послевоенного мира. То есть, еще в ходе войны зарождаются предпосылки формирования основ будущего биполярного мира. В Ялте эта тенденция еще больше усиливается. Мощь этих двух государств была куда выше остальных стран. Важно отметить, что они обладали примерно равновеликой мощью и, таким образом, уравновешивали друг друга. В то же время они превратились в два центра притяжения, два полюса, на которые стали равняться другие страны. Стало очевидным, что только они в новом, послевоенном мире смогут диктовать свою волю, свои условия, определять его параметры. Об этом и говорили Рузвельт со Сталиным во время своих встреч в Ялте [5]. В итоге они договорились, что каждая из сверхдержав по справедливости должна иметь свою сферу влияния. Прежде всего, речь шла о Европе, ибо оба лидера тогда были твердо уверены, что будущее всего мира будет определяться именно там. Поэтому Старый Свет поделили на Запад и Восток. Впоследствии обе стороны будут упрекать друг друга в нарушении условий этого соглашения, но в силу равенства их возможностей оно оказалось очень прочным.

Конференция в Потсдаме открылась 17 июля 1945 года. Эта конференция стала еще одним витком в развитии новой системы международных отношений. С разгромом Германии Вторая мировая война не закончилась, но уже было абсолютно ясно, на чьей стороне будет победа и кто будет диктовать условия мирного урегулирования. Конкретизировать их предстояло главам государств «большой тройки». Данная конференция отличалась несколькими особенностями:

1.                  Персональный состав «большой тройки» поменялся. Ф. Рузвельт еще 12 апреля 1945 года скончался — президентом США стал Г. Трумэн. Помимо этого, в разгар конференции в Англии прошли выборы, которые У. Черчилль проиграл. Его преемником стал лидер лейбористов К. Эттли. И. В. Сталин единственный, кто сохранил все свои посты и полномочия на конференции;

2.                  США изменила баланс военных сил в свою пользу, разработав ядерные бомбы, которые она продемонстрировала на Японии 6 и 9 августа. Отсюда можно взять старт в гонке вооружений (одна из причин «холодной войны»).

Участники конференции изъявили желание сотрудничать в послевоенном мире. Сталин подтвердил готовность Советского Союза вступить в войну с Японией. Было принято решение о создании Совета министров иностранных дел (СМИД) из представителей 5 держав (США, СССР, Англия, Франция, Китай). Именно этому органу, а не ООН, было поручено готовить мирные договоры с бывшими вражескими государствами. Наконец, был одобрен документ с достаточно сложным названием «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период». К числу таковых было отнесено пять принципов: денацификация, децентрализация, демилитаризация, декартелизация и демократизация. Это означало, что ликвидировалась вся германская военная промышленность, запрещалась деятельность германской национал-социалистической партии и нацистской пропаганды, наказание военных преступников, виновных в мировой войне.

Германия потеряла территории Восточной Пруссии, Силезии, Западной Пруссии и две трети Померании. Эти территории обладали развитым сельским хозяйством и мощным промышленным комплексом (Верхняя Силезия считалась вторым по величине центром немецкой промышленности). Большая часть, отторгнутых Германией, территорий отошли Польше. СССР же себе забрал Кенигсберг и одну треть Восточной Пруссии. В итоге эта территория стала Калининградской областью РСФСР.

Такими образом, вот что мы имеем. Система международных отношений, сложенная за февраль-август из двух конференций: Ялтинской (Крымской) и Потсдамской, начала свою работу.

У данной системы международных отношений выделились некоторые особенности, а именно:

1.                  В мире сложились два центра, две сверхдержавы: США и СССР. Заметно ослабли позиции Франции и Англии. Их к статусу великих держав причисляли теперь лишь из традиций. Зато позиции Китая укрепились на международной арене. Однако до завершения гражданской войны, его считали великой державой лишь номинально. Такие перемены на международной арене свидетельствовали о крахе европоцентризма. Международная система стала общемировой и глобальной;

2.                  Появление такой организации, как ООН. Один из центральных элементов Ялтинско-Потсдамской системы, становилась главным механизмом координации усилий с целью исключения из международной жизни войн и конфликтов путем гармонизации отношений между государствами и создания глобальной системы коллективной безопасности. Послевоенные реалии, непримиримость конфронтационных отношений между СССР и США значительно ограничили возможность ООН реализовать свои уставные функции и цели. Главное задание ООН преимущественно сосредоточивалось на предупреждении вооруженного столкновения между СССР и США как на глобальном, так и региональном уровнях, то есть на поддержании стабильности советско-американских отношений в качестве основной предпосылки международной безопасности и мира в послевоенное время. Это говорило лишь о том, что, несмотря на возложенные на эту организацию обязанности, ООН не редко подводила и не могла сдержать многие конфликты, которые разжигались в мире на региональном мире (Вторая «Лига Наций»);

3.                  Послевоенная судьба Германии и Японии. Германия потеряла больше территорий, чем имела в 1937 году. Несмотря на договоренность не делить Германию, два противоборствующих лагеря пошли на это, ввергнув эту страну в 40 лет трагедии целого народа. Лишь только в 1990 году удалось объединить эту страну вновь. Однако странам антигитлеровской коалиции удалось искоренить нацистскую пропаганду. Прошел Нюрнбергский процесс с декабря 1945 года по октябрь 1946 года, суд над руководителями Третьего рейха. Видные фашистские деятели были признаны виновными в развязывании Второй мировой войны и были приговорены к смертной казни, остальные — к пожизненному заключению.

4.                  Послевоенная биполярность имела форму политико-идеологического противостояния, идеологической конфронтации между «свободным миром» стран западной демократии во главе с США и «социалистическим миром» во главе с СССР. США хотели установления в мире американской гегемонии под лозунгом «Рах Americana», СССР — утверждал о неотвратимости победы социализма в мировом масштабе. Идеологическая конфронтация, «борьба идей», приводила к взаимной демонизации противоположной стороны и оставалась важной чертой послевоенной системы МО. Советско-американское противостояние выглядело в первую очередь как соперничество системы политических и этических идеалов, социальных и моральных принципов;

5.                  Ялтинско-потсдамский порядок не имел крепкой договорно-правовой базы. Договоренности, которые легли в основу послевоенного порядка, были или устными, официально не зафиксированными, или были закреплены преимущественно в декларативной форме, или же их полноценная реализация была заблокирована в результате остроты противоречий и конфронтацией между основными субъектами послевоенных международных отношений.

Система проработала практически всю вторую половину XX века, обеспечивая в мире некоторый баланс, но в конце концов, как и любой механизм, у которого истек срок годности, Ялтинско-Потсдамская система прекратила свою работу. Процесс развала Ялтинско-Потсдамской системы начался с окончанием «холодной войны». Политика М. С. Горбачева, связанная с «перестройкой», «гласностью» и «новомышлением», была направлена на уступки капиталистическим странам, притом уступки были в одностороннем порядке. Именно поэтому по сей день США считают, что победа в «холодной войне» одержали они. Несмотря на проигрыш в «холодной войне» Советского Союза, ее окончание означало конец конфронтации, гонки вооружений, вмешательства во внутренние дела Восточноевропейских государств, а отсюда следует, что закончилось противоборство двух лагерей — капиталистического и социалистического, в связи с развалом последнего лагеря. Конец биполярности, порожденной Ялтинско-Потсдамской системы. Но, решающей стадией стал развал СССР, а именно Беловежское соглашение 8 декабря 1991 года [6], поменявшее положение в мире. Вместе с Советским Союзом канула в лету и Ялтинско-Потсдамская система международных отношений.

Возможно ли было сохранить данную систему международных отношений? Если представить себе, что не было Беловежского соглашения и Советский Союз не развалился в 1991 году, то все равно Ялтинско-Потсдамская система не смогла бы функционировать долго, ведь она создавалась при других условиях, когда Советский Союз был в «ежовых рукавицах» Сталина и представлял угрозу для капиталистического мира.

Дело в том, что концепция «Ялта-Потсдам» функционировала всю вторую половину XX века, исправляла недостатки прежнего мира и прежней системы, стирала пережитки прошлого, но, в конце концов, данная система сама порождала новые трудности и создавала недостатки. В итоге, к концу XX века система устарела и не могла более соответствовать требованиям современного мира. Именно поэтому Ялтинско-Потсдамская система международных отношений не могла сохраниться, так как она уже не соответствует современности. Мир перестал быть биполярным, мы живем в век глобализации и интеграции, и для поддержания нового мира нужна новая система, сформированная из опыта прошлых лет, но при этом адаптированная под нашу современность.

Литература:

1.                  Всеобщая история / С. В. Новиков, А. С. Маныкин, О. В. Дмитриева, М., 2012.

2.                  История Европы / Под общей редакцией Ж. Карпатье и Ф. Лебрена, перевод с фр. языка под редакцией М. Ю. Некрасова, СПб., 2010.

3.                  История России с древнейших времен до наших дней / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков, М., 2009.

4.                  Тегеран — Ялта — Потсдам: Сборник документов / Сост.: Ш. П. Санакоев, Б. Л. Цыбулевский, М., 1970.

5.                  История России: учебное пособие для бакалавров / В. В. Кириллов, М., 2013.

6.                  История России / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина, М., 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): СССР, США, Ялтинско-Потсдамская система, отношение, Советский Союз, мировая война, система, Япония, антигитлеровская коалиция, послевоенный мир.


Ключевые слова

международное сотрудничество, концепция «Ялта-Потсдам», Ялтинско-Потсдамская система международных отношений, «Холодная война»

Похожие статьи

О роли Версальско-Вашингтонской системы в становлении нового порядка в мире: начало, развитие и прекращение Версальско-Вашингтонской системы

Рассмотрена Версальско-Вашингтонская система международных отношений: начало функционирования международной системы, ее развитие, конец и последствия для мира.

Феномен Версальско-Вашингтонского миропорядка: основные черты и структура системы международных отношений 1919–1939-х годов

Статья посвящена анализу эволюции международных отношений в период с 1919 по 1939 гг. В этой связи в ней рассматриваются исторический контекст формирования, документально-правовой фундамент и организация Версальско-Вашингтонской системы, для того что...

Культурная дипломатия как феномен современной политики (на примере Европейского союза)

В данной работе понятие «культурная дипломатия» рассмотрено как феномен, на примере отношений между Россией и Европейским союзом. Проведение исследования связи между культурой и дипломатией является одним из важных факторов понимания «культурной дипл...

Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект

Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.

История развития таможенного союза стран — участниц Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС)

В статье рассмотрена история и предпосылки формирования и последующего развития ЕАЭС. Проведен краткий анализ текущего состояния, а также изучены запланированные на ближайшие годы союзные мероприятия.

Стратегическое партнерство России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества

В статье автор исследует стратегическое партнерство России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) через призму их политического, военного, культурного и гуманитарного сотрудничества, а также рассматривает вызовы и перспективы да...

Международные договоры в сфере торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Китая

В рамках настоящей статьи исследуется ряд региональных договоров Российской Федерации и Китая в сфере торгово-экономических отношений. Затронуты вопросы исторического становления региональных отношений двух государств в анализируемой сфере, поэтапно ...

Российско-китайское экономическое сотрудничество: совместные особые экономические зоны и новая реальность

В статье автор анализирует текущее положение российско-китайских экономических отношений, в части функционирования совместных особых экономических зон.

Становление российско-белорусских отношений и их политический аспект на современном этапе

В данной статье рассматривается становление и развитие российско-белорусских отношений в 1990-е и 2000-е годы. Характеризуются основные аспекты политического взаимодействия на современном этапе.

Единая Европа: 70 лет интеграции как залог особенностей развития

Цель исследования — проанализировать, как влияние последовательной истории интеграции в Европе определило особенности функционирования региона. В статье описывается хронология взаимопроникновения национальных хозяйств и характеризуются современные ин...

Похожие статьи

О роли Версальско-Вашингтонской системы в становлении нового порядка в мире: начало, развитие и прекращение Версальско-Вашингтонской системы

Рассмотрена Версальско-Вашингтонская система международных отношений: начало функционирования международной системы, ее развитие, конец и последствия для мира.

Феномен Версальско-Вашингтонского миропорядка: основные черты и структура системы международных отношений 1919–1939-х годов

Статья посвящена анализу эволюции международных отношений в период с 1919 по 1939 гг. В этой связи в ней рассматриваются исторический контекст формирования, документально-правовой фундамент и организация Версальско-Вашингтонской системы, для того что...

Культурная дипломатия как феномен современной политики (на примере Европейского союза)

В данной работе понятие «культурная дипломатия» рассмотрено как феномен, на примере отношений между Россией и Европейским союзом. Проведение исследования связи между культурой и дипломатией является одним из важных факторов понимания «культурной дипл...

Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект

Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.

История развития таможенного союза стран — участниц Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС)

В статье рассмотрена история и предпосылки формирования и последующего развития ЕАЭС. Проведен краткий анализ текущего состояния, а также изучены запланированные на ближайшие годы союзные мероприятия.

Стратегическое партнерство России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества

В статье автор исследует стратегическое партнерство России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) через призму их политического, военного, культурного и гуманитарного сотрудничества, а также рассматривает вызовы и перспективы да...

Международные договоры в сфере торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Китая

В рамках настоящей статьи исследуется ряд региональных договоров Российской Федерации и Китая в сфере торгово-экономических отношений. Затронуты вопросы исторического становления региональных отношений двух государств в анализируемой сфере, поэтапно ...

Российско-китайское экономическое сотрудничество: совместные особые экономические зоны и новая реальность

В статье автор анализирует текущее положение российско-китайских экономических отношений, в части функционирования совместных особых экономических зон.

Становление российско-белорусских отношений и их политический аспект на современном этапе

В данной статье рассматривается становление и развитие российско-белорусских отношений в 1990-е и 2000-е годы. Характеризуются основные аспекты политического взаимодействия на современном этапе.

Единая Европа: 70 лет интеграции как залог особенностей развития

Цель исследования — проанализировать, как влияние последовательной истории интеграции в Европе определило особенности функционирования региона. В статье описывается хронология взаимопроникновения национальных хозяйств и характеризуются современные ин...

Задать вопрос