В статье рассматривается подход к процессу формирования у дошкольников культуры безопасности, а так же приоритетные направления в условиях ФГОС.
Ключевые слова: безопасность, культура безопасности, дошкольный возраст, ФГОС.
Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В условиях введения ФГОС остро встает вопрос о необходимости развития индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. Поскольку культура и образование — это симметричные макро- и микромиры, зеркально отражающие друг друга [4], образование призвано быть для человека проводником в мир культуры, обеспечивать формирование основ ценностного отношения ребенка к миру, к самому себе, овладение элементарными культуро-сообразными способами деятельности, нормами культуры общения.
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье — каждая среда диктует различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. [1, с.3]
Воспитание культуры безопасности должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; воспитание у детей самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Так же важно развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Необходимо формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; воспитывать уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, к различным видам труда и творчества.
Дошкольный возраст — это важнейший период, когда формируется человеческая личность. В этом возрасте главное — не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, а общее понимание целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно пробудить ребенка задуматься о работе своего организма, прочувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены. [1, с.6]
Формирование безопасного поведения неизбежно связано с рядом запретов. При этом, взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди, «нельзя». Или напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много — ребенок не сможет выполнять их в полной мере, и неизбежно будет нарушать. [1, с.6]
Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных ситуациях, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка со взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно — как стремление отстоять себя и право на свое мнение, поступок. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком — только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказываются малоэффективным. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. [1, с.7]
Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему чат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. [1, с.8]
Одной из задач детского сада в русле данной проблемы является создание безопасной среды в учреждении и помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях.
Определяя основное содержание работы по воспитанию культуры безопасности детей, необходимо использовать различные формы и методы организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а так же общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии — это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм). [1, с.8]
Выбор форм, методов и приемов воспитания, обучения и развития детей также должен определяться «естественными основаниями», то есть тем, как, в каких формах и видах деятельности в каждом возрастном периоде происходит процесс приобщения ребенка к культурным ценностям.
Опираясь на классификацию В. Н. Мошкина [3], выделим в структуре содержания воспитания культуры безопасности такие компоненты:
- воспитание мотивации к безопасности;
- формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления;
- формирование компетенций безопасного поведения
- физическая готовность к преодолению опасных ситуаций;
- готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности;
- психологическая подготовка к безопасному поведению;
- качества ребенка, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Мотивация формируется на ранних стадиях развития ребенка — под влиянием стиля семейного воспитания. Важность развития мотивационного компонента безопасного поведения трудно переоценить. Этим определяется значимость планомерной, целенаправленной, научно обоснованной работы дошкольного образовательного учреждения с семьей. Требуется выработка единых подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, как принципа единого воспитательного поля. [2, с.7]
Формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления как составляющая работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей. Знакомясь со свойствами предметов и явлений, об особенностях поведения животных, о правилах взаимодействия в социуме, дети усваивают знания о безопасной жизнедеятельности, формируют интеллектуальную готовность к решению неординарных проблем. Интеллектуальная готовность связана с умением совершать логические операции, переносить полученные знания и опыт в новые ситуации, прогнозировать события и их последствия, выявлять причинно-следственные связи. [2, с.7]
Определяющее значение при формировании компетенций безопасного поведения имеет выбор форм организации совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной детской деятельности. Безусловный приоритет должны иметь методы, обеспечивающие познавательную, творческую активность детей. Формируя умения действовать в конкретных обстоятельствах на основе приобретенных ранее знаний и опыта, целесообразно обсуждать с дошкольниками определенные ситуации (увиденные в реальной жизни или в произведении художественной литературы, происходившие на самом деле и смоделированные кем-либо), погружать детей в игровые, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, общения и взаимодействия. [2, с.7–8]
Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций связана с развитием силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движений. Общефизическая подготовка необходима для осуществления любых видов деятельности, является необходимым условием поддержания здоровья. Традиционно с интересом дети выполняют комплексы упражнений нетрадиционной утренней гимнастики (игровой, сюжетной, с элементами стрейчинга), участвуют в народных подвижных играх, придумывают и показывают загадки-пантомимы, выполняют упражнения под музыку, осваивают действия с атрибутами уголка физического развития. Значительным потенциалом для развития культуры движений обладает трудовая деятельность, организуемая в форме дежурств, коллективных и индивидуальных поручений, работы по самообслуживанию. Важнейшие физические качества и основные виды движений получают свое развитие в творческих видах деятельности: продуктивная деятельность, инсценирование и драматизация, игры имитационного характера, танцы. [2, с.8]
Осуществление основного этапа психологической подготовки к безопасному поведению в дошкольном образовании связано со старшим дошкольным возрастом. Опираясь на психологическую структуру деятельности человека в опасных ситуациях, а так же учитывая возрастные особенности детей 5–7 лет, можно выделить ряд направлений психологической готовки: формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю, коммуникативная и волевая подготовка к опасным ситуациям. [2, с.10]
Формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю является также важным направлением работы по подготовке детей к школе. Планирование деятельности и самоконтроль — это элементы учебной деятельности. Их формирование осуществляется в ходе решения детьми учебных задач, разрешения проблемных ситуаций, которые могут быть построены на материале любой образовательной области. [2, с.10]
Формируя готовность к безопасной жизнедеятельности, развивая самостоятельность ребенка, поощряя воображение и творчество детей, необходимо помнить, главное в формировании навыков безопасного поведения детей — личный пример воспитателей и родителей!
Литература:
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007–144с.
2. Дошкольная педагогика — 2013. — № 10. — С. 6–11.
3. Мошкин, В. Н. Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания / под. ред. З. Н. Лукьяновой, В. Н. Мошкина. — Барнаул: АГИИК 1999.
4. Федорец, Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (пути развития). — Л., 1990.