В настоящее время на рынке труда остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов, и работодатели всерьез начали задумываться о данной проблеме. К сожалению, мало что предпринимается по этому поводу, хотя существует множество инструментов по созданию благоприятных рабочих условий и привлечению «качественного» персонала. Одним из них является HR-брендинг. Несмотря на то, что все мы живем в информационном пространстве, данное явление малоизвестно или попросту игнорируется из-за незнания его значимости. Его важность нельзя переоценить, так как он является неотъемлемой частью нашей жизни и играет привалентную роль в становлении работника и его карьерном росте. В России о нем стало известно сравнительно недавно и практика его внедрения не велика как в США и других, наиболее развитых странах. Однако благодаря осознанию его эффективности многие работодатели мало- помалу начинают активно его применять на практике. [3]
Данная тема привлекла наше внимание тем, что мы являемся будущими руководителями, и знания в этой области будут прочной основой дальнейшей трудовой деятельности и позволят достичь определенных желаемых результатов.
Для реализации поставленной цели был выявлен следующий круг задач:
- изучить понятие HR-брендинг;
- рассмотреть основные виды и составляющие имиджа руководителя;
- выделить характеристики, положительно влияющие на имидж руководителя;
- провести сравнительную характеристику «я-образа», «я- реального»и «я-идеального»;
HR-брендинг — это создание благоприятного имиджа работодателя.
Особое значение в формировании имиджа организации имеет имидж ее первого лица. Именно от него зависит принятие важных решений, а также то, как будет воспринята компания общественностью. Часто лидеров организаций мы видим в СМИ и от них мы получаем большую часть информации о функционировании организации и ассоциируем с ними всю организацию. Таким образом, имидж или бренд руководителя является одним из основных факторов формирования имиджа организации.
Имидж руководителя-совокупность определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью личности. Он может быть:
- позитивным;
- негативным;
- внешним;
- внутренним.
В идеале руководитель любой организации стремится к созданию положительного имиджа. [1, С. 4]
Основные составляющие имиджа:
- персональные характеристики: физические, психофизиологические, тип темперамента, характер, тип личности, стиль управления и т. д.;
- социальные характеристики: статус (происхождение, материальное состояние), семейное положение и т. д.;
- ценностные ориентации;
- профессиональные (профессиональные качества).
Нами были выделены группы характеристик, которые влияют на имидж работодателя. [5]
Таблица 1
Характеристики, положительно влияющие на формирование имиджа руководителя
Группы характеристики |
Характеристики, положительно влияющие на имидж |
Персональные |
Внешний вид (физические данные), имидж, грамотная речь, характер, тип темперамента, стиль общения, стиль принятия решений. |
Социальные |
Общественный статус, происхождение, материальное благополучие (состоятельность), семейное положение, модель ролевого поведения |
Ценностные ориентация |
Внутренние ценности, идеалы, стратегическое видение, миссия компании, стиль управления |
Профессиональные составляющие |
Лидерские качества, профессиональная компетентность |
Квадрант 1 включает факторы, положительно влияющие на имидж руководителя. Так как эти факторы практически невозможно изменить, необходимо постоянно отслеживать, чтобы они не начали отрицательно влиять на имидж лидера.
Факторы в квадранте 2 положительно влияют на имидж, но так как они поддаются изменению, то требуют всяческой поддержки.
С факторами в квадранте 3 необходимо бороться. Это можно сделать, если тщательно работать над собой и привлекать внешних консультантов.
Самого пристального внимания при формировании имиджа требуют факторы из квадранта 4. Хотя их и невозможно изменить самому лидеру, но их можно нивелировать с помощью PR-технологий. Например, если у человека маленький рост, его можно показывать по телевидению, снимая снизу, или в отдалении от высоких людей.
Как уже упоминалось выше, имидж руководителя можно разделить на «внутренний» и «внешний». «Внутренний» имидж характеризуется взаимоотношением руководителя и персонала организации, точнее, восприятием руководителя работниками организации. Лидер должен стремиться к формированию положительного образа у персонала, причем руководителю следует самому работать над созданием своего имиджа. В небольшой организации руководитель имеет возможность формировать свой имидж путем прямого взаимодействия со всеми сотрудниками организации. В крупных же компаниях руководитель взаимодействует в основном с менеджерами высшего и реже среднего звена. Они, в свою очередь, формируют имидж руководителя у низших звеньев. [2 С. 35]
Сотрудники организации, как правило, хотят видеть в лице своего руководителя защитника и попечителя, готового помочь им в трудную минуту. Поэтому в легендах лучше показывать руководителя именно в этом ракурсе. Во многих организациях принято оповещать сотрудников о публичных выступлениях первых лиц на телевидении, по радио, а также о публикациях в периодических изданиях. В этих случаях формированию образа у сотрудников способствуют профессиональные консультанты по имиджу.
Формирование внутреннего имиджа важно не только для слаженной работы самой организации, но и для формирования ее «внешнего» имиджа, так как сотрудники передают свое личное восприятие руководителя во внешнюю среду. «Внешний» имидж — это восприятие руководителя внешней средой, то есть обществом в целом и теми группами людей, интересы которых оказывают влияние на деятельность организации извне. [4 С. 26]
Необходимо отметить, что «внутренний» имидж руководителя часто отличатся от его «внешнего» имиджа. Многие качества, присущие руководителям организаций, не становятся достоянием общественности и их можно выявить только при вхождении в организацию и соприкосновении со всеми организационными процессами. Очень часто новые сотрудники, нанимающиеся на работу в подчинение конкретного руководителя под воздействием имиджа, созданного средствами массовой информации, испытывают глубокое разочарование при соприкосновении с ним в работе.
Рис. 1. Формирование «внутреннего» и «внешнего» имиджа
В контексте данной темы нами было проведено исследование особенностей восприятия и самовосприятия определенных имиджевых характеристик, присущих руководителям (лидерам). Исследование проводилось на базе КрИЖТ ИрГУПС. Группу респондентов составили студенты 3-го курса — будущие менеджеры по управлению персоналом. Всего в исследовании принимало участие 10 человек — студенты группы УП- 1–11–1. С целью соблюдения конфиденциальности, персональные данные были зашифрованы.
Методика исследования заключалась в сравнительном анализе «я-образа», который сформировался у респондентов по поводу собственной личности (конкретно тех качеств, которые могут характеризовать его как потенциального руководителя) и «я-реального», которое представляло совокупность тех характеристик, которые были даны одногруппниками. Кроме того, в этом ключе были исследованы характеристики «я-идеального».
Результаты исследования приведены в таблице -2.
Таблица 2
Сравнительная характеристика «я-образа», «я- реального» и «я-идеального» студентов группы УП 1–11–1
Респонденты |
«я-образ» |
«я-реальное» |
«я-идеальное» |
«А» |
Коммуникабельность, внешний вид, грамотная речь, харизматичность. |
Грамотная речь, опрятный внешний вид, организованность, тактичность. |
Харизматичность, внешний вид, грамотная речь, профессионализм, коммуникабельность. |
«B» |
Пунктуальность, ответственность, внешний вид, грамотная речь |
Гуманность, организованность, умение держать себя, коммуникабельность. |
Профессионализм, компетентность, пунктуальность, организованность, внешний вид, грамотная речь. |
«C» |
Ответственность, опрятный внешний вид, целеустремленность, требовательность. |
Грамотная речь, харизматичность, ответственность, целеустремленность, внимательность. |
Пунктуальность, внешний вид, грамотная речь, целеустремленность, гуманность, ответственность. |
«D» |
Грамотная речь, ответственность, внешний вид, коммуникабельность, организованность |
Пунктуальность, ответственность, организованность. |
Профессионализм, внешний вид, харизматичность, внимательность, ответственность, коммуникабельность. |
«E» |
Требовательность, решительность, коммуникабельность. |
Требовательность, коммуникабельность. |
Гибкость, коммуникабельность, внимательность, требовательность. |
«F» |
Коммуникабельность, ответственность, пунктуальность, тактичность. |
Коммуникабельность, внимательность, организованность, критичность, целеустремленность, ответственность. |
Ответственность, решительность, профессионализм, харизматичность, внешний вид. |
«G» |
Критичность, крепкое здоровье, решительность, настойчивость. |
Дальновидность, целеустремленность, решительность. |
Компетентность, организованность, харизматичность, стиль управления, коммуникабельность. |
«H» |
Критичность, авторитарность, расчетливость, внимательность, коммуникабельность. |
Ответственность, харизматичность, ответственность, решительность. |
Внешний вид, амбициозность, ответственность, коммуникабельность, грамотная речь. |
«I» |
Коммуникабельность, ответственность, быстрая адаптируемость, организованность |
Пунктуальность, внимательность, целеустремленность, критичность, внимательность. |
Харизматичность, коммуникабельность, решительность, ответственность. |
«J» |
Ответственность, целеустремленность, организованность |
Амбициозность, ответственность, рискованность, целеустремленность, решительность. |
Ответственность, профессионализм, целеустремленность, организованность, коммуникабельность. |
Таким образом, в ходе исследования выяснилось, что далеко не всегда «я-реальное» совпадает с «я-образом» и «я-идеальным». Также следует отметить, что у каждого из 3-х образов прослеживается определенная доминаната, которая варьируется с определенной частотой. Более наглядно результаты исследования представлены в диаграмме (Рис. — 2, 3,4).
Рис. 2.Доминантные характеристики, составляющие «Я-образ»
Рис. 3. Доминантные характеристики, составляющие «Я-реальное»
Рис.к 4.Доминантные характеристики, составляющие «Я-идеальное»
Резюмируя полученные данные, можно сказать, что у большинства респондентов есть необходимые задатки для успешного позиционирования себя как будущего руководителя и создания положительного имиджа как внутреннего, так и внешнего. Создание имиджа является одной из главных составляющих деятельности руководителя организации и, соответственно, будущему специалисту в области управления персоналом уже сейчас необходимо иметь адекватное представление относительно своих сильных сторон, которые в дальнейшей профессиональной деятельности могут послужить основой его репутации, как бренда компании.
Литература:
1. Мансуров, Р. Е. HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала [Текст] /Р. Е. Мансуров — БХВ — Петербург, 2011.-142 с.
2. Осовицкая, Н. HR-брендинг. Как стать лучшим работодателем в России [Текст] /Н. Осовицкая — Питер, 2012.-288 с.
3. Осовицкая,Н. Актуальный HR-брендинг. Секреты лучших работодателей [Текст] /Н. Осовицкая — Питер, 2013.-240 с.
4. Деревлева, М. Формирование имиджа руководителя. [Текст] / М. Ульянова. «Альманах Лаборатория рекламы, маркетинга и PUBLIC RELATIONS». С 15–16 5.http:// amt-training.ru