Губернские жандармские управления: история создания и структура | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 18.07.2014

Статья просмотрена: 3520 раз

Библиографическое описание:

Новоселов, М. Ю. Губернские жандармские управления: история создания и структура / М. Ю. Новоселов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11 (70). — С. 286-288. — URL: https://moluch.ru/archive/70/12142/ (дата обращения: 18.12.2024).

Статья посвящена истории Губернских жандармских управлений (ГЖУ), одного из важнейших элементов правоохранительной системы Российской империи в XIX — начале XX в. В исследовании раскрываются предпосылки, история создания и развитие системы Губернских жандармских управлений. На основе анализа отечественной и зарубежной историографии, нормативных актов и мемуаров рассматривается история создания, структура и кадровый состав Губернских жандармских управлений.

Ключевые слова:Российская империя, политический сыск, правоохранительные органы, Отдельный корпус жандармов, Губернские жандармские управления.

В конце XIX — начале XX в. Отдельный корпус жандармов выполнял функции политической полиции и занимал одно из ведущих мест в системе правоохранительных органов Российской империи. Корпус был создан в 1827 г. для борьбы с революционным движением, которое в тот период было преимущественно дворянским и в следствие этого немногочисленным. Значительная доля революционеров являлась офицерами, в частности, участники восстания декабристов. В связи с этим жандармерия имела военную организацию и выполняла функции по наблюдению за инакомыслящими, прежде всего военнослужащими. Подобное положение стало меняться в 60–70.-х г. XIX в. Причиной преобразований послужило изменение социального состава революционного движения, в котором стали преобладать революционеры-разночинцы, что, в свою очередь, повлекло за собой переориентацию жандармерии на наблюдение за широкими слоями либеральной интеллигенции и студенчества. В результате этого возникла необходимость создания разветвленной сети территориальных (губернских) жандармских органов [5, с. 125]. Губернские управления внесли значительный вклад в работу Отдельного корпуса жандармов, но данные в историографии о их деятельности и структуре преимущественно отрывочны. Основное внимание отечественные исследователи уделяют изучению центральных органов политического сыска Российской империи, например, работы З. И. Перегудовой; Ф. Лурье, Н. П. Ерошкина [5, с. 519; 3. с. 399; 2. с. 710]. В зарубежной историографии данная проблема рассматривается обзорно [4].

Реформирование корпуса началось во второй половине XIX в. Согласно «Положению о Корпусе жандармов» от 9 сентября 1867 г., [6, с. 73] вместо жандармских округов, включавших в свой состав до 10 губерний, были созданы губернские жандармские управления (ГЖУ). Управления подразделялись на две категории. Различия между ними заключались в размере добавочного жалованья. В первую категорию входили ГЖУ 10 губерний, во вторую ГЖУ — 43 губернии [6, с. 73]. В 6 губерниях Северо-западного края и Царстве Польском существовали также уездные жандармские управления. В отдельных регионах страны сохранились жандармские округа (Варшавский, Кавказский и Сибирский). Окружные управления объединили деятельность губернских и уездных жандармских управлений, входивших в эти округа [6, с. 73].

Основу Корпуса жандармов составляли губернские жандармские управления, их начальникам подчинялись все губернские жандармские части и чины, за исключением столичных жандармских дивизионов, которые были в непосредственном подчинении у начальника штаба Корпуса. По строевой части ГЖУ подчинялись непосредственно Главному управлению Корпуса жандармов в лице шефа жандармов. Подчинение по оперативной части осуществлялось через III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии, которое являлось высшим органом политической полиции в России и подчинялось непосредственно императору, [6, с. 74]. После прекращения существования III Отделения в 1880 г. Отдельный корпус жандармов поступил в распоряжение Министерства внутренних дел с одновременным подчинением Военному министерству.

С момента образования ГЖУ и до их ликвидации ни структура, ни функции их значительно не менялись, особенно это касалось управлений, располагавшихся в провинциальных губерниях. Как правило, и революционная деятельность, и общественные беспорядки не имели в провинции столь масштабного характера, как в более крупных регионах, в которых в начале XX в. возникла необходимость создания дополнительных органов политического сыска — охранных отделений.

К 1916 г. Отдельный корпус жандармов состоял из Главного управления (штаба), 75 губернских жандармских управлений, 30 уездных жандармских управлений, 33 жандармских полицейских управлений железных дорог (ЖПУ ж. д.) с 322 отделением в городах и крупных станциях, 19 крепостных и 2 портовых жандармских команд, 3 дивизионов, 1 конной городской команды, 2 пеших команд и 27 жандармских строевых частей [5, c. 131]. С течением времени количество офицеров и унтер-офицеров в ГЖУ увеличивалось незначительно. В 1880 г. насчитывалось 328 офицеров и 2290 унтер-офицеров, а к 1895 г. их число составляло 364 офицера и чиновника, а также 2474 вахмистра и унтер-офицера. Уровень образования среди генералов и офицеров первоначально был недостаточно высок, так, например, в 1873 г. высшее образование имели 4 %, среднее — 57 %, неоконченное среднее — 2 %, начальное — 11 %, домашнее — 26 %. Общая численность жандармского корпуса, по данным З. И. Перегудовой, к октябрю 1916 г. достигла 14 667 человек. «По списку проходило 8 генералов и 28 генерал-лейтенантов, из них 28 человек уже не занимали должности в Отдельном Корпусе жандармов, а часть уже находились в действующей армии» [3, с. 88].

Офицерский состав Корпуса жандармов пополнялся офицерами всех родов войск. Требования к поступающим в Корпус были достаточно жесткие: высокие нравственные качества, отсутствие долгов и пристрастий к алкоголю, а также азартным играм. Помимо этого не допускались на службу в Корпус лица, «женатые на католичках, и евреи, хотя бы крещеные» [4, с. 483]. Учитывалось отношение кандидата к сослуживцам и начальству, подчиненным и обществу. Информация собиралась жандармскими офицерами самостоятельно, без официальных запросов командованию части, чтобы как можно более объективно оценить поступающих в Корпус. По воспоминаниям А. Полякова, автора «Записки жандармского офицера», протекции командования частей и высокопоставленного начальства не имели значения, за редким исключением [1, с. 483].

Хотя в обществе служба жандармов и не пользовалась уважением, но кандидатов в Корпус хватало. Основными мотивами было высокое жалованье: первая для начинающего офицера должность адъютантская в губернских управлениях оплачивалась, по данным на начало XX в. в 130 рублей, затем можно было дослужиться до должности помощника начальника управления с окладом в 300–500 рублей в месяц [1, с. 483]. Для простого армейского офицера из провинции поступление в Корпус жандармов позволяло улучшить материальное положение и открывало хорошие перспективы для карьерного роста.

В своих мемуарах А. Поляков подробно описал процедуру поступления в Корпус. Поскольку вступительной программы тогда не существовало, проверялось общее образование, эрудиция, деловые и профессиональные качества кандидатов. Задавались вопросы о государственном устройстве, правовой системе и политической обстановке в стране. Затем, по воспоминаниям А. Полякова, задали написать сочинение, ему досталось «Значение судебных реформ 1864 года Императора Александра II» [1, с. 484]. Выдержавшие экзамен зачислялись для слушания лекций, которые длились по 4–5 месяцев. Курсы находились в расположении Петербургского Жандармского дивизиона, их посещало около 40 офицеров. Программа подготовки жандармских офицеров не была напряженной: занятия начинались в 11.30 и продолжались до 14–15 часов. В программу входило уголовное право, история революционного движения, железнодорожное дело, Устав Российских железных дорог, общие обязанности жандармской полиции и политический розыск. Слушатели курсов привлекались к дежурству по штабу и у командира корпуса [1, с. 486]. После окончания курсов происходило распределение новых жандармских офицеров, наиболее привлекательными были вакансии в охранные отделения, жандармские полицейские управления железных дорог, на которые принимались лучшие по результатам окончания курсов офицеры. В своих воспоминаниях А. Поляков опровергает сложившийся в то время миф о том, что жандармы, поступая на службу, давали специальную клятву, в которой отрекались от близких и обязывались никого не щадить. Необходимости в специальной клятве или присяге не было, поскольку офицеры Корпуса были военнослужащими и действительной оставалась присяга, данная при поступлении на военную службу [1, с. 488].

Большинство офицеров после окончания курсов распределялись по Губернским жандармским управлениям, первой ступенью была адъютантская должность. В каждом ГЖУ была закреплена должность адъютанта, значение этой должности трудно переоценить. В Московском и С.-Петербургском ГЖУ числилось по два адъютанта: один из них ведал строевой и хозяйственной частью, второй — секретной, то есть всей перепиской, на которой значилось «Секретно», «Совершенно секретно» и «Доверительно». Кроме того адъютант совместно с начальником ГЖУ должен был посещать смотры новобранцев, учебной команды и вновь приобретенных лошадей. Через адъютанта проходили все денежные переводы, передачи и переписка, направляемые к лицам, содержащимся под стражей и привлеченным в качестве обвиняемых к дознаниям.

В провинции должность адъютанта управления доставалась, как правило, вновь пришедшему в Корпус офицеру. Он работал под руководством начальника своего управления в течение нескольких лет и выполнял все возложенные на него поручения, которые включали в себя обязанности сразу нескольких человек, состоявших в той же должности в столице [1, с. 489].

Должностей начальников управлений было немного, их число было равно количеству губерний. При освобождении вакансии на эту должность Штаб ОКЖ практиковал выдвижение кандидатов по старшинству чинов.

Таким образом, являясь в губерниях провинциальной России ключевой структурой политического сыска, жандармские управления обладали рядом специфических особенностей. Штат провинциальных ГЖУ был немногочисленным, а сфера деятельности ГЖУ не ограничивалась каким-то одним направлением. К обязанностям жандармов относилось наблюдение за всем населением губернии, политическими, революционными партиями, а также за общественными организациями, ставившими перед собой антиправительственные цели, производство дознаний по делам о государственных преступлениях, производство расследований, оказание помощи полиции в восстановлении нарушенного порядка и в противодействии иностранным разведкам. Несмотря на перечисленные проблемы, создание губернских управлений позволило охватить территорию Российской империи сетью органов политического сыска.

Литература:

1.      Жандармы России / сост. В. С. Измозик. — СПб: Издательский дом «Нева», М.: «ОЛМА-Пресс», 2002. — 640 с.

2.      Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной россии. М.: РГГУ, 2008. — 710 с.

3.      Луерье Ф. М. Политический сыск в России. 1649–1917. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. — 399 с.

4.      Lauchlan I. Security Policing in Late Imperial Russia // Late Imperial Russia: Problems and Prospects. Essays in Honor of R. B. McKean / Ed. Thatcher I. Manchester, 2005.

5.      Перегудова З. И. Политический сыск России (1880–1917) / З. И. Перегудов. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. — 519 с.

6.      Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. 1825−1881 гг. (в 55-и томах) — СПб.: Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии 1830−1885 — Т 42, № 44956

Основные термины (генерируются автоматически): управление, Отдельный Корпус жандармов, III, офицер, Российская империя, политический сыск, революционное движение, зарубежная историография, политическая полиция, специальная клятва.


Ключевые слова

Российская империя, правоохранительные органы, политический сыск, Отдельный корпус жандармов, Губернские жандармские управления

Похожие статьи

Санкт-Петербургская городская дума в системе правительственных учреждений

Данная статья есть обзор архивных источников Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга и научной литературы, посвящённых организации и деятельности столичной Городской думы в XVIII веке. Контент-анализ данных материалов позв...

Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века

В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...

Общество и полиция. Взгляд в прошлое

В статье освещается отношение общества к полиции с начала её образования в начале XVIII века до реформ периода 1860–1870 гг. Анализируются основные причины послужившие негативному отношению общества к служащим полиции и непосредственно полиции, как о...

Проекты Воронежского губернского земства по организации сбора и сбыта лекарственных растений в период Первой мировой войны

Публикация посвящена реакции воронежских земцев на вызовы, касавшиеся лекарственного снабжения во время Первой мировой войны. В статье проводится сравнительный анализ земских проектов, направленных на решение этой проблемы. Выясняется наличие потенци...

Становление института государственной службы в Древней Руси в период VIII–X веков

В предлагаемой читателям статье, осуществлен краткий исторический обзор формирования и развития института государственной службы в Древней Руси до принятия христианства. Авторы анализируют институт государственной службы с позиции исторической и юрид...

Понятие и сущность деятельности подразделений информации и общественных связей в системе МВД России: сравнительно-исторический аспект

В статье анализируются основополагающие приказы разных лет по линии подразделений информации и общественных связей в системе МВД России. На основе общих и частнонаучных методов теории государства и права дается определение деятельности подразделений....

Уголовно-исполнительные системы в странах Евросоюза: исторические традиции и современные тенденции

На материале современных англоязычных источников, публикуемых в странах Евросоюза, дается обзор основных направлений деятельности уголовно-исполнительных систем трех стран Западной Европы — Норвегии, Финляндии и Франции. В статье определены как общие...

Система профессиональной партийной подготовки политической элиты Оренбургской области в 1964–1991 гг.

Одним из основных требований к руководящим кадрам в советский период истории было наличие партийно-политического образования. В связи с этим в стране была создана мощная сеть учебных заведений для профессиональной подготовки управленческих кадров. В ...

Становление и развитие административной юстиции в Российской Федерации

В статье рассматриваются становление, развитие и современные проблемы административной юстиции. Автор анализирует зарождение административной юстиции в Российской Федерации, приводя практические примеры из эпохи Российской Империи, Союза Советских Со...

Система информационного обеспечения территориальных органов министерства внутренних дел России: основы формирования и развития

Статья раскрывает специфику эволюции организационно-правовых основ информационно-аналитической деятельности органов внутренних дел России. Особое внимание в статье уделяется периодизации формирования системы информационно-справочного обеспечения орга...

Похожие статьи

Санкт-Петербургская городская дума в системе правительственных учреждений

Данная статья есть обзор архивных источников Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга и научной литературы, посвящённых организации и деятельности столичной Городской думы в XVIII веке. Контент-анализ данных материалов позв...

Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века

В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...

Общество и полиция. Взгляд в прошлое

В статье освещается отношение общества к полиции с начала её образования в начале XVIII века до реформ периода 1860–1870 гг. Анализируются основные причины послужившие негативному отношению общества к служащим полиции и непосредственно полиции, как о...

Проекты Воронежского губернского земства по организации сбора и сбыта лекарственных растений в период Первой мировой войны

Публикация посвящена реакции воронежских земцев на вызовы, касавшиеся лекарственного снабжения во время Первой мировой войны. В статье проводится сравнительный анализ земских проектов, направленных на решение этой проблемы. Выясняется наличие потенци...

Становление института государственной службы в Древней Руси в период VIII–X веков

В предлагаемой читателям статье, осуществлен краткий исторический обзор формирования и развития института государственной службы в Древней Руси до принятия христианства. Авторы анализируют институт государственной службы с позиции исторической и юрид...

Понятие и сущность деятельности подразделений информации и общественных связей в системе МВД России: сравнительно-исторический аспект

В статье анализируются основополагающие приказы разных лет по линии подразделений информации и общественных связей в системе МВД России. На основе общих и частнонаучных методов теории государства и права дается определение деятельности подразделений....

Уголовно-исполнительные системы в странах Евросоюза: исторические традиции и современные тенденции

На материале современных англоязычных источников, публикуемых в странах Евросоюза, дается обзор основных направлений деятельности уголовно-исполнительных систем трех стран Западной Европы — Норвегии, Финляндии и Франции. В статье определены как общие...

Система профессиональной партийной подготовки политической элиты Оренбургской области в 1964–1991 гг.

Одним из основных требований к руководящим кадрам в советский период истории было наличие партийно-политического образования. В связи с этим в стране была создана мощная сеть учебных заведений для профессиональной подготовки управленческих кадров. В ...

Становление и развитие административной юстиции в Российской Федерации

В статье рассматриваются становление, развитие и современные проблемы административной юстиции. Автор анализирует зарождение административной юстиции в Российской Федерации, приводя практические примеры из эпохи Российской Империи, Союза Советских Со...

Система информационного обеспечения территориальных органов министерства внутренних дел России: основы формирования и развития

Статья раскрывает специфику эволюции организационно-правовых основ информационно-аналитической деятельности органов внутренних дел России. Особое внимание в статье уделяется периодизации формирования системы информационно-справочного обеспечения орга...

Задать вопрос