Современный этап социально-экономического развития обусловлен кардинальными изменениями всех компонентов отечественного образования, что влечет активное внедрение практико-ориентированного подхода в систему высшего образования. Особую значимость приобретает управление качеством образования, процесс обучения, а также основные его составляющие — содержание образования, методы преподавания, образовательные технологии и практическое применение полученных знаний. При этом, сущность внедрения практико-ориентированного подхода составляет формирование практических умений и навыков в профессиональной деятельности составляет.
С целью выявления заинтересованности научно-педагогических кадров НИУ «БелГУ» к практико-ориентированному образовательному процессу было проведено социологическое исследование.
На первом этапе исследования использовался метод сбора социологической информации — анкетирование.
Основная часть анкеты включала в себя 30 вопросов, целью которых являлось получение информации, необходимой для решения поставленных задач.
Вопросы были разделены на 4 блока:
- Профессиональный блок;
- Мотивационный блок;
- Практико-ориентированность образовательного процесса с позиции преподавателя;
- Общий блок.
При ответе на вопросы респонденты должны были отметить подходящий их предложенных вариантов ответов, либо указать конкретное число.
Всего было опрошено 105 преподавателей НИУ «БелГУ». В анкетировании приняли участие 17 кафедр, а именно «Судебная экспертиза и криминалистика», «Административное и международное право», «Конституционное и муниципальное право», «Теория государства и права», «Уголовное право и процесс», «Информационный менеджмент», «Гражданское право и процесс», «Менеджмент организации», «Экономика и статистика», «Финансы и кредит», «Трудовое и предпринимательское право», «Управление персоналом», «Уголовное право и криминалистика», «Бухгалтерский учет и аудит», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика», «Экономика и управление в городском хозяйстве».
В качестве предмета исследования выступило отношение научно-педагогических кадров НИУ «БелГУ» к практико-ориентированному образовательному процессу.
Вторым этапом социологического исследования послужила статистическая обработка материалов опроса, включающая в себя контроль собранных данных, систематизацию и группировку материалов, составление таблиц, получение итогов и производных показателей.
При ответе на вопросы из «Профессионального блока» преподавателям необходимо было указать стаж научно-педагогической работы (рис.1). Так, было выявлено, что всего 6 % опрошенных имеют стаж работы менее 3 лет. Стаж работы более 20 лет имеют 14 %. Наибольшее число респондентов (40 %) имеет стаж работы от 5 до 10 лет.
Рис. 1. Стаж научно-педагогической работы
Также было выявлено, что 90 % преподавателей имеют опыт практической работы по специализации (рис.2). Удельный вес респондентов, имеющих практический опыт от 1 до 3 лет, в общем количестве респондентов составил 50 %.
23 % отпрошенных имеют стаж работы от 3 до 5 лет, 14 % — от 5 до 10 лет, 3 % — 10 лет и более.
59 человек из общего количества опрошенных в настоящее время совмещают научно-педагогическую и практическую деятельность.
Итак, можно заключить, что большая часть научно-педагогических кадров может работать в малых аутсорсинговых компаниях при НИУ «БелГУ».
Рис. 2. Опыт практической работы по специализации
Далее респондентам необходимо было указать общее количество публикаций и количество публикаций в журналах ВАК, РИНЦ, международных изданиях за последние 3 года.
Как показало исследование, все респонденты имеют публикации за время преподавательской деятельности. Однако, публикационная активность в журналах ВАК, РИНЦ, международных изданиях за последние 3 года остается на низком уровне. 53 человека (56 %) вообще не имеют публикаций в данных изданиях.
Можно отметить высокую активность преподавателей в участии в различного рода конференциях, конкурсах по реализации научных проектов, соисканиях грантов, общественных мероприятиях НИУ «БелГУ», что ценно для бизнеса. Отметим, практически стопроцентное участие научно-преподавательского состава НИУ «БелГУ» в подобных мероприятиях.
Анализ опыта руководства студентами является незаменимым элементом для работы совместно в малых аутсорсинговых компаниях при НИУ «БелГУ». Что касается данного показателя, то только 53 (51 %) респондента осуществляют руководство научно-исследовательской работой студентов, из них только 29 человек за последний год имеют публикации совместно со студентами.
Являются кураторами академических групп 72 человека, что составляет 69 % от общего количества опрошенных. 81 человек является руководителями дипломных работ или проектов, 58 — магистерскими диссертациями, 23 — кандидатскими диссертациями.
Целью следующих вопросов анкеты было выявление интереса преподавателей к саморазвитию. На вопрос «Укажите количество курсов повышения квалификации, пройденных за последние 3 года» 89 респондентов, ответили, что вообще не проходили курсы повышения квалификации. Итак, можно отметить низкий уровень интереса к саморазвитию и слабую мотивацию к обучению.
Далее респондентам предлагалась указать наличие авторских методик (рис. 3). 65 человек разработали авторские методики. 73 человека являются создателями полезных моделей, а 55 — программного обеспечения.
Рис. 3. Наличие авторских результатов
77 % респондентов указали, что имеют научные результаты, которые они хотели бы апробировать и внедрить в практическую деятельность, 23 % — не имеют таких результатов.
Рис.4. Научные результаты, которые Вы хотели бы апробировать и внедрить в практическую деятельность
На вопрос «Занимались ли Вы организацией и проведением бизнес-тренингов?» 56 (68 %) человек ответили положительно на этот вопрос. 26 (32 %) человек никогда не занимались организацией и проведением бизнес-тренингов.
Рис.5. Владение компьютерными программами (показатели указаны в процентах)
По результатам ответов на вопрос относительно владения компьютерными программами можно сделать следующие выводы: текстовым редактором Word пользуются 100 % респондентов, чуть меньше программой Excel (94 %) (рис.5). Однако респонденты указали другие программы, а именно Access, которая является популярной программой для создания баз данных. При этом 33 % опрошенных респондентов не владеют иными программами.
Рис.6. Применяемые образовательные технологии на занятиях (показатели указаны в процентах)
Значительное количество опрошенных на своих занятиях используют инновационные образовательные технологии и только 6 % респондентов отказываются от применения данной технологии. При этом предпочтение отдается «Лекции-конференции» (82 %) и «Лекции-диалогу» (88 %). В целом, ситуация с применением инновационных технологий выглядит благоприятно. (Рис.6).
На заданный вопрос «Считаете ли Вы важным совмещение научно-преподавательской и практической деятельности» 78 человек опрошенных дали ответ «Да». Исследование показало, что преобладает заинтересованность респондентов в совмещении практического опыта и научно-преподавательской деятельности. Так, практический опыт целесообразен как для преподавателей, так и для студентов. В ходе работы студенты будут всегда в курсе новых научных достижений, а преподаватели смогут расширить свой научный кругозор путем выявления проблематики в процессе взаимодействия с представителями бизнеса.
Однако 24 опрошенных респондента ответили «Нет», что может быть связано с проблемами, с которыми сталкиваются или могут столкнуться преподаватели при совмещении двух направлений на техническом уровне.
Результаты исследования показали, что на вопрос «Считаете ли Вы свой профессиональный уровень достаточным для работы в бизнесе» 64 респондента ответили «Да», что позволяет судить о высоком уровне знаний в конкретном научном направлении, а также возможном практическом опыте в соответствующей структуре. Для опрошенных респондентов не представляется трудным заняться новым родом занятий.
При этом 23 респондентам для применения профессиональных знаний необходима дополнительная стажировка в предприятиях бизнеса, что является необходимым условием для устройства на работу в целом.
Далее респондентам предлагалось выразить свое отношение на утверждение: «Хотели бы Вы работать в бизнесе, совмещая научно-преподавательскую деятельность». Так, 78 участников анкетирования хотели бы совмещать указанные виды деятельности. Данный результат обусловлен также и личной мотивацией.
Следующим вопросом для участников анкетирования был: «Определите основной мотив заинтересованности к практико-ориентированному образовательному процессу?».
Рис.7. Определение основного мотива заинтересованности к практико-ориентированному образовательному процессу
Результаты исследования показали, что преобладает «Возможность карьерного роста с развитием бизнеса» (66), а также «Дополнительный заработок»(64), «Возможность творческой реализации» (66) и «Приобретение новых компетенций» (66). Один респондент предложил свой вариант ответа «Реальная информация для студентов», где выразил отрицательную направленность в заинтересованности студентов (Рис.7).
По ответам обучающихся на вопрос «Считаете ли Вы важным совмещение студентами образовательного процесса с практикой?» были получены следующие результаты (Рис.8):
Рис.8. Важность совмещения студентами образовательного процесса с практикой
65 % респондентов считают важным совмещать образовательный процесс с практикой, что обусловлено их целеустремленностью и желанию совершенствоваться. При этом 32 % опрошенных считают важность совмещения «В какой-то мере». 4 % преподавателей не считают важным совмещение образовательного процесса с практикой.
Респонденты также выразили своё мнение по поводу вопроса: «Считаете ли Вы возможным повышение успеваемости студентов посредством вовлечения их в практику бизнеса?» (рис.9).
Рис.9. Возможность повышение успеваемости студентов посредством вовлечения их в практику бизнеса
Наименьшее количество опрошенных «не считают» возможным повышение успеваемости студентов посредством вовлечения их в практику бизнеса. Наибольшее количество опрошенных, которые «считают» возможным данное предложение, что обусловлено повышением интереса студентов к самосовершенствованию и умению найти себя в соответствующей отрасли.
Таким образом, анализ полученных данных социологического исследования показал, что большая часть преподавателей заинтересованы в практико-ориентированном образовательном процессе. Многие преподаватели имеют научные результаты, которые они хотели бы апробировать и внедрить в практическую деятельность. Синтез образования и практики в научно-исследовательском ВУЗе предоставит его научно-педагогическому составу реальную возможность реализации в практику получаемых научных результатов. Кроме этого, стажировка в малых инновационных предприятиях при научно-исследовательских вузах будет интересна не только студентам, но и молодым преподавателям, не имеющим опыта практической работы по специализации.