Формирование познавательной и профессиональной деятельности учащихся при активном участии на занятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (71) август-1 2014 г.

Дата публикации: 23.07.2014

Статья просмотрена: 270 раз

Библиографическое описание:

Ортикбаев, Д. О. Формирование познавательной и профессиональной деятельности учащихся при активном участии на занятиях / Д. О. Ортикбаев, Д. А. Уста-Азизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 293-294. — URL: https://moluch.ru/archive/71/12102/ (дата обращения: 17.10.2024).

В данной статье рассмотрены используемые различные пути активизации познавательной деятельности в учебном процессе. Разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Особое место в формировании познавательной и профессиональной деятельности учащихся занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на занятии каждого учащегося. Ни одно практическое занятие не проходит без интерактивных методов, клинических игр, которые повышают интерес к занятиям.

Ключевые слова: учебный процесс, игры, студенты, самостоятельность учащихся.

This article describes different ways of activation of cognitive activity in the educational process. A variety of forms, methods and means of education, the choice of such combinations that occurred in situations stimulate the activity and independence of the students. A special place in the formation of educational and professional activity of students take such forms of classes, which provide active participation in class each student, not one practical lesson goes by without interactive methods, clinical games that enhance the interest in the lessons.

Key words: educational process, games, students, the independence of the students.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному.

В процессе обучения важнейшей составляющей становятся личностно-ориентированные образовательные технологии, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности студентов. Студенты включаются в процесс целеполагания, планирования, подготовку, осуществления всего образовательного процесса [3, c.255].

В учебном процессе используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них — разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Вместе с тем, особое место в формировании познавательной и профессиональной деятельности учащихся занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на занятии каждого учащегося, не одно практическое занятие не проходит без интерактивных методов, клинических игр, которые повышают интерес к занятиям.

Успешность обучения существенно зависит от отношения учащихся к учебной деятельности. Эффективность урока заметно возрастет, если учащиеся охотно выполняют предложенные им задания. Каждый урок нужно проводить так, чтобы было интересно учиться. На скучном, неинтересном уроке преподаватель много сил и времени тратит на привлечение внимания учащихся, если учащимся интересно учиться, они своим поведением как бы помогают преподавателю.

На занятиях педагог должен создавать такие ситуации, в которых учащиеся сами отстаивают своё мнение, принимают участие в дискуссиях и обсуждениях. Самостоятельно выбирают разноуровневые задания, находят варианты решения проблемы, при этом задают вопросы друг другу и анализируют ответы. В проблемной ситуации участвуют и студенты и преподаватель: последний не только создает такую ситуацию, но в той или иной мере участвует в ее разрешении.

Тем не менее, познавательный интерес является один из наиболее значительных мотивов учения, так как он ранее всего осознается учащимся. Более того, задача каждого педагога формировать познавательные и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление будущего специалиста, учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение естьне что иное, какспецифический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль педагога обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Познавательная деятельность характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, изучения содержания, овладения способами применения знаний в измененных условиях. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения. Познавательная деятельность связана с активностью учащегося, выражается в проявлении высоких волевых качеств учащегося, в упорстве и настойчивости достижении цели, большой устойчивости волевых усилий, проявляющейся в том, когда учащийся стремится довести начатое дело до конца и при трудностях не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Структура познавательной деятельности:

Исходя из вышесказанного, отметим, что при выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. Учащейся при этом должен не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося. Чем активнее протекает мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения, пополняется профессиональный багаж.

Таким образом, правильный выбор места и времени применения тех или иных форм и методов обучения. Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и, конечно же, пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.

Литература:

1.                 Белагурова В. А. Научная организация учебного процесса. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.

2.                 Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. Изд-е 2-е М.: ИКЦ «МарТ», Рост он/Д, 2005

3.                 Пидкасистый П. И. Педагогика. — Пед.общество России, М.: 1998.

4.                 Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная деятельность, учащийся, учебный процесс, самостоятельность учащихся, активное участие, особое место, практический учебно-познавательный процесс, практическое занятие, профессиональная деятельность учащихся, различный путь активизации.


Ключевые слова

игры, студенты, учебный процесс, самостоятельность учащихся

Похожие статьи

Прогресс в изучении учащимися новой информации за счёт применения технических средств обучения

Средства обучения и связанные с ними действия приводят к изменениям содержания познавательной деятельности обучающихся, они побуждают к активным действиям, порождают внимание и познавательный интерес, самореализацию, улучшают запоминание и понимание ...

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игры

В статье рассмотрены особенности развития речи и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование обоснованного методического комплекса, состоящего из проективных и игровых метод...

Профессионально-личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом

В статье рассмотрен вопрос о важности физических нагрузок в жизни студента, которые проявляются в регулярных занятиях физической культурой. В работе затронут механизм влияния физической культуры на организм и здоровье студентов, раскрыта значимость з...

Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка

Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...

Занятия физической культурой как способ быть здоровым, умным и в хорошей физической форме

Уроки физкультуры позволяют не только развивать ученика физически, они способствуют формированию качеств личности обучающегося, развивают нормы социально одобряемого поведения. Ассоциации учеников к предмету «физическая культура» часто связаны с внеш...

Значение игрового метода на занятиях физической культурой

В данной статье рассматривается значимость игровых методов на занятиях физической культурой. Игры являются неотъемлемой частью физкультурных занятий, поскольку они способствуют развитию физических, психологических и социальных навыков у учащихся. В с...

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте

В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте, обозначены подходы к его определению и особенности развития. Определено, что познавательный интерес имеет значимую роль в развитии учебной мотив...

Особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей в процессе подготовки детей к школе

В данной статье рассматриваются особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей. Доказывается, что одним из главных в дошкольной организации направлением считается взаимодействие дошкольной организации и родителей при подготовке детей к...

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Важнейшим условием повышения эффективности учебного процесса является организация учебно-исследовательской деятельности в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», позволяющая учащимся заниматься различной мыслительной деятельностью и способству...

Современные технологии начального общего образования

В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...

Похожие статьи

Прогресс в изучении учащимися новой информации за счёт применения технических средств обучения

Средства обучения и связанные с ними действия приводят к изменениям содержания познавательной деятельности обучающихся, они побуждают к активным действиям, порождают внимание и познавательный интерес, самореализацию, улучшают запоминание и понимание ...

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игры

В статье рассмотрены особенности развития речи и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование обоснованного методического комплекса, состоящего из проективных и игровых метод...

Профессионально-личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом

В статье рассмотрен вопрос о важности физических нагрузок в жизни студента, которые проявляются в регулярных занятиях физической культурой. В работе затронут механизм влияния физической культуры на организм и здоровье студентов, раскрыта значимость з...

Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка

Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...

Занятия физической культурой как способ быть здоровым, умным и в хорошей физической форме

Уроки физкультуры позволяют не только развивать ученика физически, они способствуют формированию качеств личности обучающегося, развивают нормы социально одобряемого поведения. Ассоциации учеников к предмету «физическая культура» часто связаны с внеш...

Значение игрового метода на занятиях физической культурой

В данной статье рассматривается значимость игровых методов на занятиях физической культурой. Игры являются неотъемлемой частью физкультурных занятий, поскольку они способствуют развитию физических, психологических и социальных навыков у учащихся. В с...

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте

В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте, обозначены подходы к его определению и особенности развития. Определено, что познавательный интерес имеет значимую роль в развитии учебной мотив...

Особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей в процессе подготовки детей к школе

В данной статье рассматриваются особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей. Доказывается, что одним из главных в дошкольной организации направлением считается взаимодействие дошкольной организации и родителей при подготовке детей к...

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Важнейшим условием повышения эффективности учебного процесса является организация учебно-исследовательской деятельности в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», позволяющая учащимся заниматься различной мыслительной деятельностью и способству...

Современные технологии начального общего образования

В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...

Задать вопрос