Высшие органы государственной власти Германской империи по Конституции 1871 г. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (71) август-1 2014 г.

Дата публикации: 21.07.2014

Статья просмотрена: 12776 раз

Библиографическое описание:

Шаханин, В. А. Высшие органы государственной власти Германской империи по Конституции 1871 г. / В. А. Шаханин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 224-228. — URL: https://moluch.ru/archive/71/12149/ (дата обращения: 18.12.2024).

1. В результате поражения Франции в войне 1870–1871 гг. в центре Европы возникло новое государство — Германская империя. Согласно принятой 16 апреля 1871 г. Конституции нового государства в состав союза вошли 22 монархии и 3 вольных города [1, с. 326–327].

В соответствии с положениями Конституции действовали общеимперские органы государственной власти:

1)      Союзный совет;

2)      Президентство;

3)      Рейхстаг [2, с. 558–576].

2. Союзный совет состоял из представителей тех государств, которые входили в состав союза. Каждый член союза (каждое государство) мог направить столько уполномоченных в Союзный совет, сколько он имел голосов (см. таблицу 1). При этом представители должны были голосовать одинаково (ст. 6).

Таблица 1

Распределение голосов в Союзном совете

Государства, входившие в состав союза

Количество голосов

Пруссия

17

Бавария

6

Саксония

4

Вюртемберг

4

Баден

3

Гессен

3

Мекленбург-Шверин

2

Брауншвейг

2

Саксен-Веймар

1

Мекленбург-Стрелиц

1

Ольденбург

1

Саксен-Мейнинген

1

Саксен-Альтенбург

1

Саксен-Кобург-Гота

1

Ангальт

1

Шварцбург-Рудольфштадт

1

Шварцбург-Зондергаузен

1

Вальдек

1

Рейсс старшей линии

1

Рейсс младшей линии

1

Шаумбург-Липпе

1

Липпе

1

Любек

1

Бремен

1

Гамбург

1

Всего

58

Согласно ст. 7 Союзный совет принимал решения:

1)      о предложениях, которые вносились в Рейхстаг, и о принятых последним решениях;

2)      об административных предписаниях и инструкциях, которые были необходимы для проведения имперских законов, но не определялись прямо каким-либо имперским законом;

3)      о недостатках, которые выступали при исполнении имперских законов, или при вышеозначенных предписаниях или инструкциях.

Каждый член союза был уполномочен делать предложения и докладывать их. Президент, в свою очередь, обязан был подвергать их обсуждению. Решение принималось, за некоторыми исключениями, простым большинством голосов.

Голоса, которые были не представлены или были без инструкции, не учитывались. В случае равенства голосов, голос президента становился решающим. При решении вопроса, не являвшегося общим для всей империи, учитывались голоса только тех союзных государств, которых он касался.

Союзный совет образовывал из своего состава постоянные комитеты по следующим направлениям:

1)      армия и крепости;

2)      морские дела;

3)      таможенные дела и налоги;

4)      торговля и обмен;

5)      железные дороги, почты и телеграфы;

6)      юстиция;

7)      счетная часть.

В каждом комитете должны были быть представлены как минимум 4 союзных государства, кроме президентства, и каждое государство имело в нем только один голос. В комитете, который занимался делами армии и крепостей, Бавария имела постоянное место. Остальные члены этого комитета, так же, как и члены комитета морских дел, назначались Императором. Члены других комитетов избирались Союзным советом. Состав данных комитетов возобновлялся каждый год, на всю сессию Союзного совета. Выбывшие члены могли вновь участвовать в выборах. Кроме того, в Союзном совете образовывался комитет иностранных дел, в состав которого входили уполномоченные от Баварии, Саксонии и Вюртемберга и два ежегодно избиравшихся от Союзного совета уполномоченных других союзных государств. В этом комитете председательствовала Бавария. Комитетам для обеспечения их деятельности предоставлялись особые чиновники (ст. 8).

Каждый член Союзного совета имел право являться в Рейхстаг. Он должен был быть выслушан там, как только пожелал бы этого. При этом можно было высказывать взгляды своего правительства даже тогда, когда они не были одобрены большинством в Союзном совете. Было запрещено совмещение членства в Союзном совете с членством в Рейхстаге (ст. 9).

В соответствии со ст. 10 Император осуществлял дипломатическую защиту членов Союзного совета.

3. Президентство в союзе принадлежало Королю Пруссии, носившему титул Германского Императора. Он же являлся представителем империи в международных отношениях; от имени империи мог объявлять войну и заключать мир, входить в союзы и заключать договоры с иностранными государствами, аккредитовать и принимать послов. Для объявления войны от имени империи требовалось согласие Союзного совета, кроме случая нападения на союзную территорию или ее границы. Поскольку договоры с иностранными государствами касались предметов, входивших в сферу имперского законодательства, — для их заключения необходимо было согласие Союзного совета и для придания им законной силы — одобрение Рейхстага (ст. 11).

Императору принадлежало право созывать, открывать, отсрочивать и закрывать Союзный совет и Рейхстаг (ст. 12).

Союзный совет и Рейхстаг созывались ежегодно. При этом Союзный совет мог быть созван для подготовительных работ и без Рейхстага. Последний же не мог быть созван без Союзного совета (ст. 13).

Союзный совет подлежал созыву, если этого потребовала бы одна треть всех его голосов (ст. 14).

Председательство в Союзном совете и руководство его делами принадлежало имперскому канцлеру, которого назначал Император. Каждый член Союзного совета мог заместить канцлера (на основе полученного от последнего письменного уполномочия). Предложения, которые должны были передаваться Рейхстагу, по мере заключения Союзного совета, вносились туда от имени Императора и поддерживались там членами Союзного совета или особыми комиссарами, которые могли назначаться от последнего (ст. 16).

Император осуществлял разработку и публикацию имперских законов, а также надзор за их исполнением. Постановления и распоряжения Императора издавались от имени империи. Для придания этим актам законной силы была необходима подпись имперского канцлера, который тем самым принимал на себя ответственность (ст. 17).

Император назначал должностных лиц империи, приводил их к присяге империи и давал в случае необходимости распоряжение об их увольнении. Назначенному на имперскую должность чиновнику отдельного союзного государства принадлежали в отношении к империи те же права, которые следовали для него из его служебного положения в отечестве, если только до его вступления в имперскую должность имперское законодательство не постановило бы чего-либо другого (ст. 18).

Государства, являвшиеся членами союза, в случае не выполнения согласных с конституцией союзных обязанностей, могли быть принуждены к этому. Способы принуждения должны были определяться Союзным советом и приводиться в исполнение Императором (ст. 19).

4. Рейхстаг образовывался посредством всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании (ст. 20).

Для государственных чиновников не требовалось увольнение для вхождения в Рейхстаг. Член Рейхстага терял свое место и голос в Рейхстаге при:

-        вступлении в имперскую должность с содержанием;

-        получении в союзном государстве должности с содержанием;

-        получении на имперской службе или на службе отдельного государства новой должности, связанной с повышением чина или содержания (ст. 21).

Прения в Рейхстаге происходили публично. Согласное с истиной изложение прений, происходивших в публичных заседаниях Рейхстага, считалось свободным от какой-либо ответственности (ст. 22).

Рейхстаг имел право предлагать законы в пределах имперской компетенции и направленные к нему петиции передавать Союзному совету и имперскому канцлеру (ст. 23).

Законодательный период Рейхстага продолжался 3 года (Имперский закон 10 марта 1888 г. увеличил его до 5 лет). Для роспуска Рейхстага в течение этого периода необходимо было решение Союзного совета при согласии Императора (ст. 24).

В случае роспуска Рейхстага, избиратели должны были собраться вновь в течение 60-дневного периода после роспуска, а новый Рейхстаг в течение 90-дневного периода после такового (ст. 25).

Без согласия Рейхстага отсрочка его заседания не должна была превышать 30-дневного срока и не могла быть повторена в ту же самую сессию (ст. 26).

Рейхстаг рассматривал и утверждал полномочия своих членов. Он регулировал дисциплину и ход дел посредством устава о порядке дел и выбирал своего президента, вице-президента и секретаря (ст. 27).

Рейхстаг принимал решения абсолютным большинством голосов. Для придания законной силы его решениям необходимо было присутствие большинства законного числа членов (ст. 28).

Члены Рейхстага считались представителями всего народа и в силу этого не могли быть связаны какими-либо поручениями и инструкциями (ст. 29).

Член Рейхстага не мог быть подвергнут законному или дисциплинарному преследованию за подачу голоса или за мнения, которые он выражал при осуществлении его обязанностей. Он не мог быть привлечен к ответственности вне собрания каким-либо иным образом (ст. 30).

Без согласия Рейхстага ни один из его членов не мог в течение сессии быть привлечен к следствию или арестован за какое-либо наказуемое деяние. Исключение составляло задержание при совершении такого деяния или же в течение следующего дня. Согласие Рейхстага требовалось и при аресте за долги. По требованию Рейхстага прекращалось на время сессии любое уголовное делопроизводство против какого-либо его члена и любой следственный или гражданский арест (ст. 31).

Члены Рейхстага не получали за выполнение своих обязанностей какого-либо жалованья или вознаграждения (ст. 32).

5. Более подробно порядок избрания членов Рейхстага был урегулирован в Избирательном законе от 31 мая 1869 г. и принятом Союзным советом 28 мая 1870 г. Избирательном регламенте [3, с. 40–41].

Итак, избирателем на выборах в Рейхстаг являлся каждый немец, достигший 25-летнего возраста. Осуществление права участия в выборах временно прерывалось для:

-        нижних чинов войск и флота в период нахождения их на действительной службе;

-        лиц, которые во время выборов находились не в том избирательном округе, где располагалось их местожительство;

-        лиц, которые не были внесены в избирательные списки [3, с. 41].

Лишались права участия в выборах лица:

-        находившиеся под опекой или попечительством;

-        над делами которых был учрежден конкурс;

-        пользовавшиеся на момент выборов или в течение последнего перед выборами года помощью для бедных из государственных или общинных средств;

-        которые в силу судебного решения были ограничены в своих гражданских и политических правах (на все время этого ограничения) [3, с. 41].

Правом быть избранными в качестве членов Рейхстага обладали лица, имевшие право участвовать в выборах и принадлежавшие не менее года к одному из союзных государств Германии. Не могли быть избранными правители немецких государств и соответственно Император [3, с. 42].

Число членов Рейхстага определялось тем, что в каждом союзном государстве на каждые 100 тыс. населения выбиралось по одному депутату. Избирательный округ не мог включать в себя территории нескольких государств. Поэтому в союзном государстве с населением менее 100 тыс. человек выбирался только один депутат. При этом число избиравшихся депутатов не зависело от результатов периодически проводившихся переписей населения. Всего в состав Рейхстага входило 397 депутатов. Из них от Пруссии избиралось 236 депутатов, Баварии 48, Саксонии 23, Вюртемберга 17, Эльзас-Лотарингии 15, Бадена 14, Гессена 9, Мекленбург-Шверина 6, Саксен-Веймара, Ольденбурга, Брауншвейга, Гамбурга по 3, Мейнингена, Кобург-Готы, Ангальта по 2, от каждого из других государств по 1 [3, с. 43].

Для избрания депутатом кандидат должен был получить абсолютное большинство голосов, поданных в избирательном округе. В противном случае проводилась перебаллотировка между двумя кандидатами, получившими наибольшее число голосов [3, с. 45]. Результаты проводившихся в Германской империи выборов в Рейхстаг отражены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты выборов в Рейхстаг [4]

Политическая партия

Количество мандатов

1871

1874

1877

1878

1881

1884

1887

Социал-демократическая партия Германии

2

9

12

9

12

24

11

Левые либералы

47

50

39

29

66

71

32

Прочие либералы

30

6

15

12

51

4

3

Национал-либералы

125

152

126

97

45

50

98

Центр

61

91

93

93

98

99

98

Немецкая имперская партия

37

31

38

56

27

28

41

Консерваторы

57

21

40

59

49

76

78

Разные правые

0

3

0

2

4

2

2

Прочие

23

34

34

40

45

43

34

Всего

382

397

397

397

397

397

397

Политическая партия

Количество мандатов

1890

1893

1898

1903

1907

1912

Социал-демократическая партия Германии

35

44

56

81

43

110

Левые либералы

74

34

37

27

35

42

Прочие либералы

5

16

17

11

15

0

Национал-либералы

41

52

46

51

54

45

Центр

106

96

102

100

105

91

Немецкая имперская партия

20

27

23

21

24

14

Консерваторы

71

68

56

53

60

42

Разные правые

2

5

1

2

2

2

Прочие

43

55

59

51

59

51

Всего

397

397

397

397

397

397

                         

6. В целом, основываясь на положениях Конституции 1871 г. Пруссия занимала главенствующее положение в союзе. Император, являвшийся Королем Пруссии, обладал широким кругом полномочий, как в сфере законодательства, так и в отношениях с имперской бюрократией. Для Пруссии было обеспечено преобладающее влияние в Союзном совете и Рейхстаге. Причем раз и навсегда установленное число депутатов Рейхстага и их распределение между членами союза «страховало» на будущее от возможных «неприятностей» в виде сокращения числа консервативно настроенных сельских избирателей и увеличения числа городских избирателей. Этому же способствовала и мажоритарная система, применявшаяся на выборах в Рейхстаг. Так, например, Социал-демократическая партия Германии в 1907 г. заручилась поддержкой 28,9 % голосов избирателей, но провела в Рейхстаг всего лишь 43 депутатов, т. е. 10,8 % от их общего числа [4]. В то же время, была создана основа для формирования в дальнейшем федеративного государства с сильным парламентом.

Литература:

1.      История государства и права зарубежных стран: учеб. / К. И. Батыр, И. А. Исаев [и др.]; под ред. К. И. Батыра. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

2.      Конституция Германии 16 апреля 1871 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. Англия, США, Франция, Италия, Германия. Сборник документов под редакцией профессора П. Н. Галанзы. Составитель сборника Н. Н. Блохин. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 1957. С. 558–576.

3.      Лабанд П. Германия // Системы избирательного права: Западной Европы и Северо-Американских Соединенных Штатов // К реформе государственного строя России. Выпуск 1-й. Статьи из «Handbuch des Oeffentlichen Rechts». Перевод под редакцией и со вступительной статьей проф. М. Соболева. — СПб.: Издание Н. Глаголева, 1905. С. 40–50.

4.      Wahlen in Deutschland bis 1918. Reichstagswahlen. Ergebnisse reichsweit. URL: http://www.wahlen-in-deutschland.de (дата обращения: 19.01.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): Союзный совет, Рейхстаг, Бавария, государство, член Рейхстага, член союза, законная сила, имперская должность, имперский канцлер, Социал-демократическая партия Германии.


Похожие статьи

Высшие органы государственной власти Королевства Италия по Конституции 1848 г.

Система высшего образования в Российской империи к середине XIX века

Субъекты наследования по закону в наследственном праве Российской Федерации

Специализированные прокуратуры в системе органов прокуратуры Российской Федерации

Мировые судьи в системе органов судебной власти в Российской Федерации

Органы губернской администрации Российской империи в 1861–1917 гг.

Контрольные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере Краснодарского края)

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации

Специальные полномочия высших судебных органов в Российской империи первой половины XVIII столетия

Первые нормативные акты, регламентирующие деятельность судебной системы после Октябрьской революции

Похожие статьи

Высшие органы государственной власти Королевства Италия по Конституции 1848 г.

Система высшего образования в Российской империи к середине XIX века

Субъекты наследования по закону в наследственном праве Российской Федерации

Специализированные прокуратуры в системе органов прокуратуры Российской Федерации

Мировые судьи в системе органов судебной власти в Российской Федерации

Органы губернской администрации Российской империи в 1861–1917 гг.

Контрольные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере Краснодарского края)

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации

Специальные полномочия высших судебных органов в Российской империи первой половины XVIII столетия

Первые нормативные акты, регламентирующие деятельность судебной системы после Октябрьской революции

Задать вопрос