Игра как метод обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (71) август-1 2014 г.

Дата публикации: 30.07.2014

Статья просмотрена: 3821 раз

Библиографическое описание:

Грибова, Ю. Ю. Игра как метод обучения / Ю. Ю. Грибова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/71/12160/ (дата обращения: 18.12.2024).

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

Дистерверг А.

У различных обучающихся свойства личности проявляются неодинаково; у одних они выражены в меру, у других некоторые из этих свойств значительно обострены. Например, могут быть обучающиеся повышенно-возбудимые, или излишне тревожны, или очень чувствительны и т. д. Все они относятся к психически здоровым людям, но больше других предрасположены к проявлению некоторых психических травм и отклоняющегося от нормы поведения. В частности, чрезмерная активность и возбудимость обучающихся может усилить их реакции и побудить к необдуманным, рискованным поступкам. Для того чтобы работа преподавателя была успешной, необходимо опираться на знание законов психического развития личности.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Виды педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности:

-        на физические (двигательные),

-        интеллектуальные (умственные),

-        трудовые,

-        социальные

-        психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

-          обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

-          познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

-          репродуктивные, продуктивные, творческие;

-          коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

По содержанию игры с готовыми правилами различают:

-        все предметные (математические, химические и т. д.),

-        спортивные,

-        подвижные,

-        интеллектуальные (дидактические),

-        строительные и технические,

-        музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные),

-        лечебные,

-        коррекционные (психологические игры-упражнения),

По форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т. д.

На базе нашего техникума была разработана и проведена программа тренинговых занятий способствующая развитию профессионально важных качеств.

Целью тренинга является: развитие таких качеств как:

-        коммуникативность;

-        уверенность в себе;

-        лидерство, организаторские склонности;

-        толерантность, умение работать в команде;

-        самооценка.

Задачи, поставленные при проведении тренинга:

1.           Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.

2.           Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, развитие коммуникативных навыков, осознание проблем в отношениях с людьми, формирование положительных стратегий взаимодействия.

3.           Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем, осознание мотивов межличностных отношений.

4.           Раскрыть потенциал возможностей и ресурсы каждого обучающегося.

Для решения поставленных задач, были использованы следующие тренинговые упражнения О. Горбушиной:

-        УПРАЖНЕНИЕ «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»

-        УПРАЖНЕНИЕ «КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПЕЙЗАЖ»

-        УПРАЖНЕНИЕ «ВЕТЕР ДУЕТ НА.»..

-        УПРАЖНЕНИЕ «ПОЗДОРОВАТЬСЯ ЧАСТЯМИ ТЕЛА»

-        УПРАЖНЕНИЕ «ОСТРОВ ДРУЖБЫ»

-        УПРАЖНЕНИЕ «СКУЛЬПТУРА»

-        УПРАЖНЕНИЕ «КОМПЛИМЕНТ»

Данная программа состоит из 4 занятий и рассчитана на срок 2 недели. Занятия проводились по принципу социально-психологического тренинга в актовом зале техникума, где можно свободно располагаться и передвигаться. Продолжительность 1 занятия — 40 мин. Занятия проводились два раза в неделю. Тренинговая группа состояла из 16 человек. Каждому обучающемуся обеспечивалась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Работа осуществлялась с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов и элементов психогимнастики.

Конспект содержания занятий

(на примере одного занятия)

Занятие 1.                                                                                                                       

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы выработка правил поведения на занятиях.

Время проведения 40 мин.

Ход занятия: Ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам:

1.           Доверительный стиль общения, обращаться к друг другу на “ты”.

2.           Не существуют правильных или неправильных ответов. Правильный ответ — тот, который на самом деле выражает твое мнение.

3.           Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни.

4.           Искренность в общении.

5.           Нельзя давать оценку выступлению другого участника, не используем высказывание “Ты мне не нравишься1', а заменяем на “Ты совершил плохой поступок”, “Мне не нравится твоя манера”.

6.           Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнали друг о друге на занятиях.

7.           Уважение говорящего. Когда кто-либо из участников высказывается, нельзя перебивать его, обращаясь к кому-либо из участников нужно смотреть на него.

8.           Активное участие в происходящем.

9.           В конце занятий, каждый участник имеет возможность высказаться.

УПРАЖНЕНИЕ 1 «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»

Цель: знакомство, развитие коммуникативных навыков.

Порядок выполнения и инструкция. Каждому ребенку предлагается назвать свое имя; то, как его ласково называют родители дома, а также свое любимое занятие (или кратко рассказать о себе).

Для этого ведущий вразнобой кидает всем участникам мячик. Их задача — поймать мячик, назвать свое имя, рассказать о себе и вернуть мячик обратно ведущему.

УПРАЖНЕНИЕ 2 «ВЕТЕР ДУЕТ НА.»..

Цель: получить больше информации друг о друге, развитие коммуникативных навыков.

Порядок выполнения и инструкция. Ведущий начинает игру словам к:

«Ветер дует на.»... Нужно, чтобы участники игры больше узнали друг о друге. Вопросы, например, могут быть следующие: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы». Все светловолосые собираются в центр круга. После этого жмут друг другу руки и расходятся по свободным местам.

Возможные варианты:

-                Ветер дует на того, кто любит мороженое.

-                Ветер дует на того, у кого дома есть животное.

-                Ветер дует на того, у кого есть заколки или другие украшения.

-                Ветер дует на того, кто любит манную кашу.

-                Ветер дует на того, у кого есть сестра.

Затем проводится обсуждение того, как каждый участник чувствовал себя, легко ли было приветствовать, какие чувства он вкладывал в свое приветствие.

На заключительном тренинговом занятии ведущий говорит о том, что эти занятия показали, что у всех много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, неповторимым, и то, что для всех нас общее. Потому мы нужны друг другу, каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, что другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить. До свидания. Спасибо за работу.

Подводя итоги открытого группового занятия с подростками, можно сделать вывод, что задачи, поставленные при проведении тренинга, в большинстве своем выполнены, выбранное тренинговое занятие можно считать продуктивным.

Профессиональное мастерство преподавателя, сочетающее дидактический профессионализм и коммуникативную культуру, включающую педагогический такт, и способность правильно воспринимать и понимать обучающуюся личность, — это и есть дефицитный профиль личности педагога.

Литература:

1.      Агеев В. С. Социальная психология. М.1998.

2.      Агрессивное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения./ Под. ред. В. А. Никитина В. А. — М., Владос, 1996г.

3.      Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогике: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.

4.      Горбушина О. П. Психологический тренинг. Секреты проведения;— СПб.: Питер,2008. — 176 с.: ил. — (Серия «Практическая психология»).

5.      Отклоняющее поведение подростков как психолого-педагогическая проблема. «Учительская газета» № 13–2002г.

6.      Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога; Учеб. пособие: В2кн. — 2 изд., перераб. и дополнено. Гуманист изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн.

7.      Селевко Г. К».Энциклопедия образовательных технологий»

Основные термины (генерируются автоматически): друг, занятие, Ветер, УПРАЖНЕНИЕ, ведущий, игра, педагогический процесс, порядок выполнения, проведение тренинга, развитие.


Задать вопрос