В данной статье рассматриваются условия поддержки волонтёрских инициатив в студенческой среде.
Ключевые слова: студенческая молодёжь, студенческое самоуправление, волонтёрское движение, содержание учебной и внеучебной деятельности, проектная культура, формы организации волонтерской деятельности, мотивы вовлечения в волонтёрскую деятельность.
Развитие студенческого самоуправления с целью повышения уровня социальной активности, а также профессиональной компетентности — одна из приоритетных задач целостного учебно-воспитательного процесса в вузе. Обращает на себя внимание тот факт, что развитие и популяризация идеологии волонтёрского движения подтверждает мысль о создании т. н. «социального лифта», позволяющего личности в студенческие годы лучше адаптироваться к системе социальных отношений. Таким образом, за счет создания максимально возможных условий для получения профессиональных практических навыков внутри вуза повышается уровень квалификации выпускаемого специалиста.
Н. А. Новикова анализирует социально-психологический портрет учащейся молодёжи как субъекта волонтёрской деятельности. При выявлении его характеристик автор исходит из того, что молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. Основным группообразующим критерием применительно к учащейся молодёжи выступают возрастные границы [2].
Изучив имеющиеся мнения, автор определяет студенческую молодёжь как одну из наиболее активных, образованных и культурных групп общества, являющуюся резервом и потенциальной элитой общества. Учащаяся молодёжь является особой частью молодёжи, среди которой выделяется как своей профессиональной подготовленностью, образованностью, так и большей организованностью. Ей свойственно освоение культурных и духовно-нравственных ценностей, развитие нравственных и эстетических характеристик. Это наиболее чувствительная к переменам социальная группа, быстро реагирующая на общественные изменения, обладающая совокупностью определенных возрастных, социально-культурных, социально-экономических и социально-психологических характеристик, основным видом деятельности которой является обучение и подготовка к вступлению во взрослую жизнь. Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выработку мировоззрения. В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает большие психические и физические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности.
В этом возрасте приобретаются знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества. Важными сущностными характеристиками учащейся молодёжи как идентификационной группы являются следующие: молодёжь легче адаптируется к новым социально-экономическим условиям, в ее среде созревает мощный инновационный потенциал, растет число молодых людей, выбирающих новаторство в качестве модели решения своих проблем; растёт самостоятельность, практичность и расчётливость, ответственность за свою судьбу, реальная оценка своих возможностей, мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам; увеличивается престижность образования; усиливаются патриотические настроения. Существенную роль в понимании процесса формирования личности молодого человека играет анализ противоречий, присущих этому возрасту, среди которых выделяют социально-психологические характеристики студенческой молодёжи. Среди них особо значимыми являются личностное и социальное становление, высокая мобильность, чувствительность к переменам, амбициозность, критическое отношение к накопленному опыту, независимость, ценность свободы.
Анализ нормативно-правовых документов, определяющих деятельность образовательных организаций в сфере высшего образования (ФЗ № 273 от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации», Проект «Стратегии развития молодёжной политики до 2025 года», ФЗ от 01 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральный стратегический проект «Доброволец России» и др.) позволяет сделать вывод о том, что студенчество в силу возрастных особенностей, образа жизни, специфики выбранного направления подготовки всегда считалось элитой молодёжи, являясь активом отечественной практики волонтёрства.
Согласно ФЗ об образовании, органы студенческого самоуправления являются обязательными для каждой образовательной организации. Пункт 6 статьи 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ: «В целях учета мнения обучающихся <…> и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся <…> создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы)» [5].
Общая логика управления и соуправления в вузе представлена традиционной схемой: Ученый совет — ректорат — центр по воспитательной и социальной работе — студенческий профсоюзный комитет — студенческий совет университета (института); факультет — кафедра — преподаватель (куратор) — органы студенческого самоуправления.
Безусловно, волонтёрские инициативы студентов — результат системной работы в процессе совместной учебной и внеучебной деятельности. Большое значение имеет содержание преподаваемых дисциплин, особенно психолого-педагогического цикла. Показательно, что в учебном плане по ряду направлений подготовки предусмотрены дисциплины, напрямую связанные с предметом нашего исследования. Ср. содержание разработанных учебно-методических комплексов «Практикум волонтёрской деятельности», «Технология волонтёрской деятельности в социальной сфере», «Организация волонтёрской помощи лицам с ОВЗ», «Волонтёрское движение в реализации молодежных программ» (практикум) и др.
Одним из инновационных механизмов поддержания волонтёрской деятельности в студенческой среде является развитие проектной культуры и проектного мышления обучающихся. Под проектной культурой мы вслед за Т. Л. Стениной понимаем «социально-детерминированный сегмент общей культуры человека, который является интегративным и изменяющимся во времени качеством личности, характеризующимся определенным уровнем знаний о происходящих социальных процессах, методологии проектирования, сформированными ценностными ориентациями, социальной активностью, интегрированными в социально значимой проектной деятельности» [4].
Действительно, главным фактором для развития волонтёрства видится создание лидерских программ и проектов, способных выявлять среди участников данных мероприятий молодых людей, способных путём своего личного примера вовлечь в социально значимую практику других людей.
Как известно, существует несколько основных форм организации волонтёрских объединений в зависимости от конкретных условий и возможностей:
1) «команда» − группа от 3 до 30 человек активистов, созданная и работающая на базе общественной организации, молодёжного клуба или учебного заведения. Группа имеет своего лидера (руководителя), установленное место сбора, план работы. Как правило, основным движущим и объединяющим фактором для участников группы является общение в хорошей компании. Многое также зависит и от лидера «команды»;
2) «агентство» − независимые друг от друга отдельные люди, объединённые общей идеей и привлекаемые по мере необходимости. Как правило, «агентство» имеет ядро в виде инициативной группы, которая время от времени организует мероприятия;
3) «система» − объединение команд, агентств, подчиняющихся общим правилам и идеологии. Подобная форма организации имеет финансовую поддержку, офис, документацию, а порой и официальную регистрацию.
Студенческие волонтёрские отряды организуют свою деятельность в рамках проектов следующих типов:
1) гуманитарные проекты;
2) социально-культурные проекты;
3) информационно-консультативные проекты студентов;
4) экологические проекты.
А. Б. Бархаев подчёркивает, что в интересах более эффективной организации процесса вовлечения волонтёров в общественно полезную деятельность «целесообразно использовать такую форму объединения, как Клуб волонтёров, способную обеспечить более полную реализацию выявленных социально-психологических условий процесса вовлечения волонтёров в деятельность общественных организаций. В этом случае для анализа динамики социально-психологических условий в рамках клуба волонтёров может быть использовано понятие социокультурной среды, как такого фактора, который опосредует и «осредняет», т. е. типизирует развитие личности добровольца» [1].
Е. Л. Сикорская поясняет необходимость учёта следующих организационно-педагогических условий:
1) обеспечение добровольности включения молодёжи в социально полезную деятельность;
2) целенаправленное педагогическое сопровождение добровольческой деятельности студенческой молодёжи, ориентированное на развитие социальных компетенций, активизацию личностного роста, межличностного общения и взаимодействия, самоопределения его участников;
3) реализация долгосрочных социально-педагогических проектов, ориентированных на взаимный интерес и соответствие молодежных инициатив актуальным проблемам социума [3].
Наконец, вектор развития волонтёрской деятельности в вузе определяется содержанием воспитательной работы. На основе опыта организации волонтерской деятельности студентов сформулированы основные технологические аспекты ее осуществления:
1) осознание конкретной проблемы (группы проблем);
2) формирование инициативной группы и разработка проекта;
3) реализация разработанного проекта или целевой программы;
4) подведение итогов и рефлексия участников.
Организация волонтёрской деятельности студенческой молодёжи в вузе возможна при условии длительной работы преподавателей и студентов по формированию ценностных ориентаций гуманистической направленности, гуманизации процесса обучения в целом, совместного поиска оптимального приложения сил с учетом выбранной специальности. Современный подход к подготовке волонтёров должен быть основан на интеграции в учебно-воспитательный процесс вуза интенсивных методов социально-психологического обучения, которые способствуют одновременно и овладению технологиями профессиональной деятельности, и развитию личности студента.
При организации волонтёрской деятельности студентов необходимо учитывать мотивы вовлечения студентов в волонтёрство. Существует целый спектр суждений и оценок относительно мотивов участия людей в добровольческой деятельности. В процессе специальных международных научных исследований выявлено, что мотивы могут носить не только альтруистический или религиозный характер. Они могут являться ответом на другие потребности человека (например, обучиться новым навыкам, найти поддержку, почувствовать себя способным сделать что-то новое, строить социальные отношения и др.).
Необходимым условием для развития студенческого волонтёрства в вузе является достаточное количество как предлагаемых к реализации, так и инициируемых самими студентами проектов (на уровне студенческой группы, временной творческой группы, факультета, вуза).
В качестве критериев подготовленности студентов вузов к волонтёрской деятельности выступают сформированность определенных личностных качеств и черт характера добровольцев; сформированность мотивации к достижению успеха в волонтёрской деятельности; осознание и принятие ценностей волонтёрства как жизненно важных; стремление студентов-волонтёров к гуманистически-ориентированному взаимодействию.
Одна из основных причин, по которым молодые люди не участвуют активно в социально значимой деятельности, — отсутствие у них необходимых навыков и информации о том, где и как они могут эту деятельность начать. Организация добровольческой деятельности позволит довести до каждого молодого человека информацию о тех формах работы и гражданского участия, которые ему наиболее близки.
Таким образом, формирование студенческих инициатив в сфере добровольчества определяется целым рядом условий, среди которых выделяем содержание подготовки, развитие проектной культуры, уровень воспитательной работы в вузе и др.
Литература:
1. Бархаев А. Б. Социально-психологические условия вовлечения волонтёров в деятельность общественных организаций. — Дисс. канд. псих. наук, Москва, 2009. — 292с.
2. Новикова Н. А. Социально-культурная самоорганизация учащейся молодёжи в процессе волонтёрской деятельности: личностно-ориентированный подход. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Смоленск, 2014. — 25с.
3. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодёжи. Дисс. … докт. пед. наук, Москва, 2011. — 421с.
4. Стенина Т. Л. Становление проектной культуры студентов. Ульяновск: УлГТУ, 2011. — 243 с.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.