Тема детства в зеркале писем Ц. Кюи к Н. Доломановой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №12 (71) август-1 2014 г.

Дата публикации: 22.07.2014

Статья просмотрена: 641 раз

Библиографическое описание:

Лапина, М. Е. Тема детства в зеркале писем Ц. Кюи к Н. Доломановой / М. Е. Лапина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 412-415. — URL: https://moluch.ru/archive/71/12170/ (дата обращения: 16.11.2024).

В эпистолярном наследии Ц. Кюи особый интерес представляют письма, адресованные композитором своему другу и помощнице, педагогу Надежде Николаевне Доломановой. В посланиях Кюи Доломановой (1911–1917 гг.) отразился период жизни композитора, во время которого он много и плодотворно работал над произведениями для детей. Внимательный анализ писем Кюи позволяет лучше понять особенности воплощения темы детства в творчестве композитора.

Ключевые слова: Ц. Кюи, Н. Доломанова, детская опера, музыка для детей, эпистолярное наследие Ц. Кюи

«… ничто не характеризует лучше людей, как их письма (если они искренни)». [6, с. 468]

Ц. Кюи

С Н. Н. Доломановой композитор начинает сотрудничать в начале 1910-х гг. В письмах к М. С. Керзиной свою новую знакомую Кюи характеризует как «симпатично-фанатическую» учительницу детских хоров [6, с. 416] и отмечает, что преданность, с которой Доломанова относится к своему делу и к своим воспитанникам, сразу завоевала его симпатии [6, с. 421].

Деятельность Н. Н. Доломановой была посвящена развитию системы музыкально-эстетического воспитания: Надежда Николаевна проводила уроки музыки, занималась с хоровыми коллективами в пансионах, гимназиях, институтах и училищах [7, с. 207–208], готовила и издавала педагогические труды [2, 3, 4], составляла сценарии музыкально-театральных постановок [1, 5], давала концерты для детей. В своей педагогической практике Доломанова часто обращалась к музыкальным произведениям Цезаря Кюи, многие из которых были созданы при ее непосредственном участии. По инициативе Доломановой Кюи пишет 13 хориков для детских или женских голосов (op. 85) [6, с. 421], на стихи Доломановой сочиняет романс «Росинка» (op. 86) и детские песни («Гордый котик», «Мечты», op. 97; «Разные денечки», op. 101). Композитор прислушивался к мнению Доломановой относительно сочинений, посвященных детям, нередко приглашал ее послушать свои произведения:

«Дорогая Надежда Николаевна, если можно зайдите ко мне завтра. Хочу Вам показать полдюжины свежих детских песен.

Ваш Ц. К». [12, л. 1]

«Дорогая Надежда Николаевна.

Послушаем вместе Шапочку, хотите? Опасаюсь, что исполнение будет скверное, а мы все равно послушаем. Начало в 1 ¼.

Ваш Ц. Кюи» [11, л. 2]

«Красная Шапочка» - вторая опера-сказка Кюи (1912 г.): в 1905 г. из-под пера композитора выходит детская опера «Снежный богатырь», а в 1913 г. появляется опера «Кот в сапогах». В письме к Керзиной за 18 апреля 1913 г. композитор сообщает о своем намерении написать еще одну оперу для детей, «по инициативе Доломановой, уже не на иностранный, а на русский сюжет» [6, с. 432]. Композитор и либреттист, коим выступила сама Надежда Николаевна, остановили свой выбор на русских народных сказках, главным героем которых выступает Иванушка-дурачок. «… летом, за границей, попытаюсь написать еще одну, последнюю детскую оперу, на этот раз на русскую сказку «Иванушки-дурачка» [6, с. 433], - отмечает композитор в письме к Керзиной 30 апреля 1913 г.

В письмах, отправленных Кюи Доломановой, отразилась история работы композитора и Надежды Николаевны над текстом и над музыкой оперы-сказки [8, 13]. Вопросы, которые Кюи ставит перед либреттистом во время написания детской оперы, говорят о том, что композитор уделял большое внимание сценичности своего произведения. Так, в письме Доломановой за 20 апреля 1913 г. Кюи замечает, что его «сильно смущают» исполинский конь и платок (сцена, во время которой Иванушка-дурачок, сидя на коне Сивке-Бурке, должен выхватить платок из рук Царевны), так как это действие трудно будет на практике воплотить на сцене [11, л. 10].

Рис. 1. Письмо Ц. Кюи Н. Доломановой. ОР РНБ. Ф. 413. Ед. хр. 180. Л. 10

В другом письме, отправленном уже во время летнего путешествия за границу, Кюи советуется с Надеждой Николаевной, как лучше будет передать сцену главного героя оперы с птицами и разговор Иванушки с хором пней: «… Конечно желательно чтобы пни были одушевленные. Одеть их не штука: мешок, разрисованный под пень.<…> Птицы клюют зерна и вновь улетают. Ничего нет легче устроить это на настоящей сцене, но как это устроить в Институтах, пансионах, гимназиях, куда желательно, чтобы наш Дурачок проник? Когда вернусь в Петербург (не позже 6-го Сентября) мы просмотрим то, что будет написано, просмотрим каждый такт, каждую ноту, и я изменю все неподходящее, хотя бы пришлось все написать вновь, ибо хочу, чтобы Дурачок вышел хорош. <…>» [11, л. 16–16 (об.)].

В августе 1913 г., все еще находясь за границей, Кюи сообщает своей помощнице, что первые две картины оперы «настолько приведены в порядок», что он их переписывает начисто, и просит совета либреттиста относительно третьей картины, которая набросана лишь «эскизно» [11, л. 18]. Возвратившись в Петербург, композитор продолжает трудиться над оперой, отправляя Доломановой сообщения о ходе работы: «…Скоро, скоро, наш Дурачок пристанет к берегу» (25 сентября 1913 г.) [11, л. 20]. Наконец, 4 октября Кюи приглашает Доломанову взглянуть на плоды их совместного труда: «Дорогая Надежда Николаевна. Дурачок кончен. Приходите взглянуть и разрешить некоторые сомнения…» [11, л. 21].

Рис. 2. Письмо Ц. Кюи Н. Доломановой. ОР РНБ. Ф. 413. Ед. хр. 180. Л. 20

С завершением работы над оперой «Иванушка-дурачок» сотрудничество композитора с Доломановой не прекратилось. Вслед за четвертой оперой-сказкой Кюи вновь обращается к жанру детской песни: «Дорогая Надежда Николаевна … Последние дни я много работал и на днях отправляю Юргенсону «Последние 17 Детских песен», а за сим передаю себя в Ваше полное расположение для дуэтиков и чего хотите, только не детской оперы…» (21 января 1915 г.) [12, л. 2]. Одним из последних опусов Кюи, посвященных детским голосам, становится op. 101 - «Семь дуэтов-хориков для детских или женских голосов», шестой номер которого (хор «Разные денечки») написан на стихи Доломановой [9].

Пример 8

Рисунок 3. Ц. Кюи. «Разные денечки». Op. 101 № 6

В письмах к своему либреттисту Кюи сообщает не только о творческих планах и начинаниях, но и делится новостями из жизни своей семьи. 21 апреля 1915 г. композитор рассказывает Надежде Николаевне о трагедии, которая постигла его дочь Лидию и внука: «Дорогая Надежда Николаевна. Все эти дни я поджидал или Вас или Ваше письмо. Письмо пришло и какое милое, хорошее, -как Вы сами. Спасибо! А я пережил и переживаю большое горе: в день Вашего концерта неожиданно <…> скончался мой зять Аморетти. <…> А теперь меня озадачивает судьба дочери и мальчика, и сильно чувствую утомление физическое и нравственное, нежелание, а то и неспособность работать. Ну, как Лидия немножко устроится — это пройдет, а пока Вы приходите. Ваш Ц. К». [12, л. 11].

В тяжелые годы, в трудные моменты Надежда Николаевна поддерживает Кюи, помогает ему писать новые сочинения и управляться со старыми, что в связи с развивающейся в 1917–1918 годах болезнью композитор не мог делать самостоятельно: «… на меня надвигается старческая слепота (склероз): на расстоянии вижу недурно и хожу по улицам свободно, но не могу прочесть ни одного слова, написать ни одной ноты, так что моя композиторская деятельность кончена. Могу разве сочинять мелкие фортепианные пьески, которые кто-нибудь за мной запишет», [6, с. 477] — сообщает Кюи издателю Б. П. Юргенсону.

На помощь стареющему композитору приходят близкие и друзья, среди них и Н. Доломанова: «Дорогая Надежда Николаевна! Жив, здоров и неграмотен. Следовательно, нужно ликвидировать мои композиторские дела. А вследствие моей неграмотности необходима ваша помощь. Посему, когда у вас и у вашей милой сожительницы окажется 1 ½ — 2 часа свободных, приезжайте ко мне и разберемся в куче моих романсов, решим, какие можно печатать, а какие оставить, как более слабые <…>» [6, с. 472], - с такими словами обращается Кюи к Доломановой в 1917 году за год до своей смерти.

Приведенные письма композитора к своему другу и либреттисту красноречиво свидетельствуют, что личность Доломановой сыграла большую роль в развитии темы детства в сочинениях композитора Ц. Кюи. Творческий союз Кюи и Доломановой внес существенный вклад в детскую музыкальную литературу рубежа XIX-XX веков созданием большого количества разножанровых и разнохарактерных музыкальных опусов: от небольшой детской песенки до развернутого сценического произведения — детской оперы. Письма Кюи Доломановой содержат много интересных деталей, связанных с музыкальной деятельностью Цезаря Антоновича, и помогают внести новые краски в творческий портрет композитора.

Примечание: тексты писем Ц. Кюи, представленные в статье, печатаются в современной орфографии, в датировке писем сохранен старый стиль.

Литература:

1.      Доломанова, Н. Н. Дед-Мороз развеселил: Сценка для мален. детей, с руководящей ролью для одного взрослого, с прил. песен Кюи, Лядова и др. / Н. Н. Доломанова. — Пг.: Начатки знаний, 1923. — 24 с.: нот.

2.      Доломанова, Н. Н. Музыка в дошкольных учреждениях: Пособие для руководителей / Н. Н. Доломанова. — М.- Пг.: Гос. изд., 1923. — 70, [2] с.

3.      Доломанова, Н. Н. Музыкальное воспитание детей от 9 до 12 лет / Н. Н. Доломанова. — Л.: Мысль, 1925. — 148 с.

4.      Доломанова, Н. Н. Подвижные игры с песнями в детском саду: Хороводы, инсценировки / Сост. Н. Н. Доломанова. — Пг.: Мысль, 1923 (обл. 1924). — 96, 79 с.: нот.

5.      Доломанова, Н. Н. Снегурочка к детям на елку пришла: Сценка у елки для мален. детей с прил. музыки Римского-Корсакова, Лядова и Кюи / Н. Н. Доломанова. — Пг.: Начатки знаний, 1923. — 16 с.: нот.

6.      Кюи, Ц. А. Избранные письма / Сост., авт. вступ. статьи [с. 3–30] и примеч. И. Л. Гусин. — Л.: Музгиз, 1955. — 754 с.

7.      Назаров, А. Ф. Цезарь Антонович Кюи / А. Ф. Назаров. — М.: Музыка, 1989. — 222, [2] с.

8.      НИОР НМБ СПбГК № 1746. 34 л. [клавир оперы «Иванушка-дурачок», 1913 г.]

9.      ОР РНБ. Ф. 413. Ед. хр. 107. 11 л. [Ц. Кюи «7 дуэтов-хориков для детских и женских голосов». Op. 101. Автограф. 1910-е гг.]

10.  ОР РНБ. Ф. 413. Ед. хр. 108. 1 л. [Ц. Кюи «7 дуэтов-хориков для детских и женских голосов». Op. 101 № 1. «Зима». Автограф, черновик. 1910-е гг.]

11.  ОР РНБ. Ф. 413. Ед. хр. 180. 26 л. [Письма (25) Ц. Кюи к Н. Доломановой, 1913 г.]

12.  ОР РНБ. Ф. 413. Ед. хр. 182. 21 л. [Письма (16) Ц. Кюи к Н. Доломановой, 1915 г.]

13.  ОР РНБ. Ф. 413. Ед. хр. 2. 24 л. [«Иванушка-дурачок, партитура]

Основные термины (генерируются автоматически): Дорогая Надежда, детская опера, письмо, композитор, XIX-XX, детская, Надежда, Петербург, ребенок, эпистолярное наследие.


Ключевые слова

Ц. Кюи, Н. Доломанова, детская опера, музыка для детей, эпистолярное наследие Ц. Кюи

Похожие статьи

Лирика А. К. Толстого в камерно-вокальных сочинениях отечественных композиторов: особенности претворения поэтического первоисточника

В статье рассматриваются особенности трактовки лирики А. К. Толстого в сочинениях для голоса с фортепиано отечественных композиторов и на стихи на примере обращения к стихотворению «На нивы жёлтые».

Тема детства в культуре России: на материале творчества Цезаря Кюи

В статье рассматриваются особенности воплощения темы детства в культуре России рубежа веков на примере наследия Ц.Кюи. В рамках статьи автор отмечает факторы, которые побудили представителей литературы и искусства обратиться к теме детства в своем тв...

Романсы и песни на стихи Н. А. Некрасова: центральные темы творчества и их музыкальное воплощение

Статья рассматривает особенности претворения поэзии Н. Некра-сова в камерно-вокальных сочинениях отечественных композиторов в ракурсе рассмотрения центральных тем его творчества.

Роль метафор и сравнений в раскрытии темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов

В статье рассматриваются характерные для темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов метафоры и сравнения, определяется их природа и показывается их влияние на раскрытие темы детства. Материалом исследования послужили ранние сборники Юнны Мо...

Произведения казахских композиторов в репертуаре учащихся-пианистов детских музыкальных школ

В данной статье автор рассматривает значимость фортепианного репертуара для учащихся-пианистов ДМШ, основанного на произведениях композиторов Казахстана.

Русский иностранец Джон Фильд

Эта статья посвящена одному из самых влиятельных музыкальных деятелей в культурной жизни России XIX века — виртуозному пианисту, талантливому композитору и педагогу, «русскому иностранцу» Джону Фильду. Она повествует о становлении педагогической, исп...

Музыкально-этнографический визит Успенского в Туркменистан

В статье рассказывается о музыкально-этнографических приездах известного фольклориста В.Успенского, проделавшего огромную работу по всемирному распространению туркменской народной музыки, и его нотах о фольклорной народной музыке, собирал во время пр...

Песенный репертуар сказительницы Булгун Бембеевны Оконовой

В статье рассматривается жизнь и деятельность сказительницы калмыцкого устного народного творчества, носительницы традиционной песенной традиции волжских дербетов Булгун Бембеевны Оконовой.

Пушкин и восточные мотивы в романе «Евгений Онегин»

В эпоху золотого века русской поэзии восток и восточная литература были важными темами для русских читателей. Ученые, изучающие восточную тему в творчестве А. С. Пушкина, отметили, что он был глубоко ознакомлен с культурой и литературой Востока. Рома...

Истоки музыкальности поэтического стиля И. И. Дмитриева

В статье рассматривается жизненный и творческий путь И. И. Дмитриева — русского писателя, поэт-баснописца, современника И. А. Крылова и А. С. Пушкина. Упор сделан на изучение творческой реализации И. И. Дмитриева, как автора многих известных отечеств...

Похожие статьи

Лирика А. К. Толстого в камерно-вокальных сочинениях отечественных композиторов: особенности претворения поэтического первоисточника

В статье рассматриваются особенности трактовки лирики А. К. Толстого в сочинениях для голоса с фортепиано отечественных композиторов и на стихи на примере обращения к стихотворению «На нивы жёлтые».

Тема детства в культуре России: на материале творчества Цезаря Кюи

В статье рассматриваются особенности воплощения темы детства в культуре России рубежа веков на примере наследия Ц.Кюи. В рамках статьи автор отмечает факторы, которые побудили представителей литературы и искусства обратиться к теме детства в своем тв...

Романсы и песни на стихи Н. А. Некрасова: центральные темы творчества и их музыкальное воплощение

Статья рассматривает особенности претворения поэзии Н. Некра-сова в камерно-вокальных сочинениях отечественных композиторов в ракурсе рассмотрения центральных тем его творчества.

Роль метафор и сравнений в раскрытии темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов

В статье рассматриваются характерные для темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов метафоры и сравнения, определяется их природа и показывается их влияние на раскрытие темы детства. Материалом исследования послужили ранние сборники Юнны Мо...

Произведения казахских композиторов в репертуаре учащихся-пианистов детских музыкальных школ

В данной статье автор рассматривает значимость фортепианного репертуара для учащихся-пианистов ДМШ, основанного на произведениях композиторов Казахстана.

Русский иностранец Джон Фильд

Эта статья посвящена одному из самых влиятельных музыкальных деятелей в культурной жизни России XIX века — виртуозному пианисту, талантливому композитору и педагогу, «русскому иностранцу» Джону Фильду. Она повествует о становлении педагогической, исп...

Музыкально-этнографический визит Успенского в Туркменистан

В статье рассказывается о музыкально-этнографических приездах известного фольклориста В.Успенского, проделавшего огромную работу по всемирному распространению туркменской народной музыки, и его нотах о фольклорной народной музыке, собирал во время пр...

Песенный репертуар сказительницы Булгун Бембеевны Оконовой

В статье рассматривается жизнь и деятельность сказительницы калмыцкого устного народного творчества, носительницы традиционной песенной традиции волжских дербетов Булгун Бембеевны Оконовой.

Пушкин и восточные мотивы в романе «Евгений Онегин»

В эпоху золотого века русской поэзии восток и восточная литература были важными темами для русских читателей. Ученые, изучающие восточную тему в творчестве А. С. Пушкина, отметили, что он был глубоко ознакомлен с культурой и литературой Востока. Рома...

Истоки музыкальности поэтического стиля И. И. Дмитриева

В статье рассматривается жизненный и творческий путь И. И. Дмитриева — русского писателя, поэт-баснописца, современника И. А. Крылова и А. С. Пушкина. Упор сделан на изучение творческой реализации И. И. Дмитриева, как автора многих известных отечеств...

Задать вопрос