Статья раскрывает актуальность проблемы дидактики обучения в медицинском вузе. В содержании рассматривается отсутствие обоснованной теории содержательных основ профессионального образования; результаты учебного процесса высшей медицинской школы; проблемы передачи знания и сформированость умения по их применению. Вместе с тем, учитываются условия на основе интегрального подхода построение структуры организации и обоснование оптимальных дидактических подходов и принципов, позволяющих обеспечить повышение профессиональных компетенций и гармоничное развитие личности будущего врача.
Ключевые слова: дидактика обучения, методы, технологии, высшая медицинская школа.
The article reveals the urgency of the problem of didactics of teaching in medical school. The content is considered the lack of evidence-based theory substantial bases of vocational education; the results of the educational process of higher medical school; problems of the transmission of knowledge and sformirovali skills on their application. However, conditions are taken into account on the basis of an integrated approach to structure the organization and substantiation of optimal didactic approaches and principles, in order to improve the professional competence and harmonious development of a personality of a future doctor.
Keywords: didactics of teaching, methods, technologies, higher medical skolai..
Современная высшая медицинская школа находится в процессе поиска и внедрения новых методов и технологий, направленных на реализацию основополагающей стратегии — компетентностного подхода. Для оценки эффективности процесса обучения, необходимо определить его результат. «Компетентность» это — качество человека, выражающееся в готовности на его основе к успешной деятельности c учетом её социальной значимости, в педагогической литературе этот термин предлагается использовать в описании результатов обучения. В свою очередь, компетентностный подход в образовании означает формулирование целей-результатов обучения в виде компетенций и создание оптимальных условий организации учебного процесса для их формирования. Для определения результатов подготовки по отдельным дисциплинам в профессиональном образовании более подходит термин «уровень подготовленности», подразумевающий совокупность знаний и умений обучаемых по конкретным разделам определенной области науки или практической деятельности.
Актуальность проблемы дидактики обучения в медицинском вузе состоит в отсутствие обоснованной теории содержательных основ профессионального образования, хотя отдельные аспекты теории получили свое решение: мировоззренческий принцип, личностно ориентированное обучение и др. Недостатком этих подходов является то, что в них недостаточно используются принципы интегрального, системного и деятельностного подходов, например, в направлении решения задач совершенствования дидактики высшей медицинской школы.
С педагогической точки зрения результатом учебного процесса высшей медицинской школы считается определенный набор знаний и умений как профессиональных, так и познавательных и личностных свойств, сформированных у выпускника за период обучения. В свою очередь результат определяется целями обучения, которые достигаются в процессе подготовки выпускника по специальности в целом («Хирургия», «Стоматология» и пр.), и технологией обучения отдельным дисциплинам (анатомия, гистология, хирургические болезни и др.). Несомненно, что при разработке эффективных технологий обучения необходимы знания и других, смежных, отраслей научных знаний. Но основным источником научных положений, безусловно, является педагогическая психология.
В обучении большую ценность представляют общие знания. Зная основные положения учебной дисциплины и общую методику, например, решения задач, обучаемый всегда решит любую частную задачу. При этом частная информация может и не хранится в памяти, т. е. не должна переводиться в знание — её всегда можно извлечь при необходимости из любого источника информации. Поэтому процесс обучения направляется на формирование обобщенных, инвариантных, знаний и умений.
Подход к процессу обучения как к деятельности требует принципиально другого рассмотрения соотношения знаний и умений. Знания не должны противопоставляться умениям, а должны рассматриваться как их составная часть, и должны быть усвоены, сохранены вне действий обучаемого. Знать — это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Например, действие характеризуется неполным составом ориентиров, или вообще не содержит указаний, как его выполнять, а предъявляется только само действие и его продукт. Обучающийся методом «проб и ошибок» усваивает действие. Но формирование идет очень медленно, сформированное действие оказывается очень неустойчивым к изменениям условий выполнения. Например, студенту предъявляют описание симптомов болезни и предлагают поставить диагноз в конкретном клиническом случае. Также студент получает сведения, что у больного — заболевание легких, и для постановки диагноза этой нозологии (например, «пневмония») нужно анализировать симптомы; дается инструкция, что и в какой последовательности нужно делать, на какие сведения опираться.
Таким образом, вместо двух проблем — передать знания и сформировать умения по их применению — перед обучением в медицинском вузе стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.
В контексте вышеизложенного, исследование проблемы состоит в определении методологии, основанной на интегральном подходе к сознанию и деятельности индивида, учете двусторонних информационно-динамических связей между ними с образованием подсистем интеграции. Наличие входа в систему психики со стороны психического образа и выхода из нее на уровне результатов деятельности позволяет построить на интегральной основе логическую структуру форм и способов целостной системы познавательного процесса субъекта обучения в медицинском вузе [4, с.174]. В таком случае указанная методология представляет преподавателю возможности:
1) построить содержание процесса обучения в интегрально структурированном и системообразующем виде на уровнях сознания и деятельности;
2) осуществить процесс обучения с учетом уровней познавательного процесса;
3) оценить результативность дидактики в образовательном процессе на уровне сознания и результатов деятельности.
Наряду с этим, возможно исследовать динамику познавательного процесса, выявить его особенности, разработать план действий по выравниванию учебного процесса как у отдельных студентов, так и в академической группе в целом. Все это говорит о необходимости разработки дидактических подходов на путях повышения профессиональных компетенций, гармоничного развития личности при обучении в медицинском вузе, причем на базе системного построения; применения интегральной структурно-функциональной системы психики, обеспечивающей ход познавательного процесса — от формирования у индивида психического образа до результата деятельности. Вместе с тем, следует учитывать такие условия, как:
1) на основе интегрального подхода построение структуры организации и путей регуляции информационно-динамических процессов в системе психики человека, которые в целом отражают ход и этапы реализации познавательного процесса в образовательной деятельности медицинского вуза;
2) обоснование оптимальных дидактических подходов и принципов, позволяющих обеспечить повышение профессиональных компетенций и гармоничное развитие личности будущего врача.
Парадигма совершенствования преподавания в медицинском вузе учений и теорий медицинской науки требует сформировать у будущих врачей преемственность, системообразующие взаимосвязи между гуманитарными, медико-биологическим, клиническим и профилактическим блоками дисциплин учебного плана медицинского вуза, используя новые подходы дидактики, положения субъекта познания. Целесообразность этого пути обусловлена тем, что на завершающей стадии познавательного процесса в сознании студента должно быть сформировано глубокое и целостное осмысление всех аспектов исследуемой теории. По мнению ученых, сознание является совокупностью чувственных и умственных образов, предстающих во «внутреннем опыте» человека и предвосхищающих его практическую деятельность.
Психолого-педагогическая наука установила, что наиболее рационально цели обучения, т. е. набор умений и знаний, усваиваются в результате самостоятельной активной деятельности обучаемого. Для высшей медицинской школы эта деятельность — решение задач-моделей из сферы профессиональной деятельности или выполнение некоторых видов именно профессиональной деятельности: обследование больного, постановка диагноза, назначение лечения и пр. Отметим, что деятельностный подход уже широко используется в педагогической практике высшей медицинской школы.
Считаем, что общей задачей системы обучения врачей в вузе является формирование у выпускников конкретных профессиональных и познавательных умений, определенных нормативными документами высшего образования. Учебные дисциплины выступают компонентами системы вузовской подготовки врача. Технология их изучения должна строиться для успешной реализации общей цели подготовки.
Литература:
1. Барулин В. С. Социальная философия: Учебник / Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 560 с.
2. Волков А. М., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1987- с.216
3. Граневский В. В., Тащук В. Г. Философия: Учебное пособие. — Тирасполь: Б.и., 2008. — 248 с.
4. Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической реуляции деятельности. — М.: Наука, 1986.
5. Крачун Г. П. Методология и дидактика обучения и воспитания в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. — 2010. — № 4 — С. 50–60