Мониторинг работы интернет-ресурсов (далее — сайтов), направленный на выявление проблемных мест и неэффективных подходов к реализации конечной цели информационных сайтов — предоставления и обеспечения простоты доступа к информации, является важной частью работ, выполняемых в рамках развития сайтов. Количественные и качественные характеристики доступности и эффективности работы сайтов могут оказать существенное влияние на репутацию и успешность предприятий, использующих сайты как инструмент бизнеса.
Объектом исследования является автоматизированная система мониторинга и сайтов.
Предметом исследования является развитие автоматизированной системы мониторинга сайтов, включающее выполнение работ по разработке интеллектуальной составляющей и расширению функциональных возможностей.
Целью настоящего исследования является выявление предпосылок к выполнению работ по реализации развития автоматизированной системы мониторинга Сайтов.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить выполнение следующих задач:
- анализ существующих в настоящее время систем мониторинга сайтов;
- отбор аналогов из существующих систем данного типа по различным критериям;
- разработка пакета моделей автоматизированной системы, позволяющей производить мониторинг сайтов с функциональными возможностями, выявленными в прототипе;
- разработка пакета моделей на создание автоматизированной системы мониторинга сайтов;
- разработка автоматизированной интеллектуальной системы мониторинга сайтов;
- внедрение системы в опытную эксплуатацию
В настоящее время на рынке не представлены системы мониторинга сайтов, а также системы, предназначенные для продвижения сайтов, позволяющие осуществлять автоматическую обработку статистических данныхсцелью выдачи рекомендаций и конкретных методов по исключению проблемных мест сайтов, непосредственно влияющих ни эффективность их функционирования.
В рамках выполнения данного исследованиявпервые была описана автоматизированная система мониторинга сайтов, объединяющая функции мониторинга и продвижения сайтов с обеспечением интеллектуальной поддержки их выполнения.
Выдвигаемые положения:
- в литературных источниках нет доступного описания автоматизированной системы мониторинга сайтов в детализации, представляющей сведения, необходимые для проектирования дополнительных модулей в рамках развития системы.
- в данном исследовании представлено описание автоматизированной системы мониторинга сайтов в детализации, представляющей сведения, необходимые для проектирования дополнительных модулей в рамках развития системы.
Поиск информации осуществлялся по следующим направлениям:
- виды систем мониторинга cайтов;
- количественные и качественные параметры работы cайтов;
- измерение показателей эффективности работы cайтов;
- website monitoring system;
- продвижение сайтов;
- SEO.
Ключевые слова:
- мониторинг cайтов;
- анализ показателей измерения эффективности работы cайтов;
- развитие автоматизированной системы мониторинга cайтов;
- интеллектуальная система мониторинга сайтов;
- анализ результатов измерения показателей эффективности работы cайтов;
- SEO-оптимизация.
2 Обзор аналогов и выход на прототип
2.1.1 Системы мониторинга сайтов
Рассматриваемое множество аналогов — систем мониторинга сайтов было разбито на типы, соответствующие функционалу, позволяющему осуществлять мониторинг определенных видов характеристик сайтов:
- работоспособность;
- посещаемость;
- SEO-оптимизация [1].
2.1.1.1 Мониторинг работоспособности
2.1.1.1.1 Ping-Admin.Ru
Ресурс для владельцев сайтов и системных администраторов. Ping-Admin.Ru [2] осуществляет круглосуточный мониторинг доступности и проверку работы на сервере следующих сервисов:
- HTTP, HTTPS (проверка работоспособности сайта);
- FTP;
- MySQL, PostgreSQL (проверка работоспособности базы данных);
- POP3, SMTP, IMAP (проверка работоспособности почты);
- DNS;
- Ping;
- Telnet.
При отказе сервиса, соответствующее уведомление оперативно отправляется администратору на указанные адреса электронной почты, на телефон в виде SMS или звонком, в интернет-пейджер (ICQ, Jabber), по RSS или с помощью запроса HTTP GET к скрипту. Сервис мониторинга официально поддерживает нижеследующие регулярные проверки:
- проверка сайта на вирусы (антивирусная проверка).
- регулярная проверка SEO-ссылок (noindex, nofollow, robots.txt и т. д.).
- внутренние ресурсы сервера: нагрузка, жёсткий диск, uptime в днях и любые другие.
- контроль срока действия SSL-сертификатов.
Проверка доступности сайта через мониторинг работоспособности его сервисов обеспечивает полноценный контроль над проектом.
2.1.1.1.2 Host-tracker.com
Данная система обладает функционалом, позволяющим опрашивать указанный ресурс с необходимой периодичностью, при возникновении проблем с доступом, сайт будет проверяться всем точками мониторинга, и если доступ к ресурсу невозможен, системой будет отправлено уведомление посредством email или SMS-сообщения.
Использование нескольких точек мониторинга позволяет исключить ложные срабатывания, когда проблемы с доступом возникают, по причинам не связанным с функционированием ресурса, а из-за проблем, обусловленных отсутствием связи между нашей системой и вашим сайтом.
После обнаружения ошибки, система продолжает отслеживать статус ресурса, и как только он станет вновь доступен, высылает сообщение о восстановлении его работоспособности, с указанием времени простоя [3].
Основные возможности системы:
- мониторинг произвольного количества ресурсов;
- распределенный мониторинг;
- период мониторинга каждые 1/5/15/30/60 минут;
- возможность мониторинга работы CGIскриптов;
- поддерживаются HTTP методы HEAD/POST/GET;
- возможность задавать передаваемые CGIскрипту параметры;
- контроль наличия нужных ключевых слов на странице;
- возможность задания ключевых слов с помощью регулярных выражений;
- возможность задания произвольного количества адресов для уведомления о сбоях сервера;
- накопление статистики и дальнейшее формирование отчетов;
- возможность «открыть» отчеты по одному или нескольким вашим ресурсам для свободного доступа;
- хранение отчетов без ограничения во времени;
- возможность настройки автоматическая отсылки выбранных отчетов ежедневных, еженедельных, месячных, квартальных, годовых на указанный электронный адрес;
- привязка к временной зоне;
- детализация отчетов с точностью до дней;
- возможность хранения протоколов проверки;
- возможность отсылки сообщений о сбоях как на электронный адрес, так и на ваш мобильный телефон, с помощью SMS сообщений;
- моментальная проверка доступности ресурса.
2.1.1.1.3 Monitor.us
Функционал данной системы включает в себя следующие возможности мониторинга [4]:
- Отслеживание наличия сайта и производительности в разных местах в большинстве стран и направлений движения;
- Проверка работоспособности с использованием HTTP, HTTPS, PING, DNS;
- Проверка работоспособности баз данных (MySQL);
- E-mail проверки с использованием протоколов SMTP, POP3, IMAP;
- Проверка IP с использованием протоколов TCP, UDP, SSH и IMCP;
- VoIP проверки с использованием SIP протокола;
- Проверка содержания страниц;
- Мгновенное оповещение об отказе по электронной почте, IM, SMS;
- SLA отчетность — подробные отчеты с уровня обслуживания метрики.
2.1.1.1.4 HyperSpin
Функционал данной системы включает в себя следующие возможности мониторинга [5]:
- Непрерывный мониторинг 24 x 7 x 365;
- Поддержка большинства протоколов — HTTP, HTTPS, FTP, SSH, SMTP, DNS, POP3, IMAP, MySQL и других протоколов, использующих TCP/IP;
- Уведомления о неполадках посредством e-mail и SMS;
- Мониторинг из нескольких точек мира с помощью глобальной сети мониторинга. Контроль осуществляется из нескольких точек, предоставляется информация о работоспособности сайта и доступности пользователям по всему миру;
- Возможность вывода отчета о доступности серверов;
- Возможность отправки провайдеру запроса на перезагрузку;
- Возможность автоматической отправки сообщений в техподдержку хостинга;
- Отчеты о доступности и производительности;
- Используем продвинутую технологию взаимных проверок для предотвращения ложных тревог;
- Планирование профилактических работ;
- Бесплатный перенос данных;
- Простота в использовании — требуется только браузер.
2.1.1.2 Мониторинг посещаемости
2.1.1.2.1 LiveInternet.ru
Ведущий сервис статистики Интернет ресурсов, предоставляющий наиболее качественные инструменты сбора, обработки и последующего анализа данных посещаемости Интернет-ресурсов. Широкий спектр возможностей обработки данных, графическое отображение результатов и удобный интерфейс, заслужили признание множества профессионалов, которые каждый день имеют дело с Интернет статистикой [6, 7].
2.1.1.2.2 Google Analytics
В Google Analytics [8] отслеживаются следующие типы данных о взаимодействии посетителей с контентом сайта:
- страницы, через которые посетители входили на сайт и выходили с него;
- как часто и сколько времени посетители просматривали те или иные страницы;
- насколько активно посетители искали определенный контент на сайте;
- степень взаимодействия с определенным типом контента, например слайд-шоу или встроенным видео;
- как часто посетители нажимали на объявления AdSense, а также доход от этих кликов.
Исходя из этих данных можно определить, насколько сайт способствует достижению поставленных задач.
2.1.1.2.3 Яндекс.Метрика
Бесплатный сервис, предназначенный для оценки посещаемости веб-сайтов, и анализа поведения пользователей [9].
Счетчик «Яндекс.Метрика» работает по принципу обычного счетчика посещений: JS-код — устанавливается веб-мастером на страницах сайта и собирает данные о каждом посещении.
Сервис интегрирован с Яндекс.Директом и Яндекс.Маркетом и позволяет группировать посетителей ресурса по нескольким параметрам.
Яндекс. Метрика измеряет конверсию сайта и интернет-рекламы. При расчете конверсии сервис оценивает, какая доля посетителей сайта достигла «цели», то есть:
- дошла до некоторой страницы, посещение которой можно расценивать как достижение результата,
- просмотрела определенное количество страниц, которое является показателем успешности кампании,
- произвело определенное действие (клик на кнопку, скачивание прайс-листа и т. д.).
Метрика позволяет не учитывать нежелательные переходы (собственные переходы, с определенных IP-адресов, определенных источников) и модифицировать входные данные, удаляя из URL заданные параметры.
Яндекс. Метрика предоставляет данные за текущий день. Отчеты обновляются с периодичностью раз в 5 минут.
Счетчик Яндекс. Метрики также совместим с AJAX — и Flash-сайтами.
2.1.1.2.4 SpyLOG
Данная разработка обладает следующими функциональными возможностями [10]:
- динамику посещаемости сайта;
- динамику аудитории сайта;
- распределение посещаемости сайта по дням и по часам;
- прогноз посещаемости;
- рекордные показатели по посещаемости;
- сравнение посещаемости за разные периоды;
- поведение вашей аудитории;
- глубина просмотра сайта;
- продолжительность нахождения на сайте;
- период возвратов на сайт;
- популярные страницы сайта;
- точки входа и выхода;
- источники аудитории:
- структура посещаемости сайта по типам переходов;
- ссылающиеся сервера и сайты;
- поисковые запросы, по которым находят сайт;
- соотношение старых и новых посетителей;
- географическое распределение по странам, городам России.
2.1.1.2.5 Piwik
Данная аналитическая система обладает следующими функциональными возможностями [11]:
- отслеживание посещений сайта по их типу (прямые переходы, переходы с сайтов, переходы из поисковых систем, переходы с кампаний контекстной рекламы и рекламных баннеров и др.).
- отслеживание ключевых слов, по которым посетители перешли на сайт.
- отслеживание источника трафика.
- отслеживание действий на сайте (скачивание файлов, переходы по ссылкам, длительность посещения и др.).
- отслеживание электронной коммерции (статистика по электронным заказам, товарам, категориям товаров, нереализованным корзинам, прибыли и др.).
- отслеживание Целей и их конверсии.
- отслеживание географии посетителей.
- управление пользователями и сайтами.
- автоматическая отчетность по email в формате PDF или HTML.
- представление статистики в числовом и графическом виде (круговые, столбчатые диаграммы, облаки тегов).
- экспорт данных в формате CSV, XML, PHP, EXCEL, JSON.
- гибкий API для доступа к любым видам данных.
- мобильное приложение Piwik для iOS и Android.
2.1.2 Системы продвижения сайтов
2.1.2.1 ROOKEE
Rookee — многофункциональный SEO-сервис, способный осуществлять продвижение любого количества сайтов в автоматическом режиме. Может интегрироваться с Google Analytics для получения более детального анализа. Обладает широкими возможностями как для оптимизаторов, так и для веб-мастеров, позволяя последним увеличивать параметры сайтов ТИЦ и PR [12].
2.1.2.2 Maremoto
После регистрации в системе, данный сервис автоматически проверяет сайт и выявляет грубые ошибки. Для успешного продвижения формируются подходящие поисковые запросы, и, при необходимости, высылаются рекомендации по изменению страниц. Рекомендации по оптимизации сайта отправляются на email.
Одновременно с этим, данный сервис расставляет ссылки на выбранные для продвижения страницы. Ссылки ставятся не только на главную страницу, но и на внутренние, что гарантирует стабильный результат раскрутки сайта. Ссылки на сайт ставятся по возможности на сайтах сходной тематики, что обеспечивает синергетический эффект [13].
2.1.2.3 SeoPult
Сервис SeoPult [14] является программным комплексом, который предоставляет возможность оптимизаторам автоматизировать работу по продвижению сайтов, а также ведению кампаний с контекстной рекламой.
Система SeoPult добивается максимальных результатов при минимуме средств благодаря использованию разработанных схем, а также регулярному мониторингу. Благодаря тому, что все технические операции автоматизированы СеоПульт полностью избавляет Оптимизатора от огромного объема рутинной работы, а также позволяет экономить его время.
С технологической точки хрения система SeoPult — это набор модулей, которые обеспечивают автоматизацию каждого из этапов работы Оптимизатора.
системе SeoPult реализована работа сразу нескольких модулей:
- модуль управления ссылками, который постоянно мониторит качество размещенных ссылок, меняет некачественные ссылки на новые, а также автоматически докупает новые ссылки для достижения необходимых результатов;
- модуль оценки стоимости продвижения определяет ссылочный бюджет по всем запросам из семантического ядра, анализируя ссылочную массу конкурентов;
- модуль отчетности, составляет ежедневные отчеты по затратам на ссылки, указывая стоимость и источники, а также отчеты о текущих позициях в поисковиках;
- модуль работы с внутренними факторами, проводит автоматический аудит сайта, определяет самые релевантные страницы, а также предлагает рекомендации по изменению текстов;
- модуль первичной простановки составляет тексты ссылок и выбирает самую оптимальную схему простановки.
2.1.2.4 WebEffector
WebEffector (Вебэффектор) [15] — полностью автоматический сервис по продвижению ресурсов в поисковых системах, обладающий широкими возможностями и для начинающих, и для SEO-мастеров. Позволяет автоматически составить качественное семантическое ядро сайта, убрать нерелевантные и накрученные запросы. Также оценивает трафик и помогает заранее определить стоимость продвижения того или иного ресурса. Основной функционал системы — автоматическое продвижение сайтов путем покупки качественных ссылок, а также подготовка рекомендаций пользователям по текстовым и пользовательским факторам ранжирования.
2.2 Выбор критериев оценивания
В процессе выхода на прототип разрабатываемой системы были выявлены наиболее важные критерии для каждого из выделенных функциональных направлений.
В проведенном исследовании функционал систем мониторинга оценивался по следующим параметрам:
- популярные ключевые слова на странице (m1);
- количество внешних и внутренних ссылок на сайт (m2);
- индексацию контента поисковыми системами (m3);
- ключевые слова, по которым находят сайт (m4);
- функциональные сервисы сайта (m5);
- перечень параметров, отслеживаемых для государственных сайтов, в части требований, предъявляемых к юзабилити (m6);
- хосты — уникальные пользователи, делающие хиты (просматривающие страницы) (m7);
- другие виды мониторинга, в том числе специфические (реализуемые посредством подключения к подсистеме дополнительных модулей) (m8).
В проведенном исследовании функционал систем мониторинга оценивался по следующим параметрам:
- реализация комплекса мер по поисковой оптимизации для обеспечения нахождения ссылок на информационные материалы cайта в поисковых системах сети Интернет (p1);
- формирование рекомендаций по созданию оптимальной навигационной структуры сайта (доступность актуальных для поиска разделов сайта) (p2);
- определение наиболее релевантных запросов из семантического ядра страниц (потенциально — корректировка текстов для наиболее высокого ранжирования страниц в выдаче) (p3);
- формирование мета-тэгов. Работа со служебными частями страниц: формирование описания сайта и списка ключевых слов для служебной части страниц (p4);
- формирование тегов title, H#, strong, i, u. Использование тэгов логического выделения для расстановки приоритетов в содержании страниц с учетом поискового продвижения (p5);
- продвижение сайта в социальных сетях и сервисах (p6).
2.3 Определение веса критериев
Оценка аналогов производилась с использованием методики оценки многокритериальных альтернатив [16].
При парных сравнениях в распоряжение ЛПР дается шкала словесных определений уровня важности, причем каждому определению ставится в соответствие число. Уровни важности представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1
Шкала относительной важности
Уровень важности |
Количественное значение |
Равная важность |
1 |
Промежуточное значение между равенством и слабым превосходством |
2 |
Умеренное превосходство |
3 |
Промежуточное значение между слабым и сильным превосходством |
4 |
Существенное или сильное превосходство |
5 |
Промежуточное значение между сильным и значительным превосходством |
6 |
Значительное (большое) превосходство |
7 |
Промежуточное значение между значительным и абсолютным превосходством |
8 |
Абсолютное превосходство |
9 |
При сравнении элементов, принадлежащих одному уровню иерархии, используется одно из приведенных в таблице 1.1 определений. В матрицу сравнения заносится соответствующее число.
Матрица сравнения критериев возможностей подсистемы мониторинга приведена в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Матрица сравнения критериев
Критерий |
m1 |
m2 |
m3 |
m4 |
m5 |
m6 |
m7 |
m8 |
m1 |
1 |
2 |
3 |
5 |
9 |
9 |
7 |
9 |
m2 |
0,5 |
1 |
5 |
3 |
7 |
7 |
9 |
8 |
m3 |
0,33 |
0,2 |
1 |
2 |
7 |
8 |
2 |
8 |
m4 |
0,2 |
0,33 |
0,5 |
1 |
7 |
7 |
1 |
9 |
m5 |
0,11 |
0,14 |
0,14 |
0,14 |
1 |
1 |
1 |
5 |
m6 |
0,11 |
0,14 |
0,13 |
0,14 |
1 |
1 |
1 |
7 |
m7 |
0,14 |
0,11 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
m8 |
0,2 |
0,13 |
0,13 |
0,11 |
0,2 |
0,14 |
0,14 |
1 |
Из полученных значений рассчитывается коэффициент важности. В таблице 1.3 представлен вес каждого из критериев.
Таблица 1.3
Вес критериев
Критерий |
m1 |
m2 |
m3 |
m4 |
m5 |
m6 |
m7 |
m8 |
Вес |
0,342 |
0,274 |
0,140 |
0,108 |
0,034 |
0,035 |
0,053 |
0,015 |
Матрица сравнения критериев возможностей подсистемы продвижения приведена в таблице 1.4.
Таблица 1.4
Матрица сравнения критериев
Критерий |
p1 |
p2 |
p3 |
p4 |
p5 |
p6 |
p1 |
1 |
3 |
5 |
6 |
7 |
6 |
p2 |
0,33 |
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
p3 |
0,2 |
0,33 |
1 |
6 |
5 |
7 |
p4 |
0,17 |
0,25 |
0,17 |
1 |
4 |
7 |
p5 |
0,14 |
0,2 |
0,2 |
0,25 |
1 |
7 |
p6 |
0,17 |
0,17 |
0,14 |
0,14 |
0,14 |
1 |
Из полученных значений рассчитывается коэффициент важности. В таблице 1.5 представлен вес каждого из критериев.
Таблица 1.5
Вес критериев
Критерий |
p1 |
p2 |
p3 |
p4 |
p5 |
p6 |
Вес |
0,43 |
0,24 |
0,17 |
0,08 |
0,05 |
0,02 |
2.4 Оценивание аналогов и выход на прототип
Шкала оценки аналогов включает в себя следующие значения:
- 0 — нулевой уровень;
- 0,25 — низкий уровень;
- 0,50 — удовлетворительный уровень;
- 0,75 — средний уровень;
- 1,00 –высокий уровень.
Оценка аналогов среди систем мониторинга, согласно шкале, представлена в таблице 1.6 без учета весовых коэффициентов и в таблице 1.7 с учетом весовых коэффициентов.
Таблица 1.6
Оценка аналогов без учета весовых коэффициентов
Аналог |
Критерий |
|||||||
m1 |
m2 |
m3 |
m4 |
m5 |
m6 |
m7 |
m8 |
|
Ping-Admin.Ru |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,25 |
0 |
0 |
0,5 |
Host-tracker.com |
0,25 |
0 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0,25 |
0,75 |
0,5 |
Monitor.us |
0,25 |
0 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0,25 |
0,5 |
0,75 |
HyperSpin |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,25 |
0,25 |
0 |
0,75 |
LiveInternet.ru |
0,75 |
0 |
0,75 |
0,75 |
0,5 |
0,5 |
1 |
0,5 |
Google Analytics |
0,75 |
0,25 |
1 |
1 |
0,5 |
0,75 |
1 |
0,5 |
Яндекс.Метрика |
0,75 |
0 |
1 |
1 |
0,5 |
0,75 |
1 |
0,5 |
SpyLOG |
0,5 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,25 |
1 |
0,25 |
Piwik |
0,5 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,25 |
1 |
0,25 |
Таблица 1.7
Оценка аналогов с учетом весовых коэффициентов
Аналог |
Критерий |
Итого |
|||||||
m1 |
m2 |
m3 |
m4 |
m5 |
m6 |
m7 |
m8 |
||
Ping-Admin.Ru |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,01 |
0 |
0 |
0,01 |
0,017 |
Host-tracker.com |
0,09 |
0 |
0 |
0,06 |
0,02 |
0,01 |
0,04 |
0,01 |
0,225 |
Monitor.us |
0,09 |
0 |
0 |
0,06 |
0,02 |
0,01 |
0,03 |
0,01 |
0,215 |
HyperSpin |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,01 |
0,01 |
0 |
0,01 |
0,03 |
LiveInternet.ru |
0,26 |
0 |
0,11 |
0,08 |
0,02 |
0,02 |
0,05 |
0,01 |
0,55 |
Google Analytics |
0,26 |
0,07 |
0,14 |
0,11 |
0,02 |
0,03 |
0,05 |
0,01 |
0,69 |
Яндекс.Метрика |
0,26 |
0 |
0,14 |
0,11 |
0,02 |
0,03 |
0,05 |
0,01 |
0,62 |
SpyLOG |
0,17 |
0 |
0,07 |
0,06 |
0,02 |
0,01 |
0,05 |
0,003 |
0,3825 |
Piwik |
0,17 |
0 |
0,07 |
0,06 |
0,02 |
0,01 |
0,05 |
0,003 |
0,3825 |
По итогам сравнения можно сделать вывод о том, что функциональные возможности Google Analytics являются наиболее подходящими для построения на их основе эффективной подсистемы мониторинга в составе разрабатываемой системы.
Оценка аналогов среди систем продвижения, согласно шкале, представлена в таблице 1.8 без учета весовых коэффициентов и в таблице 1.9 с учетом весовых коэффициентов.
Таблица 1.8
Оценка аналогов без учета весовых коэффициентов
Аналог |
Критерий |
|||||
p1 |
p2 |
p3 |
p4 |
p5 |
p6 |
|
ROKEE |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0 |
0 |
Maremoto |
0,75 |
0,25 |
0,5 |
0,25 |
0 |
0,25 |
SeoPult |
0,75 |
0,25 |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
0,5 |
WebEffector |
0,75 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0 |
0,25 |
Таблица 1.9
Оценка аналогов с учетом весовых коэффициентов
Аналог |
Критерий |
Итого |
|||||
p1 |
p2 |
p3 |
p4 |
p5 |
p6 |
||
ROKEE |
0,22 |
0,06 |
0,04 |
0,02 |
0,00 |
0,00 |
0,34 |
Maremoto |
0,32 |
0,06 |
0,09 |
0,02 |
0,00 |
0,005 |
0,50 |
SeoPult |
0,75 |
0,06 |
0,09 |
0,02 |
0,01 |
0,01 |
0,94 |
WebEffector |
0,75 |
0,06 |
0,04 |
0,02 |
0,00 |
0,005 |
0,88 |
По итогам сравнения можно сделать вывод о том, что функциональные возможности сервиса SeoPult являются наиболее подходящими для построения на их основе эффективной подсистемы продвижения в составе разрабатываемой системы.
В результате выполненной работы были получены два прототипа, которые войдут в состав компилятивного прототипа разрабатываемой системы в виде основных подсистем, отвечающих за мониторинг и продвижение сайтов.
2.5.1 Системно-структурная модель
В рамках проектирования системы мониторинга и продвижения сайтов по результатам отбора среди аналогов были созданы предпосылки для формирования компилятивного прототипа исследуемой системы.
На рисунке 2 представлен прототип исследуемой системы.
Рис. 2. Прототип исследуемой системы
2.5.2 Пакет научных прототипов
Рассмотрим архитектуру прототипа. На каждом уровне проводится критика существующего решения с целью улучшения, путем внесения изменений в существующую архитектуру или создания новой архитектуры.
Критика пакета научного прототипа представлена в таблице 1.11.
Таблица 1.11
Пакет научных прототипов
Ранг |
Наименование |
Ссылка |
Критика |
0 |
Автоматизированная система анализа и продвижения с подсистемой поддержки принятия решений |
[17] |
Требуется внедрение интеллектуальной составляющей, которая позволит осуществлять анализ и выполнять действия по продвижению Интернет-ресурса автоматически |
1 |
Подсистема мониторинга |
[17, 18] |
Требуется реализация возможностей по мониторингу функциональных параметров Интернет-ресурсов, включающих: - Параметры, отслеживаемые лучшими из исследуемых аналогов — систем продвижения; - Параметры, отслеживаемые лучшими из исследуемых аналогов — систем мониторинга; - Параметры внутренней структуры, исследуемые с привлечением экспертов предметной области |
Подсистема продвижения |
[19] |
Требуется внедрение функциональных возможностей по осуществлению продвижения Интернет-ресурса с максимальной автоматизацией процесса. Под продвижением должна пониматься полная оптимизация характеристик сайта, исследуемых в ходе мониторинга |
|
Подсистема поддержки принятия решений |
[20] |
Требуется адекватная реализация взаимодействия с пользователем при необходимости предоставления выбора из доступных альтернатив |
|
Исследуемый объект |
[21, 22] |
Требуется разработка компонента, внедряемого в исследуемый объект, либо обладающего доступом к исходным кодам, с обеспечением соответствующей защиты. |
2.5.3 Гипотезы о предполагаемых решениях
В рамках выполнения работ по разработке исследуемой системы, необходимо провести улучшение полученного в ходе исследования компилятивного научного прототипа. Необходимо обеспечить внедрение адаптатора — подсистемы, отвечающей за автоматизацию процесса сбора аналитических данных. Также необходимо выполнить модернизацию подсистемы принятия решений без необходимости вмешательства пользователя.
В результате проведенного исследования был проведен литературно-аналитический обзор, затрагивающий основные понятия и аспекты предметной области. Были получены данные о существующих системах, аналогичных исследуемой в разрезе необходимого функционала. Процесс оценивания аналогов позволил выйти на прототип исследуемой системы и создал предпосылки для возможных вариантов улучшения, которые позволят получить продукт, отвечающий на вопросы, затрагиваемые проблематикой рассматриваемой предметной области.
Собранная информация и результаты проведенного исследования достаточны для достижения поставленных целей и задач моделирования, проектирования и разработки исследуемой системы.
Литература:
1 Джейми Сирович, Кристиан Дари. Поисковая оптимизация сайта (SEO) на PHP для профессионалов. Руководство разработчика по SEO = Professional Search Engine Optimization with PHP: A Developer's Guide to SEO. — М.: «Диалектика», 2008. — 352 с. — ISBN 978–5-8459–1376–0.
2 Ping-Admin.Ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ping-admin.ru/. Дата обращения: 05.03.2013.
3 Host-tracker.com [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://host-tracker.com/overview/. Дата обращения: 05.03.2013.
4 Monitor.us [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.monitor.us/free-monitoring-features/features-overview/. Дата обращения: 05.03.2013.
5 HyperSpin [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hyperspin.com/ru/features.php/. Дата обращения: 05.03.2013.
6 Liveinternet [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/. Дата обращения: 07.03.2013.
7 Состояние блогосферы российского интернета. По данным поиска по блогам Яндекса. Весна 2008 г. [Электронный ресурс] — 2008. — Режим доступа: http://download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2008.pdf. Дата обращения 07.03.2013.
8 Обзор Google Analytics [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://www.bigfozzy.com/Articles/Based/Traffic/google-analytics.php. Дата обращения 07.03.2013.
9 Яндекс.Метрика [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %AF %D0 %BD %D0 %B4 %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %81. %D0 %9C %D0 %B5 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B8 %D0 %BA %D0 %B0. Дата обращения 07.03.2013.
10 SpyLog [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://ru.wikipedia.org/wiki/SpyLOG. Дата обращения 07.03.2013.
11 Официальный русскоязычный сайт Piwik [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://ru.piwik.org/. Дата обращения 06.03.2013.
12 Rookee [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://www.rookee.ru/. Дата обращения 07.03.2013.
13 Maremoto [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://www.maremoto.ru/. Дата обращения 07.03.2013.
14 SeoPult [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://seopult.ru/. Дата обращения 07.03.2013.
15 WebEffector [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://www.webeffector.ru/. Дата обращения 07.03.2013.
16 Ларичев О. И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979.