Понятием мотивация в психолого-педагогических науках обозначается процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели деятельности во внутренние потребности личности. Мотивация — совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Специфическими для педагогов являются такие внутренние потребности, как причастность к социально значимому труду учителя, желание передать свои знания и опыт ученикам, признание со стороны учащихся и их родителей.
Поскольку мотивация — это как бы внутренняя движущая сила действий и поступков личности, одно из необходимых условий ее активного включения в учебную работу, педагоги стремятся управлять ею, в том числе и при использовании электронных средств обучения. Для успешного достижения целей образовательных учреждений необходимы не только разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, но и стремление самих педагогов работать эффективно, что зависит от трудовой мотивации.
Все факторы, участвующие в мотивационном процессе и обуславливающие поведение работника в процессе труда, принято называть мотивационными факторами или мотиваторами. Мотивационная структура личности подвержена непрерывным изменениям, но в то же время сохраняет устойчивость благодаря системе ценностей, регулирующей способы удовлетворения потребностей.
При природе возникновения потребностей выделяются внутренняя и внешняя мотивационные доминанты. Внутренняя мотивационная доминанта формирует такую деятельность, которая является самоценной для работника и не нуждается в стимулах со стороны руководства. Специфическими для педагогов являются такие внутренние потребности, как причастность к социально значимому труду учителя, желание передать свои знания и опыт ученикам, признание со стороны учащихся и их родителей.
Внешняя мотивационная доминанта имеет место, когда потребность в проявлении деятельности возникает под действием внешнего субъекта. Она может быть основана на вознаграждении (внешняя положительная мотивационная доминанта) и наказании (внешняя отрицательная мотивационная доминанта), которые стимулируют проявления желательного и тормозят проявления нежелательного поведения работника в процессе труда.
Внутренняя и внешняя мотивационные доминанты тесно переплетаются. Одинаковые потребности могут быть порождены как одной, так и другой и даже обоими видами мотивационных доминант одновременно. Однако высокая степень удовлетворенности трудом возможна только лишь тогда, когда внутренняя мотивационная доминанта является определяющей.
Уровень мотивации определяет особенности восприятия педагогом обучающихся, подсознательную роль педагога в классе, влияет на характер взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса, и в итоге определяет его эффективность.
Необходимо учитывать, что мотивационно-ценностная сфера личности (потребности, установки, ценности) лежит в основе любой познавательной деятельности. Объясняется это тем, что обучаемый сам старается определить цели своего учения, регулирует этот процесс и оценивает его успешность. При этом потребности, трансформированные в мотивы, способствуют формированию различных уровней мотивации профессионального становления личности в условиях вуза. Всего выделяется три таких уровня.
Начальный (внешний) уровень мотивации связан с тем, что потребность в профессиональном развитии побуждается внешним социальным или узколичностным мотивом (должностные обязанности, служебная карьера и др.). Он обусловливает внешнее (формальное) отношение к учебно-познавательной деятельности.
Основной (внутренний) уровень мотивации достигается тогда, когда потребность специалиста “находит” себя в педагогическом предмете, которым являются объективно необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности знания, умения, навыки, профессиональные позиции и развитые (адаптированные) психологические особенности. Такая “опредмеченная потребность” становится внутренним мотивом профессионального развития специалиста.
Высший (внутренний) уровень мотивации отражает потребность обучаемого в развитии и продуктивной реализации своего творческого потенциала. Его основой выступают высокие притязания специалиста на самореализацию в учебно-познавательной деятельности, которая принимается им как высший и главный приоритет. Задействование творческого потенциала обеспечивает наилучшее удовлетворение потребности в самореализации. На данном уровне мотивации заметную роль играет мотивация достижения. Она характеризуется стремлением обучаемого выполнить дело на высоком уровне качества везде, где имеется возможность проявить свое личное мастерство и индивидуальные способности.
Большинство обучаемых уже на ранних стадиях обучения прекрасно осознают необходимость применения компьютера в своей профессиональной деятельности. Учебный процесс по своей сути все больше и больше приближается к производительному труду, а в идеале сливается с ним. Особенно этот эффект усиливается, если учебные задачи связаны с практической деятельностью будущего специалиста или представляют интерес в его сегодняшней учебной работе. Наиболее результативна в данном случае такая методика создания мотивации, при которой преподаватель обращается к формированию представления обучаемого о роли данного предмета в его будущей деятельности для успешного решения профессиональных задач. Основное внимание уделяется при этом не столько специальному подбору учебного материала, сколько правильному формированию позитивных ценностных ориентаций обучаемых по отношению к учению, к изучаемому предмету и к учебной работе в целом. Учитывая, что в юношеском возрасте интересы принимают направленный характер, а умственная деятельность характеризуется самостоятельностью мышления, применение компьютера как инструмента профессиональной деятельности создает мотивацию “со сдвигом на конечную цель”, что в профессиональной подготовке особенно важно.
Поддерживать стимулы к обучению можно, создавая ситуацию успеха в учении. Для этого при использовании электронных учебных комплексах необходимо предусмотреть градацию учебного материала с учетом зоны ближайшего развития для групп учащихся с разной базовой подготовкой, разными навыками выполнения умственных операций и интеллектуальным развитием, т. е. необходимо наличие банка данных с задачами разной степени сложности, предусматривающей несколько методов и форм подачи одного и того же учебного материала в зависимости от уровня базовых знаний, целей и развития обучаемых.
Процесс познания не мыслится без запоминания, являющегося его существенной и неотъемлемой частью. Обучаемые в процессе усвоения нового материала должны в обязательном порядке пройти стадию свободного и сознательного воспроизведения материала. Это позволяет заложенная в компьютерную обучающую программу возможность повторить ее просмотр в условиях высокой эмоциональности и непроизвольной активизации внимания, что в особой мере способствует созданию соответствующих внутренних мотивов, позволяющих обучаемому решать поставленные перед ним дидактические задачи.
Предусмотренные возможности активного самоконтроля позволяют обучаемому выявлять степень рассогласованности между заданной для усвоения информацией и фактически усвоенной. При этом процесс запечатления материала усиливается за счет включения в него ряда мыслительных операций и, в частности, сравнения и обобщения. Такой процесс протекает на следах гибкой кратковременной памяти, позволяющей обучаемому быстро корректировать свой ответ и исправлять допущенные ошибки, повышает умственную активность, обеспечивает организацию и поддержание внимания.
Успешность учебной деятельности с их использованием достигается, если имеется поисковая активность, рождающаяся из мотивационной сферы, в которой присутствует цель, достигаемая через формирование плана действий. Побудительными мотивами применения электронных средств обучения на данном этапе развития компьютерного обучения выступают: более высокая интенсивность работы, ее организованность, активность, качество усвоения, самостоятельность, объективность оценки, дисциплинированность, предметная новизна, а также необычность занятий.
Таким образом, при разработке данного электронного учебного комплекса были учтены дидактические принципы. Диагностирование знаний и умений учащихся основаны на различных формах тестирования по каждой рассматриваемой теме. В нем представлены наиболее значимые вопросы содержания, которые учитель может использовать при любой последовательности изложения материала в учебнике. Учащийся имеет возможность выбрать индивидуальный темп работы, при необходимости – вернуться к предыдущему заданию и исправить допущенные ошибки, что также вызывает интерес у учащегося.
Литература:
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 2003, — 192 с.
2. Исаев И. Ф. Профессионально — педагогическая культура преподавателя. Учеб. пособие для студ. высь. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002, — 208 с.
3. Тангиров Х. Э. Дидактические условия использования электронных средств обучения в информационном образовательном процессе // Теорияипрактика образования в современном мире (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 96–97.