«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
Н. А. Некрасов
Одной из важных педагогических задач современного образования выступает воспитание гражданственности, т. к. современные системы отечественного воспитания ориентированы на воспитание гражданина России. В последние десятилетия в практику многих образовательных учреждений по всей стране вошла патриотическая работа школьников. Необходимо отметить, что воспитание гражданственности зависит от деятельности педагога и связанное с этим желание ребенка, тем самым развивая мотивационный интерес к изучению истории своего региона, страны и совместную творческую работу по формированию у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности.
Гражданское воспитание на уроках ОБЖ играет важную роль, т. к. в данном курсе в процессе обучения рассматриваются актуальные вопросы формирования гражданственности подрастающего поколения.
Уточнение понятийного аппарата и соотношение основных понятий в отношении гражданского воспитания учащихся в целом и формирование гражданственности в процессе обучения ОБЖ в частности является особо значимым на современном этапе развития гражданской позиции личности. Рассмотрим основные определения и содержание некоторых составляющих формирования и развития гражданственности у учащихся на уроках ОБЖ.
В педагогической литературе чаще рассматривается понятие «гражданское воспитание», под которым понимают формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным [8].
Вопросам гражданского воспитания посвящены многие работы в античной и классической педагогике и связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена. Был сформирован идеал гражданина как свободной личности, готовой к защите родины и чести. В начале ХХ века под содержанием гражданского воспитания понималось воспитание гражданственности как сложного личностного образования, включающего в себя национальную самобытность, патриотизм, готовность к сочетанию частных и общественных интересов, достоинство, долг, ответственность. Советская педагогика вопросы гражданского воспитания рассматривала в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности [2, 10]. В книге В. А. Сухомлинского «Воспитание гражданина» обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию [10].
Современные исследователи [3, 4, 9] отмечают, что воспитание гражданственности является одним из приоритетных направлений в учебно-воспитательной работе образовательных учреждений. Гражданственность тесно связана с понятием гражданские ценности, которые выражаются посредством образования личностных смыслов отражаемых в сознании. Формирование гражданской культуры — это целенаправленный процесс интериоризации личностью гражданско-правовых ценностей, формирование отношения с целью развития гражданско-правового поведения, готовности к воспроизводству, сохранению и передаче правовых, нравственных, экологических ценностей, опыта, способствующих осознанному и активному поведению граждан [5].
Гражданская культура — это такой уровень развития социальных отношений и поведения гражданина, которые соответствуют выработанным обществом социальным, правовым, экологическим, нравственным ценностям (нормам, законам, традициям, идеалам), что служит основанием для стабильного существования и развития общества, социальных групп, отдельной личности. Гражданская культура в структурно-содержательном аспекте включает в себя следующие компоненты: правовую культуру, политическую культуру, экономическую культуру, экологическую культуру, культуру здорового образа жизни, профессиональную культуру, нравственную культуру. При этом структурообразующая роль принадлежит правовой и нравственной культуре, проникающей во все другие компоненты и объединяющей их в единое целое [4].
Обобщая вышеизложенное, под воспитанием гражданственности мы понимаем формирование и развитие комплекса социальной направленности качеств личности, готовой к достижению социально-значимых индивидуально необходимых целей в соответствии с моральными нормами и государственными условиями, принятыми в обществе.
Согласно проведенному анализу педагогической литературы, в содержании гражданского воспитания по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» мы выделяем два направления: патриотическое и правовое. Органической составной частью гражданского воспитания является формирование правового сознания и поведения подрастающего поколения. Задачи правового воспитания на уроках ОБЖ заключаются в том, чтобы довести до сознания учащихся правовых норм, школьники знакомятся с такими правовыми документами, как «Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав ребенка», Закон РФ об образовании, с отдельными статьями Конституции РФ.
Проблема гражданского образования школьников на уроках ОБЖ становиться актуальной в связи с реализацией специальных программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, вследствие чего в процессе обучения у школьников формируется гражданская позиция к сознательному и добровольному служению своему народу.
Не последняя роль в решении этой задачи отводится общеобразовательному учреждению, где учебный процесс становиться более индивидуализированным и дифференцированным, смыслом гражданского образования и воспитания выступает развитие социальной активности посредством включения молодежи в различные виды социально-значимой деятельности с целью формирования социального опыта, социально-коммуникативных навыков и умений.
В связи с этим, нами был проведен социологический опрос, направленный на определение интересов школьников в области гражданского образования и воспитания. В исследовании участвовали школьники учащиеся 7–8 классов школы № 443 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга. Результатом опроса явились следующие данные:
Ответы на вопрос о знании школьников о направлениях государственной молодежной политики представлены на рисунке 1. Данные рисунка свидетельствуют о том, что большинство опрошенных знает об основных направлениях молодежной политики РФ (37 %).
Рис. 1. Ответы на вопрос о направлениях государственной молодежной политики РФ
Подавляющее большинство опрошенных школьников на вопрос об определении понятия «гражданственность», ответили, что это выполнение своих гражданских обязанностей по отношению к своей стране (72 %); активная социальная позиция в обществе (12 %); взаимоотношение между государством и обществом (6 %); ощущение себя гражданином в обществе в целом (6 %) и только 4 % не могут дать определение.
При анализе ответов на вопрос «Кто, по вашему мнению, должен заниматься воспитанием гражданственности подрастающего поколения?», важно отметить, что многие респонденты считают, что семья выполняют одну из главных ролей в воспитании подрастающего поколения и лишь 2 % опрошенных рассматривают молодежные организации как возможность реализации вопросов гражданственности молодежи (рис. 2).
Рис. 2. Ответы на вопрос о воспитании гражданственности подрастающего поколения
Интересно отметить, что большинство школьников дают определение понятию «патриотизма», как любовь и уважение к Родине и природе во всех ее проявлениях.
Также большинство респондентов отводят главную роль государству в формировании гражданственности молодежи (52 %), 46 % опрошенных отмечают, что деятельность государства в решении данного вопроса не видна, и лишь 2 % ощущают результаты работы государства в формировании и развитии гражданственности.
Опросы школьников отражают стремление к активной гражданской позиции личности, к живым жизненным формам реализации гражданского образования и воспитания в государстве, что повышает интерес детей к предмету ОБЖ.
В связи с этим возрастает роль методической подготовки студентов в области безопасности жизнедеятельности [6, 7], успешно решающих вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины с помощью такого элемента содержания образования как гражданское образование в школьном курсе ОБЖ.
Таким образом, изучение педагогической, методической литературы, образовательных стандартов (ФГОС ВПО, ГОС ВПО) и результаты опроса позволили утверждать, что содержание школьного курса ОБЖ располагает следующими возможностями в формировании и развитии гражданственности школьников, направленных на достижение следующих целей и задач:
- повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- развитие качеств личности школьника (патриотизм, гражданство, нравственность, экологическая гражданственность);
- воспитание у учеников чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- обучение учащихся умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случаи их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую доврачебную помощь;
- снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества, государства, окружающей среды.
Литература:
1. Абрамова В. Ю. Пономарева И. А. Формирование социально-личностных компетенций школьников во внеклассной работе по курсу ОБЖ// Европейский журнал социальных наук, 2014. — № 4(43). Т. 2. — С. 113–118.
2. Воспитание гражданина в педагогике А. С. Макаренко: в 2 ч. / сост. Сухомлинский, В.А. — М.: Политиздат, 1975. — 272 с.
3. Костецкая Г. А., Пономарева И. А. Патриотическое воспитание школьников как условие обеспечения этнической безопасности/ Сб. статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Образование и этническая безопасность». — СПБ, 2011 –. — с.255–260.
4. Молодцова И. В. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. — Москва, 2007. -№ 1
5. Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник нормативных документов Минобразования РФ / сост.Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004
6. Попова Р. И., Силакова О. В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися //Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5. С. 63–66.
7. Попова Р. И. Аспекты методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности Вестник Томского государственного педагогического университета Выпуск № 11 (126) / 2012 — С.54–58.
8. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т/ гл. ред В. В. Давыдов. — М. 1993. — Т 1. А –М.
9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256с.
10. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. — М., Молодая гвардия, 1971, с. 275.