На современном этапе развития общества важную роль в воспитании молодежи, формировании ее гражданской позиции играет образование. Согласно основным нормативным документам: закону РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования РФ до 2025 года», государственным образовательным стандартам общего образования второго поколения приоритетной задачей современной системы образования становится воспитание у учащихся патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, правам и свободам человека. В свою очередь формирование гражданственности и патриотизма школьников будет эффективным при введении педагогическими вузами таких дисциплин, изучение которых будет способствовать профессиональной готовности будущих педагогов к применению современных методов и форм гражданско-патриотического воспитания в условиях урочной и внеклассной работы.
На факультете безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в структуре подготовки бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности находят отражение знания и умения, способствующие ориентации личности в патриотическом отношении к культурному наследию нашей страны, мировым ценностям [2, 3, 4]. Анализируя, различные аспекты содержания подготовки бакалавров и магистров, обучающихся на факультете безопасности жизнедеятельности [1, 5, 6, 7] рассмотрим возможности учебных дисциплин в формировании методических знаний и умений, направленных на формирование гражданственности и патриотизма школьников.
Для бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») разработаны и реализуются модули «Дополнительное образование в области безопасности жизнедеятельности» и «Профильное обучение в области безопасности жизнедеятельности». Введение данных модулей в программу подготовки бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности приобретает особую актуальность в связи с обновлением образовательных стандартов общего и высшего образования.
Модуль «Дополнительное образование в области безопасности жизнедеятельности» включает следующие дисциплины «Система дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности», «Содержание и методики обучения безопасности жизнедеятельности в учреждениях дополнительного образования», «Основы организации и управления деятельностью учреждений дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности». Основной целью данного модуля является усвоение студентами теоретико-методических основ проектирования и управления обучением, воспитанием и развитием учащихся в структуре дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности. Модуль «Дополнительное образование в области безопасности жизнедеятельности» решает задачи:
- формирование у студентов знания о системе дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности, содержании и принципах построения образовательных программ в системе дополнительного образования;
- развитие методических умений подготовки к занятиям, отбора содержания методического материала в связи с современными тенденциями дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности.
На аудиторных занятиях — лекциях и практических занятиях — организуется образовательная деятельность бакалавров по усвоению основных программных вопросов:
- история становления и развития дополнительного образования детей;
- методика профессиональной деятельности педагога дополнительного образования;
- цели, задачи и принципы дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности;
- содержание образовательных программ гражданско-патриотической направленности в учреждениях дополнительного образования;
- методика и технология работы педагога дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности.
Внеаудиторные занятия связаны с организацией различных видов самостоятельной работы студентов. К наиболее значимым из них следует отнести: изучение научной и методической литературы; разработка методических проектов занятий гражданско-патриотической направленности (тематических планов занятий, занятий и их фрагментов и др.); выполнение индивидуальных исследовательских заданий по выбранной теме и др.
Особое внимание отводится выполнению индивидуальных исследовательских заданий бакалавров по выбранной теме как основной формы включения их в деятельность по самообразованию в сфере методики предметного обучения. Например, одно из исследовательских заданий, включает составление экспертного заключения на основе изучения структуры и опыта работы учреждения дополнительного образования по гражданско-патриотическому направлению. Задание может быть выполнено бакалаврами с использованием литературы, посещения учреждения дополнительного образования, беседы с методистом и т. д. В ходе составления заключения бакалавры должны отразить следующие вопросы: функции учреждения; цели и задачи; основные направления гражданско-патриотической работы; содержание и формы деятельности; результаты деятельности.
Модуль «Профильное обучение в области безопасности жизнедеятельности» включает дисциплины: «Содержание и организация профильного обучения в области безопасности жизнедеятельности», «Содержание и организация оборонно-спортивного профиля», «Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности». Целью данного модуля является формирование у студентов системы знаний, способов деятельности по методике профильного обучения в области безопасности жизнедеятельности, способности и готовности осуществлять профильное обучение школьников. Задачи модуля заключаются в формировании знаний о специфике содержания и организации предпрофильного обучения в области безопасности жизнедеятельности; формировании и развитии умений по проектированию элективных курсов гражданской и патриотической направленности. Содержательная составляющая данного модуля в дисциплине «Содержание и организация профильного обучения в области безопасности жизнедеятельности» позволяет рассматривать вопросы содержания и организации предпрофильного обучения в области безопасности жизнедеятельности; проектировании элективных курсов; профессиональной деятельности учащихся по организации практической ориентации школьников.
Более углубленную методическую подготовку к организации работы с учащимися по гражданско-патриотическому воспитанию студенты получают в магистратуре. Так, при изучении дисциплины «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности» магистранты знакомятся с научными разработками проблемы гражданско-патриотического воспитания в урочной и внеклассной работе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», возможностями содержания школьного курса ОБЖ по формированию и развитию гражданской позиции учащихся.
Магистранты планируют учебную работу с учетом возрастных психолого-физиологических особенностей школьников, что позволяет реализовать личностно-ориентированный и деятельностный подходы в процессе формирования гражданственности школьников.
Для магистерской программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности» требуется более углубленная методическая подготовка к организации урочной и внеклассной работы с учащимися по формированию гражданственности и патриотизма, поэтому нами разработаны и реализуются дисциплины: «Организация внеклассной работы по ОБЖ», «Система воспитания в курсе ОБЖ»
Дисциплина «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» нацелена на овладение студентами теоретическими знаниями и формирование умений и навыков по организации внеклассной работы с учащимися в области безопасности жизнедеятельности. Содержание курса включает вопросы о роли, принципах и видах внеклассной работы в условиях модернизации образования, учебно-методическом обеспечении внеклассных занятий по безопасности жизнедеятельности, особенностях организации исследовательской деятельности учащихся в процессе различных видов внеклассной работы. Деятельность магистров на практических занятиях направлена на изучение и анализ существующих программ внеклассных занятий, ознакомление с методическими требованиями к внеклассным занятиям, включает самостоятельную работу студентов по разработке содержания и методики исследований в области безопасности жизнедеятельности. Отчетной документацией для каждого студента по этой дисциплине является создание папки методических материалов, которая включает инструктивные задания для учащихся, практические работы, программы факультативных занятий и др.
В содержании дисциплины «Система воспитания в курсе ОБЖ» рассматриваются основные тенденции современных подходов к системе воспитания в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», теоретические основы воспитания в области безопасности жизнедеятельности на современном этапе и перспективы его развития. Большое внимание уделяется опыту реализации различных аспектов воспитания в области безопасности жизнедеятельности в педагогической практике, в том числе патриотическому воспитанию, которое в свою очередь включает различные направления: военно-патриотическое, национально-патриотическое, гражданско-патриотическое. В содержании дисциплины рассматриваются цели, задачи, принципы патриотического воспитания в урочной и внеклассной работе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», особенности деятельности преподавателя-организатора ОБЖ в реализации патриотического воспитания. Важным при изучении дисциплины является разработка направлений воспитательной работы и проектирование методики урочных и внеклассных мероприятий, направленных на развитие патриотизма и гражданственности школьников.
С учетом содержания учебного материала по указанным выше дисциплинам определяем методические и предметные умения бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, способствующие организации работы со школьниками по формированию патриотизма и гражданственности (таблица)
Таблица 1
Умения, формируемые у бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности при изучении дисциплин
Умения, формируемые у бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности |
Умения, формируемые у магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности |
- разрабатывать уроки гражданской направленности; - составлять планирование внеклассных мероприятий гражданской направлен-ности; - отбирать формы и методы патриотического воспитания учащихся; - развивать интерес учащихся к мероприятиям гражданско-патриотиче-ской направленности; - изучать интерес, способности, склонности учащихся; - работать с учебной и методической литературой; - изучать и обобщать опыт работы преподавателей организаторов ОБЖ |
- проектировать урочные и внеклассные занятия гражданско-патриотической направленности; - проектировать образовательные программы, элективные курсы гражданско-патриотической направленности; - руководить исследовательской деятельностью учащихся во внеклассной работе гражданско-патриотической направленности; - проектировать и проводить исследование по проблеме гражданско-патриотического воспитания |
В заключении отметим что, анализ проводимой экспериментальной работы позволил сформулировать основные положения методической подготовки бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности по формированию гражданственности и патриотизма у школьников:
- проектирование содержания дисциплин подготовки с учетом принципов: вариативности, преемственности, региональности, адаптации содержания образования и др.;
- последовательное моделирование в учебной деятельности содержания, форм и условий профессиональной деятельности студентов;
- взаимодействие и диалогическое общение субъектов образовательного процесса.
Литература:
1. Абрамова В. Ю., Бахвалова С. Б., Елизарова И. С. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 3–6.
2. Авдеева Н. В. Методические аспекты формирования общекультурных компетенций у бакалавров безопасности жизнедеятельности Молодой ученый. 2012 № 10. С.306–308.
3. Авдеева Н. В., Бырылова Е. А., Станкевич П. В. Роль культуры в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности //Мир науки, культуры, образования. 2012 № 5. С.36–39.
4. Бырылова Е. А., Авдеева Н. В. Возможности развития общекультурных компетенций у бакалавров безопасности жизнедеятельности при изучении курса «Защита и сохранение культурного наследия»//Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012 № 7 (22). С.96–99.
5. Костецкая Г.А, Киселева Э. М. Проблемы подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2012. Т.2. № 148. С.54–60.
6. Силакова О. В. Особенности обучения бакалавров направления «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» по экологической безопасности //Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С.1014–1018.
7. Спицына Т. А. Подготовка магистров педагогического образования в области жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету //Молодой ученый. 2013. № 8 (62). С.429–432.